Taxitaxitaxi.ru

Эволюшн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Стартер ЗИЛ-130

Стартер ЗИЛ-130

Пуск двигателя осуществляется стартером, расположенным на левой стороне двигателя. Стартер ( рис. 69) состоит из электродвигателя постоянного тока, электромагнитного реле и механизма привода.

Включение стартера дистанционное. Тяговое электромагнитное реле, смонтированное на корпусе стартера, замыкает контакты электрической цепи стартера и принудительно вводит шестерню привода с механизмом свободного хода в зацепление с венцом маховика двигателя. Перемещение привода осуществляется по ленточной резьбе вала якоря. Выход шестерни стартера из зацепления с венцом маховика происходит под действием возвратной пружины, смонтированной на реле стартера. Реле стартера имеет дополнительный контакт „КЗ", замыкающий накоротко добавочное сопротивление катушки зажигания во время работы стартера.

Для обеспечения надежной работы стартера необходимо выполнить при ТО-2 следующее:

— проверить затяжку и при необходимости подтянуть болты крепления стартера к двигателю;

— проверить плотность присоединения наконечников проводов к выводам стартера и аккумуляторной батареи.

Дополнительно при каждом четвертом ТО-2 следует снять стартер с двигателя для проверки и выполнить следующее:

— очистить стартер и продуть сухим воздухом для удаления имеющейся там пыли. В случае сильной загрязненности внутренней полости стартера его следует разобрать для очистки;

— снять крышку со стороны коллектора;

— осмотреть коллектор, рабочая поверхность которого должна быть гладкой и не иметь подгара;

— протереть коллектор в случае загрязнения или незначительного подгара тряпкой, смоченной в бензине;

— зачистить коллектор шлифовальной шкуркой, если грязь или подгар не устраняются протиркой;

— если подгар не устраняется предыдущим способом, следует разобрать стартер и проточить коллектор на станке. Чистота обработки должна быть не ниже 1,25, а минимальный диаметр коллектора после проточки 38 мм;

— проверить щетки на свободное (без заеданий) перемещение в щеткодержателях;

— замерить высоту щеток (от места касания пружины до рабочей поверхности) и заменить щетки, изношенные до высоты 6-7 мм;

— при необходимости подтянуть гайки, выводные болты стартера и реле, а также винты, крепящие наконечники щеточных канатиков к щеткодержателям;

— проверить состояние контактов реле стартера. Контактную коробку очистить от пыли. В случае значительного подгара контактов их следует зачистить напильником, а затем мелкой шлифовальной шкуркой. Если контактные болты имеют значительный износ в месте соприкосновения с контактным диском, их следует повернуть на 180°;

— проверить легкость перемещения привода по валу якоря. При затрудненном перемещении привода вал якоря очистить от грязи при помощи тряпки, смоченной в бензине, и слегка смазать маслом, применяемым для двигателя;

— проверить зазор между шестерней и упорным кольцом, который должен быть в пределах 2,5±1 мм при полностью втянутом якоре реле.

Для проверки зазора плюсовой вывод аккумуляторной батареи нужно соединить с выводом обмоток реле стартера, а минусовый вывод аккумуляторной батареи соединить с „массой" стартера. Якорь реле при этом втягивается и выдвигает шестерню. После этого следует исключить зазор у шестерни легким отжатием ее в сторону коллектора и замерить зазор между торцом шестерни и упорным кольцом металлической линейкой;

— отрегулировать при необходимости зазор между шестерней и упорным кольцом. При большом зазоре регулировочный винт якоря нужно ввернуть, а при малом — вывернуть.

Для регулировки зазора необходимо снять защитный кожух рычага, отвернув четыре винта, расшплинтовать штифт серьги и вынуть его, а затем отсоединить регулировочный винт якоря от рычага. После регулировки все собрать в обратном порядке;

— проверить регулировку выключенного положения шестерни привода, для чего сдвинуть привод в сторону якоря до упора. После этого ввернуть регулировочный винт рычага до момента движения привода, затем вывернуть регулировочный винт до остановки привода и дополнительно вывернуть винт еще на 1/2 оборота;

— проверить затяжку болтов, крепящих реле к корпусу, при необходимости подтянуть.

Разборку стартера следует проводить в следующем порядке:

— с торца крышки со стороны коллектора отвернуть две гайки и отвернуть и вынуть две стяжные шпильки;

— снять крышку со стороны коллектора;

— отвернуть винты крепления щеточных канатиков, приподняв пружины, вынуть щетки из щеткодержателей и снять траверсу;

— отвернуть четыре винта и снять защитный кожух, закрывающий якорь реле;

— расшплинтовать и вынуть штифт, соединяющий якорь реле с рычагом привода;

— снять корпус вместе с реле;

— отвернуть гайку оси рычага привода и вынуть ось из крышки;

— вынуть якорь вместе с приводом из крышки, при этом снять с шейки вала якоря регулировочные шайбы и фигурную шайбу
с буртиком;

— легким ударом по торцу цилиндрического упорного кольца сдвинуть его в сторону привода, затем с помощью отвертки раздвинуть пружинное замковое кольцо и вынуть его из выточки вала якоря. Снять пружинное и упорное кольца с вала якоря и привод;

— снять промежуточный подшипник;

— сборка стартера производится в порядке, обратном разборке.

Перед сборкой необходимо смазать маслом, применяемым для смазки двигателя, шейки вала якоря и ленточную резьбу, по которой перемещается привод, а также фильцы.

При сборке необходимо центрирующие канавки на корпусе и промежуточном подшипнике расположить напротив отверстия в крышке со стороны привода. Это достигается путем установки фиксирующего штифта диаметром 2,8-012 мм. Фиксирующий штифт после сборки удаляют.

После сборки произвести проверку и регулировку стартера.

В целях увеличения срока работы стартера необходимо соблюдать следующие требования:

Читайте так же:
Как отрегулировать зажигание мотоцикла планета

— не допускать непрерывной работы стартера более 10 с (более длительная непрерывная работа вызывает повышенный перегрев стартера и может привести к его поломке);

— производить разборку стартера только в мастерской, располагающей необходимыми инструментами и измерительными приборами;

— не включать стартер при работающем двигателе;

— не трогать с места автомобиль путем прокручивания трансмиссии через двигатель стартером;

— не промывать бензином узлы стартера, имеющие пористые бронзографитные подшипники скольжения, во избежание вымывания смазки;

— после пуска двигателя немедленно отключить стартер, таккак механизм свободного хода привода стартера не рассчитан на длительную работу.

Техническая характеристика стартера

Номинальное напряжение, В — 12

Номинальная мощность, кВт (л. с.) — 1,8 (2,4)

Сила тока холостого хода, А, не более — 90

Сила тока при тормозном моменте 22,05 Н-м

(2,20 кгс-м), А, не более — 700

Напряжение включения реле с прокладкой 14,5 мм,

установленной между шестерней и упорным кольцом,

Усилие щеточных пружин, Н (кгс) — 9,8-13,7 (1-1,4)

Таблицы к разделу Иллюстрации к разделу

Рис. 69. Стартер

1 — неподвижный контакт реле; 2 — подвижный контакт реле; 3 — катушка реле; 4 — якорь реле; 5 — регулировочный винт; 6 — защитный кожух; 7 — рычаг; 8 — винт регулировки хода шестерни; 9 — крышка стартера со стороны привода; 10 — упорное кольцо; 11 — шестерня привода; 12 — муфта свободного хода; 13 — вал привода; 14 — муфта привода; 15 — корпус стартера; 16 — якорь стартера; 17 — защитная лента; 18 — коллектор; 19 — крышка стартера со стороны коллектора; 20 — обмотка возбуждения; 21 — полюс

Регулировка стартера зил 130

Устройство и работа стартеров

На автомобилях ЗИЛ-130 устанавливаются стартеры типа СТ-130 с дистанционным управлением.

Основными частями стартера являются стальной цилиндрический корпус с четырьмя полюсными сердечниками и обмоткой возбуждения, якорь, в пазах которого уложена обмотка, коллектор и щетки, укрепленные на передней крышке. Обмотка возбуждения стартера включена последовательно с обмоткой якоря.

Стартер имеет четыре щетки, изготовленные из материала, содержащего 90% меди, 4% графита и 6% свинца. Вал якоря стартера вращается во втулках из пористой графитовой бронзы. С валом якоря связана шестерня. внодимая в зацепление с зубчатым венцом маховика во время пуска двигателя.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Привод стартера должен вводить шестерню в зацепление с венцом маховика на период пуска двигателя и автоматически разъединять вал стартера, когда двигатель начнет работать.

На всех современных отечественных автомобилях устанавливают стартеры, имеющие привод с принудительным включением шестерни. В момент включения стартера шестерня вводится в зацепление принудительно рычагом включения. Посредством винтов, и серьги производят регулировку зазора между шестерней и упорным кольцом. Разобщение якоря с коленчатым валом после пуска двигателя производится роликовой муфтой свободного хода или специальным сцепляющим механизмом.

После поворота ключа в замке выключателя зажигания по часовой стрелке до отказа ток от аккумуляторной батареи поступит в обмотку реле включения. Сердечник реле намагнитится и замкнет контакты. включив тем самым втягивающую и удерживающую обмотки тягового реле. При прохождении тока по втягивающей и удерживающей обмоткам якорь втягивается внутрь втулки. При этом связанный с якорем рычаг включения через Муфту включения и буферную пружину введет шестерню в зацепление с венцом маховика. Поступательное движение шестерни ограничивается упорным кольцом. Вход зубьев шестерни в венец маховика облегчается тем, что втулка. перемещаясь по винтообразной нарезке вала якоря, сообщает шестерне кроме поступательного, еще вращательное движение. Когда шестерня войдет в зацепление, контактное кольцо, связанное с якорем через шток, замкнет контакты тягового реле и включит стартер. Одновременно контактное кольцо прижмется к упругому контакту, и ток от аккумуляторной батареи пойдет в первичную обмотку катушки зажигания через зажим ВК. минуя вариатор. Съемная крышка дает возможность при необходимости производить зачистку контактов.

Рис. 182. Стартер типа СТ 130 и его электрическая схема

При замыкании контактов тягового реле втягивающая обмотка закорачивается, после чего якорь реле удерживается только одной обмоткой 8. Магнитное поле, создаваемое этой обмоткой, оказывается достаточным для удержания стартера во включенном состоянии, так как после включения стартера между сердечником и якорем тягового реле остается очень незначительный воздушный зазор.

После пуска двигателя якорь стартера разобщается с венцом маховика муфтой свободного хода. Ее основными частями являются наружная обойма с втулкой и внутренняя обойма с шестерней. Наружная обойма имеет четыре клиновидных паза, в которых помещены стальные ролики. Усилием пружины через толкатель ролики отжимаются в узкую часть пазов и заклиниваются между обоймами, благодаря чему при вращении якоря против часовой стрелки шестерня передает крутящий момент от вала якоря на венец маховика.

После того как двигатель запущен, частота вращения внутренней обоймы превысит частоту вращения наружной. При этом сила трения, преодолев сопротивление пружины, отведет ролики в широкую часть пазов. Обоймы муфты окажутся разобщенными, и якорь стартера будет предохранен от разноса.

Муфта свободного хода не рассчитана на продолжительную работу, поэтому во избежание повреждений стартер надо выключать сразу же после пуска двигателя.

После выключения стартера якорь тягового реле, а вместе с ним и все детали привода возвращаются в исходное положение возвратной пружиной. Пружина смягчает удар втулки о крышку корпуса стартера.

Читайте так же:
Регулировка сцепления сузуки свифт робот

Быстрому выходу шестерни из зацепления способствует винтообразная нарезка вала якоря. на которую муфта свободного хода, вращаясь после пуска двигателя быстрее якоря, навертывается подобно гайке. Если, пустив двигатель, не выключить стартер вовремя, то выключение произойдет автоматически благодаря тому, что обмотка 42 реле включения соединена с массой через якорь генератора 46, и генератор сразу после пуска двигателя пошлет в обмотку реле ток, идущий навстречу току от аккумуляторной батареи. Сердечник реле размагнитится, его контакты разомкнутся, и цепь обмотки тягового реле будет разомкнута .

Стартеры с механическим приводом и непосредственным управлением применяются в настоящее время преимущественно для запуска пусковых двигателей тракторов.

Рис. 183. Стартер типа СТ-350Б

На пусковом двигателе трактора ДТ-75М устанавливается стартер СТ-350 Б.

При нажатии на рычаг (рис. 183) включения он поворачивается и через установленные на валу якоря муфту включения, пружину и муфту свободного хода перемещает шестерню в осевом направлении, вводя ее в зацепление с шестерней, закрепленной на маховике пускового двигателя. При дальнейшем перемещении рычага в он надавит на шток и с помощью шайбы замкнет цепь стартера. Ток через клемму пойдет в обмотки возбуждения и далее через щетки и коллектор в обмотки якоря. Вал якоря начнет вращаться, и находящаяся на нем шестерня приведет во вращение коленчатый вал двигателя.

После запуска двигателя муфта свободного хода под действием пружины выведет шестерню из зацепления с маховиком двигателя.

Стартер ЗИЛ-130: характеристики, устройство, принцип работы

В любом автомобиле предусматривается система запуска двигателя. она служит для вращения двигателя со скоростью, при которой возможен его запуск. Система включает в себя несколько составных элементов, среди которых неотъемлемым является стартер. ЗИЛ-130 тоже им оснащается. Что же, уделим данному элементу детальное внимание.

Назначение и устройство

Итак, для чего служит этот механизм? Стартер нужен для создания необходимого крутящего момента коленчатого вала при запуске двигателя. Питается механизм от аккумуляторной батареи автомобиля. В конструкцию стартера ЗИЛ-130 входят:

  • Корпус.
  • Подвижный и неподвижный контакт реле.
  • Якорь.
  • Катушка реле.
  • Шестерня привода.
  • Защитный кожух.
  • Регулировочный винт хода шестерни.
  • Рычаг.
  • Упорное кольцо.
  • Муфта привода и свободного хода.
  • Вал.
  • Защитная лента.
  • Крышка стартера.
  • Коллектор.
  • Обмотка возбуждения.

ремонт стартера зил

Ниже рассмотрим, как действует данный механизм.

Принцип работы

Рабочий процесс стартера ЗИЛ-130 можно разделить на несколько этапов:

  1. Соединение шестерни привода с маховиком.
  2. Запуск стартера.
  3. Отсоединение шестерни от венца маховика.

Сам рабочий цикл механизма является кратковременным. Данный механизм не участвует при последующей работе мотора, а способствует лишь его запуску. Если рассматривать принцип работы стартера ЗИЛ-130 более подробно, это будет выглядеть следующим образом:

  • Водитель устанавливает ключ в замок зажигания и проворачивает его в положение запуска. Далее электричество передается от аккумулятора на замок зажигания, а после – на тяговое реле стартера ЗИЛ-130.
  • Шестерня обгонной муфты входит в зацепление с венцом маховика. Одновременно с этим замыкается цепь и подается напряжение 12 В на электрический двигатель стартера.
  • Шестерня начинает вращаться. Таким образом, увеличиваются обороты коленчатого вала. Когда обороты составляют порядка 300 в минуту, двигатель начинает «схватывать» и запускается. В этот момент шестерня с электродвигателем разъединяются (благодаря срабатыванию обгонной муфты – именно она разъединяет связь) и маховик вращается уже без ее помощи. Электричество больше не поступает на стартер. Он находится в выключенном положении до следующего запуска.

Особенности механизма

Какой тип стартера устанавливается на ЗИЛ-130? На советские грузовики всегда устанавливались механизмы редукторного типа. Не исключением стал и автомобиль ЗИЛ-130. Редукторный стартер включает в себя планетарный редуктор, который состоит из нескольких шестерне.

стартера зил 130 фото

Все они помещаются в корпусе механизма. благодаря планетарному редуктору увеличивается усилие крутящего момента, необходимое для того, чтобы провернуть вал. Чем примечателен такой тип стартеров? Редукторный механизм имеет больший коэффициент производительности. Также он меньше потребляет тока при холодном запуске мотора. Редукторный стартер, устанавливаемый на ЗИЛ-130, имеет компактные габаритные размеры. При этом он сохраняет все эксплуатационные характеристики в случае падения пускового тока аккумуляторной батареи.

Технические характеристики

Стартер автомобиля ЗИЛ-130 марки «БАТЭ» имеет следующие габаритные размеры. Длина составляет 32 сантиметра, ширина – 18, высота – 15 сантиметров. Масса редукторного стартера – 9,2 килограмма. Пусковая мощность механизма – 300 ватт. Номинальная мощность может доходить до 1800 ватт. Напряжение, необходимое для работы – 12 вольт. Минимальная емкость АКБ, нужная для работы стартера – 90 Ач. Ток удерживающей обмотки – 11 ампер, втягивающей – 36. Размер модуля шестерни привода – 3 миллиметра. Число зубьев приводной шестерни стартера – 9. Угол из профиля – 20 градусов.

Схема подключения

Подключение стартера ЗИЛ-130 производится достаточно просто. Так, механизм имеет четыре вывода.

стартера зил фото

Первый – это подключение реле стартера ЗИЛ-130. Второй вывод идет на втягивающую катушку. Третий – это клемма дополнительного сопротивления. При использовании дополнительного реле, данный вывод не подключается. Четвертый – это подача плюсового напряжения от аккумулятора.

Техническое обслуживание стартера

Для стабильной и продолжительной работы данного механизма нужно регулярно выполнять его техническое обслуживание. Осмотр состояния должен производиться через каждые 16 тысяч километров (при выполнении ТО-2):

  • Проверяется плотность присоединения проводов к выводам АКБ и стартера.
  • Подтягиваются болты крепления механизма к двигателю.
Читайте так же:
Схема регулировки теплового зазора двигателя

ремонт зил 130

При каждом четвертом ТО-2 выполняются следующие операции:

  • Демонтируется стартер и продувается сухим сжатым воздухом от содержащейся пыли. В случае сильного загрязнения, механизм разбирается детально для чистки.
  • Осматривается коллектор. Его рабочая поверхность не должна быть подгорелой и иметь механических повреждений. В случае наличия подгара, элемент протирается тряпкой, предварительно смоченной в бензине. Также коллектор очищается от пыли (если таковая там имеется). В случае если коллектор подгорел серьезно, следы можно зачистить мелкозернистой наждачной бумагой. Чистота обработки составляет 1,25. Минимальный диаметр механизма после обработки – 38 миллиметров.
  • Проверяются щетки стартера. Они должны свободно двигаться в щеткодержателях, без каких-либо заеданий. Также заменяется высота щеток. Замер выполняется от рабочей поверхности до места соприкосновения пружин. В случае если высота составляет менее семи миллиметров, выполняется ремонт стартера ЗИЛ-130. В данном случае это замена щеток на новые. При необходимости подтягиваются винты, что крепят наконечники щеток к щеткодержателям.
  • Производится проверка состояния контактов реле. Контактная коробка не должна содержать пыли. В противном случае она подвергается чистке. Если контакты подгорели, их аккуратно зачищают при помощи напильника, а затем мелкозернистой наждачной бумаги. В случае износа контактных болтов на участке, где они соприкасаются с диском, элементы прокручиваются ключом на 180 градусов.
  • Проверяется характер перемещения привода по валу якоря. Если элемент двигается трудно, его следует очистить от грязи. Это делается при помощи той же тряпки, что была смочена в бензине. Затем привод слегка смазывается машинным маслом.
  • Измеряется зазор между упорным кольцом и шестерней. Он должен быть в пределах от одного до двух с половиной миллиметров при условии полностью вытянутого якоря реле.

стартера зил 130

Как регулируется зазор между упорным кольцом и шестерней?

В случае если зазор не соответствует норме, необходимо выполнить следующие операции:

  • Извлечь перемычку, что соединяет болт на корпусе стартера с реле.
  • Открутить четыре винта и извлечь реле с крышки со стороны привода. Также извлекается якорь и сам регулировочный винт. Последний в случае высокого зазора вкручивается на один или несколько оборотов. При малом зазоре — наоборот, выкручивается. Один оборот данного винта перемещает шестерню относительно оси якоря на 1,7 миллиметра.
  • Далее устанавливается на место реле. Для этого нужно сдвинуть рычаг в сторону корпуса. В рычаг должна свободного войти ось серьги винта. Реле устанавливается на место и закручиваются все четыре болта.
  • Ставится на место перемычка. Ее следует затянуть.
  • Проверяется зазор и при необходимости снова корректируется.

ремонт стартера зил 130

Заключение

Итак, мы выяснили, что собой представляет стартер на ЗИЛ-130, как он работает и обслуживается. Данный механизм достаточно надежный. В случае проведения регулярного ТО, стартер не будет требовать серьезного ремонта.

Стартер СТ

Стартер Зил СТ-2А

Пуск двигателя ЗИЛ-375 осуществляется с помощью стартера СТ2, а двигателя ЗИЛ-375Я4 — стартером СТ130.
Стартер СТ2 герметизирован резиновыми уплотнителями и установкой металлического колпака со стороны коллектора, а стартер СТ130 — пылебрызгозащищенный.
Стартеры представляют собой электродвигатели постоянного тока последовательного возбуждения. Включение стартеров дистанционное, через вспомогательные реле. Посадочные места и подсоединительные размеры стартеров одинаковые.
Продолжительность непрерывной работы стартера при пуске двигателя автомобиля Урал не должна превышать 10 с. Если двигатель не пустился, через 30-40 с повторить пуск. После трех-четырех неудавшихся попыток проверить систему питания и зажигания и устранить неисправность.
Как только двигатель начнет работать, немедленно отпустить кнопку стартера, так как муфта свободного хода привода стартера не рассчитана на длительную работу.
Запрещается включать стартер при работающем двигателе и прокручивать трансмиссию стартером.
Вспомогательное электромагнитное реле РС502 служит для включения тягового реле стартера.
Технические данные реле РС502:
Номинальное напряжение – 12 В.
Напряжение включения – 9 В.
Напряжение выключения 3-4 В.
Сопротивление обмотки – 30 Ом.
У реле зазор между зачищенными контактами должен быть не менее 0,4 мм, регулируют подгибом ограничителя. Зазор между якорем и сердечником катушки при замкнутых контактах должен быть не менее 0,2 мм. Напряжение включения регулируют увеличением или уменьшением натяжения пружины, которое обеспечивается подгибанием хвостовика держателя.

Техническое обслуживание стартера СТ

При техническом обслуживании необходимо проверить состояние коллекторно-щеточного узла и контакты реле. При загрязнении или подгаре поверхность коллектора протереть тряпкой, смоченной в бензине, или прочистить мелкозернистой стеклянной шкуркой.
Щетки должны свободно, без заеданий, перемещаться в щеткодержателях. Щетки заменять, если они износились по высоте до 7 мм. Усилие щеточных пружин проверять динамометром.
Проверка состояния контактов реле, величины осевого люфта якоря стартера и вылета шестерни привода стартера должна проводиться в мастерской, располагающей всеми необходимыми инструментами и измерительными приборами.

Ремонт стартера СТ

Разборка. Стартер, подлежащий ремонту, очистить от грязи и разобрать в следующей последовательности:

  • для снятия тягового реле у стартера СТ130 снять крышку тягового реле, расшплинтовать палец серьги сердечника реле и вынуть его, снять прокладку крышки, защитную пластину и резиновую прокладку силового реле, отсоединить выводной провод обмоток стартера и перемычку, отвернуть болты крепления;
  • для снятия тягового реле у стартера СТ2 отсоединить выводной провод обмоток стартера и перемычку, отвернуть винты крепления тягового реле к крышке со стороны привода, отсоединить серьгу регулировочного винта от рычага привода, при необходимости разобрать тяговое реле;
  • снять защитную ленту (СИЗО) или защитный колпак (СТ2), отсоединить провода щеток, вынуть щетки из щеткодержателей, вывернуть стяжные болты и снять крышку со стороны коллектора и корпус стартера;
  • вынуть ось рычага привода, снять рычаг, отвернуть винты крепления промежуточного подшипника к крышке со стороны привода и вынуть якорь вместе с приводом и регулировочными шайбами;
  • снять регулировочные шайбы, сдвинуть упорную втулку в сторону шестерни, снять пружинное кольцо, которое находится под упорной втулкой;
  • снять упорное кольцо, привод и промежуточный подшипник.
Читайте так же:
Как отрегулировать датчик давления на гидрофоре

При необходимости разобрать привод, для чего: снять первое стопорное кольцо с направляющей втулки, упорную шайб, малую пружину, первую половину поводковой муфты, второе стопорное кольцо, вторую половину поводковой муфты привода, конусную пружину и упорную шайбу пружины.
Контроль деталей. После разборки детали и узлы стартера тщательно очистить от грязи и проверить.
Проверить, нет ли межвитковых замыканий обмоток якоря, катушек возбуждения, замыкания на массу изолированных щеткодержателей, обмоток катушек возбуждения и якоря.

Допустимый износ цапф вала якоря 0,05 мм, взаимное биение цапф не более 0,1 мм. Зазор между втулками и валом якоря допускается не более 0,15 мм. Минимально допустимый диаметр коллектора после проточки 37,3 мм, биение коллектора относительно цапф вала более 0,05 мм недопустимо.
При износе отверстий втулок в крышках и промежуточном подшипнике более 0,02 мм их необходимо заменить новыми. Диаметры отверстий новых втулок после запрессовки и развертки с шероховатостью поверхности Ra 0,63 мкм должны быть: в крышке со стороны коллектора 16,20-16,24 мм; в промежуточном подшипнике 19,07-19,21 мм; в крышке со стороны привода 12,500-12,535 мм.

Перед запрессовкой новых медно-графитовых втулок их необходимо просушить в течение 1 ч при 100-150° С, а затем пропитать в машинном масле при 180-200° С в течение 2 ч.

Привод стартера осмотреть снаружи и проверить на отсутствие пробуксовки. Привод должен свободно, без заеданий, перемещаться по шлицевой части вала. При износе отверстия втулок привода более 0,03 мм их необходимо заменить. Диаметр отверстия новых втулок после запрессовки и развертки должен быть 14,00 мм, а шероховатость поверхности Ra 0,63 мкм.

При удержании якоря шестерня привода должна свободно вращаться по часовой стрелке. Против часовой стрелки шестерня должна вращаться только вместе с якорем. Проверку муфты на пробуксовку проводят при испытании стартера на полное торможение.
Проверить с помощью омметра сопротивление, которое должно быть: для втягивающей обмотки 0,33+0,01, а для удерживающей- 1,00+0,03 Ом. В случае неисправности обмоток реле у стартера СТ2 заменить катушку, а у стартера СИЗО — тяговое реле.

Выводные болты зачистить, а при сильном выгорании повернуть их на 180°. При сильном износе контактного диска повернуть его неизношенной стороной к контактам.
Сборка стартера. Перед сборкой смазать подшипники, цапфы и шлицевую часть вала маслом для двигателя, а резиновые уплотнительные кольца (СТ2) — тормозной жидкостью. Резиновые прокладки и кольца заменять после каждой разборки.
Стартер собирают в порядке, обратном разборке.

Осевой люфт якоря стартера допускается не более 1 мм. Эта величина устанавливается регулировочными шайбами. Зазор между шестерней и упорным кольцом при полностью втянутом якоре реле и выбранном люфте привода должен быть 2,5±1,0 мм. Регулировать зазор в следующем порядке:

  • на стартере СТ2 снять реле вместе с якорем и серьгой, а на стартере СИЗО снять защитный кожух рычага и отсоединить серьгу регулировочного винта якоря от рычага привода;
  • завертывая или вывертывая регулировочный винт якоря реле, довести зазор до требуемой величины. Следует иметь в виду, что один оборот регулировочного винта соответствует передвижению шестерни на 1,7 мм.

Окончательную регулировку вылета шестерни проверять при включенном тяговом реле. Для этого присоединить плюсовой зажим аккумуляторной батареи к зажиму обмоток реле, а минусовой зажим — к корпусу (массе) стартера.

  • После регулировки стартер СТ2 проверить на герметичность следующим образом:
  • на крышку стартера со стороны его привода надеть стакан со штуцером для подвода воздуха;
  • стартер погрузить в пресную воду комнатной температуры на глубину 50-100 мм;

внутри стартера создать избыточное давление воздуха 0,1- 0,2 кгс/см2. Испытание проводить в течение 5 мин.

Стартер считается выдержавшим испытание на герметичность, если в течение 3 мин отсутствует выделение пузырьков воздуха из одного и того же места реле и стартера.
После сборки и регулировки проверить работу стартера на контрольно-испытательном стенде.
При включении стартера привод должен перемещаться по шлицевой части вала без заеданий и возвращаться в исходное положение под действием возвратной пружины.

Исправность стартера, правильность его сборки и регулировки определяют проверкой на холостом ходу и при полном торможении. В процессе испытаний стартера на холостом ходу проверяют частоту вращения якоря, величину потребляемого тока. Если ток, потребляемый стартером, не соответствует данным технической характеристики, а частота вращения якоря уменьшена, это свидетельствует о наличии перекосов, задевании или неравномерных зазорах между якорем и полюсными сердечниками.

Причиной уменьшения силы тока и частоты вращения якоря может быть плохое соединение контактов электрической цепи стартера или слабый прижим щеток и коллектору. Чрезмерно большой силы ток и малая частота вращения якоря указывают на короткое замыкание в электрической цепи стартера или на неправильную установку щеток (положительные щетки поставлены на место отрицательных).
При проверке стартера при полностью заторможенном якоре стартера определяют потребляемый ток и величину тормозного момента, развиваемого стартером.

Читайте так же:
Регулировка подачи топлива на судовых дизелях

Во избежание перегрева стартера испытание проводится в течение короткого времени.

Стартер ЗИЛ 130

Стартер представляет собой механизм, обеспечивающий запуск двигателя. Он позволяет коленчатому валу вращаться и считается неотъемлемой частью любого современного автомобиля. Стартер питается от АКБ, на мощность детали влияет модификация машины.

Чтобы деталь начала свою работу, маховиковый венец и шестерня привода должны быть совмещены. Затем происходит запуск стартера и последующее отсоединение маховика от приводной шестерни. Задача стартера достаточно небольшая и краткосрочная, и после того, как двигатель будет запущен, он отключается.

Стартер

Характеристики стартера, установленного на ЗИЛ 130:

Номинальная мощность1,8 кВТ/2,4 л.с.
Номинальное напряжение12В
Кол-во вращений якоря в минуту3400

Поломки данной детали могут спровоцировать неудобства и даже возникновение аварийной ситуации на дороге. Чтобы избежать возможных проблем, достаточно постоянно отслеживать состояние стартера и чинить его по мере необходимости. Для этого водитель должен ознакомиться с типичными «болезнями» стартеров, устанавливаемых на ЗИЛ 130.

Наиболее частые поломки

Слышите посторонние звуки, включая стартер? Возможно, его крепление к двигателю ослабло – придется сильнее затянуть болты. Также обратите внимание, что причиной скрежета могут служить забитые зубья шестерни стартера. Заусенцы, появляющиеся во входной части зубьев, нужно будет спилить.

