Регулировка хода педали тормоза на зил 130
Регулировка хода педали тормоза на зил 130
Главная функция любой тормозной системы это остановка движения или же снижение скорости транспортного средства и тормозная система ЗИЛ 130 не исключение.
Тормозная система зил-130
тормозная система
Тормозная система автомобилей ЗИЛ 130-431410 может быть многопроводной или одноконтурной в зависимости от времени выпуска автомобилей. Схемы тормозных систем приведены на рис 12-15 и 12-16. Многоконтурный тормозной привод автомобилей ЗИЛ-431410 отличается от автомобилей ЗИЛ-433360 количеством примененных аппаратов и их подсоединением. Сами аппараты тормозного привода одинаковы. На автомобилях
многоконтурная тормозная система
Схема рабочей тормозной системы с одноконтурным неразделенным приводом
одноконтурная тормозная система
Тормозные системы как мы видим на рисунках бывают 2 видов. Мы будем делать из многоконтурной системы похожую на одноконтурную. Уберем краны лишние, которые можно сказать не нужны для работы тормозной системы. Смотрим третий рисунок. Тут я хочу показать, как я сделал из многоконтурной системы зил-431410 одноконтурную.
Я убрал краны такие как: регулятор тормозных сил, кран управления тормозной системой прицепа с двух проводным приводом, одинарный защитный клапан, пневмо электрические датчики снижения давления, соединительные головки приводов тормозов прицепа. Как говорится чем проще, тем надежнее. Чем меньше трубок под давлением воздуха, тем меньше будет стравливать воздух.
переделанная система тормозов
На верхнем и нижнем рисунках посмотрите как сделана схема пневматического тормозного привода и увидите разницу .По данной схеме сделаете все подключения я думаю разберетесь, ни чего сложного нет.
Регулировка рабочего тормоза ЗИЛ-130
Регулировка рабочего тормоза ЗИЛ-130 может быть полная или частичная. При регулировке тормоза должны быть холодными. Полная регулировка производится только после разборки и ремонта тормозов или нарушения концентричности рабочих поверхностей тормозных колодок и барабанов в результате ослабления крепления осей колодок.
Полную регулировку надо производить в следующем порядке:
- Ослабить гайки крепления осей колодок и сблизить эксцентрики, повернув оси метками одну к другой. Метки поставлены на наружных выступающих над гайками торцах осей. Отпустить гайки болтов крепления кронштейна разжимного кулака, а на заднем мосту отпустить также и болты крепления кронштейна разжимного кулака к картеру моста, предварительно сняв щитки.
- Подать в тормозную камеру сжатый воздух под давлением 1-1,5 кгс/см2 (100-150 кПа), нажимая на педаль тормоза при наличии воздуха в системе или воспользовавшись сжатым воздухом стационарной установки. В случае отсутствия сжатого воздуха вынуть палец штока тормозной камеры и, нажимая на регулировочный рычаг в сторону хода штока тормозной камеры при затормаживании, прижать колодки к тормозному барабану. Поворачивая эксцентрики то в одну, то в другую сторону, сцентрировать колодки, обеспечив плотное прилегание их к тормозному барабану. Прилегание колодок к барабану проверять щупом через окно в переднем тормозном барабане на расстоянии 20-30 мм от наружных концов накладок. На задних тормозах прилегание удобнее проверять со стороны редуктора моста. Щуп 0,1 мм не должен проходить вдоль всей ширины накладки.
- Не прекращая подачи сжатого воздуха в тормозную камеру, а при отсутствии сжатого воздуха не отпуская регулировочного рычага и удерживая оси колодок от проворачивания, надежно затянуть гайки осей и гайки болтов крепления кронштейна разжимного кулака к опорному диску тормоза. У тормозов заднего моста затянуть болты крепления кронштейнов разжимного кулака к картеру и болты крепления опоры разжимного кулака на суппорте.
- Прекратить подачу сжатого воздуха, а при отсутствии сжатого воздуха отпустить регулировочный рычаг и присоединить шток тормозной камеры.
На фото изображен рычаг регулировочный или на жаргоне «трещетка», а ниже приведена схема соединения рычага регулировочного со штоком тормозной камеры, показан принцип устройства червячного вала данного механизма и показано соединение с кулаком разжимным.
- Повернуть ось червяка регулировочного рычага так, чтобы ход штока тормозной камеры был в пределах 15-25 мм для передних тормозов и 20-30 мм для задних. Убедиться, что при включении и выключении подачи воздуха штоки тормозных камер перемещаются быстро.
- Проверить, как вращаются в отторможенном состоянии барабаны. Они должны вращаться равномерно и свободно, не касаясь колодок. Затем на задних тормозах установить щитки.
Частичная регулировка производится для уменьшения зазора между колодками и барабаном. Наличие больших зазоров, при которых требуется проведение частичной регулировки, обнаруживают по увеличению хода штока тормозных камер, который не должен превышать для передних тормозов 35 мм, для задних тормозов 40 мм.
При большом ходе штоков требуется частичная регулировка.
Частичную регулировку выполняют только вращением осей червяков регулировочных рычагов, так же как и при полной регулировке. При частичной регулировке не следует ослаблять гаек осей колодок и изменять установку осей, так как это может привести к нарушению плотности прилегания колодок к барабану при торможении.
В случае изменения установки осей необходимо производить полную регулировку.
При проведении регулировок надо устанавливать наименьший ход штоков тормозных камер. Для получения одинаковой эффективности торможения правых и левых колес следует стремиться к тому, чтобы ходы штоков правых и левых камер были одинаковыми.
Регулировка тормозных колодок зил 130
Тема задания: ТО тормозной системы ЗИЛ-130.
Тема задания: ТО тормозной системы ЗИЛ-130.
Цель задания: Научится проверять действие тормозной системы и крепление ее приоров на каре, регулировать зазоры между колодками и тормозным бараном, также сводный ход педали тормоза, определять утечки воздуха.
Оснащение рабочего места: авто ЗИЛ-130. Набор щупов. Линейка. Набор инструмента. Инструкционная карта.
Последовательность выполнения задания: Прочитайте и запомните правила охраны труда и техники сохранности при выполнении задания.
Последовательность выполнения упражнения:
1.Изучите список операций выполняемых при ТО Тормозной системы.
Ежедневное сервис: 1. Проверить герметичность соединений привода тормозов.
2. Проверить действие тормозов при движении кара.
Первое техническое сервис: 1. Проверить состояние и герметичность трубопроводов и приоров тормозной системы и при необходимости устранить утечку воздуха.
2. Проверить шплинтовку пальцев штока тормозных камер.
3. При необходимости отрегулировать тормоза.
4. Проверить привод тормозного крана, при необходимости устранить неисправность.
5. Спустить конденсат из воздушного баллона.
6. Проверить после обслуживания действие тормозов.
2-ое техническое сервис. 1. Проверить работу компрессора, его крепление на движке и натяжение приводного ремня. При необходимости закрепить компрессор и отрегулировать натяжение ремня.
2. Проверить состояние и герметичность трубопроводов и приоров тормозной системы, действие предохранительного клапана; при необходимости устранить утечку воздуха.
3. Проверить привод тормозного крана и крепление крана к раме.
4. Закрепить воздушные баллоны.
5.Снять ступицу с тормозными барабанами. Проверить состояние тормозных барабанов, колодок, накладок и пружин.
6. Закрепить тормозные камеры колес к кронштейнам и кронштейны к мостам.
7. Закрепить опоры разжимных кулаков и осей колодок ножного тормоза фронтальных и задних колес.
8. Закрепить опорные тормозные диски к поворотным цапфам и кожухам полуосей.
9. У каров с пневматическим приводом тормозов проверить шплинтовку пальцев штоков тормозных камер.
10 проверить и, ежели необходимо, отрегулировать зазор между колодками и тормозным барабаном.
11. Проверить величину сводного хода педали и при необходимости отрегулировать.
2. Проверьте действие тормозной системы. Проверку производить при вождении кара с инструктором. При вождении кара по сухой и ровной дороге со скоростью 30 км/ч выключить сцепление и резко затормозить ножным тормозом. При правильной регулировке тормозов тормозной путь каров не должен превышать 10 м без перегрузки и 14 м с полной нагрузкой.
3. Проверьте крепление приборов тормозной системы, шлангов, трубопроводов и их герметичность.
Проверить крепление приборов: компрессор 1 – воздушные баллоны 5 – тормозной кран 4 – тормозные камеры 8 и 9 (рис.1); одновременно – крепление трубопроводов и шлангов. Гаечными ключами опробовать и установить степень затяжки крепежных деталей, подтянуть их.
Для определения герметичности в соединениях пустить двигатель и отдать ему поработать на холостом ходу до давления 0,73…0,77МН/м по показанию верхней шкалы манометра на щитке приборов. Остановить двигатель. Одному учащемуся надавить на педаль тормоза и удерживать ее, а второму оглядеть соединения.
Места сильной утечки найти на слух по шипению выходящего воздуха; слабенькой – по выходящим пузырям воздуха через мыльную эмульсию, нанесенную на предполагаемое место утечки (рис.2). При сильной утечке из соединений давление воздуха по верхней шкале манометра на щитке приборов стремительно падает. Обнаруженные неисправности устранить подтяжкой крепежных деталей неплотных соединений или заменой отдельных частей воздухопроводов.
4.Проверьте и отрегулируйте натяжение ремня привода компрессора.
На движке ЗИЛ-130 три приводных ремня: первый охватывает шкивы 1 коленчатого вала, 2 генератора и 4 водяного насоса; 2-ой – шкивы 1 коленчатого вала, 4 водяного насоса и 5 насоса гидроусилителя управляющего управления, третий – шкивы 4 водяного насоса и 3 – компрессора (рис.3). Первый ремень натягивается перемещением генератора; 2-ой – насоса гидроусилителя управляющего управления; третий – компрессора (или конфигурацией ширины ручья шкива компрессора, рис.4).
Правильность натяжения приводного ремня определяется по отклонению ветви то усилия в 40 Н, приложенного в центре ее (измеряется динамометром). Данные, нужные для натяжения приводных ремней, указаны на рис.3.
5.Произвести смазочные работы.
Смазать червячные пары регулировочных рычагов колесных тормозов: подшипники валов разжимных кулаков и оси педали тормоза смазочным материалом УС-1 или пресс-солидолом С; червячные пары регулировочных рычагов колесных тормозов – через два ТО-2.
Для смазки отворачивают пробку, подменяют ее пресс-масленкой и добавляют смазочный материал.
Подшипники валов разжимных кулаков смазывают при ТО-1, а оси педали тормоза – при ТО-2. Смазочный материал нагнетают до выдавливания его из зазоров.
6.Проверьте и при необходимости отрегулируйте зазоры между колодками и тормозным барабаном. Необходимость такой регулировки у каров ЗИЛ-130 определяется по свободному ходу штока тормозной камеры (рис.5) (это величина, на которую он выдвигается из тормозной камеры при торможении). Для определения сводного хода всю длину штока от корпуса тормозной камеры замеряют линейкой. Затем жмут на педаль тормоза, и шток из тормозной камеры выдвигается. Снова замеряют всю длину штока. Разница между длиной штоков в заторможенном и расторможенном состоянии кара и будет является сводным ходом штока.
Повышение зазора между колодками и тормозным бараном ведет к росту свободного хода штока. У отрегулированных тормозов он равен 15…20 мм тормозных камер фронтальных колес и 20…30 мм – задних колес. Это соответствует зазору между колодками и тормозным барабаном у разжимного кулака (на расстоянии 40…45 мм от конца накладки колодки) не менее 0,4 и у осей колодок – 0,2 мм. Вольный ход штоков тормозных камер правых и левых колес должен быть схожим, по другому при торможении автомобиль будет заносить.
Ежели свободный ход штока превышает 35 мм у тормозных камер фронтальных колес и 40 мм у задних, делают частичную регулировку: поворачивая ключом вал червяка, за четырехгранную головку по часовой стрелке устанавливают нормальные зазоры между колодками и тормозным бараном. Регулировать свободный ход штоков тормозных камер при частичной регулировке запрещается. Эту операцию делают при полной регулировке.
Частичная регулировка зазоров между колодками и тормозным барабаном в карах ЗИЛ-130:
Вывесить колесо, тормоз которого следует отрегулировать;
Проверить свободный ход в подшипниках ступицы колеса и при наличии его отрегулировать подшипники (рис.5).
Проверить свободный ход штока тормозной камеры. Ежели он окажется наиболее 35 мм (у штоков тормозных камер фронтальных колес) и 40 мм (у задних), произвести частичную регулировку;
Вращать колесо и одновременно поворачивать ключом за четырехгранную головку вал червяка по часовой стрелке до начала торможения колеса, а затем против – до начала сводного его вращения;
Снять крышку смотрового окна на тормозном барабане и повернуть на столько, чтобы оно оказалось на расстоянии 40…45 мм от конца накладки. Щупом проверить зазор между колодкой и тормозным барабаном (он должен быть не менее 0,4 мм);
Опустить колесо на землю.
6.Проверьте и при необходимости отрегулируйте свободный ход педали тормоза (удобнее найти не свободный ход педали, а расстояние от ее конца до наклонной части пола 7 кабины):
Надавить на педаль 6 до отказа и замерить расстояние линейкой 8 (рис.6). Оно должно быть 10…30 мм;
Ежели полученное расстояние не соответствует обозначенному, поменять длину тяги 1 ножного привода крана, для чего ослабить контргайку2, извлечь палец 4 и отсоединить вилку 3 от промежного рычага 5. Навертывая вилку 3 на тягу 1 или свертывая с нее и каждый раз соединяя ее с тягой 1, достигнуть желаемого результата.
При правильно отрегулированном приводе и положении рычагов тормозного крана сводный ход конца педали тормоза должен быть 40…60 (при установке комбинированного тормозного крана) или 10…25 мм (одинарного тормозного крана).
Контрольные вопросцы для отчета.
1. Какой список операций при ТО тормозной системы?
2. Как проверить действие тормозной системы?
3. Как натянуть ремень компрессора?
4. Как проводится частичная регулировка зазоров между колодками и тормозным барабаном?
5. Как регулируется свободный ход педали тормоза?
Замена и регулировка тормозных колодок ЗИЛ-130
Колодки передних и задних тормозных механизмов отличаются только шириной накладок. Колодки передних тормозных механизмов имеют ширину 80 мм, а задних — 100 мм.
Порядок снятия. Снимают колесо и тормозной барабан, стяжные пружины колодок; отвертывают гайки опорных пальцев колодок, удерживая пальцы от проворачивания; снимают опорные пальцы, эксцентрики, пластину опорных пальцев, колодки.Проверяют кривизну накладок шаблоном радиусом 210 мм. Допускается просвет не более 0,30 мм. Отклонение от окружности и неравномерное изнашивание выправляют шлифованием. Накладки заменяют при утопании заклепок внутрь накладки менее 0,5 мм. При смене накладок высверливают или срубают заклепки накладок. Проверяют состояние отверстий под опорный палец. Отверстие не должно быть эллипсным и диаметромболее 28,3 мм. При необходимости заваривают отверстие и растачивают до диаметра 28+0,45 мм. Проверяют шаблоном кривизну обода колодки. При радиусе шаблона 210 мм щуп 0,3 мм между шаблоном и ободом колодки не должен проходить.
Проверяют состояние поверхности тормозного барабана. Если увеличение внутреннего диаметра барабана меньше 1,5 мм по сравнению со стандартным размером, то устанавливаютстандартные накладки. Если диаметр на 1,5 — 3,0 мм превышает стандартный размер, то применяют накладки ремонтного размера или устанавливают прокладки между ободом колодки и накладкой толщиной 0,8—1,5 мм. Устанавливают новую фрикционную накладку на колодку и, начиная со средних отверстий, приклепывают ее к ободу. Проверяют зазор между накладкой и ободом колодки. Накладка должна плотно прижиматьсяк ободу, щуп 0,25 мм не должен проходить между ними на глубину более 20 мм. По ширине накладка не должна выступать за обод колодки. На концах накладки должны быть скосы длиной 8— 14 мм. Отшлифовывают накладки так, чтобы их диаметр был на 0,2 — 0,4 мм меньше диаметра барабана.
1 — суппорт; 2 — ось колодки; 3 — колодка; 4 — фрикционная накладка; 5 — оттяжная пружина; 6 — опора ролика; 7 -ролик; 8 — тормозная камера; 9 — кронштейн тормозной камеры; 10 — регулировочный рычаг; 11 — разжимной кулак; 12 — тормозной барабан
Установка. Устанавливают тормозные колодки па щит между направляющей скобой и ее пластинчатой пружиной. Надевают нижние концы колодок на опорные пальцы, предварительно подобрав их с новыми латунными эксцентриками и пластиной. Верхние концы колодок надевают паопорные пальцы, предварительно подсобрав их с новыми латунными эксцентриками и пластиной. Верхние концы колодок вставляют на кулаки. Устанавливают опорные пальцы метками внутрь и, придерживая их специальным ключом, завертывают гайки с пружинными шайбами. Устанавливают стяжную пружину тормозных колодок. Повертывают регулировочные эксцентрики, чтобы получить максимальный зазор для установки тормозногобарабана. Устанавливают барабан на ступицу, ввертывают три винта. Устанавливают колеса. Проводят полную регулировку тормозов. После приработки тормозов повторяют регулировку зазора между накладками и тормозными барабанами.
Регулировка тормозов колес может быть полная или частичная.
Как перед полной, так и перед частичной регулировкой необходимо проверить правильность затяжки подшипниковступиц колес.
При регулировке тормоза должны быть холодными. Полная регулировка производится только после разборки и ремонта тормозов или нарушения концентричности рабочих поверхностей тормозных колодок и барабанов в результате ослабления крепления осей колодок. Полную регулировку надо производить в следующем порядке:
1. Ослабить гайки крепления осей колодок и сблизить эксцентрики, повернув оси меткамиодну к другой. Метки поставлены на наружных, выступающих над гайками торцах осей. Отпустить гайки болтов крепления кронштейна разжимного кулака.
2. Подать в тормозную камеру сжатый воздух под давлением 1—1,5 кг/см2 (нажимая на педаль тормоза при наличии воздуха в системе или воспользоваться сжатым воздухом из гаражной установки).
При отсутствии сжатого воздуха вынуть палец.
Инструкционно-технологическая карта Разборка-сборка и регулировка колесных тормозных механизмов автомобиля ЗИЛ-130
Тема занятия: Разборочно-сборочные работы с изучением деталей тормозной системы.
Тип занятия: Формирования и совершенствования трудовых умений и навыков.
Вид занятия: Комбинированное.
Время: 6 часов.
Цель занятия:
Обучение практическим приемам разборочно-сборочных работ с изучением деталей тормозной системы.
Задачи занятия:
Обучающие:
Формирование и усвоение приемов проведения разборочно-сборочных работ тормозной системы.
Формирование у студентов профессиональных навыков при выполнении разборочно-сборочных работ тормозной системы.
Развивающие:
Формирование у студентов умения оценивать свой уровень знаний и стремление его повышать, осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
Развитие навыков самостоятельной работы, внимания, координации движений, умения осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Воспитательные:
Воспитание у студентов аккуратности, трудолюбия, бережного отношения к оборудованию и инструментам, работать в коллективе и команде.
Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, пробуждение эмоционального интереса к выполнению работ.
Дидактические задачи:
Закрепить полученные знания, приемы, умения и навыки по выполнению разборочно-сборочных работ с изучением деталей тормозной системы .
В ходе занятия у студентов формируются
П рофессиональные компетенции:
ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Ламака Ф.И. Лабораторно-практические работы по устройству грузовых автомобилей : учеб. пособие для нач. проф. образования / Ф.И.Ламака. — 8-е изд., стер. — М. : Издательский центр Академия≫, 2013. — 224 с.
Кузнецов А.С. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: в 2 ч. – учебник для нач. проф. образования / А.С. Кузнецов. — М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Кузнецов А.С. Слесарь по ремонту автомобилей (моторист): учеб. пособие для нач. проф. образования / А.С. Кузнецов. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
Автомеханик / сост. А.А. Ханников. – 2-е изд. – Минск: Современная школа, 2010.
Виноградов В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Основные и вспомогательные технологические процессы: Лабораторный практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В.М. Виноградов, О.В. Храмцова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Петросов В.В. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В.В. Петросов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Карагодин В.И. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В.И. Карагодин, Н.Н. Митрохин. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Коробейчик А.В. к-68 Ремонт автомобилей / Серия «Библиотека автомобилиста». Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
Коробейчик А.В. К-66 Ремонт автомобилей. Практический курс / Серия «Библиотека автомобилиста». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
Чумаченко Ю.Т., Рассанов Б.Б. Автомобильный практикум: Учебное пособие к выполнению лабораторно-практических работ. Изд. 2-е, доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
Иллюстративный материал — учебные плакаты , рис. 1 .
Монтажное оборудование, приспособления и инструменты —
колесные тормозные механизмы (передние и задние), установленные на балках автомобиля ГАЗ-53А, главный тормозной цилиндр, гидровакуумный усилитель автомобиля ГАЗ-53А; компрессор, двухсекционные тормозные краны и регулятор давления автомобилей ЗИЛ-130 и КамАЗ-5320, предохранительный клапан
автомобиля ЗИЛ-130, стояночные тормоза в сборе, установленные на коробках передач автомобилей ЗИЛ-130 и ГАЗ-53А, разрезы агрегатов, съемник колец, съемник для снятия тормозных колодок, тиски, комплект инструментов, проволока, шплинты, ключи гаечные 11, 38, 41 мм, коловорот, ключ специальный, шплинтодер, выколотка из мягких металлов (медь, бронза), крючок для снятия и установки пружины, щипцы для снятия чеки
пальцев, оправка, обжимка для чек, щупы 0,1, 0,4 и 0,6 мм.
Тема «Тормозная система автомобиля ЗИЛ-130»
Цель задания — изучить на практике принцип действия всех механизмов тормозной системы автомобиля ЗИЛ-130, приобрести первоначальные навыки в разборке-сборке агрегатов тормозных систем, регулировке тормозных механизмов, тормозных кранов, а также регулировке свободного хода педали.
1. Разобрать колесный тормозной механизм автомобиля ЗИЛ-130 (см. рис. 1) следующим образом:
• снять ступицу колеса вместе с тормозным барабаном;
• отсоединить стягивающие пружины от колодок при помощи длинного стержня;
• отвернуть гайки крепления эксцентриковых осей тормозных колодок, снять фиксирующие скобы и серьги, извлечь эксцентриковые оси и снять колодки.
2. Продефектовать снятые детали.
3. Собрать колесный тормозной механизм автомобиля ЗИЛ-130, соблюдая последовательность операций, обратную разборке.
4. Разобрать тормозную камеру , в частности:
• снять крышку и диафрагму;
• ослабить контргайку, отсоединить вилку штока от регулировочного рычага и вывернуть ее и контргайку;
извлечь из корпуса камеры шток с пружинами и опорным диском.
5. Продефектовать детали и далее собрать тормозную камеру автомобиля ЗИЛ-130, выполняя операции в порядке, обратном разборке.
Рис. 1. Колесный тормозной механизм автомобиля ЗИЛ-130:
1, 15 — кронштейны; 2 — эксцентриковая ось; 3 — чека; 4 — накладка; 5 — щит;
6 — обод щита; 7 — тормозная колодка; 8 — фрикционная накладка; 9 — войлочное
уплотнение; 10 — шайба; 11, 22 — пружины; 12 — диафрагма; 13 —хомутик; 14 — тормозная камера; 16 — шток; 17 — рычаг; 18 — квадратная головка вала червяка; 19 — кронштейн поворотного вала; 20 — поворотный вал; 21 — кулак; 23 — фиксатор; 24 — червяк; 25 — червячная шестерня
6. Выполнить полную регулировку тормозного механизма автомобиля ЗИЛ-130. Перед регулировкой проверить и устранить осевой люфт подшипников ступиц колес. Тормоза при регулировке должны быть холодными. Полная регулировка тормозного механизма проводится в следующем порядке:
• ослабить гайки крепления осей колодок и сблизить эксцентрики, повернув их метками одну к другой;
• отпустить гайки болтов крепления кронштейна разжимного кулака, а на заднем мосту отпустить также болты крепления кронштейна разжимного кулака к картеру моста, предварительно сняв щиты;
• вынуть палец штока тормозной камеры и, нажав на регулировочный рычаг в сторону хода штока тормозной камеры при торможении, прижать колодки к тормозному барабану;
• поворачивая эксцентрики в одну и в другую стороны, сцентрировать колодки, обеспечив плотное прилегание их к тормозному барабану. Проверять зазор щупом через окно в переднем тормозном барабане на расстоянии 20. 30 мм от наружных концов накладок. На задних тормозах проверку выполнять удобнее со стороны заднего моста — щуп 0,1 мм не должен проходить вдоль всей ширины накладки;
• не отпуская регулировочного рычага и удерживая эксцентриковые оси от проворачивания, надежно затянуть гайки осей и болтов крепления кронштейна разжимного кулака к опорному диску тормоза. У тормозов заднего моста затянуть болты крепления кронштейна разжимного кулака к картеру заднего моста;
• отпустить регулировочный рычаг и присоединить шток тормозной камеры.
7. Для проведения частичной регулировки тормозного механизма
автомобиля ЗИЛ-130 выполнить следующее:
• провернуть регулировочный болт регулировочного рычага так, чтобы ход штока тормозной камеры был в пределах 15. 25 мм для передних тормозов и 20. 30 мм для задних;
• проверить, как вращаются тормозные барабаны (должны вращаться свободно, равномерно, без касаний колодок). Щупом проверить зазоры между тормозным барабаном и колодками (должны быть зазоры: 0,4 мм у разжимного кулака и 0,1. 0,2 мм у осей
Контрольные вопросы
1. Каков порядок затягивания гаек крепления головки компрессора автомобиля ЗИЛ-130?
2. Каков порядок полной регулировки тормозного механизма автомобилей ЗИЛ-130?
Инструкционно-технологическая карта № 4
Разборка-сборка и регулировка колесных тормозных механизмов
1. Разборка тормозного механизма
1. Снять ступицу колеса
вместе с тормозным барабаном
См. ИТК № 2 и № 3 в задании 7
2. Снять стягивающую пружину
с тормозных колодок, две чеки, накладку осей колодок и колодки
Крючок для снятия и установки пружины щипцы для снятия чеки пальцев
3. Отвернуть гайки крепления эксцентриковых осей тормозных колодок и снять пружинные шайбы
4. Выпрессовать две эксцентриковые оси тормозных колодок
5. Расшплинтовать палец крепления вилки штока тормозной камеры к регулировочному рычагу и снять палец
Пассатижи, шплинтодер, молоток
6. Снять с поворотного вала разжимного кулака шплинт, шайбу, регулировочный рычаг разжимного кулака и регулировочные шайбы
7. Снять поворотный вал разжимного кулака с опорной шайбой
8. В такой же последовательности
механизмы других колес
2. Разборка регулировочного рычага
1. Вывернуть пробку из корпуса рычага
Ключ гаечный 11 мм
2. Вывернуть пробку фиксатора,
снять пружину и шарик фиксатора
3. Срубить головки пяти
заклепок крепления крышек
регулировочного рычага, выбить заклепки и снять две крышки
При сборке регулировочного
рычага вместо заклепок установить стяжные винты с гайками
4. Выпрессовать из корпуса
Регулировочного рычага заглушку и ось червяка
5. Снять с корпуса червяк
и шестерню регулировочного
6. В такой же последовательности
рычаги тормозных механизмов других колес
3. Сборка регулировочного рычага
1. Установить шестерню и червяк в корпус регулировочного
2. Запрессовать ось рычага
в отверстие червяка, а затем заглушку в корпус регулировочного рычага
3. Установить крышки на корпус регулировочного рычага и скрепить их стяжными винтами
Отвертка, ключ гаечный под размер гайки
4. Опустить в отверстие корпуса шарик и пружину фиксатора и завернуть винтовую пробку
5. Завернуть пробку в корпус рычага
Ключ гаечный 11 мм
4. Сборка тормозного механизма
1. Установить поворотный вал разжимного кулака в сборе с опорной шайбой в отверстие кронштейна
2. Установить на поворотный
вал разжимного кулака
регулировочные шайбы, регулировочный рычаг в сборе, шайбу и шплинт
3. Установить палец крепления
вилки штока тормозной камеры к регулировочному рычагу и
4. Установить оси колодок
в отверстия кронштейна опорного тормозного щита, надеть на пальцы пружинные шайбы,
навернуть на них гайки
Трещины и обломы не
5. Установить на оси
тормозные колодки, накладку
пальцев колодок и две чеки, обжать концы чек
Обжимка для чек
должны быть сухими,
чистыми, не иметь глубоких задиров
6. Установить стяжную
пружину тормозных колодок
Крючок для снятия
и установки пружины
Стяжная пружина не
должна иметь вытянутых витков
7. Установить ступицу
колеса вместе с тормозным
8. В такой же последовательности
собрать тормозные механизмы
5. Регулировка зазоров между барабаном и накладками тормозных колодок