Taxitaxitaxi.ru

Эволюшн
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

14. 9 Углы установки передних колес

14.9 Углы установки передних колес

Проверку углов установки передних колес необходимо проводить на стенде, при этом автомобиль должен находиться в горизонтальном положении с передними колесами, установленными для прямолинейного движения. Предварительно убедитесь, что подвеска и рулевое управление находятся в нормальном состоянии, шины и колеса не имеют дефектов.

Схождение определяется как разность расстояний (В–А) между передними и задними бортами ободов колес. Положительное схождение означает, что колеса спереди расположены ближе друг к другу, чем сзади, при измерении на высоте средней точки колеса.

Если схождение не соответствует требуемому значению, ослабьте левую и правую контргайки наконечников рулевых тяг, затем, вращая тяги, установите требуемые углы. Затяните контргайки. Схождение (B–A): 0±2 мм.

  • Регулировка схождения должна выполняться вращением левого и правого наконечника рулевой тяги на одинаковый угол.
  • При регулировке схождения ослабьте внешний хомут крепления защитного чехла, чтобы предотвратить его скручивание.
  • После регулировки затяните контргайки наконечников рулевых тяг и хомуты крепления чехлов.
  • Отрегулируйте схождение так, чтобы разница между левой и правой стороной не отличалась более чем на ±1 мм.

Момент затяжки контргайки наконечника рулевой тяги: 50–60 Н•м

Развал – это угол наклона колеса по отношению к дорожному покрытию в вертикальной плоскости. Он может быть положительным, если колеса наклонены наружу, или отрицательным, если колеса наклонены внутрь. Угол развала устанавливается при изготовлении автомобиля и не может регулироваться. Развал: 0°± 30′.

Угол продольного наклона шкворня

Угол продольного наклона шкворня устанавливается при изготовлении автомобиля и не может регулироваться. Если угол продольного наклона шкворня не соответствует требуемым значениям, замените погнутые или поврежденные детали. Угол продольного наклона шкворня: 2°49’±30.

  1. Перед проверкой и регулировкой углов установки колес передняя подвеска должна быть свободна от изношенных, свободных или поврежденных деталей.
  2. Регулировку углов установки колес необходимо проводить, используя специальный инструмент 09529–21000.
  3. Развал и угол продольного наклона шкворня устанавливаются при изготовлении автомобиля и не могут регулироваться.
  4. Если развал и угол продольного наклона шкворня не соответствуют требуемым значениям, замените погнутые или поврежденные детали.
  5. Разность отклонения угла продольного наклона шкворня между левой и правой стороной автомобиля должна быть не более ±30′.

Регулировка схождения задних колес

Схождение задних колес: 4 (+3/ –1) мм.

Левая сторона: вращение по часовой стрелке –> положительное схождение.
Правая сторона: вращение по часовой стрелке –> отрицательное схождение.
Изменение схождения при повороте соединительной тяги на один оборот: 0,6 мм (0,6°).

Проверка и регулировка углов установки колес

Проверка и регулировка развал-схождение выполняются на специальных стендах согласно инструкции по эксплуатации стенда.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Замена или ремонт деталей подвески на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 могут повлечь за собой изменение углов установки колес, поэтому проверка развал-схождение колес обязательна.

У нового обкатанного автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 в снаряженном состоянии при полезной нагрузке 3136 Н (320 кгс) (4 человека и 40 кг груза в багажнике) углы установки колес должны иметь следующие значения:

развал. 0°±30′
схождение. (0+1) мм
угол продольного наклона оси
поворота. ГЗО’+ЗО’

Перед регулировкой развал-схождение колес проверьте:
— давление воздуха в шинах;
— радиальное и осевое биение дисков колес: радиальное и осевое биение дисков не должно превышать для осевого -1 мм, для радиального — 0,7 мм;
— свободный ход (люфт) рулевого колеса;
— свободный ход (люфт) в подшипниках ступиц передних колес;
— техническое состояние деталей и узлов подвески (отсутствие деформаций, разрушения и износа сайлентблоков, недопустимой осадки верхней опоры стойки подвески).

Читайте так же:
Газонокосилка stihl регулировка карбюратора

Замеченные неисправности устраните.

После установки автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 на стенд, непосредственно перед контролем развал-схождения, «прожмите» подвеску автомобиля, прикладывая 2-3 раза усилие 392-490 Н (40-50 кгс), направленное сверху вниз, сначала к заднему бамперу, а потом — к переднему бамперу. При этом колеса автомобиля должны располагаться параллельно продольной оси автомобиля.

При проверке и регулировке развал-схождения колес сначала проверяйте и регулируйте угол продольного наклона оси поворота, затем угол развала колес и в последнюю очередь — схождение колес.

Угол продольного наклона оси поворота. Если угол продольного наклона оси поворота не соответствует данным, приведенным выше, измените количество регулировочных шайб, установленных на обоих концах растяжек подвески. Для увеличения угла продольного наклона оси поворота уменьшите количество шайб на растяжке в передней или задней ее части. И наоборот, для уменьшения угла добавьте количество шайб, но только в задней части растяжки, так как впереди это выполнить не всегда возможно из-за короткой резьбовой части растяжки. При изменении количества шайб на растяжке следите за тем, чтобы фаски на шайбах были обращены в сторону упорного торца растяжки. Это правило соблюдайте и при установке внутренней упорной шайбы сайлентблока, когда полностью удалены регулировочные шайбы. При несоблюдении этих требований возможно ослабление затяжки гаек крепления растяжек.

Количество регулировочных шайб на растяжке не должно быть более двух впереди, четырех — сзади.

Для того чтобы не изменилось положение растяжки относительно рычага передней подвески при регулировке продольного наклона оси поворота, пользуйтесь специальным приспособлением, которое фиксирует растяжку относительно рычага передней подвески, тем самым не позволяет поворачиваться растяжке от воздействия усилий при заворачивании гайки крепления растяжки к рычагу. Это требование необходимо соблюдать, чтобы не допустить преждевременного износа сайлентблока и резиновой подушки, на которые опираются концы растяжки.

При установке или изъятии одной регулировочной шайбы угол продольного наклона оси поворота изменяется приблизительно на 19′.

Угол развала передних колес на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099. Если угол развала передних колес отличается от нормы, то отрегулируйте развал. Для регулировки развала ослабьте гайки верхнего и нижнего болтов и, поворачивая верхний регулировочный болт 3 (см. рис. 6.1), установите необходимый угол развала колес. По окончании регулировки угла развала колес затяните гайки моментом 88,2 Нм (9 кгс-м).

Схождение передних колес на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099. Если схождение колес не соответствует норме, ослабьте ключом 67.7812.9556 стяжные болты наконечников рулевых тяг и, вращая тяги 5 (см. рис. 7.1), установите необходимое схождение. Затем убедитесь, что плоскость С шарового шарнира 2 параллельна плоскости D опорной поверхности поворотного рычага 3, после регулировки схождения затяните стяжные болты наконечников рулевых тяг моментом 19,1-30,9 Нм (1,95-3,15 кгс-м).

передняя подвеска автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 в сборе
Рис. 6.1. Передняя подвеска автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 в сборе:

А контрольный размер; 1 — телескопическая стойка; 2 — гайка; 3 — эксцентриковый болт; 4 — гайка; 5 — поворотный кулак; 6 — вал привода переднего колеса; 7 — защитный чехол шарнира; 8 — наружный шарнир вала; 9 — нижний рычаг; 10 — шаровая опора; 11 — декоративный диск (колпак) колеса; 12 — ступица; 13 — тормозной диск; 14 — защитный кожух; 15 — поворотный рычаг; 16 — нижняя опорная чашка; 17 — пружина подвески; 18 — защитный чехол телескопической стойки; 19 — буфер хода сжатия; 20 — верхняя опорная чашка; 21 — подшипник верхней опоры; 22 — верхняя опора стойки.

Читайте так же:
Ваз 21213 регулировка передней двери

схема рулевого управления автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

Рис. 7.1. Схема рулевого управления автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099:

1 — наконечник рулевой тяги; 2 — шаровой шарнир наконечника рулевой тяги; 3 — поворотный рычаг; 4 — контргайка; 5 — рулевая тяга; 6, 8 — внутренние наконечники рулевых тяг; 7 — болты крепления рулевых тяг к рейке; 9 — скоба крепления рулевого механизма; 10 — опора рулевого механизма; 11 — защитный чехол; 12 — соединительная пластина; 13 — стопорная пластина; 14 — сайлентблок; 15 — демпфирующее кольцо; 16 — опорная втулка рейки; 17 — рейка; 18 — картер рулевого механизма; 19 — стяжной болт муфты; 20 — нижний фланец эластичной муфты; 21 — верхняя часть облицовочного кожуха; 22 — демпфер; 23 — рулевое колесо; 24 — шариковый подшипник; 25 — вал рулевого управления; 26 — нижняя часть облицовочного кожуха; 27 — кронштейн крепления вала рулевого управления; 28 — защитный колпачок; 29 — роликовый подшипник; 30 — приводная шестерня; 31 — шариковый подшипник; 32 — стопорное кольцо; 33 — защитная шайба; 34 — уплотнительное кольцо; 35 — гайка подшипника; 36 — пыльник; 37 — уплотнительное кольцо упора; 38 — стопорное кольцо гайки упора; 39 — упор рейки; 40 — пружина; 41 — гайка упора; 42 — палец шарового шарнира; 43 — защитный колпачок; 44 — вкладыш шарового пальца; А — метка на пыльнике; В — метка на картере рулевого механизма; С — поверхность шарового шарнира; D — поверхность поворотного рычага.

Регулировка угла продольного наклона оси поворота колеса

Осуществляется изменением количества регулировочных шайб, прокладок или скоб.

на автомобиле ВАЗ-2109 шайбами 23 (рис 1.3), устанавливаемыми на конце растяжки 29 рычага подвески (угол увеличивается при уменьшении количества шайб). Спереди допускается установка не более 2 шайб и не более 4 сзади шарнира;

Рисунок 1.3. Передняя подвеска автомобиля ВАЗ-2109:

1 — кузов автомобиля; 2 — верхняя опорная чашка; 3 — буфер сжатия в сборе с защитным кожухом; 4 — опора буфера сжатая; 5 — пружина подвески; 6 — нижняя опорная чашка пружины; 7 — шаровой шарнир рулевой тяги; 8 — поворотный рычаг; 9 — телескопическая стойки; 10 — эксцентриковая шайба; 11 и 23 — соответственно регулировочные болт и шайбы; 12 — кронштейн стойки; 13 — поворотный кулак; 14 — болт крепления стойки к поворотному кулаку; 15 — защитный кожух; 16 — стопорное кольцо; 17 и 20 — колпак и подшипник ступицы колеса; 18 — шлицевой хвостовик корпуса шарнира привода колеса; 19 — ступица колеса; 21 — тормозной диск; 22 — рычаг подвески; 24, 26 и 27 — соответственно стойка, подушка и кронштейн крепления стабилизатора поперечной устойчивости; 25 — стабилизатор; 28 — кронштейн кузова; 29 — растяжка рычага подвески; 30 — шайбы; 31 — кронштейн крепления растяжек; 32 — резиновая распорная втулка переднего шарнира растяжки; 33 — втулка; 34, 35 и 37- соответственно защитный чехол, подшипник и корпус шарового пальца; 36 — шаровой палец; 38 — шток стойки подвески; 39 и 40 — соответственно наружный и внутренний корпусы верхней опоры; 41, 42, 43, 44, 45 — соответственно подшипник, резиновый элемент, ограничитель, защитный колпак и гайка крепления верхней опоры; 46 — болт; I — верхняя опора телескопической стойки; II — шаровой палец рычага подвески; III — передний шарнир растяжки рычага подвески; а — контролируемый зазор между резиновым элементом и ограничителем верхней опоры

Читайте так же:
Регулировка стекол лада калина

на автомобилях АЗЛК 2141 – шайбами 24, устанавливаемыми на штанге стабилизаторе 25 (рис. 1.5) поперечной устойчивости между его уступом и чашкой 23 шарнира (при установке шайбы толщиной 3 мм, угол уменьшается примерно на 0°20′);

на автомобиле ВАЗ – 2105 (06, 07) шайбами 15 или П–образными прокладками, устанавливаемыми между осью (рис. 1.4) нижнего рычага и поперечной снизу автомобиля (при добавлении на передний болт одной шайбы или прокладки толщиной 0,5 мм, угол уменьшается примерно (18. 20′), а толщиной 0,8 мм примерно на (29. 32′), при толщине прокладки соответственно 0,5 мм и 0,8 мм при одновременном уменьшении угла развала колёса соответственно на 7. 9’и 11. 14′;

Рисунок 1.4. Передняя подвеска автомобиля ВАЗ-2105:

1 — подшипник ступицы колеса; 2 — колпак; 3 — регулировочная гайка; 4 — ось ступицы; 5 — ступица; 6 — тормозной диск; 7 — поворотная стойка; 8 и 9 — соответственно верхние рычаг и шаровой шарнир; 10 — буфер хода сжатия; 11 — опорный стакан; 12 — резиновые подушки; 13 и 26 — верхняя и нижняя опорные чашки пружины; 14 — ось верхнего рычага; 15 — регулировочная шайба; 16 и 25 — кронштейны крепления соответственно штанги стабилизатора и амортизатора; 17 — резиновая втулка; 18 — штанга стабилизатора; 19 — лонжерон кузова; 20 — ось нижнего рычага; 21 — нижний рычаг; 22 — пружина подвески; 23 — о6ойма; 24 — амортизатор; 27 — корпус нижней шаровой опоры; 28 — направляющая шпилька ступицы

на автомобилях ИЖ – 27151 – одинарными (устанавливаемыми на один болт), П–образными регулировочными скобами 7 (рис. 1.5), устанавливаемыми между осью 6 верхнего рычага и поперечиной подвески (при добавлении одной скобы толщиной 1,5 мм на передний болт, угол уменьшается примерно на 40′, а на задний увеличивается на 40′, при этом угол развала уменьшается примерно на 10′;

На автомобиле ЗАЗ-1102 угол продольного наклона осей поворота колёс в эксплуатации обычно не регулируется.

Для исключения увода автомобиля в одну сторону при движении необходимо, что бы разность углов наклона осей поворота обоих передних колёс не превышала 30′.

Рисунок 1.5. Передняя подвеска автомобиля ИЖ-27151:

1 — поперечина подвески; 2 — пружина; 3 — прокладка пружины; 4 — амортизатор; 5 — опора поперечины; 6 — ось верхнего рычага; 7 — регулировочные скобы; 8 — верхний рычаг; 9, 12 и 13 — верхняя, средняя и нижняя чашки подушек амортизатора; 10, 22, 28, 37, 39 и 46 — гайки; 11 — подушка амортизатора; 14 — буфер отбоя; 15 — шаровой шарнир; 16 — поворотная стойка передней подвески: 17, 18, 26, 31, 35, 41 и 43 — болты; 19 — резиновая втулка амортизатора; 20 — распорная втулка; 21 — кронштейн амортизатора; 23 — тормозной диск; 24 — ступица; 25 — шпилька; 27 — стопорная шайба; 29 — колпак, 30 и 32 — роликовые подшипники; 33 — сальник; 34 — шплинт; 36 — шаровая опора; 38 — поворотный рычаг; 40 — буфер сжатия; 42 — нижний рычаг; 44 -распорная шайба; 45 — пружинная шайба; 47 — стяжки (скоба), используемые при транспортировке передней подвески в сборе, а также при ремонте.

Регулировка углов развала колёс на переднеприводных автомобилях.

Производится путём изменения положения поворотного кулачка относительно телескопической амортизационной стойки при помощи болтов их крепления с эксцентриками:

на автомобилях ВАЗ-2109 и ЗАЗ-1102 – болтами 11(рис. 1.3) и 21 (рис. 1.6), поворачивая в одну сторону или другую сторону при отпущенных нижних болтах;

Читайте так же:
Регулировка главного цилиндра сцепления ваз 2107

на автомобиле АЗЛК-2141 – нижним болтом 15 (рис. 1.1), при отпущенном верхнем болте.

Рисунок 1.6. Передняя подвеска с шарнирным валом (левая сторона) автомобиля ЗАЗ-1102:

1 — поперечина кузова; 2 — кронштейн; 3 — реактивная штанга: 4 — рычаг; 5 — сайлент-блок рычага; 6 — амортизаторная стойка; 7 — рулевая тяга; 8 — чехол; 9 — пружина; 10 — буфер; 11 — опорная чашка пружины; 12 — опора; 13 — прокладка; 14 — упорный подшипник; 15 — гайка; 16 — чашка кузова; 17 — колпачок; 18 — ограничитель хода верхней опоры; 19 и 32 — гайки крепления соответственно амортизаторной стойки с поворотным кулаком и реактивной цгганги; 20 и 21 — соответственно специальные шайба и болт; 22 — шаровой палец; 23 и 24 — нижний и верхний вкладыши; 25 — поворотный кулак; 26 — нижний цилиндр: 27 — стяжной болт клеммного соединения: 28 — болт; 29 — гайка крепления нижнего шарнира; 30 — шайба; 31 — сайлент-блок: 33 — буксирная проушина

Регулировка углов развала на автомобилях с классической схемой компоновки производится теми же регулировочными шайбами, скобами или прокладками, которые устанавливаются одновременно на оба крепления нижнего (ВАЗ) или верхнего (ИЖ) рычага;

на автомобиле ВАЗ-2105 (-06, -07) при добавлении на передний и задний болт крепления нижнего рычага по одной шайбе 15 (рис.1.4) толщиной 0,5 мм или 0,8 мм, угол развала уменьшается соответственно на (7. 9′) или (11. 14′), при удалении увеличивается на такую же величину;

на автомобиле ИЖ-27151 при удалении одной двойной (устанавливаемой на оба болта крепления верхнего рычага) регулировочной скобы 7 (рис. 1.5) толщиной 1,5 мм угол развала увеличивается примерно на 20′, а при удалении колодки толщиной 3,5 мм на 45′, а при их добавлении уменьшается на столько же.

Разность углов развала левого и правого колеса не должна превышать 30′ для исключения увода автомобиля в сторону при движении. При прочих равных условиях увод автомобиля происходит в сторону колеса с большей величиной угла развала.

Невозможность регулировки угла развала передних колёс (когда на ВАЗ-2105, -06, -07 и ИЖ-27151 удалены все прокладки) свидетельствует о деформации элементов подвески или элементов кузова.

Некачественная регулировка или нарушение угла развала приводит к повышенному или неравномерному износу шин (рис. 1.7).

Рисунок 1.7. Виды износа и причины изнашивания шины колеса:

а — нормальный равномерный износ; б — повышенный износ середины протектора— эксплуатация шины с повышенным давлением воздуха; в — повышенный износ крайних дорожек без ступенек — эксплуатация шины с пониженным давлением воздуха; г — повышенный износ наружных дорожек передних колес (изображено правое колесо, вид сзади) — увеличенный угол схождения колес; д — повышенный износ внутренних дорожек передних колес (изображено правое колесо, вид сзади)— отрицательный угол схождения колес; е — повышенный износ внутренних передних колес дорожек со ступеньками между ними (изображено правое колесо, вид сзади) — отрицательный угол развала колес; ж — повышенный ступенчатый износ внутренних дорожек задних колес (изображено правое заднее колесо, вид сзади) — отрицательный угол развала задних колес (погнута задняя балка); з — местный износ в виде отдельных пятен (на любом колесе) — нарушена балансировка колес

Но больше по сравнению с углами развала передних колёс влияет на износ шин, а также на устойчивость и управляемость оказывает влияние схождение колёс и соотношение углов поворота колёс.

Читайте так же:
Регулировка вилки сцепления уаз буханка

Развал, схождение колес Ваз-2109

Рис. 1. Угол продольного наклона оси поворота колеса

Рис. 2. Угол развала колеса

Рис. 3. Схождение колес

Для обеспечения хорошей устойчивости и управляемости автомобиля передние колеса установлены под определенными углами относительно элементов кузова и подвески. Регулируют три параметра: схождение, угол развала колеса, угол продольного наклона оси поворота.

Угол продольного наклона оси поворота (рис. 1) — угол между вертикалью и линией, проходящей через центры поворота шаровой опоры и подшипника опоры телескопической стойки, в плоскости, параллельной продольной оси автомобиля. Он способствует стабилизации управляемых колес в направлении прямолинейного движения. Этот угол зависит от количества регулировочных шайб на концах растяжки. Для уменьшения угла шайбы добавляют, а для увеличения снимают. При установке/удалении одной шайбы угол изменяется приблизительно на 19′. Симптомы отклонения величины угла от нормы: увод автомобиля в сторону при движении, разные усилия на рулевом колесе в левых и правых поворотах, односторонний износ протектора.

Угол развала колеса (рис. 2) — угол между плоскостью вращения колеса и вертикалью. Он способствует правильному положению катящегося колеса при работе подвески. Угол регулируется поворотом верхнего болта крепления телескопической стойки к поворотному кулаку. При сильном отклонении этого угла от нормы возможен увод автомобиля от прямолинейного движения, односторонний износ протектора.

Схождение колес (рис. 3) — угол между плоскостью вращения колеса и продольной осью автомобиля. Схождение можно также определить как разность расстояний между закраинами ободьев, замеренных сзади и спереди колес на уровне их центров. Схождение колес способствует правильному положению управляемых колес при различных скоростях движения и углах поворота автомобиля.

Схождение изменяется вращением регулировочных муфт при ослабленных контргайках наконечников рулевых тяг. Перед регулировкой рейку рулевого механизма устанавливают в среднее положение (спицы рулевого колеса — горизонтально). Признаки отклонения схождения от нормы: сильный пилообразный износ шин в поперечном направлении (даже при небольших отклонениях), визг шин в поворотах, повышенный расход топлива из-за большого сопротивления качению передних колес (выбег автомобиля намного меньше положенного).

Контроль и регулировку углов установки передних колес рекомендуется проводить на станции технического обслуживания. Автомобиль устанавливают на горизонтальную площадку и нагружают в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя (см. ниже). Проверка и регулировка углов на ненагруженном автомобиле допустимы, но дают менее точные результаты. Перед этим следует убедиться, что давление в шинах соответствует норме, износ протектора на левых и правых колесах примерно одинаков, отсутствуют люфты в подшипниках и рулевом управлении, колесные диски не деформированы (радиальное биение — не более 0,7 мм, осевое — не более 1 мм).

Проверка углов установки колес обязательна, если меняли или ремонтировали детали подвески, влияющие на эти углы. В связи с тем, что углы установки передних колес взаимосвязаны, в первую очередь проверяют и регулируют угол продольного наклона оси поворота, затем развал и, в последнюю очередь — схождение.

У обкатанного автомобиля в снаряженном состоянии и с полезной нагрузкой 320 кг (4 человека) в салоне и 40 кг груза в багажнике углы установки колес должны находиться в следующих пределах:

угол развала
0°±30′

схождение
0°00’±10′
(0±1 мм)

угол продольного наклона оси поворота
1°30’±30′

Углы установки колес автомобиля в снаряженном состоянии:
угол развала
0°30’±30′

схождение
0°15’±10′
(1,5±1 мм)

угол продольного наклона оси поворота
0°20’±30′
Так же смотрите интересные статьи:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector