Taxitaxitaxi.ru

Эволюшн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Работа остановочных тормозов и приводов управления

Работа остановочных тормозов и приводов управления

1. Изучить со студентами работу планетарных механизмов и приводов управления.

2. Практически отработать вопросы проверки и регулировки приводов стояночных и остановочных тормозов.

Время — 2 часа;

Место – класс технической подготовки;

Вид занятия – практическое занятие;

Метод — рассказ с показом.

Учебно-материальное обеспечение:

А. Наглядные пособия: 1. Плакаты:

1. Наставление по обеспечению боевых действий Сухопутных войск. Часть 8. Техническое обеспечение. – М.: Воениздат, 1985.

2. Руководство по эксплуатации БТТ. – М.: Воениздат, 1981.

3. Наставление по эксплуатации БМП-2. – М.: Воениздат, 1995.

4. Общее устройство БМП-2. Учебное пособие. Издательство ОмГТУ, 2010.

5. Сборник нормативов по боевой подготовки сухопутных войск. Для мотострелковых и разведывательных подразделений. –М.: Воениздат, 1991.

6. Лектор 2000, плакаты, слайды.

Учебные вопросы и расчет времени:

Вводная часть 5 мин.

1. Работа планетарных механизмов и приводов управления –20 мин.

2. Работа остановочных тормозов и приводов управления – 35 мин.

3. Проверка и регулировка приводов управления стояночных и остановочных тормозов – 25 мин.

Заключительная часть 5 мин.

СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛА ЗАНЯТИЯ

Занятие целесообразно проводить в специализированном классе, на высоком методическом уровне, обеспечивающем формирование у обучаемых твердых навыков. В ходе занятий применять активные методы обучения, включая передовые методики войск. Широко использовать учебные вопросы, приборы, макеты, действующие и электрифицированные стенды и схемы, учебно-тренировочные средства (УТС), технические средства обучения (ТОО) и электронно-вычислительную технику.

При проведении занятия прививать обучаемым уверенность в высоких боевых свойствах отечественного вооружения, его преимуществе над вооружением иностранных армий, приоритет нашей Родины в создании и развитии образцов вооружения, воспитывать бережное отношение к боевой технике.

Й учебный вопрос –20 мин

Работа планетарных механизмов и приводов управления

Механизмы поворота – планетарные, двухступенчатые, пред­назначены для передачи крутящего момента от коробки передач к бортовым передачам, осуществления поворота и для кратко­временного увеличения тягового усилия на ведущих колесах без переключения передач) (включение замедленной передачи).

На машине установлены два планетарных механизма пово­рота с остановочными тормозами одинаковых по конструкции. Они подсоединены к коробке передач с двух сторон картера.

Остановочные тормоза – ленточные, плавающие. Они пред­назначены для остановки, торможения машины, осуществления крутого поворота и удержания машины в остановленном со­стоянии.

Устройство планетарных механизмов поворота

Каждый механизм поворота состоит из однорядного плане­тарного редуктора, блокировочного фрикциона и дискового тормоза ПМП.

Планетарный редуктор состоит из эпициклической шестер­ни 19 (рис. 5.6), установленной на грузовом валу КП, води­ла 34 с тремя сателлитами 8 на осях,
со­л­­­нечной шестерни 35, которая жестко соединена с наружным барабаном 21 блокиро­вочного фрикциона, а также деталей крепления планетарного редуктора.

Блокировочный фрикцион соединяет (блокирует) эпицикли­ческую шестерню 19 с солнечной шестерней 35, обеспечивая прямую передачу крутящего момента от грузового вала КП к бортовой передаче, и разъединяет солнечную и эпициклическую шестерни для получения замедленной передачи.

Блокировочный фрикцион состоит из четырех ведущих дис­ков 18 с металлокерамическими поверхностями трения, трех ведомых дисков 17, наружного барабана 21, нажимного диска 7, нажимных пружин 20, опорного диска и внутреннего барабана (эпициклической шестерни 19). Блокировочный фрикцион – по­стоянно замкнутый.

Тормоз ПМП служит для остановки солнечной шестерни 35 для получения замедленной передачи в планетарном механизме поворота. Он состоит из дискового тормоза 24 (трех стальных дисков и четырех дисков с металлокерамическими поверхно­стями трения), наружного барабана 23, внутреннего барабана, который представляет одно целое с наружным барабаном 21 блокировочного фрикциона, нажимного диска 27, опорного диска 5, пружин 25, поршня 28. Тормоз ПМП – постоянно разомкнутый.

Рис. 5.6. Планетарный механизм поворота:

1 – наружная уплотнительная манжета; 2 – бронзовая втулка (подшипник); 3 – опорный палец; 4, 11 – прокладки; 5 – опорный диск; 6 – опора бустера; 7 – нажимной диск блокировочного фрикциона; 8 – сателлит; 9 – игольчатый подшипник; 10 – ось сателлита; 12 – игольчатый подшипник водила; 13 – грузовой вал короб­ки передач; 14 – шпилька крепления картера; 15 – гайка; 16 – проставка; 17 – ве­домый диск блокировочного фрикциона; 18 – ведущий диск; 19 – эпициклическая шестерня планетарного ряда (внутренний барабан); 20 – пружина блокировочного фрикциона; 21 – наружный барабан; 22 – болты крепления барабана к проставке; 23 – барабан; 24 – дисковый тормоз; 25 – оттяжная пружина тормоза; 26 – тормоз­ной барабан; 27 – нажимной диск тормоза; 28 – поршень; 29 – уплотнительные кольца; 30 – шарикоподшипник; 31 – манжета; 32 – зубчатая муфта; 33 – пробка водила; 34 – водило планет арного ряда; 35 – солнечная шестерня; 36 – внутренняя уплотнительная манжета поршня

Остановочный тормоз состоит из тормозной ленты 53 (рис. 5.3), составленной из двух половин, к внутренней поверх­ности которых приклепаны армированные фрикционные на­кладки, оттяжных пружин, которые крепятся к кронштейнам 10 и к тормозной ленте, двух гидроцилиндров 19, пружин 18, регу­лировочной гайки 52, рычага 7, упора 6 и тормозного бараба­на 54.

Устройство привода управления планетарными механизмами поворота

Привод управления поворотом машины предназначен для осу­ществления поворота машины. Он состоит из руля 19 (рис. 5.5), расположенного в рулевой колонке, валика 20, рычагов 31 и 32, тяг 10 и 37, рычагов 9 и 40, золотников поворота левого и правого ПМП.

На валике жестко закреплен подвижной упор 22 (рис. 5.5), а к трубе рулевой колонки приварена планка, на которой имеются регулируемые ограничители 21 и 29. Подвижной упор и ограничители исключают возможность ударов золотников о корпус золотниковой коробки при отклонении руля до упора.

На валике 20 запрессованы два штифта 15 и 16, которые входят в пазы, имеющиеся на ступицах рычагов 31 и 32. При отклонении руля один штифт упирается в край паза и переме­щает рычаг, а второй штифт в это время передвигается по пазу другого рычага, который удерживается пружиной и не повора­чивается.

Привод замедленной передачи предназначен для одновре­менного выключения блокировочных фрикционов и включения тормозов обоих ПМП при прямолинейном движении, что обеспе­чивает увеличение крутящего момента в 1,44 раза и соответ­ственное уменьшение скорости на каждой передаче. Он состоит из рычага 18, расположенного на рулевой колонке, валика 30 с приваренными к нему рычагами, тяг 11 и 35, шарнирно соеди­ненных с рычагами 9 и 40 золотников поворота.

Й учебный вопрос – 35 мин.

Работа остановочных тормозов и приводов управления

Привод управления планетарными механизмами может на­ходиться в исходном положении, положении включенной замед­ленной передачи и в положениях, соответствующих повороту.

В исходном положении руль 19 находится в горизонталь­ном положении, рычаг 18 замедленной передачи – в верхнем положении, рычаги 9 и 40 золотниковой коробки пружинами 5 и 6 оттянуты в заднее крайнее положение, блокировочные фрик­ционы включены, а тормоза ПМП выключены. При этом сол­нечные шестерни ПМП сблокированы с эпициклами, они пред­ставляют собой одно целое.

Читайте так же:
Прибор для регулировки света на авто

При включенной передаче водила ПМП вращаются с той же скоростью, что и грузовой вал коробки передач. Машина движется со скоростью, определяемой передачей, включенной в КП.

При перемещении рычага 18 вниз через валик 30, тяги 11, 35 и рычаги 9, 40 перемещаются золотники золотниковой короб­ки и открывают каналы подвода масла к бустерам блокировоч­ных фрикционов и тормозов ПМП. Под давлением масла бло­кировочные фрикционы выключаются, а тормоза ПМП вклю­чаются.

При включенной передаче вращение от грузового вала КП передается через сателлиты, которые обкатываясь вокруг солнечных шестерен, вращают водила. Машина движется прямолинейно со скоростью в 1,44 раза меньше скорости, опре­деляемой передачей, включенной в КП.

Поворот машины производится поворотом руля 19 влево или вправо. Изменение радиуса поворота машины происходит плав­но: чем больше угол поворота руля от исходного положения, тем с меньшим радиусом будет производиться поворот машины.

При повороте руля на небольшой угол влево через валик 20 поворачивается рычаг 32, который через тягу 37 поворачивает рычаг золотниковой коробки.

При повороте рычага 24 (рис. 5.11) золотник 26 перемещается и откры­вает канал подвода масла к бустеру блокировочного фрик­циона левого ПМП.

Масло под воздействием постепенно увеличивающегося дав­ления за счет скоса на золотнике начинает перемещать нажим­ной диск. Сила сжатия дисков уменьшается, диски пробуксовы­вают. По мере уменьшения силы сжатия величина крутящего момента, передаваемого к ведомым дискам блокировочного фрикциона левого ПМП, а следовательно, и к левому ведущему колесу, уменьшается, левая гусеница начинает отставать и ма­шина с большим радиусом поворачивается влево.

При повороте руля на больший угол золотник 26, переме­щаясь, открывает канал подвода масла к бустеру тормоза ле­вого ПМП, при этом канал подвода масла к бустеру блокиро­вочного фрикциона остается открытым. Поршень 28 (рис. 5.6) вместе с нажимным диском 27 начинает перемещаться и сжи­мает диски трения тормоза ПМП.

Зазор между дисками трения постепенно уменьшается, диски начинают пробуксовывать, величина крутящего момента, пере­даваемого к водилу планетарного ряда, увеличивается и левая гусеница будет все больше отставать от правой гусеницы, радиус поворота машины будет постепенно уменьшаться.

При полностью включенных тормозе и блокировочном фрик­ционе левого ПМП вращение передается через сателлиты, ко­торые, обкатываясь вокруг заторможенной солнечной шестерни, вращают водило левого ПМП со скоростью в 1,44 раза меньше скорости вращения водила правого ПМП, машина будет пово­рачиваться с фиксированным радиусом поворота.

При повороте руля до упоразолотник поворота левого ПМП, пере­мещаясь, вначале открывает канал слива масла из бустера тормоза ПМП, при этом масло сливается в картер коробки передач, а поршень тормоза возвращается в исходное положе­ние, освобождая диски трения. Блокировочный фрикцион остается выключенным. Затем золотник поворота открывает канал подвода масла к гидроцилиндру левого остановочного тор­моза.

Масло под давлением поступает в полость а (рис. 5.3), пор­шень 2 перемещается и своим штоком 1 нажимает на ролик рычага 7 стояночного тормоза. Рычаг поворачивается вокруг оси и затягивает тормозную ленту. Левая гусеница заторма­живается, машина поворачивается на месте в левую сто­рону.

При установке руля в исходное положение золотник поворота левого ПМП перемещается в первоначальное положение и откры­вает канал слива из бустера блокировочного фрикциона, при этом масло сливается в картер КП, а блокировочный фрикцион под действием пружин включается. При включенной передаче машина будет двигаться со скоростью, определяемой передачей, включенной в КП.

Й учебный вопрос – 25 мин.

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 1364 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Глава X. ГУСЕНИЧНЫЕ ТРАКТОРЫ КЛАССА 3 т.

Регулировка механизмов поворота. Тракторы Т-74, Т-75 и ДТ-54А. Свободный ход рычагов управления муфтами поворота должен быть равен 60—90 мм, а полный ход тормозной педали— 120—140 мм.

Регулировка свободного хода рычага 1 управления муфтой поворота осуществляется изменением длины тяги ее наконечником до тех пор, пока величина свободного хода не будет соответствовать норме. Если снимался рычаг 4, то его следует закрепить на елочных шлицах вала рычага отводки с отклонением вперед на 7 ±5° от плоскости, перпендикулярной оси трактора.

Регулировка полного хода тормозной педали производится следующим образом. При отведенной назад педали тормоза изменением длины тормозной тяги 3 установить рычаг 6 валика тормоза под углом 10—20° назад от вертикали; затем завернуть до отказа регулировочную гайку 5 и отвернуть ее на 6—7 оборотов; ослабив контргайку упорного винта (расположена она снизу корпуса заднего моста), завернуть винт до упора, а затем отвернуть его на 1 — 1!/г оборота и затянуть контргайку.

Трактор ДТ-75. В механизме поворота регулируются ход педалей остановочных тормозов и свободный ход рычагов управления тормозами солнечных шестерен.

Ход педали считается отрегулированным правильно, если при перемещении правой педали от вертикального положения до отказа вперед она фиксируется на первом зубе сектора, а левая педаль при отклонении до отказа вперед совпадает с правой. Регулировку производят, если правая педаль проходит далее второго зуба сектора (или левая педаль проходит аналогичное положение).

Для восстановления нормального хода педали тормоза необходимо при отпущенном тормозе, изменяя длину тяги, установить педаль вертикально, снять крышку 2 крайнего регулировочного люка, расположенного на задней стенке корпуса трансмиссии, установить зуб правой педали в первую впадину сектора (или левую педаль в такое же положение), полностью затянуть регулировочную гайку 3 ленты остановочного тормоза, завернуть до упора винт (при отпущенной контргайке) и, отвернув его на 1Уг оборота, затянуть контргайку.

Свободный ход рычагов управления тормозами солнечных шестерен должен быть в пределах 60—80 мм. Регулировку производят при уменьшении его до 30 мм.

Для восстановления свободного хода необходимо снять крышки 6 и 7 регулировочных люков, регулировочной гайкой 8 затягивать тормозную ленту до тех пор, пока кольцевая проточка штока 5 не совпадет с поверхностью проушины пружины, завернуть винт 4 до упора (при отпущенной контргайке), затем отвернуть его на l’/г оборота и затянуть контргайку.

Если свободный ход рычага управления не будет соответствовать требуемому, то нужно отрегулировать длину тяг, соединяющих рычаги с тормозным механизмом.

Регулировка подшипников опорных катков тракторов ДТ-75, Т-75, Т-74 и ДТ-54А. Для проверки осевого зазора подшипников нужно, подняв каток над гусеницей, передвигать его ломиком, вставленным между катком и балансиром. Зазор должен быть равен не более 0,5 мм. Регулировка осуществляется удалением необходимого числа прокладок 2 между корпусом 1 балансира и корпусом S уплотнения до тех пор, пока катки не начнут проворачиваться при приложении значительного усилия. Затем следует добавить одну прокладку толщиной 0,2 мм и вторично проверить легкость вращения катка.

Регулировка подшипников направляющих колес тракторов ДТ-75, Т-75, Т-74 и ДТ-54А. Для регулировки осевого зазора подшипников необходимо снять гусеницу с направляющего колеса, слить масло из ступицы 1 колеса, снять колпак, отогнуть замочную пластину и ослабить контргайку. Затянув гайку 3 до тугого вращения колеса, отпустить ее затем на опорного катка трактора. Осевой зазор в конических

Читайте так же:
Регулировка плуга для мотоблока фаворит

подшипниках колеса должен быть в пределах 0,2—0,5 мм. Регулировка осевого перемещения каретки. Тракторы Т-75, Т-74 и ДТ-54А. Осевое перемещение каретки должно быть не более 0,5 мм. Осевой зазор замеряется между торцом втулки и упорной шайбой. Для регулировки необходимо отогнуть стопорную пластину и отвернуть болты (у трактора Т-74 — болт) крепления упорной шайбы, удалить несколько прокладок, общая толщина которых должна соответствовать величине, на которую нужно уменьшить зазор, установить на место шайбу и завернуть болты. Затем проверить зазор и застопорить болты отгибной пластиной.

Трактор ДТ-75. Осевое перемещение каретки должно быть в пределах 0,5—2,0 мм. При увеличении осевого перемещения более чем на 2 мм под крышку балансира ставят прокладку толщиной 0,5 мм вместо прокладки толщиной 1,5 мм, установленной при сборке на заводе.

Ведущие мосты колесных и гусеничных тракторов

Ведущие мосты служат для передачи крутящего момента от коробки передач ведущим колесам (звездочкам) трактора. В зависимости от конструкции колесные тракторы могут иметь один ведущий мост — задний или два ведущих моста — задний и передний; в этом случае трактор имеет повышенную проходимость. Основными механизмами ведущих мостов колесных тракторов являются главная передача, дифференциал, конечные передачи, тормоза, полуоси.

У гусеничных тракторов вместо дифференциала устанавливается механизм поворота, которым могут быть рулевые муфты поворота (бортовые фрикционы) или планетарный механизм (у тракторов ДТ-75, Т-4А). Главная передача служит для увеличения передаточного числа силовой передачи крутящего момента на последующие механизмы к ходовой части. Главная передача представляет собой пару конических шестерен или пару цилиндрических шестерен (Т-25, Т-40, Т-16М).

Дифференциал — это планетарный механизм, передающий вращение с главной передачи к конечной и автоматически обеспечивающий разную скорость вращения ведущих колес при повороте и езде по неровному пути. Принцип действия дифференциала может быть рассмотрен на примере двух зубчатых реек, лежащих на одной плоскости и связанных шестерней.

Если обе рейки имеют одинаковое сопротивление передвижению по плоскости, то при перемещении оси шестерен на расстояние силой обе рейки пройдут (вследствие зацепления зубьев шестерен и реек) одинаковый путь, равный с одинаковой скоростью, при этом шестерня не будет вращаться вокруг своей оси.

Если же одна из реек (например, правая) будет иметь большее сопротивление передвижению, то при перемещении оси шестерня, упираясь в зубья правой рейки, начнет поворачиваться вокруг своей оси, вследствие чего перемещение левой рейки будет ускорено и она передвинется на большее расстояние.

Если же правую рейку прижать к плоскости так, чтобы она не передвигалась совсем, то шестерня, перекатываясь по зубьям неподвижной рейки, ускорит свое вращение вокруг оси и перемещение левой рейки, причем левая рейка будет проходить путь в 2 раза больше, чем ось шестерни. Таким образом, при постоянной скорости перемещения оси шестерни рейки будут перемещаться с разной скоростью в зависимости от их сопротивления передвижению.

Конструктивно дифференциал выполнен следующим образом. В корпусе закреплена крестовина, на которой свободно вращаются конические сателлиты. С двух сторон в зацепление с сателлитами входят полуосевые конические шестерни. Последние шлицами соединены с полуосями. От полуосей вращение передается через конечные передачи на ведущие колеса.

В данной конструкции роль оси, к которой прикладывается сила, выполняет крестовина, полуосевые шестерни — роль реек, а сателлиты — роль шестерни, заключенной между рейками. При прямолинейном движении трактора по ровной поверхности ведущие колеса трактора проходят равный путь и их сопротивление одинаковое.

Вращение от ведомой шестерни главной передачи передается корпусу и через крестовину сателлитам, которые упираются своими зубьями в полуосевые шестерни с одинаковой силой и вращают их с одинаковой скоростью, при этом сателлиты, вращаясь вместе с крестовиной и корпусом, не вращаются вокруг своих осей.

При повороте трактора внутреннее к центру поворота колесо испытывает большее сопротивление почвы и, замедляя движение, проходит меньший путь. Поэтому соединенная с этим колесом полуось и полуосевая шестерня оказывают повышенное сопротивление сателлитам. Сателлиты начинают перекатываться по этой шестерне, вращаясь вокруг своих осей, и сообщают другой полуосевой шестерне дополнительную скорость.

Наружное к центру поворота колесо, соединенное с этой полуосью, также начинает вращаться быстрее. В этом случае сателлиты вращаются с крестовиной и корпусом и одновременно вокруг своих осей. Если внутреннее колесо дополнительно притормозить, то скорость наружного колеса увеличится, благодаря чему поворот трактора становится более крутым.

Принцип действия, на основании которого работает дифференциал, такой: колесо, получающее от почвы большее сопротивление, приостанавливается, а другое, имеющее меньшее сопротивление, увеличивает частоту вращения, при определенных условиях вызывает отрицательное явление. Так, если одно ведущее колесо попадает на рыхлый или скользящий грунт, то оно начинает буксовать, так как к другому колесу, находящемуся на твердом грунте, в то время подводится небольшой крутящий момент.

В результате трактор может остановиться или его проходимость снижается, поэтому в этих условиях необходимо выключить дифференциал. Для этой цели на тракторах предусмотрены механизмы блокировки дифференциала. Чтобы сблокировать дифференциал, достаточно одну из полуосей соединить с корпусом дифференциала, например, с помощью передвижной зубчатой муфты, переключаемой рычагом.

У некоторых тракторов дифференциал блокируется соединением полуосей ведущих колес. У отдельных тракторов процесс включения и выключения механизма блокировки дифференциала происходит автоматически. Такая блокировка дифференциала с гидравлическим приводом применяется на тракторах МТЗ-80 и МТЗ-82. На ряде колесных тракторов с целью уменьшения буксования ведущих колес применяют самоблокирующиеся дифференциалы (Т-150К, К-701).

Механизмы поворота гусеничных тракторов

Поворот гусеничного трактора производится отключением от силовой передачи той гусеницы, в сторону которой необходимо повернуть трактор. Для крутого поворота отключенную гусеницу притормаживают, и трактор поворачивается на месте. Для отключения гусеницы от силовой передачи на тракторах Т-74, Т-54В, Т-70С используются фрикционные муфты поворота (бортовые фрикционы), на тракторах ДТ-75-М, Т-4А — планетарные механизмы, на тракторе Т-150 функции механизма поворота выполняет коробка передач.

Фрикционные муфты поворота представляют собой многодисковые сухие, постоянно замкнутые муфты сцепления, расположенные на концах ведущего вала заднего моста. На конце вала заднего моста на шлицах закрепляется ведущий барабан с наружными зубцами, на которые надеты ведущие диски. Между ведущими дисками устанавливаются ведомые диски, на наружные зубцы которых надевается ведомый барабан, который соединен фланцем с валом ведущей шестерни конечной передачи.

Весь комплект дисков зажимается между фланцем ведущего барабана и нажимной тарелкой посредством пружин, надетых на шпильки и закрепленных в сжатом состоянии. Пружины, упираясь одним концом в ведущий барабан и стремясь разжаться, другим концом давят на тарелки шпилек и перемещают нажимную тарелку к дискам. При этом ведущие и ведомые диски оказываются постоянно сжатыми и крутящий момент передается с главной передачи на вал заднего моста, затем с него на ведущий барабан и ведущие диски.

За счет трения вращение с ведущих дисков передается на ведомые диски и ведомый барабан и далее на конечную передачу. Для поворота трактора необходимо отключить соответствующую гусеницу от силовой передачи, то есть выключить правую или левую муфту в зависимости от того, в какую сторону нужно повернуть трактор. Включение и выключение муфт поворота осуществляются механизмом управления.

Читайте так же:
Регулировка заднего тормоза велосипеда v brake

Воздействие тракториста на рычаг управления (в кабине трактора) передается через промежуточные рычаги к тягу на вильчатый выключающий рычаг, который через упорный подшипник отводит нажимную тарелку от ведущего барабана и сжимает пружины, при этом ведомые и ведущие диски отойдут друг от друга и муфта выключится. При выключении муфты трение между дисками исчезает и крутящий момент на ведомые диски и ведомый барабан не передается.

Отключенная гусеница замедляет свое движение или останавливается полностью, и трактор поворачивается в сторону остановленной гусеницы. Для производства крутого поворота на ведомый барабан муфты надета тормозная лента. Управление тормозом осуществляется через тягу и рычаг педалью. Чтобы осуществить крутой поворот, например влево, необходимо выжать левый рычаг управления муфтой и нажать на левую педаль тормоза, а после производства поворота отпустить сначала педаль и затем рычаг.

Планетарный механизм поворота представляет два симметрично расположенных одинаковых планетарных механизма управления правой и левой гусеницами. Каждый механизм состоит из корпуса, внутри которого за одно целое с ним выполнены две коронные шестерни. Снаружи к корпусу прикреплена ведомая шестерня главной передачи. В зацепление с коронными шестернями входят сателлиты, насаженные на осях, водила.

Водила соединены с внутренними концами полуосей, на наружных концах которых устанавливаются ведущие шестерни конечных передач. На каждой полуоси на шлицах установлены тормозные шкивы (остановочные тормоза). Солнечные шестерни, внутри которых проходят полуоси, входят в зацепление с сателлитами. Таким образом, сателлиты находятся в зацеплении с солнечной и коронной шестернями одновременно.

На ступицах солнечных шестерен устанавливаются тормозные шкивы. Шкивы тормозов солнечных шестерен охватываются лентами, а шкивы остановочных тормозов — лентами. Тормоза солнечной шестерни включаются и выключаются рычагом через систему тяг и рычагов, а тормоза остановочные — педалью.

Рычаги и педали установлены в кабине трактора. Когда рычаг отпущен, то тормоза солнечной шестерни затянуты усилием пружины. На схеме представлен корпус с левым планетарным механизмом, осуществляющий привод и выключение левой гусеницы трактора. Правая сторона имеет аналогичную конструкцию. Планетарный механизм располагается в среднем отделении заднего моста, а тормоза управления — в боковых отсеках.

Работа механизма. При движении трактора по прямой рычаги и педали опущены, при этом тормоза солнечных шестерен затянуты усилием пружин и обе солнечные шестерни (правая и левая) неподвижны. Крутящий момент с с шестерни главной передачи передается на корпус планетарного механизма. При вращении корпуса и коронных шестерен приводятся во вращение сателлиты, которые обкатываются по неподвижным солнечным шестерням и передают крутящий момент через оси водилам и далее на полуоси, конечные передачи и гусеницы.

Для поворота трактора необходимо переместить левый или правый, в зависимости от направления поворота, рычаги на себя, при этом лента освобождает тормоз и солнечную шестерню и сателлиты начинают ее вращать в противоположную сторону вращения коронной шестерни. Усилие на водило не передается, и оно вместе со своей полуосью останавливается.

Гусеница отключается от силовой передачи, и трактор поворачивается, так как вторая гусеница продолжает движение. Для крутого поворота трактора необходимо после выключения тормоза солнечной шестерни (рычагом) затормозить полуось остановочным тормозом, то есть нажать на педаль. По сравнению с фрикционными муфтами планетарный механизм более компактный, надежнее в работе и долговечнее.

Конечная передача трактора служит для окончательного снижения числа оборотов и увеличения крутящего момента ведущих колес. Она представляет шестеренчатые редукторы с цилиндрическими шестернями постоянного зацепления или у некоторых тракторов (Т-150К и К-701) выполнена в виде планетарного механизма.

Тормоза служат для быстрой остановки трактора, снижения скорости, выполнения крутых поворотов. По форме трущихся поверхностей тормоза подразделяются на ленточные, дисковые и колодочные. Простой ленточный тормоз используется на шасси Т-16М, действует следующим образом. При нажатии на педаль тяга, перемещаясь вправо, поворачивает двуплечий рычаг, нижний конец которого, перемещаясь в противоположную сторону, затягивает ленту с фрикционной накладкой на шкиве и вал затормаживается при незначительном нажатии на педаль или полностью останавливается при сильном нажатии. Регулировка тормоза производится гайкой, а провисание ленты — винтом.

У ленточного тормоза плавающего типа оба конца тормозной ленты подвижны и соединены с трехплечим рычагом пальцами. Верхнее плечо рычага соединено тягой с педалью. При нажатии на педаль трехплечий рычаг поворачивается и в зависимости от направления вращения один из пальцев становится неподвижным, а другой палец, вращаясь вместе с рычагом вокруг неподвижного пальца, затягивает ленту и затормаживает шкив и вал.

Тормоза плавающего типа устанавливаются на тракторах Т-25А, ДТ-75М, Т-4А. Колодочные тормоза используются на тракторах К-701, Т-150К, ЮМЗ-6. Тормоз состоит из барабана, жестко укрепленного на валу. Внутри барабана установлены две колодки с фрикционными накладками, каждая из которых одним концом закреплена на неподвижных шарнирах, а другими упираются в разжимной кулак. Колодки стянуты пружинами и удерживаются в расторможенном состоянии.

При нажатии на педаль усилие передается через тягу, поворотный рычаг и кулак разводит колодки и прижимает их к внутренней стенке барабана и затормаживает барабан и вал. Колодочные тормоза могут иметь механический, гидравлический и пневматический приводы.

Дисковые тормоза применяются на тракторах МТЗ-80 и МТЗ-82. На шлицах вала установлены два соединительных диска с фрикционными накладками, между которыми помещены нажимные диски. Диски соединены с механизмом управления тормозами. Между нажимными дисками установлено по три
разжимных шарика, равномерно расположенных по окружности. Шарики входят в наклонные гнезда, выполненные на внутренних поверхностях нажимных дисков. Ушки каждого нажимного диска серьгами и тягой соединены с педалью.

При нажатии на педаль тяга перемещается вверх и через серьги поворачивает нажимные диски относительно друг друга, что вызывает перекатывание шариков по наклонным поверхностям гнезд, при этом шарики, выходя из углублений, разжимают нажимные диски. Нажимные диски прижимают фрикционные накладки соединительных дисков к неподвижным поверхностям картера и затормаживают их и вал силовой передачи. Регулируется тормоз гайкой тяги.

Регулировка тормозов планетарного механизма

Сборка гусеничных тракторов Рассматривается на примере тракторов ДТ-75 и Т-4.

Установка на раму агрегатов трансмиссии. Трансмиссию в сборе тракторов ДТ-75, Т-4 (4А) устанавливают на раму после обкатки. У трактора ДТ-75 трансмиссию устанавливают на раму так, чтобы шейки опор конечных передач вначале вошли в расточки задних кронштейнов рамы, а нижний бугель коробки передач совместился с цапфой опоры.

Затем ставят соединительные кронштейны рамы вместе с задней осью и закрепляют болтами. У трактора Т-4 (4А) трансмиссию в сборе и раму в сборе с коробкой рессоры устанавливают на стенд для сборки ОПТ-6558, затем раму соединяют с корпусом заднего моста и с собранной трансмиссией. После этого устанавливают и регулируют механизмы управления трактором: сервомеханизм, кронштейн, рычаги, педали, тяги и пружины. У тракторов Т-4 (4А) при правильно отрегулированных тормозах планетарного механизма зазор между рычагами управления тормозами планетарного механизма и планкой пола кабины должен быть 10±1 мм. Этот зазор регулируется изменением длины тяг золотников гидроусилителя тормозов планетарного механизма. Полный ход рукояток рычагов для полного расторможения солнечных шестерен планетарного механизма должен находиться в пределах 260. 370 мм. Свободный ход рычагов 55 мм.

Читайте так же:
Фольксваген б3 клапан регулировки холостого хода

У правильно отрегулированных остановочных тормозов педали должны упираться в планку пола кабины. Это достигается регулированием длины тяг тормозов. Полный ход педалей остановочных тормозов в пределах 75. 120 мм. У тракторов ДТ-75М и ДТ-75 свободный ход рычагов управления тормозов солнечных шестерен планетарного механизма должен находиться в пределах 60. 80 мм, полный ход— 500. 600 мм. Регулировку проводят изменением длины тяг. Управление установочными тормозами считается отрегулированным, если при перемещении от вертикального положения вперед до отказа зуб, имеющийся на правой педали, устанавливается в первую впадину сектора. Для получения нормального хода педали зуб правой педали устанавливают в первую впадину сектора и после этого заворачивают полностью регулировочную гайку тормозной ленты, чтобы она полностью обтянула шкив остановочного тормоза. Левую педаль регулируют так же, ориентируясь на отрегулированную правую. При необходимости регулируют длину тяг.

Двигатели тракторов ДТ-75, Т-4 (4А) устанавливают на рамы в сборе с муфтами сцепления.

При установке двигателя к блок-картеру прикрепляют правый и левый задние кронштейны, устанавливают переднюю опору двигателя. Под кронштейны, между ними и блок-картером крепления двигателя, устанавливают регулировочные прокладки. Для центрирования двигателя на промежуточный вал реверс-редуктора трактора Т-4 (4А) (вал УКМ у ДТ-75, ДТ-75М) и вал муфты главного сцепления устанавливают приспособление. По достижении соосности втулка свободно переходит с одного валика на другой. Имеются центровочные приспособления и других типов, например такое, как показано на рисунк. О соосности валов здесь судят по разности осевых и радиальных зазоров в вертикальной и горизонтальной плоскостях. У тракторов Т-4 (4А) несоосность осей не должна превышать 2 мм, у трактора ДТ-75—1 мм. При большей несоосности проводят регулировку. Регулировка в вертикальной плоскости состоит в изменении количества прокладок под опорами двигателя и коробки передач. Регулировка в горизонтальной плоскости заключается в смещении двигателя, для чего у трактора Т-4 (4А) имеются специальные регулируемые упоры, а у трактора ДТ-75 перемещают переднюю опору двигателя и переставляют прокладки между кронштейнами и блоком двигателя с одной стороны на другую.

После центрирования двигатель закрепляют и соединяют с коробкой передач или УКМ. Окончательно устанавливают и регулируют управление муфтой сцепления.

У тракторов Т-4 (4А) и ДТ-75(75М) зазор между упором нажимного подшипника и отжимными рычагами должен быть в пределах 3,5. 4,5 мм, что соответствует свободному ходу педали муфты сцепления 40. 50 мм (регулируется изменением длины тяги). У трактора ДТ-75М зазор между опорной поверхностью отжимных рычагов и втулкой муфты сцепления регулируют гайками отжимных рычагов и устанавливают равным 4 мм.

При переводе рычага управления муфтой сцепления в крайнее переднее положение до упора ход муфты выключения должен быть 15 мм (замеряется шаблоном). Требуемый ход муфты выключения устанавливают изменением длины тяги. Регулировка сервомеханизма тракторов Т-4 (4А) заключается в установке зазора между упором пружины сервомеханизма и двуплечим рычагом сервомеханизма в пределах 1. 2 мм путем изменения длины тяги сервомеханизма.

После регулировки главной муфты сцепления у тракторов ДТ-75 (75М) устанавливают и регулируют рычаги, тяги и пружины управления и блокировки УКМ.

Установка ходовой части. У трактора Т-4 (4А) на раму устанавливают балансирную рессору и тележки гусениц в сборе с катками и направляющими колесами. У трактора ДТ-75 (75М) опорные каретки, поддерживающие ролики и направляющие колеса, устанавливают на раму отдельно.

Ведущее колесо трактора должно находиться на одной линии с натяжным колесом. Допустимое отклонение у трактора Т-4 (4А) не более 2,5 мм. Зазор между торцами обода ведущего колеса и внутренними кромками беговых дорожек заднего опорного катка тележки, который должен быть не менее 4 мм, регулируют установкой прокладок между крышкой и корпусом концевого подшипника конечной передачи. Для соединения гусеничного полотна задний его конец набрасывают на ведущее колесо, поддерживающие катки и направляющее колесо и соединяют с нижней ветвью, натягивая гусеничное полотно поворачиванием ведущего колеса рычагами, двигателем или с помощью приспособлений типа ОПР-6519-1Э.

У трактора ДТ-75М проверяют и регулируют гидравлический механизм подъема и опускания направляющего колеса. После этих операций устанавливают радиатор, воздухоочиститель, гидросистему, топливный бак, электрооборудование и другие составные части и детали трактора.

Сборка колесных тракторов К-700 (701) и Т-150К, имеющих шарнирную раму, примерно одинакова. Вначале собирают переднюю и заднюю полурамы с шарнирным устройством. Затем раму ставят на сборочный стенд и на нее устанавливают передний и задний ведущие мосты, собранные с рессорными подвесками.

Если стенд имеет кантователь, то раму сначала ставят в перевернутое положение, что значительно облегчает сборку. Далее раму устанавливают в нормальное положение, ставят карданную передачу к мостам (часть ее монтируется при сборке рамы), воздушные баллоны и трубопроводы тормозной системы, систему управления поворотом и следящее устройство.

Устанавливают коробку передач, двигатель (у трактора Т-150К двигатель ставят в сборе с коробкой передач), соединяют с коробкой передач карданную передачу ведущих мостов.

Ставят масляный и водяной радиаторы, кабину, рулевое управление, электрооборудование, управление двигателем и т. д.; сборку заканчивают установкой облицовки и колес.

Регулировка трактора. У трактора К-700 (701) следящее устройство системы поворота должно быть отрегулировано в соответствии с кинематической схемой, показанной на рисунке.

Система управления должна обеспечить поворот задней полурамы трактора относительно продольной оси передней на 35° в каждую сторону.

Длину тяг педали остановочных тормозов регулируют при крайнем положении на упоре рычага тормозного крана. Не должно быть утечки воздуха в пневмосистеме. При свободном положении педали остановочных тормозов падение давления воздуха должно быть не более 0,03 МПа за 9 мин. Давление воздуха в воздушных баллонах — 0,53. 0,8МПа.

У трактора Т-150К полный ход педали муфты сцепления должен быть равен 150…160 мм, зазор между упорным кольцом выжимного подшипника и отжимными рычагами 3,5. 4 мм. Тяга механизма блокировки муфты сцепления должна быть отрегулирована так, чтобы переключение передач было возможным только при полностью отключенной муфте сцепления.

Свободный ход педали тормоза должен быть 10. 25 мм. При полном нажатии нижний конец педали тормоза не должен доходить до пола кабины на 10. 30 мм.

Полный ход тормозной педали не должен превышать 150 мм. При неработающем двигателе падение давления воздуха в системе не должно превышать 0,1 МПа в течение 30 мин при отпущенной педали и 0,15. МПа при включенных тормозах.

Читайте так же:
Как правильно отрегулировать дроссельную заслонку на карбюраторе

Общая длина тяги подачи топлива должна быть 536. 540 мм. Предварительное поджатие пружины тяги 59. 61 мм.

При установке колес вершины углов почвозацепов должны быть направлены вперед по ходу движения трактора. Давление воздуха в шинах 0,1. 0,16 МПа для передних колес и 0,08. 0,18 МПа для задних.

Сборка тракторов МТЗ-50 (52) и МТЗ-80 (82). Сначала собирают коробку передач и задний мост. Затем коробку передач в сборе соединяют с задним мостом. Регулируют зацепление шестерен главной передачи. Боковой зазор в зацеплении должен быть 0,2. 0,45 мм.

На корпус трансмиссии с правой и левой сторон устанавливают тормоза в сборе, управление тормозами прицепов и гидроаккумулятор, собирают и устанавливают крышку моста с полом кабины. Управление тормозами должно быть отрегулировано так, чтобы полный ход педалей при усилии 120 Н составлял 70. 90 мм для правой педали, а. для левой педали — на 5. 20 мм меньше.

После этого устанавливают и регулируют управление задним валом отбора мощности (ВОМ). После сборки коронная шестерня и водило ВОМ при остановленной солнечной шестерне должны вращаться легко, без заеданий. При проворачивании за первичный вал при помощи рукоятки с плечом 150 мм шестерни должны вращаться на всех передачах свободно, без заеданий.

Далее на маховик двигателя устанавливают ведомый диск сцепления в сборе и диски в сборе. Ведомый диск центрируют с опорным при помощи оправки, а затем прикрепляют опорный диск к маховику. Положение рычагов и величину их выступания проверяют при помощи оправки. Двигатель в сборе соединяют с корпусом сцепления, полураму, собранную с передней осью, соединяют с корпусом сцепления. Свободный ход педали сцепления должен составлять 40. 45 мм, а полный ход — 175 мм.

Затем устанавливают механизм задней навески, масляный бак с гидроагрегатами, гидроусилитель рулевого управления, топливный бак, топливопроводы и управление подачей топлива, аккумуляторные батареи, задние и передние крылья, электрооборудование, оперение и кабину, передние и задние колеса.

При правильно установленных передних колесах расстояние между ними, измеренное впереди на уровне оси, должно быть на 8. 12 мм меньше, чем сзади (сходимость колес). Давление в передних колесах 0,17. 0,18 МПа, в задних — 0,085. 0,10 МПа. Свободный ход рулевого колеса должен быть не более 25° при неработающем гидроусилителе.

Сборка автомобилей. В качестве примера рассмотрим в укрупненных операциях последовательность сборки автомобиля ЗИЛ-130.

На сборку подают передний и задний мосты в сборе с рессорами. Раму опускают передней частью и соединяют с рессорами. Устанавливают и крепят амортизаторы передней подвески. Опускают раму на задние рессоры и соединяют с ними. Устанавливают воздушные баллоны, тормозной кран и трубопроводы пневматической системы. Все резьбовые соединения пневмосистемы перед сборкой должны быть смазаны клеем АК-20. При наличии кантователя раму устанавливают в перевернутом положении, затем сверху ставят рессоры, передний и задний мосты и др. После этого раму переворачивают в нормальное положение.

Проверяют герметичность тормозной системы. Устанавливают и крепят брызговики. Устанавливают двигатель в сборе и закрепляют его. Присоединяют воздушный трубопровод от правого баллона к компрессору. Устанавливают и закрепляют карданные валы в сборе с промежуточной опорой, узлы крепления кабины и кронштейны вала педали сцепления, вал педали сцепления в сборе, рычаг управления тормозным краном, тягу педали тормоза, рычаг вала педали сцепления с тягой, механизм рулевого управления с гидроусилителем в сборе и сошку, карданный вал рулевого управления, подвески труб глушителя, трубы глушителя, глушитель, радиатор, жалюзи радиатора. Соединяют шлангами радиатор с двигателем и водяным насосом, устанавливают и крепят кронштейны бензобака, бензобак, трубопровод от бензонасоса к фильтру-отстойнику и гнездо аккумуляторной батареи, Устанавливают и закрепляют кабину, привод управления карбюратором, рулевое управление, фары и подфарники, крылья и оперение, гибкий вал спидометра, рычаг управления коробкой отбора мощности, сиденья, надрамник платформы, гидроподъемник, масляный бак в сборе с фильтром, маслопроводы опрокидывающего механизма к гидроподъемнику, масляному насосу, масляному баку. Устанавливают и закрепляют указатель поворота, задний фонарь, проводят подсоединение всех электроприборов к электросети, устанавливают аккумулятор. Зазор между рычагами выключения сцепления и упорным подшипником муфты (для автомобилей ГАЗ-53А и ЗИЛ-130 равен 4 мм) устанавливают по свободному ходу педали сцепления, равному 35. 45 мм. Зазор регулируют изменением длины тяги.

Сходимость передних колес регулируют изменением длины поперечной тяги. Для автомобилей ГАЗ-51А и ГАЗ-53А она должна быть равна 1,5. 3,0 мм, а для ЗИЛ-130—5. 8 мм. Регулируют максимальный угол поворота передних колес. Этот угол для правого колеса автомобилей ГАЗ-51А и ГАЗ-53А при повороте направо должен быть 33°, а у ЗИЛ-130—34°, для левого колеса при повороте налево для указанных марок машин он должен равняться 36°±30′. Угол регулируют упорными болтами, ввернутыми в рычаги поворотных цапф (ГАЗ-51А и ГАЗ-53А) или во фланцы поворотных цапф (ЗИЛ-130).

Свободный ход рулевого колеса должен быть не более 15°. Изменением длины штока главного тормозного цилиндра регулируют свободный ход педали тормозов автомобиля ГАЗ-53А. Он должен быть 8. 14 мм. На автомобилях ЗИЛ-130 ход педали должен быть для одинарного тормозного крана 15. 20 мм, для комбинированного — 40. 60 мм. Регулировку проводят изменением длины тяги, соединяющей промежуточный рычаг привода тормозов с рычагом тормозного крана. Для регулировки тормозов колес поднимают мост автомобиля до свободного вращения колес. У автомобилей с гидравлическим приводом перед регулировкой должно быть проверено отсутствие воздуха в системе. У автомобиля ЗИЛ-130 тормоза регулируют сначала эксцентриковыми пальцами при отсоединенной вилке штока, а затем при помощи червяка (вилка штока при этом должна быть присоединена).

Ручной тормоз автомобилей ГАЗ-51А и ГАЗ-53А регулируют при поднятом заднем колесе. Тормозной рычаг при этом должен находиться В Переднем положении, а рычаг коробки передач — в нейтральном положении.

Для регулировки завертывают регулировочный винт так, чтобы нельзя было провернуть рукой тормозной барабан. Затем вращением регулировочной гайки добиваются того, чтобы приводной рычаг уперся в разжимной стержень. После этого отвертывают на 2. 3 оборота регулировочные гайку и винт до свободного вращения тормозного барабана.

Ручной тормоз автомобиля ЗИЛ-130 регулируют, изменяя длину резьбовой вилки тяги или переставляя соединительный палец в другое отверстие регулировочного рычага сектора тормоза.

У рассматриваемых марок автомобилей при переднем положении тормозного рычага тормозной барабан должен вращаться свободно, а при постановке рычага на третий-четвертый зуб сектора должно наступать полное торможение.

После сборки у автомобилей должна быть проверена установка фар И При необходимости отрегулировано направление лучей. Проверяют давление воздуха в шинах, которое должно быть у автомобиля ГАЗ-53А в передних шинах 0,28 МПа и в задних 0,43 МПа, а У ЗИЛ-130 соответственно 0,35 и 0,53 МПа.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector