Зазор в приводе клапанов 1AZ-FE. Регулировка
Зазор в приводе клапанов 1AZ-FE. Регулировка
Таблица для подбора толкателей впускных клапанов
Таблица для подбора толкателей выпускных клапанов
1. ОТСОЕДИНИТЕ КАБЕЛЬ ОТ ОТРИЦАТЕЛЬНОГО (-) ВЫВОДА АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ
После отсоединения кабеля от отрицательного вывода аккумуляторной батареи (-) подождите не менее 90 секунд, чтобы не допустить срабатывания подушки безопасности и преднатяжителя ремня безопасности.
2. СНИМИТЕ ПРАВОЕ ПЕРЕДНЕЕ КОЛЕСО
3. СНИМИТЕ НИЖНЮЮ КРЫШКУ ДВИГАТЕЛЯ № 1
4. СНИМИТЕ ФАРТУК ПЕРЕДНЕГО КРЫЛА С ПРАВОЙ СТОРОНЫ
5. СНИМИТЕ КРЫШКУ ДВИГАТЕЛЯ № 1
Отверните 2 гайки и снимите крышку.
6. СНИМИТЕ КАТУШКУ ЗАЖИГАНИЯ В СБОРЕ
Отсоедините разъемы 4 катушек зажигания.
Выверните 4 болта и снимите 4 катушки зажигания.
7. СНИМИТЕ КРЫШКУ ГОЛОВКИ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ В СБОРЕ
Отсоедините 2 шланга вентиляции картера от крышки головки блока цилиндров.
Выкрутите 2 болта и отсоедините 2 жгута проводов двигателя.
Отверните 8 болтов, 2 гайки и снимите крышку головки блока цилиндров.
8. УСТАНОВИТЕ ПОРШЕНЬ ЦИЛИНДРА №1 В ВМТ ТАКТА СЖАТИЯ
Проверните шкив коленчатого вала так, чтобы совместить метку на нем с синхронизирующей меткой «0» на крышке цепного привода газораспределительного механизма.
Убедитесь, что все синхронизирующие метки на зубчатом колесе и звездочке распределительного вала совпадают с надлежащими синхронизирующими метками на крышках подшипников № 1 и № 2, как показано на рисунке.
В противном случае проверните коленчатый вал на 1 оборот (360°) и совместите синхронизирующие метки, как указано выше.
9. ПРОВЕРЬТЕ ЗАЗОР В ПРИВОДЕ КЛАПАНОВ
Проверьте только указанные клапаны.
Щупом измерьте зазоры между толкателями клапанов и распредвалом.
Номинальный зазор в приводе клапанов (холодный двигатель):
Запишите все результаты измерений зазоров в приводах клапанов, не соответствующие техническим условиям. Они потребуются позже для определения размеров заменяемых толкателей клапанов.
Проверните коленчатый вал на 1 оборот (360°) и установите поршень цилиндра № 4 в ВМТ такта сжатия.
Проверьте только указанные клапаны.
Щупом измерьте зазоры между толкателями клапанов и распредвалом.
Номинальный зазор в приводе клапанов (холодный двигатель):
Запишите все результаты измерений зазоров в приводах клапанов, не соответствующие техническим условиям. Они потребуются позже для определения размеров заменяемых толкателей клапанов.
10. ОТРЕГУЛИРУЙТЕ ЗАЗОР В ПРИВОДЕ КЛАПАНОВ
Снимите распределительный вал № 2.
Снимите распределительный вал.
Извлеките толкатели клапанов.
Микрометром измерьте толщину снятых толкателей клапанов.
Вычислите толщину нового толкателя клапана, чтобы зазор в приводе клапана соответствовал предписанному значению.
Толщина нового толкателя:
Параметр / Устройство | Технические характеристики |
Впуск | A = B + (C — 0,24 мм (0,0095 дюйма)) |
Выпуск | A = B + (C — 0,35 мм (0,0138 дюйма)) |
А | Толщина нового толкателя |
B | Толщина используемого толкателя |
C | Измеренный зазор в приводе клапанов |
- Измеренный зазор в приводе клапанов = 0,16 мм (0,0063 дюйма)
(Измеренный — Требуемый = Дополнительный зазор)- 0,40 мм (0,0158 дюйма) — 0,24 мм (0,0095 дюйма) = 0,16 мм (0,0063 дюйма)
- 0,16 мм (0,0063 дюйма) + 5,250 мм (0,2067 дюйма) = 5,410 мм (0,2130 дюйма)
- Выберите толкатель № 42
Выберите новый толкатель, толщина которого наиболее близка к вычисленному значению.
- Имеются регулировочные толкатели клапанов 35 размеров с шагом 0,020 мм (0,0008 дюйма), от 5,060 мм (0,1992 дюйма) до 5,740 мм (0,2260 дюйма).
- Идентификационные номера на внутренней поверхности толкателей клапанов указывают значение с точностью до 2 знаков после запятой. (На рисунке показан толкатель 5,420 мм (0,2134 дюйма)
Таблица для подбора толкателей впускных клапанов
Толщина нового толкателя
Номер толкателя Толщина
мм (дюйм)Номер толкателя Толщина
мм (дюйм)Номер толкателя Толщина
мм (дюйм)06 5,060 (0,1992) 30 5,300 (0,2087) 54 5,540 (0,2181) 08 5,080 (0,2000) 32 5,320 (0,2094) 56 5,560 (0,2189) 10 5,100 (0,2008) 34 5,340 (0,2102) 58 5,580 (0,2197) 12 5,120 (0,2016) 36 5,360 (0,2110) 60 5,600 (0,2205) 14 5,140 (0,2024) 38 5,380 (0,2118) 62 5,620 (0,2213) 16 5,160 (0,2031) 40 5,400 (0,2126) 64 5,640 (0,2220) 18 5,180 (0,2039) 42 5,420 (0,2134) 66 5,660 (0,2228) 20 5,200 (0,2047) 44 5,440 (0,2142) 68 5,680 (0,2236) 22 5,220 (0,2055) 46 5,460 (0,2150) 70 5,700 (0,2244) 24 5,240 (0,2063) 48 5,480 (0,2157) 72 5,720 (0,2252) 26 5,260 (0,2071) 50 5,500 (0,2165) 74 5,740 (0,2260) 28 5,280 (0,2079) 52 5,520 (0,2173) — — Номинальный зазор в приводе впускных клапанов (холодный двигатель):
0,21-0,27 мм (0,0083-0,0106 дюйма)
ПРИМЕР:
Толщина установленного толкателя составляет 5,250 мм (0,2067 дюйма), измеренный зазор составляет 0,400 мм (0,0157 дюйма). Замените толкатель размером 5,240 мм (0,2067 дюйма) новым толкателем № 42.Таблица для подбора толкателей выпускных клапанов
Толщина нового толкателя
Номер толкателя Толщина
мм (дюйм)Номер толкателя Толщина
мм (дюйм)Номер толкателя Толщина
мм (дюйм)06 5,060 (0,1992) 30 5,300 (0,2087) 54 5,540 (0,2181) 08 5,080 (0,2000) 32 5,320 (0,2094) 56 5,560 (0,2189) 10 5,100 (0,2008) 34 5,340 (0,2102) 58 5,580 (0,2197) 12 5,120 (0,2016) 36 5,360 (0,2110) 60 5,600 (0,2205) 14 5,140 (0,2024) 38 5,380 (0,2118) 62 5,620 (0,2213) 16 5,160 (0,2031) 40 5,400 (0,2126) 64 5,640 (0,2220) 18 5,180 (0,2039) 42 5,420 (0,2134) 66 5,660 (0,2228) 20 5,200 (0,2047) 44 5,440 (0,2142) 68 5,680 (0,2236) 22 5,220 (0,2055) 46 5,460 (0,2150) 70 5,700 (0,2244) 24 5,240 (0,2063) 48 5,480 (0,2157) 72 5,720 (0,2252) 26 5,260 (0,2071) 50 5,500 (0,2165) 74 5,740 (0,2260) 28 5,280 (0,2079) 52 5,520 (0,2173) — — Номинальный зазор в приводе выпускных клапанов (холодный двигатель):
0,32-0,38 мм (0,0126-0,0150 дюйма)
ПРИМЕР:
Толщина установленного толкателя составляет 5,340 мм (0,2102 дюйма), измеренный зазор составляет 0,430 мм (0,0169 дюйма). Замените толкатель 5,340 мм (0,2102 дюйма) новым толкателем № 42.Установите выбранный толкатель клапана.
11. УСТАНОВИТЕ РАСПРЕДВАЛ
Нанесите тонкий слой моторного масла на шейки распределительного вала.
Совместите нанесенные краской метки на зубчатом колесе распределительного вала с метками на цепном приводе, как показано на рисунке, и наденьте цепь на зубчатое колесо распределительного вала.
Проверьте метки и номера, расположенные спереди, они должны располагаться в порядке, показанном на рисунке. Затем установите крышки подшипников на головку блока цилиндров.
Нанесите тонкий слой моторного масла на резьбы и под головки болтов крышек подшипников.
В несколько приемов равномерно затяните 10 болтов крышек подшипников в последовательности, показанной на рисунке.
12. УСТАНОВИТЕ РАСПРЕДВАЛ № 2
Нанесите тонкий слой моторного масла на шейки распределительного вала № 2.
Совместите нанесенные краской метки на цепном приводе и установочные метки на ведущей звездочке распределительного вала и наденьте распределительный вал № 2 на головку блока цилиндров.
Удерживая распределительный вал № 2 рукой, временно затяните установочный болт ведущей звездочки распределительного вала.
Проверьте метки и номера, расположенные спереди, они должны располагаться в порядке, показанном на рисунке. Затем установите крышки подшипников на головку блока цилиндров.
Нанесите тонкий слой моторного масла на резьбы и под головки болтов крышек подшипников.
В несколько приемов равномерно затяните 10 болтов крышек подшипников в последовательности, показанной на рисунке.
Удерживая распределительный вал гаечным ключом, затяните установочный болт ведущей звездочки распределительного вала.
Будьте осторожны, не повредите толкатель клапана.
Убедитесь, что нанесенные краской метки на цепном приводе совпадают с установочными метками на зубчатом колесе и ведущей звездочке распределительного вала. Также проверьте, чтобы канавка на шкиве коленчатого вала совпадала с синхронизирующей меткой «0» на крышке цепного привода газораспределительного механизма.
13. УСТАНОВИТЕ НАТЯЖИТЕЛЬ ЦЕПИ № 1 В СБОРЕ
Отпустите храповик, затем вдавите плунжер до упора и зацепите крюк за штифт так, чтобы зафиксировать плунжер в положении, показанном на рисунке.
Установите новую прокладку и закрепите натяжитель цепи 2 гайками.
Если при установке натяжителя цепи крюк вышел из зацепления с плунжером, верните крюк на место.
Проверните коленчатый вал против часовой стрелки, а затем снимите крюк со штифта плунжера.
Проверните коленчатый вал по часовой стрелке и проверьте, чтобы поршень был выдвинут.
14. УСТАНОВИТЕ КРЫШКУ ГОЛОВКИ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ В СБОРЕ
Удалите весь старый герметик с контактной поверхности.
Нанесите герметик Seal packing на 2 участка, показанные на рисунке.
Фирменный герметик Seal packing black от компании Тойота, Three bond 1207B или аналогичный.
- Удалите все масло с контактной поверхности.
- Установите поддон картера в течение 3 минут после нанесения герметика.
- Не добавляйте моторное масло в течение, как минимум, двух часов после установки поддона картера.
Закрепите крышку головки блока цилиндров 8 болтами и 2 гайками.
Установите 2 жгута проводов двигателя и закрепите его 2 болтами.
Подключите 2 шланга вентиляции к крышке головки блока цилиндров.
15. УСТАНОВИТЕ КАТУШКУ ЗАЖИГАНИЯ В СБОРЕ
Установите 4 катушки зажигания и закрепите 4 болтами.
Подсоедините разъемы 4 катушек зажигания.
16. ПОДСОЕДИНИТЕ КАБЕЛЬ К ОТРИЦАТЕЛЬНОМУ (-) ВЫВОДУ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ
Регулировка тепловых зазоров клапанов
Небольшой оффтоп, обратил внимание на еще одну наклейку, судя по ней что то в Японии делалось на 88 тысячах км. Машина 99 года, в России с 2005 года, так что японцы не так уж и мало ездят.
Теперь про клапаны, зазоры были такими (если набор щупов не врет):
0.2 0.25 0.25 0.25 0.25 0.25 0.3 0.25 выпуск
Причем на некоторых клапанах щуп то пролезал с трудом то вообще не лез. С одной стороны вроде и не критично, а с другой стороны на пределе уже.
Снял крышку, под ней срач но хуже с последнего вскрытия не стало
В закромах нашел кучку шайб и предварительно их промерял, чтобы по возможности ставить новую шайбу, а не шлифовать старую — экономия времени)
Дальше все просто, снимаем распредвалы и вперёд, но мне было лень их крутить, поэтому решил все сделать не снимая их, тем более точно знал что так можно. Дальше фоток толком нет, так как делал все сам и лишних рук небыло. Но в целом все просто, одной отверткой нажимал на край стакана, в котором шайба лежит И держал его утопленым, второй отверткой поддевал шайбу и пинцетом доставал. В итоге с первыми двумя клапанами впуска провозился где то час, потом руки поняли что надо делать и выпуск весь за час отрегулировал. Правда вот отсюда шайбы доставать довольно интересно, но вполне возможно
В итоге благодаря запасу шайб точить пришлось всего две, остальные или из запаса или с других клапанов. Зазоры как с завода, впуск 0.2, выпуск 0.3. Кстати на шайбах из двигателя следов шлифовки не увидел, поэтому подозреваю что клапана никто не трогал по крайней мере в России, а если это так то в очередной раз поражаюсь качеству японских авто.
Ну и раз все равно клапанную крышку снимал, решил попутно поменять некоторые резинки: прокладку под клапанной, прокладку маслозаливной пробки и прокладку клапана вентиляции картера, а то маслом все потеть стало. Прокладки купил
Прокладки под пробку и клапан вроде как оригинал, хотя на первой вообще обозначений нет, а вторая какой-то inoac.
Из заливной пробки прокладку пришлось саморезом извлекать, ибо прокладка задубела настолько, что при попытках поддеть ножом крошилась.
Ну и самое интересное это прокладка клапана вентиляции, держится в крышке она хорошо несмотря на потение, но при этом от старости она уже пластмасса и при попытке поддеть ее получается такое
Но с помощью тонкой стамески и тонких пассатижей прокладку извлек по кускам, мелкие обломки упавшие внутрь крышки достал пинцетом. Старая прокладка кстати тоже inoac, так что новая походу реально оригинал.
По итогу одной насущной проблемой в машине стало меньше, я доволен, спать буду крепче)
Спасибо за внимание всем кто дочитает до конца) надеюсь кому-то информация окажется полезной.Регулировка зазоров клапанов Toyota Camry
Используя торцевой ключ на 8 мм снимите верхнюю часть впускного коллектора (рис. 1).
Снимите катушки зажигания.
Выверните свечи зажигания.
Снимите крышки головок блока цилиндров.
Отсоедините высоковольтные провода от свечей зажигания, удерживая их только за резиновые наконечники
СНЯТИЕ КРЫШКИ ГОЛОВКИ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ
Отсоедините два шланга системы вентиляции картера от крышки головки блока цилиндров.
Отсоедините два зажима защиты жгута проводов от болтов крепления крышки №2 ремня привода ГРМ.
Отверните четыре гайки, снимите уплотнение трубок свечей зажигания.
Отверните две гайки в передней части двигателя и отсоедините защиту электропроводки от передней головки блока цилиндров (рис. 2).
Снимите крышку головки блока цилиндров и прокладку.
Для того чтобы минимизировать утечку масла, расположите уплотнения трубок свечей зажигания в последовательности снятия для последующей правильной их установки.
УСТАНОВКА ПОРШНЯ 1-ГО ЦИЛИНДРА В ВМТ ТАКТА СЖАТИЯ
Вращая шкив коленчатого вала, совместите риску на шкиве с установочной маркировкой «0» на крышке ремня привода ГРМ №1 (рис. 3).
ПРОВЕРКА ТЕПЛОВЫХ ЗАЗОРОВ В КЛАПАНАХ
Проверьте тепловые зазоры в клапанах, указанных на рисунке 4.
Используя щуп, измерьте зазор между кулачком и толкателем клапана. Запишите результаты.
Они будут использованы позднее при определении толщины регулировочной шайбы.
Тепловой зазор в клапанах (на холодном двигателе):
впускные – 0,15–0,25 мм;
выпускные – 0,25–0,35 мм.
Проверните коленчатый вал на 240° (2/3 оборота) и проверьте тепловой зазор в клапанах, указанных на рисунке 5.
Проверните коленчатый вал еще раз на 240° (2/3 оборота) и проверьте тепловой зазор в клапанах, указанных на рисунке 6.
РЕГУЛИРОВКА ТЕПЛОВЫХ ЗАЗОРОВ В КЛАПАНАХ
Если это необходимо, отрегулируйте тепловой зазор в клапанах. Для этого снимите регулировочную шайбу.
Проверните распределительный вал так, чтобы вершина кулачка была направлена вверх.
Расположите толкатель клапана, как показано на рисунке 7.
Применяйте специальный инструмент 09248-05410 (А) и 09248-05420 (В).
Используя специальный инструмент (А), прижмите толкатель и разместите специальный инструмент (В) между распределительным валом и толкателем.
Снимите специальный инструмент (А).
Вставляйте специальный инструмент (В) под небольшим углом и следите за тем, чтобы маркировки на специальном инструменте располагались, как показано на рисунке 8.
Если специальный инструмент (В) вставлен слишком глубоко, регулировочная шайба может заклинить его.
Для предотвращения этого вставляйте его со стороны впускных клапанов под небольшим углом.
Снимите регулировочную шайбу с помощью маленькой отвертки и магнитного стержня (рис. 9).
Используя микрометр, измерьте толщину снятой регулировочной шайбы и определите размер новой регулировочной шайбы (рис. 10).
Вычислите толщину новой регулировочной шайбы так, чтобы тепловой зазор в клапанах находился в пределах указанных значений:
толщина снятой регулировочной шайбы – Т;
измеренный тепловой зазор клапанах – А;
толщина новой регулировочной шайбы – N.
впускной – N = Т + (А – 0,2 мм);
выпускной – N = Т + (А – 0,3 мм).
Подберите новую регулировочную шайбу с толщиной максимально приближенной к расчетному значению.
Установите новую регулировочную шайбу в толкатель так, чтобы выбитый номер на шайбе был обращен вниз.
Используя специальный инструмент (А), прижмите толкатель и снимите специальный инструмент (В) (рис. 11).
Еще раз проверьте зазор в приводе клапанов.
Удалите старый уплотнительный материал и нанесите герметик на головку блока цилиндров, в местах, показанных на рисунке 12.
Регулировка клапанов 1ZZ
Двигатели
Неправильные зазоры в клапанном механизме ДВС могут стать причиной его шумной работы, низкой отдачи мощности, а также повышенного расхода топлива. Тойотовские моторы серии ZZ в этом плане не исключение. Обращаться в автосервис или попробовать решить проблему самостоятельно? Если речь идет о двигателе 1ZZ-FE регулировку клапанов можно осуществить в течение нескольких часов, используя при этом недорогое оборудование.
Необходимые инструменты и формулы
Для регулировки клапанов 1ZZ понадобятся следующие инструменты:
- рукоятка трещеточная с удлинителем;
- вороток с удлинителем;
- торцевые головки на 10, 12, 16 (для откручивания свечей) и 19 (для вращения распредвала);
- динамометрический ключ;
- микрометр;
- набор щупов для измерения зазоров;
- гравер с насадкой;
- магнит.
Во время регулировки клапанов измеряются зазоры между толкателями (стаканчиками) и кулачками распредвала. В клапанном механизме на холодном ДВС должны быть следующие показатели:
- для впускных клапанов – 0,15-0,25 мм;
- для выпускных – 0,25-0,35 мм.
Правильная регулировка предполагает вычисление толщины нового толкателя (или старого в случае стачивания). Расчет ведется по формулам, в которых принципиальное значение имеет толщина несоответствующего нормам стаканчика. Если за X принять толщину требуемой детали, за Y – толщину забракованной, а Z будет измеренным зазором, то формулы будут выглядеть так:
- впуск – X=Y+(Z–0,20 мм);
- выпуск – X=Y+(Z–0,30 мм).
Поэтапное описание регулировки
Предварительное условие регулировки – двигатель 1ZZ-FE должен быть в холодном состоянии. Объясняется этот факт просто – металл во время нагрева расширяется. Поэтому регулировочные работы, проведенные на горячем ДВС, приведут к неправильным значениям зазора на холодном (например, после запуска при прогреве).
Снятие клапанной крышки и сдвигание распредвалов
Чтобы провести регулировку клапанов на двигателе 1ZZ-FE, необходимо снять клапанную крышку и сдвинуть распределительный вал. Последовательность действий следующая:
- откручиваются и снимаются наконечники свечей зажигания;
- с форсунок снимаются фишки;
- откручиваются крепежные элементы крышки, она убирается;
- при помощи набора щупов проверяются зазоры, результаты замеров фиксируются;
- при помощи стяжек на звездочке фиксируется цепь ГРМ;
- откручивается натяжитель цепи;
- в соответствии со схемой равномерно ослабляются и откручиваются болты крышек подшипников распредвала;
- в зависимости от того, какие клапаны требуют регулировки, сдвигается один из распредвалов (или оба).
Регулировка
Стаканчики извлекаются при помощи магнита. В соответствии с произведенными расчетами каждый толкатель (из тех, что не дают нужного зазора) стачивается до требуемой формулой толщины гравером. В процессе необходимо контролировать свои действия микрометром, определяя толщину элемента. Обороты во время стачивания можно установить примерно на 15 тысяч в минуту.
В руководстве по эксплуатации автомобиля говорится о необходимости подбора нового толкателя. Такую же информацию часто преподносят в сервисах. Если регулировка клапанов уже производилась, вполне вероятно, что на авто уже стоят сточенные стаканчики. При этом зазоры клапанов 1ZZ-FE соответствуют нормам и машина демонстрирует уверенную работу без постороннего шума.
Процедура стачивания не приводит к ослаблению металла толкателей и последующей усиленной выработке. Владельцы авто с мотором 1ZZ-FE, проводившие подобный эксперимент с самостоятельной регулировкой и стачиванием стаканчиков, утверждают, что соответствующие норме показатели сохранялись на протяжении почти 100 тысяч км последующего пробега.
Сборка
После регулировки сборка осуществляется в обратном порядке. Предварительно нужно лишь отмыть сточенные толкатели от абразива, смазать их и поставить на место. Далее необходимо:
- вернуть на место сдвинутый распредвал (или оба);
- равномерно затянуть болты крепления;
- закрутить равномерно и в соответствии со схемой болты крышек подшипников (на самих деталях стрелки должны указывать на переднюю часть ДВС);
- взвести натяжитель цепи и установить его на место (для этого нужно нажать на храповик, утопить полностью плунжер и зацепить крюк за штифт)
- установить натяжитель в рабочее положение (для этого нужно провернуть коленвал против часовой стрелки до щелчка, затем провернуть его по часовой стрелке до момента, когда натяжитель станет давить на плунжир);
- срезать стяжки;
- проверить зазоры, произвести замер компрессии (при желании);
- вернуть крышку на место;
- воткнуть в форсунки фишки, вернуть на свечи наконечники;
- завести автомобиль.
Если все сделано правильно, двигатель 1ZZ-FE станет работать ровнее, уйдет характерный металлический стук. При желании регулировку клапанов совмещают с заменой маслосъемных колпачков.
Заключение
Правильно отрегулированный клапанный механизм приведет к тихой работе двигателя 1ZZ. Своевременная регулировка клапанов двигателя необходима для продления ресурса его работы, уменьшения расхода топлива, для получения ощутимого увеличения отдачи мотора.