Taxitaxitaxi.ru

Эволюшн
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Самостоятельная регулировка и подтяжка рулевой рейки

Самостоятельная регулировка и подтяжка рулевой рейки

Приветствую вас друзья на сайте ремонт автомобилей своими руками. Как заявляет производитель срок службы рулевой рейки более десяти лет.

При правильной эксплуатации это действительно так. Но другой фактор, а именно качество дорог, ямы, кочки, ухабы, стиль вождения не допускают таких условий.

Регулировка рулевой рейки

Регулировка рулевой рейки

Вообще обслуживание и регулировка рулевой рейки процедура не очень сложная и каждому автовладельцу справится с этим процессом вполне по силам, поэтому ехать на станцию техобслуживания не имеет смысла.

Для чего делается регулировка рулевой рейки

Наверное всем известно, что усилие на колеса передается через прямозубую или косозубую шестеренку, она в свою очередь взаимодействует зубчатой рейкой. Чтоб устранить зазор в зацеплении в ней используют прижимные пружины.

Регулировка рулевой рейки прежде всего делается для того, чтоб убрать все люфты и сделать управление автомобилем более четким и послушным.

Кстати если настройка рулевой рейки ваз или какой то другой модели была неправильной, то наблюдается тугое вращение руля, это происходит из за того, что был перетянут регулировочный винт.

В обслуживание входит не только подтяжка рулевой рейки, но и ее смазка маркировку которой можно найти в руководстве по эксплуатации, хотя этот процесс выполняется в основном только при ремонте.

В принципе регулировать рейку можно двумя способами это демонтировать ее с автомобиля и отрегулировать не снимая, то есть непосредственно на самом авто.

В снятом положении рейку регулируют, в основном после ремонта, то есть непосредственно перед установкой.

А если требуется просто подтянуть рейку, убрать лишние люфты, стуки, то регулировка проводится прямо на машине.

К основным неисправностям рулевой рейки относится следующее:

  • Ослаб крепеж рулевой рейки.
  • Износились шестеренки или рейка.
  • Не отрегулированное зацепление пары.
  • Износились втулки в месте соединения рулевых тяг к рейке.

Самостоятельная регулировка рулевой рейки

Многие начинающие владельцы авто думают, что подтянули рейку и все люфты пропали, но это не совсем так, она не всегда поддается регулировки и это факт.

А происходит это потому, что внутри образовалась уже слишком большая выработка деталей, а заглянуть во внутрь мы не можем не разобрав ее полностью, поэтому в некоторых случаях приходится снимать рейку с автомобиля.

Итак, как регулировать рулевую рейку в домашних условиях можно узнать, прочитав дальше статью. Как вы уже догадались эта процедура проводиться путем подтяжки регулировочного винта.

Для этого снимается защита двигателя, а автомобиль ставится на яму или эстакаду, хотя многие подтягивают рейку сверху, но приходится все делать на ощупь.

После нужно отыскать регулировочный винт его видно на фото (на разных марках авто его расположение может быть разное). Многие новички его сразу не находят потому что он бывает покрыт грязью.

Читайте так же:
Метки грм ваз 2106 для регулировки клапанов

На нем будет установленная заглушка из пластика, но не всегда, которую делает завод. Ее нужно удалить. На Ваз 2109, Ваз 2110, ВАЗ 2114 люфт устраняется при помощи специального ключика, продается он в любом автомобильном магазине и стоит копейки.

Прокручиваем вставленный ключ по немного против часовой стрелки и снова пробуем люфт рулевым колесом. Процедуру необходимо проводить столько раз, пока не исчезнет люфт и стук.

После чего можно проехаться и попробовать насколько туго стало вращение рулевого колеса, если руль стал слишком тугим, нужно ослабить немного регулировочный винт.

В принципе на этом работа считается завершенной, но если вдруг вам так и не удалось убрать люфт и стук, то рейку придется снимать и ремонтировать но это уже другая история. Удачной и ровной дороги.

Замена рулевой рейки ВАЗ 2110: самому или в сервисе?

Рулевые механизмы автомобилей подразделяются на два типа: червячные и реечные. При разном подходе к реализации задача у них одна: обеспечить связь между вращением рулевого колеса и поворотом колёс. Червячные механизмы проще в изготовлении, но не обеспечивают достаточной точности руления, что важно на высокой скорости. Поэтому на большинство современных легковых автомобилей устанавливается рулевая рейка. Этот узел более сложный в изготовлении и ремонте, но связь между углами поворота рулевого колеса и передних колёс автомобиля точнее. Для облегчения вращения руля в помощь водителю устанавливается гидро- или электроусилитель рулевого управления. Это делает вождение менее утомительным, но прибавляет хлопот при ремонте или замене рулевой рейки, в том числе и на ВАЗ 2110.

Конструкция и устройство рейки на ВАЗ 2110

Принцип работы рулевой рейки следующий. На окончании рулевого вала установлена шестерня. Она находится в зацеплении с зубчатой рейкой (отсюда и название). При повороте рулевого колеса шестерня двигает рейку влево–вправо, поворачивая колёса. Для этого рулевые рычаги связаны с рейкой рулевыми тягами.

Рулевая рейка

Так выглядит демонтированный механизм

Проектировщикам рейки необходимо достичь компромисса между лёгкостью и удобством рулевого управления. Всё зависит от передаточного числа «шестерня-рейка».

  • Если руль сделать лёгким, управление станет размазанным, для поворота придётся делать слишком много оборотов рулевого колеса. Это небезопасно при движении на трассе, где важна быстрая реакция.
  • Острое рулевое управление более предсказуемое и безопасное, но при этом водитель прилагает значительные усилия при маневрировании, особенно на парковке.
  • Рейка с переменным передаточным числом частично решает эту проблему. В околонулевой зоне рулевое управление острое, это придаёт уверенности на скоростной трассе. Ближе к краям рулить легче, но и оборотов руля приходится делать больше. Это удобно, например, на какой-либо парковке при малых скоростях.

Для сохранения баланса между остротой и лёгкостью управления на рулевой механизм устанавливаются усилители. По принципу действия они бывают гидравлическими (ГУР) и электрическими (ЕУР).

На ВАЗ 2110 устанавливается три типа рулевых реек: без усилителя (с переменным передаточным числом), с гидроусилителем и электроусилителем, причём установку усилителя можно выполнить самостоятельно.

Признаки неисправности

При отсутствии должного ухода, такого, как смазка подшипников и проверка люфтов, рулевая рейка может быстро выйти из строя. Признаки неисправности, которые сигнализирует, что механизм уже должен меняться:

  • Ощутимый стук при проезде неровностей, который передаётся на рулевое колесо. Если стук слышен при повороте руля — ездить на таком авто небезопасно, необходимо срочно диагностировать механизм.
  • Сильный люфт рулевого колеса свидетельствует об ослаблении крепёжных элементов или износе сочленения «шестерня-рейка».
  • Увеличилось усилие при повороте колёс.
  • Слышен шум в работе гидроусилителя (при его наличии).
  • Причиной стука может быть недостаточно смазанный подшипник или износ пары «шестерня-рейка». Если при покачивании рулевого вала в месте соединения с рейкой есть ощутимый люфт, необходим ремонт. Если нет — достаточно проверить и подтянуть места сочленения втулки и шестерни рулевого вала.

Подтяжка рулевой рейки в тисках

Для крепления рейки используют мощные тиски

Видео: Как подтянуть разболтавшийся механизм

Демонтаж, диагностика и установка рулевой рейки

Вне зависимости от того, будет производиться ремонт или замена рейки, её необходимо правильно снять и установить на место.

Заменить рулевое колесо на «классике» совсем несложно при наличии должного желания. Информацию по демонтажу можно черпать из данного материала: https://vazweb.ru/desyatka/upravlenie/kak-pomenyat-rul-na-klassicheskih-modelyah-vaz-2101-2107.html

Список инструментов для работы своими руками

Для демонтажа и ремонта понадобятся следующие инструменты:

  • плоские отвёртки разных размеров;
  • монтировка или монтажная лопатка;
  • небольшой молоток;
  • плоскогубцы;
  • динамометрический ключ;
  • набор торцевых и накидных ключей размером от 10 до 27;
  • рожковые ключи на 10, 13, 15;
  • спецключ для регулировки рулевой рейки. Такой ключ приобретается в автомагазине или изготавливается самостоятельно.

Ключ для подтяжки рулевой рейки

Пример ключа для подтяжки рулевой рейки

Как снять деталь с авто для проверки

Схема рулевой рейки ВАЗ 2110

Нужно знать расположение деталей в рейке, чтобы провести диагностику тщательно и скрупулёзно

Последовательность снятия рейки:

    Откручиваем в салоне крепление рулевого кардана к валу рулевой рейки.

Замена рулевой рейки ВАЗ 2110

Демонтируйте все болты крепления

  • Для снятия рейки без тяг надо открутить стопорную пластину и болты крепления тяг к рейке. Затем отводим тяги в сторону.
  • Если механизм демонтируется с тягами, их предварительно отсоединяют от поворотных рычагов.

Замена рулевой рейки ВАЗ 2110

Снимаем демонтированную деталь

Необходимость замены рулевой рейки: диагностика

Для восстановления работоспособности рулевой рейки не всегда требуется её замена, часто проблему можно решить, проведя техническое обслуживание с заменой наконечников, чехла и втулок. Обслуживать рулевую своими силами новичкам не стоит. B конструкции этого механизма имеется множество пружинок и прессовочных шайб, и разобрать мехнизм, перебрать детали и правильно заменить их на новые сможет не каждый. Непрофессиональная установка этих деталей приведёт к некорректному функционированию механизма. То же самое касается, если требуется ослабить механизм или сделать его подтяжку. Также необходимо помнить, что выполнение работ по ремонту вполне может оказаться дороже замены, посему выбор порой очевиден.

Для автомобилей ВАЗ 2110 выпускаются разные по составу ремкомплекты рулевой рейки. Они также различаются по году выпуска и наличию усилителя.

Восстановленная рулевая рейка ВАЗ 2110

Опытные автовладельцы восстанавливают рейки самостоятельно, но не всегда существует такая возможность

Рули автомобилей ВАЗ 2113-2115 не отличаются выдающимся дизайном, поэтому многие автолюбители предпочитают их заменить. Для проведения самостоятельной процедуры замены рекомендуется ознакомиться с данной статьёй: https://vazweb.ru/desyatka/upravlenie/kak-snyat-i-zamenit-rulevoe-koleso-na-vaz-2114-i-2115-svoimi-rukami.html

Поменять деталь необходимо в следующих случаях:

  • трещина в корпусе рейки или сорвана резьба крепления наконечников;
  • очень сильные стуки в рейке, увеличенный люфт рулевого механизма;
  • коррозия внутренних деталей рулевой рейки, вызванная разрывом резинового чехла;
  • рейка деформировалась после аварии.

В вышеперечисленных случаях восстанавливать снятую деталь не имеет смысла. Восстановление у профессиональных мастеров будет стоить немалых денег. Поэтому целесообразней будет менять рейку целиком, на что потребуется меньше времени и финансовых затрат. Намного проще будет приобрести в магазине новую и поставить её в сборе на место старой, обеспечив отличную работу рулевого механизма на несколько лет вперёд.

Для того чтобы сделать развал-схождение в автомобиле ВАЗ 2110 совсем необязательно обращаться в автосервис. Подробности проведения процедуры: https://vazweb.ru/desyatka/hodovaya/razval-shozhdenie-vaz-2110.html

Установка новой

После проведения диагностики и ремонта рейки устанавливаем её на место:

  1. Выставляем рейку в среднее положение. Для этого выкручиваем вал в любую сторону до упора и возвращаем его на 2,5 оборота. Лыска вала должна быть справа и располагается вертикально.
  2. Аккуратно заводим механизм через арку и закрепляем его в обратной последовательности демонтажу. затянуть болты надо динамометрическим ключом.

Не следует при неисправности рулевого управления сразу звонить в СТО или покупать весь узел целиком. При наличии элементарных слесарных навыков можно починить и отрегулировать рулевую рейку в собственном гараже. При этом вы будете уверены в том, что не потратили лишних денег и работы выполнены качественно.

Ремонт рулевой рейки ВАЗ

Рулевая рейка, доставляет немало хлопот владельцам переднеприводных ВАЗов, часто увеличенные люфты в ней, является источником постоянных стуков и плохой управляемости автомобиля. Типичными неисправностями рулевой рейки без гидроусилителя, на автомобилях ВАЗ (2108, 2109, 21099, 2110, 2111, 2112,2113,2114,2115, Калина, Приора), являются:

Ремонт рулевой рейки ВАЗ

  • стук при движении (в основном с правой стороны);
  • увеличенный люфт рулевого колеса (как следствие, виляние автомобиля на скорости, невозможность выставить «развал – схождение», увод автомобиля в сторону);
  • «закусывание» рулевого вала (трудности с управлением, вероятность заклинивания руля на ходу);
  • износ внутренних частей рейки и так далее;

Существует несколько вариантов исправления проблемы с рулевой рейки:

  1. регулировка;
  2. замена ремонтного комплекта;
  3. замена целиком всего узла;

Регулировка позволяет устранить люфты, и на некоторое время восстановить работоспособность рейки. При сильном износе внутренних валов, регулировка не может убрать люфты («тугой руль»), и необходимо поменять рем комплект. Целиком, рулевую рейку, обычно меняют при деформации или нарушении целостности корпуса.

Схема рулевого механизма

Снятие рулевой рейки

Для того чтобы извлечь рейку, необходимо:

  • поднять перед и снять колеса;
  • открутить и снять рулевые наконечники;
  • отсоединить рулевой вал в салоне;
  • открутить крепление рулевой рейки и вывести ее в сторону;

Разборка

Для разборки рулевой, понадобятся «спец ключи» (они же используются для регулировки).

Начинать необходимо со следующего:

  • снять рулевые тяги (предварительно пометив или запомнив сторону);
  • снять резиновый пыльник и резиновый наконечник;
  • открутить регулировочную и упорную втулки и вытащить валы;
  • извлечь пластиковую втулку, изнутри корпуса;
  • очистить валы, детали и корпус от смазки и грязи;

Ремонт

После разбора и очистки, необходимо произвести «дефектовку» деталей, и определить степень замены:

— визуально осматривается корпус. На предмет сколов, трещин и так далее;

— осмотр валов на заусенцы, износ, царапины и тому подобное;

После того как определятся дефектные детали, можно начинать сборку:

— запрессовывается новая пластиковая втулка;

— запрессовываются новые подшипники;

— вставляются и собираются валы;

— обильно смазываются подходящей смазкой (литол, фиол, униол)

— производится предварительная регулировка (регулировочная втулка затягивается до упора, затем ослабляется до того момента, как вал можно будет провернуть рукой);

— одеть и закрепить резиновый пыльник (желательно использовать новый);

— установить рулевые тяги с наконечниками, не затягивая их;

Ремонт рулевой рейки ВАЗ 2108, 2109 (Видео):

Установка

При установке рулевой рейки, необходимо помнить о таких условиях:

  1. когда устанавливается рулевая колонка, рулевое колесо должно быть по центру, и иметь равное количество оборотов в одну и в другую сторону (допускается небольшие отклонения, они будут исправлены на стенде «развал — схождения»);
  2. прикрутить рейку к кузову;
  3. вставить и затянуть рулевые наконечники;
  4. надеть колеса и опустить автомобиль;
  5. стабилизировать подвеску и затянуть рулевые тяги на сайлентблоков;

Проверка и регулировка

После установки, рейку, необходимо окончательно отрегулировать. Не должно быть вертикального люфта, в рулевой рейке, при проверке рулевых тяг. Люфт на рулевом колесе, должен быть в пределах нормы (прим. 15 град). Руль должен вращаться легко, без закусываний, с равным количеством витков в обои стороны. При движении и повороте, рулевое колесо должно само возвратится в исходное положение, без помощи водителя.

Следующая регулировка должна быть на первых 500 – 800 км пробега, после ремонта.

Еще, после ремонта, необходимо проверить и отрегулировать углы установки колес. P.S Если у вас не получилось самостоятельно отремонтировать рулевую рейку, то обратитесь за помощью к профессиональному автосервису.

Сборка рулевой рейки 2108

Сборка рулевой рейки 2108

Соберем после полной разборки рулевую рейку автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099. Попутно будем заменять изношенные детали новыми.

Порядок сборки рулевой рейки 2108 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Устанавливаем на место игольчатый подшипник вала рейки (если он снимался)

Проще всего это сделать отрезком трубы подходящего диаметра. Через нее молотком забить подшипник в его посадочное место в картере рулевого механизма.

игольчатый подшипник рейки

Установка игольчатого подшипника рулевой рейки

— Устанавливаем в корпус новую опорную втулку рейки

Своими выступами втулка должна встать в пазы внутри корпуса. Имеющиеся на втулке демпфирующие кольца после установки разрезаем и удаляем отрезанные куски. Смазываем втулку смазкой (Фиол-1).

опорная втулка рейки

Установка опорной втулки рулевой рейки

— Устанавливаем рейку внутрь корпуса

Также смазываем ее перед установкой.

— Собираем вал рейки.

Напрессовываем на него подшипник при помощи трубки подходящего диаметра. Фиксируем подшипник стопорным кольцом.

подшипник на вал рейки

Сборка вала рулевой рейки

— Устанавливаем вал с подшипником в корпус рулевой рейки

Перед установкой закладываем в корпус рейки, в отверстие под вал с подшипником и в игольчатый подшипник, немного смазки (20-30 гр). Можно слегка постучать по валу сверху, чтобы его конец вошел в отверстие игольчатого подшипника, установленного нами ранее в корпус рейки.

— Устанавливаем и заворачиваем гайку подшипника

Предварительно в гайку вставляем уплотнительное резиновое кольцо и пластиковую защитную шайбу. Гайку заворачиваем специальным ключом до упора. Поверх гайки вставляем в корпус пружинную стопорную шайбу и резиновый пыльник с кольцом.

вал в корпус

Установка гайки подшипника рулевой рейки

— Устанавливаем упор рулевой рейки

Перед установкой все детали и отверстие в корпусе по них обильно смазываем смазкой. Вначале в корпус рейки вставляется сам упор, затем стопорное кольцо, потом пружина упора (в отверстие в упоре) и все это затягивается гайкой упора при помощи специального ключа (см. фото в начале статьи).

Гайка затягивается до отказа но без усилия (момент 1,12 – 1,37 кгс.м), а затем отпускается на величину двух делений, нанесенных на гайке (т.о. выставляется тепловой зазор 0,12 мм между рейкой и упором). При необходимости (наличие стуков рейки в корпусе) рекомендуется провести регулировку затяжки гайки упора на установленной на автомобиль рейке.

установка упора рейки

Установка упора рулевой рейки

— Устанавливаем на корпус рейки защитный пыльник, колпак, опоры и уплотнитель
Примечания и дополнения

— Дефектные детали при сборке рулевой рейки 2108 необходимо заменить исправными. Например, это касается самой рейки – износ ее зубьев в месте контакта с шестерней вала сделает невозможным устранение стука посредством затяжки гайки упора. То же самое касается и шестерни вала рейки.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector