Панель приборов
Панель приборов
На панели приборов расположены следующие органы управления и контрольно-измерительные приборы (см. рис. 1.6).
1 – боковые сопла системы вентиляции и отопления салона. Предназначены для направления потока воздуха из отопителя, кондиционера или системы вентиляции. Направление потока воздуха изменяют поворотом рукоятки (вправо-влево), установленной в центре сопла, или самой решетки (вверх-вниз).
2 – регулятор электрокорректора света фар. Вращением рукоятки регулятора в зависимости от загрузки автомобиля изменяют угол наклона пучка света фар таким образом, чтобы исключить ослепление водителей встречного транспорта. Совмещение метки на рукоятке регулятора и цифры на шкале обеспечивает соответствующую регулировку положения фар при следующих вариантах загрузки автомобиля:
0 – один водитель или водитель с пассажиром на переднем сиденье;
1 – все места заняты;
2 – все места заняты и груз в багажнике;
3 – один водитель и груз в багажнике.
3 – рычаг переключателя наружного освещения и указателей поворота работает в следующих режимах:
1 – включение сигнальных огней указателей поворота. Переведите рычаг вверх или вниз до включения указателей поворота. После завершения поворота переключатель автоматически вернется в нейтральное положение.
2 – включение света фар.
Для включения света в фарах поверните рукоятку рычага переключателя. В режиме включения света фар переключатель может занимать три положения:
– первое — все выключено;
– второе (фиксированное) – включены габаритный свет в передних и задних фонарях, а также подсветка комбинации приборов.
– третье (фиксированное) – включен ближний свет фар (чтобы включить дальний свет фар, отведите рычаг от себя).
При переводе рычага на себя (нефиксированное положение) кратковременно (в зависимости от времени удерживания рычага) включается дальний свет фар.
Если выключатель (замок) зажигания находится в положении «LOCK» или «ACC», при включенном наружном освещении в момент открытия двери водителя включится зуммер, напоминающий о необходимости выключить освещение.
4 – комбинация приборов.
5 – выключатель звукового сигнала и подушка безопасности водителя . Для того чтобы включить звуковой сигнал, нажмите на центральную накладку рулевого колеса.
6 – переключатель очистителя и омывателя ветрового стекла включает электрические цепи при включенном зажигании и может занимать следующие положения:
OFF — стеклоочиститель выключен;
INT — прерывистый режим работы;
LO — постоянный режим работы с низкой скоростью;
HI — постоянный режим работы с высокой скоростью.
Для включения омывателя ветрового стекла переведите переключатель на себя.
При включении стеклоомывателя одновременно с подачей жидкости щетки стеклоочистителя автоматически совершают два цикла.
Для удаления с ветрового стекла влаги переведите рычаг переключателя вверх — щетки стеклоочистителя сделают один ход.
Для изменения длительности паузы между последовательными циклами работы очистителя ветрового стекла поверните кольцо регулятора на рычаге: положению «F» соответствует минимальная пауза, положению «S» – максимальная.
Регулятор будет включать электрические цепи при перемещении рычага переключателя очистителя и омывателя ветрового стекла в положение «INT».
7 – выключатель омывателя фар (устанавливают в зависимости от комплектации автомобиля).
8 – центральные сопла системы вентиляции и отопления салона. Предназначены для направления потока воздуха из отопителя, кондиционера или системы вентиляции. Направление потока воздуха изменяют поворотом рукоятки (вправо-влево), установленной в центре сопла, или самой решетки (вверх-вниз).
9 – выключатель обогрева заднего стекла. Обогреватель заднего стекла может быть включен, когда ключ замка зажигания находится в положении «ON». Для включения обогрева заднего стекла нажмите на выключатель, при этом загорится индикатор на выключателе. При повторном нажатии на выключатель обогрев заднего стекла выключается.
Если на автомобиле установлены обогреваемые зеркала заднего вида, то при включении обогрева заднего стекла включается и их обогрев.
Для того чтобы не допустить полного разряда аккумуляторной батареи, не пользуйтесь обогревом заднего стекла при неработающем двигателе. Во избежание повреждения нагревательного элемента обогревателя заднего стекла протирайте стекло мягкой тканью только в горизонтальном направлении.
10 – электронные часы с цифровой индикацией на жидкокристаллическом дисплее. Для управления ими предусмотрены три кнопки со следующими функциями:
H — установка показания часов. При нажатии на кнопку до момента ее отпускания происходит быстрая смена показаний часов;
М — установка показания минут. При нажатии на кнопку до момента ее отпускания происходит быстрая смена показаний минут;
R — кнопка установки показаний часов по сигналу точного времени функционирует при включенном зажигании. Если кнопка нажата в момент сигнала точного времени, показания минут устанавливаются на ноль, а показания часов, если кнопка нажата в пределах первой половины часа, остаются неизменными. Если кнопка нажата в пределах второй половины часа, показания часов увеличиваются на один час.
11 – выключатель передних противотуманных фар (устанавливают в зависимости от комплектации автомобиля). Противотуманные фары включают нажатием на клавишу выключателя при повернутой во второе (габаритное освещение) или третье (ближний/дальний свет) положение рукоятке рычага переключателя наружного освещения и указателей поворота, одновременно в клавише загорается лампа. При повторном нажатии на клавишу противотуманные фары выключаются.
12 – выключатель противотуманного света в задних фонарях. Противотуманный свет в задних фонарях включают нажатием на клавишу выключателя при повернутой в третье положение (ближний/дальний свет) рукоятке рычага переключателя наружного освещения и указателей поворота, одновременно в клавише загорается лампа. При повторном нажатии на клавишу противотуманный свет в задних фонарях выключается.
При выключении наружного освещения (рычаг переключателя наружного освещения и указателей поворота переведен в положение «ОFF») выключается и противотуманный свет в задних фонарях.
13 – вещевой ящик. При оттягивании на себя ручки замка крышка вещевого ящика открывается.
14 – выключатель аварийной сигнализации. При нажатии на клавишу выключателя загораются мигающим светом все указатели поворота и соответствующие им лампы в комбинации приборов. При повторном нажатии на клавишу сигнализация отключается.
Если на автомобиле установлена автомагнитола с кодировкой, то при отсоединении провода от клеммы аккумуляторной батареи автомагнитола блокируется. Для ее последующего включения потребуется ввести код.
16 – блок управления отопителем и кондиционером, см. подраздел «Отопление (кондиционирование) и вентиляция салона».
17 – подстаканник. При нажатии на крышку подстаканник автоматически выдвигается. Для того чтобы убрать подстаканник, нажмите на его крышку до срабатывания фиксирующего устройства.
18 – пепельница . Для того чтобы воспользоваться пепельницей, потяните на себя ее крышку. Для очистки пепельницы нажмите на фиксатор, расположенный в нижней части, и выньте ее.
19 – рычаг переключения передач для автомобилей, оснащенных механической коробкой передач (схема переключения передач нанесена на рукоятке рычага)…
…или рычаг селектора автоматической коробки передач для автомобилей, оснащенных автоматической коробкой передач.
20 – прикуриватель . Для пользования прикуривателем нажмите на кнопку его подвижной части. После нагрева спирали в течение 10–20 с подвижная часть прикуривателя автоматически со щелчком вернется в исходное положение — прикуриватель можно извлечь для использования.
Прикуриватель можно включать повторно не ранее чем через 20 с.
Не удерживайте прикуриватель принудительно в нажатом положении.
Не используйте патрон прикуривателя для подключения мощных электрических приборов (электрокофеварка и пр.) – это может привести к повреждению электрооборудования автомобиля.
Если кнопка прикуривателя не возвращается в исходное положение через 30 с после включения, извлеките прикуриватель из патрона, чтобы не допустить перегорания спирали.
21 – выключатель (замок) зажигания объединен с противоугонным устройством и расположен с правой стороны рулевой колонки. Ключ в замке может занимать следующие положения:
LOCK (фиксированное положение) – ключ можно вставить или вынуть только в этом положении. После извлечения ключа рулевое колесо блокируется противоугонным устройством;
АСС (фиксированное положение) – можно включить дополнительные потребители (например, аудиосистему);
ON (фиксированное положение) – зажигание включено, рулевое управление разблокировано, все потребители находятся под напряжением;
START (нефиксированное положение) – включен стартер, рулевое управление разблокировано.
Для того чтобы извлечь ключ из замка зажигания, поверните его до положения «АСС», а затем, нажав на ключ (надпись «PUSH»), поверните его против часовой стрелки и установите в положение «LOCK».
Если на автомобиле установлена автоматическая коробка передач, извлечение ключа из замка зажигания возможно только при установленном в положение «Р» (рarking) рычаге селектора.
Не выключайте зажигание и не вынимайте ключ из замка во время движения — рулевое колесо будет заблокировано и автомобиль станет неуправляемым.
22 – рычаг регулировки наклона рулевой колонки. Для выбора наиболее оптимального положения рулевой колонки переведите рычаг 1 вниз. Установите рулевую колонку в требуемое положение и зафиксируйте ее, переведя рычаг в верхнее положение до упора.
Регулировать положение рулевой колонки следует только на неподвижном автомобиле.
23 – рычаг привода замка капота. Поворотом рычага на себя отпирают замок капота, одновременно приподнимается передняя кромка капота…
…и образуется щель для доступа к рукоятке 1 предохранительного крючка капота. Отжав рукоятку вбок, можно открыть капот.
24 – монтажный блок предохранителей . Для доступа к предохранителям в монтажном блоке сдвиньте фиксатор в сторону моторного отсека и откройте крышку, потянув за ее боковую часть.
25 – дополнительный вещевой ящик. Поверните рукоятку по часовой стрелке до упора…
Механическая коробка передач
При включении передачи заднего хода, после полной остановки автомобиля, задержите рычаг переключения передач как минимум на 3 с в нейтральном положении. После этого переместите рычаг в положение передачи заднего хода.
При переключении рычага из положения 5–й передачи в положение 4–й передачи, следите за тем, чтобы не включить по ошибке вторую передачу. Такое резкое переключение передач может быть причиной чрезмерного увеличения частоты вращения коленчатого вала двигателя (стрелка тахометра в красной зоне) и может привести к повреждению двигателя.
Использование сцепления
Перед включением передачи необходимо полностью выжимать педаль сцепления, а затем медленно ее отпускать. Повторное нажатие на педаль сцепления необходимо производить только после ее возврата в исходное положение. Не держите ногу на педали сцепления во время движения автомобиля. Это может привести к износу диска сцепления. Не используйте сцепление для удержания автомобиля на уклоне. Для этого необходимо использовать стояночный тормоз. Не допускайте резкого и повторяющегося отпускания педали сцепления.
Приемы правильного вождения
Не катитесь под уклон на нейтральной передаче. Это очень опасно. Всегда держите передачу включенной.
Не имейте привычку вождения, при которой приходится резко тормозить, и не держите левую ногу на тормозной педали постоянно во время езды. Это ведет к перегреву тормозов и потере эффективности их работы. На затяжных спусках для предотвращения перегрева тормозов следует применять торможение двигателем (включая пониженные передачи).
При включении пониженной передачи, слегка притормозите автомобиль. Это поможет предотвратить чрезмерное увеличение частоты вращения коленчатого вала двигателя, что может привести к его повреждению.
При сильном боковом ветре снижайте скорость движения автомобиля. Это улучшит его управляемость.
Перед включением передачи заднего хода убедитесь, что автомобиль полностью остановлен. В противном случае Вы можете повредить коробку передач. Чтобы перевести рычаг в положение заднего хода, сначала выжмите педаль сцепления, переведите рычаг в нейтральное положение, подождите 3 с, а затем переведите рычаг в положение заднего хода.
Будьте особенно осторожны при движении по скользкой дороге, во время торможения, ускорения и переключения передач. На скользкой дороге, резкое изменение скорости автомобиля может привести к потере сцепления колес автомобиля с дорогой и потере управления над автомобилем.
Предупреждение
При потере контроля над автомобилем на высоких скоростях значительно возрастает риск переворачивания автомобиля.
Потеря контроля часто происходит, когда два или более колеса съезжают с колеи дороги, и водитель пытается вернуть автомобиль обратно на дорогу.
В случае если Ваш автомобиль съехал с колеи дороги, избегайте резкого поворота рулевого колеса. Вместо этого, снизьте скорость автомобиля перед тем, как снова въехать на дорогу.
Рекомендуемые скорости для переключения передач
Для экономичной езды рекомендуется переключать передачи на указанных ниже скоростях.
Тест-драйв Hyundai Accent, Chery Amulet. Восточные единоборцы
В основе автомобиля — Seat Toledo 1991 года, построенный, в свою очередь, на платформе «Фольксвагена-Гольф III». Производится в КНР с 1999 года. Пережил несколько модернизаций, последняя — в 2003 году.
Двигатели: 1,6 л, 8- и 16-клапанные (94 и 116 л.с.). В Россию поставляют только 94-сильные автомобили.
Коробка передач: 5-ступенчатая механическая.
Комплектации: А1, А2, А3.
Цена: $10 990–12 400.
HYUNDAI ACCENT
Машины нынешнего поколения делали в Корее с 1999 по 2005 год. С 2002 года выпускают на Таганрогском автозаводе только с кузовом седан. В 2003-м проведен рестайлинг.
Двигатели: бензиновые 1,5 л, 12- и 16-клапанные (90 и 102 л.с.).
Коробки передач: 5-ступенчатая механическая, 4-ступенчатый «автомат».
Комплектации: МТ1, МТ2, МТ3, АТ4, АТ5.
Цена: $11 700–13 950.
Комплектации очень близки, разница в цене 5–6% в пользу «китайца». Вызов брошен, время начинать поединок.
ПОМЕРИТЬСЯ РАЗМЕРОМ
На фоне монолитно-черной массы «Амулета» серебристый «Акцент» кажется легковесом. «Китаец» наносит первый удар: он действительно крупнее во всех измерениях и тяжелее на 100 кг. «Хёндэ» выглядит легким не только из-за цвета — низкая поясная линия, большая площадь остекления, хорошо выраженный багажник, «улыбка» облицовки радиатора — все это делает его более воздушным. Во внешности «Амулета» смешались черты современности и прошлого. Из-под скругленного капота и багажника выступают острые грани начала девяностых, а современная светотехника кажется на таком кузове инородной.
Упражнение с дверями приносит очки «Акценту»: они открываются мягко и закрываются непринужденно, с легким глухим звуком. «Амулет» по хлопку и усилию ближе к отечественной продукции. Доступ в багажник лучше у «Акцента» — есть рычажок дистанционного управления из салона, который спасет в случае замерзания замка. Зато в удобстве погрузки за «Амулетом» чистая победа! Сзади такие ворота, что и более серьезные соперники отдыхают. Но газовые упоры подобраны не лучшим образом — в первый момент чувствуешь немалый вес двери.
Интерьеры «бойцов» даже сравнивать трудно. Перед нами далекое прошлое и уходящая современность. «Амулет» просто опоздал с дизайном лет на пятнадцать. Попытки освежить салон магнитолой с CD-проигрывателем или нежной песочной расцветкой трудно признать успешными. Тем не менее здесь формальные атрибуты комфорта для данного класса: электропакет, кондиционер, регулируемая рулевая колонка. Можно даже изменить наклон и высоту подушки водительского сиденья.
Задним пассажирам вольготно вдвоем и терпимо втроем. А вот водителю и впереди сидящему придется помучиться. Хотя длина салазок и продольная регулировка даже больше, чем в «Акценте», к самим сиденьям немалые претензии по форме и размерам. Развитая боковая поддержка короткой подушки позволяет уместиться тому, кто влезает в брюки 44-го размера. Все, кто больше, сидят, извините за сравнение, как на унитазе.
«Акцент», как и соперник, палитрой расцветок не балует. Независимо от колера кузова и комплектации салон — бюджетно-серый в крапинку. Привычное сочетание скругленных панелей и классическое корейско-японское расположение органов управления не режет глаз и не вызывает раздражения. Набор удобств «Акцента» пожиже: нет регулировки водительского сиденья по высоте, дополнительного гнезда прикуривателя, откидного подлокотника и даже подголовников для задних пассажиров. Да и сам салон заметно теснее, особенно сзади.
Подводим итоги первого раунда. У «Chery Amulet» явное преимущество в размерах, удобстве входа-выхода и объеме багажника. «Hyundai Accent» хоть меньше и теснее, но выигрывает благодаря более продуманной эргономике. Выглядит он и внутри, и снаружи современно и органично. Итак, небольшое преимущество у «Хёндэ».
ВОЛЬНАЯ БОРЬБА
Дорога до Дмитровского полигона позволяет адаптироваться к особенностям машин и прожить кусочек реальной жизни с автомобилем.
«Амулет» тяжелее на ходу, особенно на фоне соперника. Нельзя сказать, что динамика плоха — разгоняется уверенно, даже с низких оборотов. Однако темп, с которым ползет стрелка спидометра, плохо сочетается с ревом мотора и свистом впускного тракта: куда торопиться, все равно тормозить у следующего светофора! Свою лепту вносит и коробка: нечеткое переключение и длинные продольные ходы рычага отбивают охоту часто за него браться. За городом машина ведет себя вполне достойно, хотя и флегматично. Выкручивать мотор не хочется, а комфортная скорость на трассе не больше 110 км/ч. Затем автомобиль становится слишком шумным: к гулу мотора добавляется свист впускного трубопровода, аэродинамические шумы.
Кстати, самые комфортные места сзади — кроме удобной посадки, свойственной более солидным автомобилям, там особенно ощущается комфорт подвески, отлично справляющейся даже с крупными неровностями. Жаль только, что срабатывает она довольно громко. А вот и обратная сторона — машина весьма валкая в повороте, что в сочетании с очень легким и «пустым» рулем прибавляет хлопот водителю. Ведь у него есть и другие проблемы. Главное — удобно сесть, поскольку уже через час-другой ноги затекают, а руки устают постоянно «искать траекторию». Впрочем, на прямой все хорошо. Тормоза в штатных режимах не вызывают претензий.
«Акцент» — прямая противоположность «Амулету»: легкий в разгоне, он провоцирует на быструю езду. Растянутые в угоду экономичности передачи неплохо сочетаются с мощным тяговитым мотором. Ходы рычага переключения передач здесь тоже не короткие, но четкости куда больше. Более острый и информативный руль в сочетании с жесткой подвеской позволяют быстрее проходить повороты. Но только на ровном покрытии — недостаток демпфирования приводит к раскачке на продольных волнах.
Второй раунд снова за «Акцентом». Впрочем, «Амулет» проиграл не всухую. В его активе комфорт подвесок и более надежное поведение на дороге.
ДУЭЛЬ НА ТОРМОЗАХ
Инструментальная оценка — не абсолютная истина для определения победителя. Но «взвесить в граммах» не помешает, особенно если разница невелика. Впрочем, в разгоне с места и в «максималке» превосходство «Акцента» заметно и без приборов. А вот в эластичности он неожиданно проиграл из-за более «длинных» передач и менее тяговитого мотора.
Лучше «Амулет» оказался и в торможении со 100 км/ч, выиграв у соперника более трех метров. Поскольку обе машины с АBS, представился случай сравнить их работу. Результат в пользу «Амулета» — частота срабатывания больше, ударов по педали меньше. Впрочем, о победе говорить не приходится: проиграли оба из-за склонности механизмов к перегреву при проведении серии торможений. Если в первых трех попытках результаты оказались стабильными, то к шестой «Акцент» прибавил 8 метров и задымил накладками не только передних, но и задних тормозов. У «Амулета» на четвертой попытке заметно увеличился ход педали, на пятой она стала подозрительно мягкой, а на шестой — провалилась в пол, и тормозной путь скачком возрос на 10 м. Вскипела жидкость!
Горная дорога автополигона позволяет уточнить особенности, подмеченные на обычных трассах. «Акцент» проходит дистанцию быстрее, но в предельных условиях довольно резко срывается в занос и требует хорошего чувства автомобиля и быстрой реакции. «Амулет» едет медленнее, с большими кренами, зато спокойно выскальзывает всеми четырьмя колесами, что предпочтительнее для неподготовленного водителя.
Третий раунд завершен, и вновь «Акцент» побеждает: не нокаутом, но по очкам.
ДАНЫ И МЕДАЛИ
По совокупности результатов «Hyundai Accent» выиграл бой с внушительным преимуществом, но его итоговая оценка вовсе не столь высока, как покупательский спрос. Все же японским и европейским аналогам он заметно уступает — прежде всего, по управляемости и тормозам. Зато у него честно заработанная репутация надежного автомобиля и отличное качество сборки.
«Chery Amulet» слабее, но далеко не по всем позициям. Вместительность и привлекательная цена в сочетании с богатым оснащением позволяют ему претендовать на место под российским солнцем.
CHERY AMULET — НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ НОВИЧОК, НО АМБИЦИЙ У НЕГО ХВАТАЕТ. ПО ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМ СВОЙСТВАМ НЕРОВЕН И ОСТАВЛЯЕТ ВПЕЧАТЛЕНИЕ НЕДОСКАЗАННОСТИ.
Общая оценка 7,1
+ Просторный салон, большой трансформируемый багажник, удобство погрузки, высокая плавность хода, тяговитый мотор.
— Шумный двигатель, нечеткое переключение передач, неудобное водительское сиденье, склонные к перегреву тормоза, неудачное размещение запасного колеса.
HYUNDAI ACCENT — ПОЛЬЗУЕТСЯ ЗАСЛУЖЕННЫМ УСПЕХОМ БЛАГОДАРЯ СБАЛАНСИРОВАННЫМ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМ СВОЙСТВАМ, НАДЕЖНОСТИ, ХОРОШЕМУ СООТНОШЕНИЮ ЦЕНЫ И КАЧЕСТВА.
Общая оценка 7,5
+ Легкое управление, мощный мотор, удачно согласованный с трансмиссией, хорошая обзорность, высокое качество сборки.
— Тормоза склонны к перегреву, водительское сиденье с короткой подушкой, небольшой ход продольной регулировки, отсутствие задних подголовников.
Анатолий Фомин: «Не скажу, что китайский „Амулет“ удивил. Для заявленных 94 сил он мог быть и пошустрее. Тягаться с „Акцентом“ по качеству сборки ему тоже рановато. Но как альтернатива вазовской „десятке“ или „Нексии“ — имеет право на жизнь. Вот только с сиденьем надо срочно что-то делать…»
Замена тросов привода управления коробкой передач
Вам потребуются: головка торцовая «на 12», удлинитель, вороток, отвертка с плоским лезвием, пассатижи.
1. Снимите аккумуляторную батарею (см. «Снятие и установка аккумуляторной батареи»).
2. Снимите воздушный фильтр и воздухоподводящий рукав (см. «Снятие и установка воздушного фильтра»).
3. Снимите полку аккумуляторной батареи (см. «Замена опор подвески силового агрегата»).
4. Выньте пассатижами пружинный фиксатор крепления наконечника троса привода к рычагу включения передач…
6. …и отсоедините от рычага наконечник троса привода.
7. Подцепив отверткой…
8. …снимите скобу крепления троса привода к кронштейну коробки передач…
9. …и выведите трос из прорези в кронштейне.
10. Аналогично отсоедините от рычага выбора передач наконечник троса его привода и выведите трос из кронштейна коробки передач, вынув скобу крепления троса.
11. Снимите облицовки тоннеля пола (см. «Снятие и установка облицовки тоннеля пола»).
12. Выньте пружинный фиксатор крепления наконечника троса привода к пальцу коромысла рычага…
13. … и отсоедините от рычага трос привода управления коробкой передач.
14. Снимите пружинную скобу крепления троса привода к кронштейну корпуса рычага переключения передач…
15. …и выведите трос из прорези в кронштейне.
16. Отсоедините наконечник троса привода управления коробкой передач от шаровой опоры рычага переключения передач, отжав отверткой фиксаторы наконечника.
17. Снимите пружинную скобу крепления троса привода к кронштейну корпуса рычага переключения передач…
18. …и выведите трос из прорези в кронштейне.
19. Выверните два болта крепления к панели кузова прижимной пластины тросов привода управления коробкой передач, сдвиньте ее вдоль тросов и выньте тросы в салон автомобиля вместе с резиновым уплотнителем.
20. При необходимости снимите кронштейн корпуса рычага переключения передач. Для этого …
21. …сожмите фиксаторы держателя жгута проводов и отсоедините держатель.
22. Выверните четыре болта крепления кронштейна корпуса рычага переключения передач к кузову…