Стартер

Если коленчатый вал двигателя слишком медленно проворачивается, то стоит еще раз прогреть весь двигатель. Также нередки случаи, когда АКБ полностью разряжается, выходит из строя. Ее нужно сменить/зарядить. Проблема может возникнуть при появлении следов окисления на контактах, рекомендуется их зачистить. Еще одна причина – зависание щеток, решить ее поможет ремонт щеточно-коллекторного узла стартера.

Когда стартер не реагирует на любые действия, возможно, выключатель зажигания сломался. Его необходимо проверить и провести ремонт при обнаружении поломки. При отсоединении контактов в цепи питания стартер также работает некорректно. Заранее проверьте их состояние, подтяните/зачистите при надобности.

Замена стартера однозначно нужна в том случае, если произошло короткое замыкание. Также стоит провести замену реле, если в цепи удерживающей обмотки произошел разрыв.

Выявление неисправностей

Чтобы удостовериться в работоспособности детали, вы можете использовать стенд. Проверка проводится без каких-либо нагрузок и не может длиться более, чем 60 секунд – иначе есть риск ухудшения ситуации. На фото ниже имеется схематичное изображение правильного подключения стартера ЗИЛ для проведения диагностики. Со схемой подключения необходимо свериться перед работой.

Стартер

После проверки необходимо зафиксировать величину потребляемой электроэнергии, скорость/частоту вращения якоря и свериться с техническими характеристиками. Если показатели значительно выше или ниже нормы, стартер нуждается в ремонте либо замене.

Разборка стартера

Чтобы осмотреть все компоненты системы на наличие дефектов, рекомендуем вам разобрать стартер:

  • Выворачиваем гайки, чтобы отсоединить реле стартера. Винты, крепящие кожух, также снимаем. Убираем кожух.
  • Винты, крепящие крышку стартера к ярму реле, выкручиваем, снимаем само реле. Извлекаем из щёткодержателя щетки.
  • Снимаем стяжные шпильки, отсоединяем щеткодержатели от изолированных щеток, затем избавляемся от крышки.
  • Заблаговременно сняв корпус, выворачиваем гайку, на которой держится ось рычага.
  • Упорное кольцо отодвигаем правее, замковое кольцо снимаем с вала, используя отвертку. Также с вала нужно снять якорь.
  • Чтобы получить доступ к контактам реле, выворачиваем гайку с контактного, выводного болтов. Извлекаем крепления контактной крышки. Контактный диск, плунжер вынимаем.

Сборка проводится в обратном данному порядку. Не забудьте вкрутить на свои места все крепления. Если вы решили, что запчасть не подлежит ремонту, придется заказать новый стартер и установить его. Замена стартера производится в том же порядке, только вместо старой детали устанавливается новая и производится сборка.

Выбор комплектующих

Оригинальный стартер для автомобиля ЗИЛ-130 обойдется владельцу транспортного средства в 9-10 тысяч рублей. Деталь маркируется заводским номером СТ230К4-3708000. Чтобы не наткнуться на подделку, внимательно осмотрите стартер на наличие повреждений, посторонних надписей.

Стартер

Если вас не устраивает стоимость оригинальной детали, рассмотрите вариант с покупкой аналогов. Они не сильно отличаются по эксплуатационным характеристикам, но стоят на 20-40% дешевле.

Например, выпуском аналогов занимается компания Pekar. Стартер под артикулом 230K43708000 стоит порядка 7,5 тысяч рублей и отличается высоким качеством. Так как ЗИЛ 130 – уже устаревшая модель грузовика, найти более дешевые варианты будет сложно. Впрочем, всегда можно рассмотреть вариант покупки б/у стартера с рук. Главное – удостовериться в его работспособности.

Как увеличить срок службы автозапчасти

Чтобы стартер на ЗИЛ 130 прослужил вам как можно дольше, следуйте данным советам:

  • Запрещено включать стартер в том случае, если двигатель уже запущен.
  • Разбирать деталь можно сугубо в мастерской, без отсутствия специальных измерительных приборов и инструментов делать этого не рекомендуется.
  • Запуск автомобиля с помощью прокручивания трансмиссии стартером строго запрещен.
  • Узлы стартера не рекомендовано промывать при помощи бензином, если на них установлены противоскользящие пористые подшипники. Это может спровоцировать быстрое вымывание защитного состава.
  • Работа стартера более десяти секунд без перерывов недопустима, так как он может перегреться и выйти из строя.

Необходимо проводить осмотр детали при первых признаках поломки. Если вы сомневаетесь в своих силах, рекомендуем обратиться в автосалон.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector