Регулировка рулевого механизма Москвич-2140
Регулировка рулевого механизма Москвич-2140
Правильно отрегулированный рулевой механизм является непременным условием безопасности движения. В процессе эксплуатации автомобиля рабочие поверхности деталей рулевого механизма" изнашиваются, вследствие чего между сопряженными деталями появляются зазоры. Показателем технического состояния рулевого механизма служит величина свободного хода рулевого колеса, по которой и нужно определять необходимость проведения регулировочных работ. Для этого проверьте состояние шарнирных соединений рулевых тяг и передней подвески, устраните имеющиеся в них зазоры и подтяните ослабевшие крепления.
Установите передние колеса в положение, соответствующее прямолинейному движению автомобиля. Проверьте свободный ход рулевого колеса и если его величина
превышает 25° или 85 мм при измерении по ободу рулевого колеса, произведите регулировку осевого перемещения и бокового зазора в зацеплении червяка и двухгребневого ролика рулевого механизма.
Рис. 33. Регулировочный узел рулевого механизма:
/ — регулировочная гайка; 2 и 3 — стопорные гайки; 4 — регулировочная втулка; 5 — пробка наливного отверстия
Установите наличие осевого перемещения червяка, приложив палец одновременно к ступице рулевого колеса и к корпусу переключателя указателя поворотов и несколько раз повернув рулевое колесо на небольшой угол вправо и влево. Если палец ощущает перемещение ступицы, а следовательно, и червяка рулевого механизма относительно корпуса переключателя, необходимо его устранить. Для этого поверните рулевое колесо в какую-либо сторону до отказа, а затем в обратную сторону на некоторый угол так, чтобы в зацеплении рабочей пары рулевого механизма образовался боковой зазор.
Отпустите стопорную гайку 2 (рис. 33) и вращайте регулировочную гайку 1 до отсутствия осевого-перемещения червяка и до сохранения легкости его вращения.
Затяните стопорную гайку, придерживая ключом от проворачивания регулировочную гайку. После этого отрегулируйте боковой зазор в зацеплении червяка с роликом, для чего установите передние колеса в положение, соответствующее прямолинейному движению автомобиля, и отсоедините рулевую сошку от средней рулевой тяги.
Отпустите стопорную гайку 3 регулировочной втулки 4 ,и, вращая втулку 4, отрегулируйте беззазорное зацепление червячной пары в диапазоне поворота рулевого колеса на 60° в каждую сторону от среднего положения, что определяется при покачивании рулевой сошки за головку.
Затяните стопорную гайку 3, удерживая от проворачивания регулировочную втулку 4. Убедитесь в легкости вращения рулевого колеса на всем диапазоне поворота рулевого механизма.
Соедините рулевую сошку со средней рулевой тягой и проверьте правильность регулировки при движении автомобиля.
При отсутствии зазоров в шарнирах рулевых тяг и передней подвески, а также при надежном креплении рулевого механизма на кузове свободный ход рулевого колеса при неподвижных передних колесах, выставленных для прямолинейного движения автомобиля, после регулировки не более 10—15 мм (3—5°) при измерении по ободу колеса.
Ремонт рулевого управления автомобиля Москвич
Картер 32 (рис. 168) рулевого механизма прикреплен к лонжерону 15 с помощью трех болтов 12. Рулевая колонка с помощью кронштейна 38 и прокладки 37 крепится двумя болтами 39 к опоре 42, приваренной к поперечине кузова.
Сошка 33 рулевого механизма приводит в движение среднюю тягу соединенную другим концом с маятниковым рычагом. От средней тяги движение передается к поворотным рычагам с помощью боковых тяг, снабженных регулируемыми муфтами, допускающими изменение их длины при регулировке схода колес.
Крепление кронштейна маятникового рычага к лонжерону аналогично креплению картера рулевого управления.
Технические данные и характеристики:
Определение технического состояния рулевого управления
Ремонт рулевого управления
Снятие и установка рулевого механизма
Разборка, сборка и регулировка рулевого механизма
Для разборки, сборки и ремонта рулевого механизма используйте следующий инструмент и приспособления: оправка диаметром 25,5 мм, пружинный динамометр, индикатор со стойкой, оправка для отжатия кромки манжеты сальника вала сошки (9487-1794), развертка диаметром 23,463 мм, ручной пресс.
Разборку рулевого механизма производите в следующем порядке:
1. Снимите верхнюю часть вала рулевого управления вместе со шлицевой втулкой.
2. Отверните болты 25 (рис. 1) осторожно (во избежание поврежден картонной прокладки) приподнимите крышку, выньте вместе с крышкой вал сошки рулевого механизма.
3. Выверните вал сошки из резьбовой втулки 23.
4. Отверните на 1-2 оборота стопорную гайку 1, выверните из картера регулировочную гайку 2 и выньте червяк с валом в сборе.
5. Выньте из картера наружную обойму верхнего подшипника 3 и сальника.
6. Выпрессуйте из картера с помощью оправки диаметром 25,5 мм втулки 3.
7. При обнаружении износа ролика просверлите сверлом на 9 мм отверстие на глубину 4-5 мм на одном из торцов оси 6, и с помощью оправки диаметром 7-8 мм выбейте или выпрессуйте ось. Затем пользуясь круглым прутком как рычагом, выньте ролик из паза вала сошки.
8. В случае необходимости замены верхнего подшипника 62 отверните болт 66 и снимите переключатель. Затем расшплинтуйте проволоку 64, выверните три болта 63 и снимите подшипники.
Сборку рулевого механизма производите в обратном порядке, руководствуясь следующими указаниями:
1. При замене свертных втулок вала рулевой сошки, после запрессовки, разверните их до диаметра (23,46+0,025) мм.
2. Затяжку подшипников червяка, регулируйте до сборки и установки вала, рулевой сошки в сборе с роликом в картере, для чего:
— затяните регулировочную гайку до отказа и ударьте 2-3 раза молотком по картеру;
— отпустите гайку до свободного вращения рулевого вала без появления осевого люфта в подшипниках;
— затяните стопорную гайку и, ударив вновь 2-3 раза молотком по картеру, убедитесь в том, что регулировка не нарушилась; в противном случае регулировку повторите снова.
Момент проворачивания подшипников червяка 30-50 Нм (3-5 кгс•м).
3. Соберите вал сошки с крышкой картера рулевого механизма, для чего вверните вал сошки в резьбовую втулку крышки до отказа.
4. Установите оправку 9487-1794 в отверстие картера со стороны сальника вала сошки. Использование оправки предотвратит повреждение кромки сальника шлицами вала. Затем установите вал сошки с крышкой в сборе в картер, при этом оправка вытолкнется из картера шлицевым концом вала.
5. Установите рулевую сошку на шлицы вала сошки так, чтобы риска, имеющаяся на ее торце, совпала с меткой (нанесенной керном) на торце резьбового хвостовика вала. После закрепления сошку установите (вращением рулевого вала) в положение, при котором она будет направлена вперед (по ходу автомобиля) и внутрь, а ее ось, проходящая через центры обеих головок, будет расположена параллельно оси рулевой колонки. От этого положения сошки (среднего, соответствующего прямолинейному движению автомобиля) она должна иметь возможность поворачиваться в обе стороны на угол не менее 45°.
6. Беззазорное зацепление червяка роликом должно быть в пределах поворота червяка на угол не менее 60° вправо и влево от положения, соответствующего среднему положению сошки.
Это обеспечивается регулировкой бокового зазора в зацеплении червячной лары с помощью резьбовой втулки 23 (рис. 1). Не меняя положения резьбовой втулки, застопорите ее гайкой 24.
Не допускайте тугой затяжки подшипников червяка, а также излишней затяжки зацепления червяка с роликом. Это приводит к ускоренному износу червяка и ролика или к разрушению их рабочих поверхностей. Кроме того, «тугой» рулевой механизм противодействует автоматической стабилизации передних колес и тем самым ухудшает устойчивость автомобиля, что выражается в плохом «держании дороги».
Правильность сборки и регулировки рулевого механизма можно выявить следующими способами:
— определением суммарного угла беззазорного зацепления при вращении вала руля вправо и влево от среднего положения. Он не должен превышать 160°;
— определением момента, требуемого для вращения рулевого вала, который не должен превышать 1 Нм (0,1 кгсм), что соответствует усилию на ободе рулевого колеса 5 Н (0,5 кгс).
Рулевой привод
Рулевой привод состоит из рычагов 1 и 10 (рис. 2) рулевой трапеции, сошки 5, маятникового рычага 7, средней тяги 6, правой и левой боковых тяг рулевой трапеции.
Рис. 2
Левая и правая боковые рулевые тяги состоят из наружных наконечников 2, внутренних наконечников 4, регулировочных муфт 3 и контргаек 8 и 9.
Средняя рулевая тяга 6 откована за одно целое с головками шарниров. На стержне тяги имеются две бобышки с конусными отверстиями, в которые входят хвостовики шаровых пальцев внутренних наконечников боковых тяг рулевой трапеции.
В целях предотвращения проворачивания средней рулевой тяги вокруг ее продольной оси, головка пальца 2 (рис. 3) имеет овальную форму.
Рис. 3
Шарниры рулевых тяг самоподжимающиеся и регулировке в эксплуатации не подлежат. Все шесть шарниров рулевого привода надежно защищены от попадания грязи и не требуют пополнения смазки в эксплуатации. Смену ее производите только при разборке и сборке шарниров при ремонте.
Разборка и сборка шарниров рулевого привода.
Маятниковый рычаг
Снятие, разборка и сборка маятникового рычага.
Сборка рулевого привода и установка его на автомобиль
Возможные неисправности рулевого управления
Приведены вожможные неисправности рулевого управления, причины, которые ведут к поломке и способы устранения…
Уход за рулевым управлением
деталей; контроль величины свободного хода (люфта) рулевого колеса и регулировка рулевого механизма.
Рулевой механизм смазывают трансмиссионным маслом, заливаемым в картер механизма через отверстие, завернутое
пробкой. Необходимо следить за уровнем масла и периодически его доливать (ТО-1).
Заменяют масло два раза в год —
весной и осенью. Шарнирные соединения тяг смазывают солидолом УС-2 при ТО-1 (у автомобиля «Москвич-412» их не
смазывают).
Необходимо проверять крепление и шплинтовку следующих деталей рулевого управления: картера рулевого механизма к
раме (подрамнику) и рулевой колонки к картеру и кронштейну, рулевой сошки на валу, пробок в наконечниках тяг,
поворотных рычагов. При ослабленном креплении детали могут разъединиться, что может привести к аварии.
Ежедневно следует проверять свободный ход (люфт) рулевого колеса. Если он выше нормы, рулевое управление необходимо
проверить, подтянуть и отрегулировать.
Регулировка рулевого управления
Техническое состояние рулевого управления непосредственно влияет на
безопасность движения, поэтому регулировать его механизмы надо своевременно и особенно тщательно. Приближенно
оценить техническое состояние рулевого управления можно по величине люфта рулевого колеса, т. е. угла, в пределах
которого повертывается рулевое колесо без поворота передних колес автомобиля.
При положении колес автомобиля,
соответствующем движению по прямой, люфт рулевого колеса, измеренный по ободу, не должен превышать 5 — 8.
Проверка, люфта рулевого колеса простейшим люфтомером
Проверка, люфта рулевого колеса простейшим люфтомером:
1 — шкала люфтомера;
2 —
стрелка, закрепляемая на рулевом колесе.
Причины повышенного люфта рулевого колеса можно установить, проверив элементы рулевого управления в таком порядке:
проконтролировать и, если необходимо, подтянуть крепления рулевого колеса, рулевой колонки, картера рулевого
механизма, рулевой сошки, шарниров продольной и поперечной рулевых тяг, поворотных рычагов.
Если свободный ход рулевого колеса не уменьшается, то регулировать рулевое управление надо следующим образом:
проверить и при необходимости отрегулировать подшипники ступиц передних колес (смотрите рисунок Проверка регулировки подшипников ступицы переднего колеса), проконтролировать и
устранить повышенный зазор в шкворнях и подшипниках поворотных кулаков, проверить и отрегулировать подшипники
червяка рулевого механизма и зацепление червяка с роликом вала сошки.
Регулировка шарнирных соединений продольной рулевой тяги
Люфт в шарнирах тяги устраняют поворотом пробки 8
(смотрите рисунок Шарниры рулевых тяг). Для регулировки вынимают шплинт и специальной отверткой завинчивают пробку до отказа. Затем
отвинчивают пробку настолько, чтобы можно было ее зашплинтовать.
Регулировка подшипников рулевого вала (червяка)
Регулировка подшипников рулевого вала (червяка):
1 — боковая крышка;
2 — провод
сигнала;
3 — нижняя крышка;
4 — регулировочные прокладки.
Регулировка подшипников червяка
У автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-51А подшипники регулируют, изменяя количество
прокладок 4 под нижней крышкой 3 картера рулевого механизма. Прокладки имеют различную толщину. Снимать их нужно по
одной, проверяя каждый раз результат регулировки.
После устранения люфта следует проверить на ободе
рулевого колеса силу, необходимую для его вращения. Подшипники червяка рулевого механизма автомобиля «Москвич-412»
регулируют вращением гайки переднего подшипника, ввернутой в картер механизма, предварительно ослабив контргайку.
Регулировка зацепления ролика вала сошки с червяком рулевого механизма
Регулировку осуществляют при
положении передних колес автомобиля, соответствующем движению по прямой. Зазор между червяком и роликом регулируют
перемещением вала сошки в осевом направлении.
Регулировка зацепления ролика и червяка
Регулировка зацепления ролика и червяка:
1 — специальный ключ;
2 —
регулировочный винт;
3 — колпачковая гайка винта (контргайка);
4 — стопорная шайба.
У автомобилей ГАЗ-53А, ГАЗ-51А и «Москвич-412» это делают поворотом
регулировочного винта 2. Отрегулировав, проверяют, свободно ли и с какой силой вращается рулевое колесо. Сила (при
снятой продольной тяге) должна быть 16 — 22 н (1,6 — 2,2 кгс).
Контрольные вопросы
Каково назначение рулевого управления?
Назовите детали рулевого управления, через которые передается движение от рулевого колеса поворотным кулакам.
Во сколько раз увеличивается крутящий момент, передаваемый от рулевого колеса к управляемым колесам в изучаемых
Второе техническое обслуживание рулевого управления автомобиля Москвич 401-420
Обслуживание рулевого управления автомобиля Москвич 401-420 следует начинать, как и при первом техобслуживании, с контроля надежности крепления рулевого колеса на валу. После этого необходимо проверить отсутствие продольного люфта червяка в подшипниках и заеданий в рулевом управлении при поворотах рулевого колеса влево и вправо до отказа . Величина люфта в рулевом механизме при замере на ободе рулевого колеса, не должна быть более 130—135 мм. (в том положении, когда передние колеса не повернуты в какую-либо сторону).
Если рулевое колесо недостаточно надежно укреплено на валу, необходимо вынуть кнопку сигнала «Москвича»; отогнуть края стопорной пластины, удерживающие гайку крепления рулевого колеса от проворачивания, и полностью затянуть ее. Устранив качку рулевого колеса на валу, зашплинтовать гайку, вновь подогнув края стопорной пластины, поставить на место кнопку сигнала и закрепить ее ободком.
В случае повышенного люфта рулевого колеса не следует приступать к регулировке механизма, пока не будет твердой уверенности, что крепление рулевой сошки, наконечники рулевых штанг и крепление их шаровых пальцев, а также картер рулевого механизма не являются причиной обнаруженного повышенного люфта рулевого колеса автомобиля.
Перед началом регулировки необходимо расшплинтовать пробку заднего наконечника продольной рулевой штанги и, вывернув пробку, разъединить задний конец штанги и рулевую сошку, т. е. снять задний конец продольной рулевой штанги с шарового пальца сошки.
Затем, взявшись рукой за сошку ближе к месту ее крепления на валу сектора, следует сильно качнуть вал сектора вдоль его оси в обе стороны; при осевом свободном ходе сектора в рулевом механизме будет слышен стук. Далее, взявшись за сошку около места крепления ее шарового пальца, нужно качнуть сошку в том же направлении (перпендикулярно продольной оси автомобиля), наблюдая за перемещением конца вала сектора с сошкой вверх и вниз. Значительные перемещения вала сектора в этом направлении или даже стук указывают на большой зазор между валом сектора и его втулками, запрессованными в отверстие картера рулевого механизма. Этот излишний зазор можно устранить только путем смены втулок, а при большом износе шеек вала сектора также и его сменой, т. е. в данном случае требуется ремонт рулевого механизма «Москвича».
После этого следует повернуть рулевое колесо в среднее положение, взяться снова за свободный конец сошки и покачать ее в направлении нормального перемещения, т. е. вдоль оси автомобиля. Повышенный люфт и стук при этой проверке указывают на излишний зазор в зацеплении зубьев сектора и червяка, который необходимо отрегулировать.
Регулирование осевого хода червяка автомобиля Москвич 401-420 производится в случае обнаружения осевого перемещения рулевого вала при покачивании рулевого колеса вдоль рулевой колонки. Осевое перемещение червяка можно устранить затяжкой его роликовых конических подшипников.
Регулирование осевого зазора вала сектора 10 (см. рисунок) осуществляется упорным винтом 18, завернутым в картер 3 рулевого механизма со стороны двигателя.
Рулевой механизм автомобиля Москвич 401-420: 1 — роликовый подшипник, 2 — червяк; 3 — картер; 4 — стяжной болт; 5 — хомут рулевой колонки; 6 — рулевой вал; 7 — опорная втулка вала; 8 — рулевое колесо; 9 — гайка крепления рулевого колеса; 10 — сектор; 11 — регулировочный болт; 12 — сошка; 13 — регулировочная втулка; 14 — регулировочная гайка подшипников червяка; 15 — крышка картера рулевой механизма; 16 — сальник вала сектора; 17 — втулка вала сектора; 18 — упорный винт сектора; 19 — стопорная гайка упорного винта сектора.
Регулирование зазора в зацеплении сектора с червяком должно производиться после проверки, а при необходимости, и регулирования осевых зазоров червяка и вала сектора. В этом случае свободный ход сошки в направлении нормального перемещения будет возможен только вследствие износа зубьев сектора и червяка. Чтобы компенсировать этот износ и устранить его влияние на увеличение зазора в зацеплении, производится регулировка (уменьшение) зазора.
После проверки, а возможно, и регулировки рулевого механизма «Москвича» присоедините продольную рулевую штангу к сошке. Надев наконечник штанги на шаровой палец сошки, заверните и полностью затяните пробку наконечника. Затем надо отвернуть пробку до совмещения отверстия под шплинт в наконечнике с прорезью в пробке и зашплинтовать последнюю.