Taxitaxitaxi.ru

Эволюшн
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Руководство по ремонту Москвич 2141, Святогор

Руководство по ремонту Москвич 2141, Святогор

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 6
Идентификационные номера автомобиля и двигателей 6
Технические характеристики автомобилей 7
ПРОВЕРКА АВТОМОБИЛЯ ПЕРЕД ВЫЕЗДОМ 9
ДИАГНОСТИКА НЕИСПРАВНОСТЕЙ 11
Двигатель и его системы 11
Определение технического состояния двигателя 26
Диагностика неисправностей сцепления 27
Диагностика неисправностей коробки передач 28
Диагностика неисправностей привода передних колес 28
Диагностика неисправностей передней подвески 28
Диагностика неисправностей задней подвески 29
Диагностика неисправностей рулевого управления 29
Диагностика неисправностей тормозной системы 30
Диагностика неисправностей кузова 30
Диагностика неисправностей электрооборудования 31
ДВИГАТЕЛЬ RENAULT F3R 33
Описание конструкции 35
Блок управления двигателем 35
Замена масла в двигателе 35
Замена воздушного фильтра 36
Замена ремня привода вспомогательных агрегатов 36
Замена ремня привода газораспределительного механизма 36
Контроль и регулировка тепловых зазоров в приводе клапанов двигателя 37
Датчик абсолютного давления 38
Датчик положения дроссельной заслонки 39
Датчик положения коленчатого вала 39
Датчик положения распределительного вала 39
Датчик температуры воздуха на впуске 40
Датчик температуры охлаждающей жидкости 40
Датчик детонации 40
Датчик скорости автомобиля 41
Кислородный датчик (лямбда-зонд) 41
Регулятор холостого хода 41
Катушка зажигания 41
Демонтаж топливной рампы, форсунок и регулятора давления топлива 42
Демонтаж регулятора холостого хода 43
Демонтаж корпуса дроссельной заслонки, замена датчика положения дроссельной заслонки 43
Демонтаж датчика абсолютного давления 43
Демонтаж блока управления системой впрыска и зажигания 43
Снятие моторного жгута проводов 44
Снятие и установка натяжного, промежуточного и зубчатого роликов ремня привода ГРМ 44
Замена маслоотражательных колпачков газораспределительного механизма 45
Демонтаж впускного и выпускного коллекторов 45
Замена передней манжеты распределительного вала 46
Замена задней манжеты распределительного вала 46
Замена передней манжеты коленчатого вала 47
Замена задней манжеты коленчатого вала 48
Снятие и1 разборка головки блока цилиндров 48
Демонтаж поддона картера 49
Демонтаж масляного насоса 49
Демонтаж маслоотделителя системы вентиляции картера 50
Датчик давления масла 50
Демонтаж, разборка и сборка двигателя F3R 50
ДВИГАТЕЛЬ ВАЗ-2106 55
Описание конструкции 56
Замена масла в двигателе 56
Замена ремня генератора 56
Регулировка зазора между рычагами и кулачками распределительного вала 57
Замена датчика давления масла 57
Снятие успокоителя цепи привода распределительного вала 58
Снятие и разборка натяжителя цепи привода распределительного вала 58
Снятие распределительного вала и рычагов клапанов 59
Замена маслоотражательных колпачков механизма газораспределения 60
Замена передней манжеты коленчатого вала 60
Снятие цепи привода распределительного вала 61
Снятие шестерни привода масляного насоса и распределителя зажигания 62
Снятие валика привода масляного насоса 62
Замена задней манжеты коленчатого вала 62
Снятие впускного и выпускного коллекторов 63
Снятие маслоотделителя системы вентиляции картера 64
Снятие и разборка головки блока цилиндров 64
Снятие поддона картера 65
Снятие масляного насоса 66
Снятие и разборка двигателя 66
ДВИГАТЕЛЬ УЗАМ-3317 70
Описание конструкции 70
Замена масла 71
Замена ремня генератора 71
Регулировка клапанов 71
Замена датчика давления масла 72
Регулировка и замена редукционного клапана масляного насоса 72
Замена шестерен масляного насоса 72
Снятие натяжителя цепи 72
Снятие цепи привода распределительного вала 73
Замена передней манжеты коленчатого вала 75
Снятие впускного коллектора 75
Снятие выпускного патрубка системы охлаждения 75
Снятие выпускного коллектора 75
Замена задней манжеты коленчатого вала 76
Снятие и разборка головки блока цилиндров 76
Снятие поддона картера 78
Снятие и разборка двигателя 78
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ RENAULT F3R 82
Описание конструкции 83
Замена охлаждающей жидкости 83
Проверка термостата. Снятие термостата 83
Снятие корпуса термостата 84
Замена расширительного бачка 84
Снятие датчика электровентилятора 84
Демонтаж радиатора и электровентилятора 85
Замена насоса охлаждающей жидкости 85
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВАЗ-2106 И УЗАМ-3317 86
Описание конструкции 86
Замена охлаждающей жидкости 87
Проверка термостата на автомобиле. Снятие термостата 87
Замена крана отопителя 88
Замена датчика температуры двигателя ВАЗ 88
Замена датчика температуры двигателя УЗАМ 88
Замена датчика электровентилятора 88
Замена электровентилятора 88
Замена радиатора 89
Снятие насоса охлаждающей жидкости двигателя ВАЗ 89
Снятие насоса охлаждающей жидкости двигателя УЗАМ 90
СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ RENAULT F3R 91
Замена топливного фильтра 91
Демонтаж топливного бака, бензонасоса и датчика указателя уровня топлива 91
Проверка топливной системы 92
Замена троса акселератора 93
СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВАЗ-2106 И УЗАМ-3317 94
Замена воздушного фильтра двигателей ВАЗ и УЗАМ 94
Снятие бензонасоса двигателя ВАЗ 94
Замена бензонасоса двигателя УЗАМ 95
Проверка бензонасосов двигателей ВАЗ и УЗАМ 95
КАРБЮРАТОР ОЗОН 96
Регулировки карбюраторов «Озон 97
Проверка и частичная разборка карбюратора на автомобиле 98
Снятие и разборка карбюратора двигателя УЗАМ 100
КАРБЮРАТОР СОЛЕКС 104
Регулировки карбюратора 106
Снятие и разборка карбюратора «Солекс» 107
Очистка и проверка деталей карбюратора 109
Сборка карбюратора 109
СИСТЕМА ВЫПУСКА ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ 110
Описание конструкции 110
Отличия выпускной системы автомобилей с двигателем F3R 110
Снятие и установка выпускной системы двигателя F3R 111
Снятие выпускной системы двигателей ВАЗ и УЗАМ 112
СЦЕПЛЕНИЕ 113
Описание конструкции 115
Техническое обслуживание и регулировка привода 115
Замена троса сцепления 115
Замена наружного рычага выключения сцепления 115
Замена деталей и узлов механизма сцепления 116
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 117
Описание конструкции 117
Замена манжеты фланца полуоси 118
Замена переднего подшипника первичного вала 118
Замена механизма управления переключением передач 119
Замена редуктора привода спидометра 119
Демонтаж коробки передач 120
Разборка коробки передач 121
Разборка первичного вала 124
Разборка вторичного вала 124
Снятие и разборка главной передачи 125
ПРИВОД ПЕРЕДНИХ КОЛЕС 129
Описание конструкции 129
Демонтаж приводов ведущих колес,
замена шарниров равных угловых скоростей 129
Разборка наружного шарнира 130
Разборка внутреннего шарнира 130
ПЕРЕДНЯЯ ПОДВЕСКА 131
Описание конструкции 131
Демонтаж шаровой опоры 132
Демонтаж штанги стабилизатора и рычагов 132
Демонтаж и разборка телескопической стойки 133
Ступицы передних колес 134
Замена подшипника передней ступицы 134
Углы установки передних колес 135
ЗАДНЯЯ ПОДВЕСКА 136
Описание конструкции 136
Замена пружин 137
Замена задних амортизаторов 137
Демонтаж поперечной штанги 137
Замена сайлент-блоков рычагов 138
Замена балки 138
Ступицы задних колес 138
Замена подшипника задней ступицы 139
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ 140
Описание конструкции 140
Снятие и разборка рулевых тяг, ремонт наружного наконечника 141
Снятие и разборка рулевого механизма 141
Снятие карданного вала 144
Снятие рулевой колонки 144
ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА 145
Описание конструкции 145
Прокачка тормозной системы, замена тормозной жидкости 146
Замена передних тормозных колодок 146
Демонтаж тормозного диска 147
Демонтаж и разборка скобы переднего тормоза 147
Замена переднего тормозного шланга 147
Замена задних тормозных колодок 148
Замена колесного цилиндра заднего тормоза 149
Замена заднего тормозного шланга 149
Замена троса стояночного тормоза 149
Регулировка стояночного тормоза 150
Снятие и установка регулятора давления задних тормозов 151
Замена главного тормозного цилиндра и вакуумного усилителя 151
Демонтаж сигнального устройства 152
Снятие педального узла 152
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ 153
Описание системы электрооборудования 153
Аккумуляторная батарея 153
Генератор 153
Стартер 154
Система зажигания 155
Прерыватель-распределитель зажигания 155
Выключатель зажигания 156
Монтажный блок реле и предохранителей 157
Освещение и световая сигнализация 157
Звуковая сигнализация 159
Очиститель и омыватель ветрового стекла 159
Электродвигатель отопителя 160
Электрообогреватель стекла двери задка 160
Электродвигатель вентилятора системы охлаждения 161
Контрольно-измерительные приборы 161
Снятие свечей зажигания, регулировка зазора 162
Демонтаж катушек зажигания двигателя F3R 162
Снятие катушки зажигания ВАЗ и УЗАМ 162
Регулировка зазора в контактах распределителя зажигания.
Снятие распределителя зажигания двигателя ВАЗ 163
Разборка распределителя зажигания двигателя ВАЗ 164
Проверка и регулировка зазора между контактами
распределителя зажигания двигателя УЗАМ 165
Снятие распределителя зажигания двигателя УЗАМ 166
Разборка распределителя зажигания двигателя УЗАМ 166
Снятие выключателя зажигания 167
Снятие генератора двигателя F3R 167
Снятие генератора двигателя ВАЗ 168
Разборка и проверка генератора двигателя ВАЗ 168
Замена интегрального регулятора напряжения, снятие и разборка генератора двигателя УЗАМ 170
Снятие стартера двигателя F3R 171
Снятие стартера двигателя ВАЗ 171
Снятие стартера двигателя УЗАМ 172
Разборка стартера 172
Снятие комбинации приборов 173
Снятие троса привода спидометра с датчиком скорости 173
Снятие и установка монтажного блока реле и предохранителей 174
Снятие и установка вентилятора отопителя 174
Снятие блок-фары. Замена ламп 175
Снятие фары на автомобиле «Москвич-2141 176
Снятие переднего указателя поворотов автомобиля «Москвич-2141 176
Снятие задних фонарей и замена ламп 176
Замена плафона освещения номерного знака 177
Замена подрулевых переключателей 177
Снятие и установка привода стеклоочистителей и форсунок стеклоомывателей 178
Замена звукового сигнала 178
Замена плафона освещения в салоне 179
Снятие дверного выключателя освещения салона 179
Снятие подкапотной лампы и ее выключателя 179
КУЗОВ 180
Описание конструкции 180
Снятие капота 181
Снятие облицовки радиатора автомобиля «Святогор» 181
Снятие облицовки радиатора автомобиля «Москвич-2141 181
Снятие переднего бампера 181
Снятие и установка передних крыльев 182
Снятие замка капота автомобиля «Святогор» 183
Снятие замка капота и его привода на автомобиле «Москвич-2141 183
Снятие заднего бампера 184
Снятие упора двери задка 184
Снятие замка двери задка 185
Снятие и установка стекла двери задка 185
Снятие поручня потолка 186
Снятие внутреннего зеркала заднего вида 186
Снятие солнцезащитного козырька 187
Снятие обивки потолка 187
Снятие ремней безопасности 188
Снятие панели приборов 188
Снятие отопителя 189
Снятие передних сидений, замена салазок 190
Снятие заднего сиденья 191
Снятие коврового покрытия и шумоизоляционных накладок пола 191
Замена бокового зеркала 191
Замена наружного замка двери 192
Снятие обивки двери 192
Замена стекла и стеклоподъемника 193
Снятие выключателя внутреннего замка и ручки двери 193
Полная разборка двери 194
Снятие двери 194
Замена ветрового стекла 194
Антикоррозионная обработка 195
Установка подкрылков 198
ПРИЛОЖЕНИЯ 199
Оборудование рабочего места и экологические требования 199
Инструмент, применяемый помимо штатного набора 199
Проверка электрических цепей 202
Лампы, применяемые на автомобиле 203
Свечи зажигания (отечественные и производимые за рубежом) 203
Подшипники качения 204
Манжеты, применяемые на автомобиле 204
Заправочные объемы 205
Топливо, масла, смазки и эксплуатационные жидкости 205
Моменты затяжки ответственных резьбовых соединений двигателя Renault F3R 206
Моменты затяжки резьбовых соединений двигателей ВАЗ и УЗАМ 207
Схема электрооборудования автомобиля Москвич модели 21412 210
Схема электрооборудования автомобиля «Москвич» модели 21412 (двигатели УЗАМ-331, -3317) 212
Электрическая схема системы управления двигателем F3R 272 автомобилей «Святогор» модели 21414 214
Особенности схемы электрооборудования автомобилей с двигателем ВАЗ-2106 215

Читайте так же:
Регулировка навески юмз под плуг

Клапан перепускной ТНВД: давление топлива — под контролем

Клапан перепускной ТНВД: давление топлива — под контролем

Перепускной клапан ТНВД

Поддержка постоянного давления топлива в ТНВД дизельных двигателей — обязательное условие работы данного агрегата и всей системы питания. Постоянство давления достигается применением перепускных (редукционных) клапанов — все об этих деталях, их типах и конструкции, работе и замене читайте в статье.

Что такое перепускной клапан ТНВД

Перепускной клапан ТНВД (редукционный клапан) — узел топливного насоса высокого давления систем питания дизельных двигателей, регулируемый клапан (гидравлический дроссель) для слива излишков топлива и поддержания необходимого давления топлива в насосе.

Перепускной клапан выполняет несколько функций:

  • Слив избыточного топлива из насоса;
  • Удаление воздуха, попавшего в топливную систему;
  • Поддержка постоянного давления топлива внутри насоса (в каналах насосных секций многосекционных ТНВД и в корпусе распределительных ТНВД).

Редукционный клапан представляет собой автоматический гидравлический дроссель — устройство, создающее сопротивление потоку жидкости и обладающее возможностью изменять интенсивность этого потока в зависимости от гидравлического давления. В определенном диапазоне давлений перепускной клапан закрыт или создает высокое сопротивление потоку жидкости, при превышении некоторого порогового давления клапан открывается и сбрасывает излишки топлива из насоса, предотвращая дальнейший рост давления.

Перепускной клапан входит в состав секции низкого давления ТНВД, он работает автоматически и лишь нуждается в регулировании для установления порога срабатывания.

Типы, конструкция и принцип работы перепускного клапана ТНВД

Конструкция перепускного клапана ТНВД

Конструкция перепускного клапана ТНВД

Прежде всего, следует отметить, что сегодня существует несколько типов клапанов, обеспечивающих перепуск топлива в ТНВД:

  • Перепускной (редукционный) клапан в многосекционных насосах;
  • Перепускной (редукционный) клапан регулирования давления внутри корпуса (на входе в насосную секцию топливоподкачивающего насоса) в ТНВД распределительного типа;
  • Клапан дросселирования перепуска в насосах распределительного типа.
Читайте так же:
Регулировка комбайна кзс 10к

Каждый из клапанов имеет свои конструктивные особенности и занимает определенное место в топливном насосе высокого давления.

Перепускной клапан в многосекционных ТНВД. Данный клапан устанавливается в передней стенке корпуса насоса, он связан с каналами подачи топлива от топливоподкачивающего насоса на нагнетательные секции. Конструктивно клапан очень прост: его основу составляет корпус, внутри которого располагается подпружиненный запорный элемент в виде шарика или диска. Корпус может быть двух типов:

  • Болт. Клапан выполнен в виде болта, внутри которого располагается запорный элемент, а на стенках выполнено два или более отверстий для отвода топлива в обратную магистраль. Болт вворачивается в корпус насоса, он удерживает соединительный ниппель, к которому присоединяется обратная магистраль;
  • Штуцер. Клапан выполнен в виде штуцера, внутри которого располагается запорный элемент. Штуцер вворачивается в корпус насоса, а к наружной резьбе присоединяется обратная магистраль.

Работает перепускной клапан этого типа следующим образом. При низком давлении в подводящей магистрали клапан закрыт за счет усилия пружины — топливо подается к нагнетательным секциям. При изменении режима работы двигателя меняется и работа ТНВД и топливоподкачивающего насоса, в какой-то момент давление топлива в подводящей магистрали повышается, что может затруднять работу нагнетательных секций. При превышении порогового давления (которое лежит на уровне 58-80 кПа) преодолевается усилие пружины и клапан открывается — происходит сброс излишков топлива в бак через обратную магистраль. При падении давления клапан вновь закрывается.

Следует отметить, что в многосекционных насосах редукционный клапан отвечает, в основном, за отвод излишком топлива, а удаление воздуха из системы осуществляется клапаном-жиклером, установленным на фильтре тонкой очистки топлива.

Перепускной клапан распределительных ТНВД. Данный клапан выполняет те же функции, что и перепускной клапан многосекционных насосов. Он устанавливается сразу за топливоподкачивающим насосом и осуществляет сброс излишков топлива при повышении давления. Клапан может выполняться в виде болта или штуцера, также он может встраиваться непосредственно в корпус насоса.

Клапан дросселирования перепуска распределительных ТНВД. Данный узел объединяет в себе две детали — жиклер слива топлива и собственно перепускной клапан. В насосах распределительного типа присутствует сливной жиклер — отверстие малого диаметра, через которое постоянно осуществляется слив топлива в обратную магистраль. Жиклер обеспечивает циркуляцию топлива через насос, за счет чего происходит охлаждение деталей агрегата и удаление из него воздуха. В некоторых насосах жиклер как таковой отсутствует, он объединяется с клапаном дросселирования перепуска, который при низком давлении всегда пропускает некоторое количество топлива, а при росте давления открывается и сбрасывает излишки топлива в обратную магистраль.

Клапан дросселирования перепуска имеет конструкцию, аналогичную обычному перепускному клапану, однако в его корпусе выполнено дополнительное отверстие малого диаметра — жиклер, постоянно соединенный с обратной магистралью. Запорный элемент клапан находится выше жиклера и не закрывает его. При росте давления запорный элемент преодолевает упругость пружины, поднимается и открывает основное сливное отверстие — в этом случае излишки топлива поступают в обратную магистраль. При падении давления запорный элемент возвращается в первоначальное положение и слив топлива происходит только через жиклер.

Клапан дросселирования перепуска обычно выполняется в виде болта, который вворачивается в резьбу на корпусе ТНВД и соединяется с обратной магистралью с помощью ниппеля.

Правильный выбор и замена перепускного клапана ТНВД

Редукционные клапаны имеют крайне простое устройство, однако они постоянно подвергаются высоким нагрузкам и довольно часто выходят из строя. Неисправность клапана проявляется ухудшением работы двигателя — он теряет приемистость и на некоторых режимах заметны ухудшения его характеристик. В этих случаях необходимо демонтировать и проверить клапан, и, если он неисправен — произвести замену.

Для замены необходимо выбирать перепускной клапан того же типа и модели, что установлен на ТНВД производителем — только в этом случае есть гарантии, что клапан имеет необходимые характеристики и обеспечит нормальную работу насоса. Многие клапаны допускают регулировку давления, при котором происходит перепуск топлива — данную регулировку необходимо производить в строгом соответствии с инструкцией по ТО и ремонту автомобиля/трактора. Как правило, регулировка сводится к изменению числа шайб, подкладываемых под головку клапана, хотя здесь есть и исключения — все зависит от конкретного типа устройства.

Читайте так же:
Клапан регулировки уровня для скиммера

При верном выборе, замене и регулировке редукционного клапана топливный насос будет эффективно работать на всех режимах, обеспечивая нормальные рабочие характеристики силового агрегата.

Руководство по ремонту — СМАЗОЧНАЯ СИСТЕМА

В процессе эксплуатации автомобиля заменять масло следует на горячем двигателе. Чтобы полностью слить масло, необходимо выждать не менее 10 мин. после открытия сливного отверстия.

Заменяя масло, следует заменять и масляный фильтр, который снимают с помощью приспособления А.60312 (см. рис. 2-1). При установке фильтр завертывать вручную.

При замене масла после 30000 км пробега (или ранее, если на корпусе подшипников распределительного вала обнаруживаются липкие смолистые отложения) рекомендуется промыть смазочную систему маслом, для чего необходимо сделать следующее:

— после остановки двигателя слить отработавшее масло и, не снимая масляного фильтра, залить промывочное масло до отметки "MIN" на указателе уровня масла;

пустить двигатель и дать поработать ему на этом масле 10 мин., при минимальной частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу;

— полностью слить промывочное масло и снять старый масляный фильтр;

— поставить новый масляный фильтр и залить масло, соответствующее сезону (в соответствии с руководством по эксплуатации).

Масляный насос двигателя

Основные размеры насоса и его привода даны в табл. 2-3.

Снятие насоса можно производить и на автомобиле, для чего необходимо:

— установить автомобиль на смотровую канаву или подъемник, отсоединить провода от аккумуляторной батареи;

— слить масло из картера двигателя;

— отвернуть гайки, крепящие переходники с подушками передней подвески двигателя к поперечине, и слегка приподнять двигатель домкратом или талью, чтобы между поперечиной и картером образовался достаточный зазор;

— отвернуть болты крепления масляного картера и снять его вместе с прокладкой;

— отвернуть два болта крепления масляного насоса и гайку крепления маслоприемника к кронштейну и снять масляный насос вместе с маслоприемником и прокладкой корпуса масляного насоса;

— отвернуть гайки крепления маслоприемника к корпусу масляного насоса и отсоединить маслоприёмник;

— снять со шпилек прокладку фланца маслоприемника.

Разборка и сборка масляного насоса

Разборку насоса необходимо производить в следующем порядке:

— закрепить масляный насос в тисках;

— отвернуть три болта 1 (рис. 2-55) и снять крышку 3 с прокладкой 4;

— вынуть из корпуса 8 валик насоса с ведущей шестерней 5 и ведомую шестерню 6;

— вывернуть пробку 13 редукционного клапана и вынуть из корпуса пружину 11 и клапан 10. Сборка насоса производится в обратном порядке.


Рис. 2-55. Масляный насос и маслоприемник двигателя ВАЗ: 1 — болт крепления крышки насоса; 2 — шайба; 3 — крышка насоса; 4 — прокладка крышки насоса; 5 — валик с ведущей шестерней; 6 — ведомая шестерня; 7 — ось ведомой шестерни; 8 — корпус насоса; 9 — седло клапана; 10 — редукционный клапан; 11 — пружина редукционного клапана; 12 — прокладка пробки; 13 — пробка; 14 — шпилька крепления маслоприемника; 15 — прокладка фланца маслоприемника; 16 — маслоприемник; 17 — пружинная шайба; 18 — гайка крепления маслоприемника; 19 — верхний кронштейн крепления маслоприемника; 20 — коническая шайба; 21 — гайка

Проверка деталей насоса

После разборки все детали насоса следует промыть керосином или бензином, продуть струей сжатого воздуха, а затем осмотреть корпус и крышку насоса; при наличии трещин детали заменить.

Проверить набором щупов зазоры между зубьями шестерен, а также между наружными диаметрами шестерен и стенками корпуса насоса (рис. 2-56), которые должны быть соответственно 0,15 мм (предельно допустимый 0,25 мм) и 0,11—0,18 мм (предельно допустимый 0,25 мм). Если зазоры превышают предельные значения, то заменить шестерни, а при необходимости и корпус насоса.

Щупом и линейкой проверить выступание шестерен за плоскость корпуса насоса (рис. 2-57). Оно должно быть равно 0,05—0,135 мм (минимально допустимое 0,02 мм). Если выступание меньше 0,02 мм, заменить шестерни или корпус насоса, в зависимости от того, что подверглось износу.

Измерив детали, определить зазор между ведомой шестерной и ее осью, который должен быть 0,017—0,057 мм (предельно допустимый 0,1 мм), а также между валиком насоса, и отверстием втулки корпуса, который должен быть 0,016—0,055 мм (предельно допустимый 0,15 мм). Если зазоры превышают предельные значения, заменить изношенные детали.


Рис. 2-56. Проверка радиального зазора в масляном насосе двигателя ВАЗ


Рис. 2-57. Проверка выступания шестерни за плоскость корпуса масляного насоса


Рис. 2-58. Основные данные для проверки пружины редукционного клапана ВАЗ

Проверка редукционного клапана

При ремонте масляного насоса проверить редукционный клапан. Обратить внимание на поверхности клапана и корпуса, так как возможные загрязнения или отложения на сопрягаемых поверхностях могут привести к заеданию. На сопрягаемой поверхности клапана не должно быть забоин и заусенцев, которые могут привести к уменьшению давления в системе. Проверить упругость пружины редукционного клапана, сравнивая полученные данные с приведенными на рис. 2-58.

Валик и шестерня привода масляного насоса

На опорных поверхностях валика и на рабочих поверхностях шестерен не должно быть вмятин и рисок.

На зубьях шестерен привода масляного насоса и распределителя зажигания не допускаются выкрашивания, при их наличии — заменить валик или шестерню.

Читайте так же:
Регулировка клапана холостого хода ланос

Втулки валика привода масляного насоса

Проверить внутренний диаметр втулок, их запрессовку в гнездах, а также совпадение смазочного отверстия в передней втулке с каналом в блоке цилиндров (наличие проворачивания втулки). Внутренняя поверхность должна быть гладкой и без задиров.

Измерив диаметры валика и втулок, определить зазоры между втулками и опорными поверхностями валика. Если зазор превышает 0,15 мм (предельный износ), а также если поверхность втулок повреждена или ослабла их запрессовка, заменить втулки. Для снятия и установки втулок при их замене следует пользоваться оправкой А.60333/1/2 (рис. 2-59), соблюдая следующее:

— втулки должны быть запрессованы в гнезда, при этом отверстие для масла в передней втулке должно находиться против канала в блоке цилиндров;

— втулки после запрессовки должны быть окончательно обработаны и доведены по внутреннему диаметру (см. табл. 2-3). Чтобы обеспечить полную соосность втулок вала, для их доводки применяется развертка А.90353, которой одновременно обрабатываются обе втулки.


Рис. 2-59. Снятие и установка втулки валика привода масляного насоса двигателя ВАЗ: 1 — оправка А.660333/1/2

Втулка шестерни привода масляного насоса

Необходимо проверить запрессовку втулки. Внутренняя поверхность ее должна быть гладкой и без задиров, в противном случае втулку следует заменить.

Для выпрессовки и запрессовки втулки следует пользоваться оправкой A.60326/R (рис. 2-60) После запрессовки отверстие втулки развернуть до Ø6,016—16,037 мм.

После сборки насоса при проворачивании ведущего валика рукой шестерни должны вращаться плавно, без заедания.

Операции по установке масляного насоса и маслоприемника на двигатель выполнять в обратном порядке.


Рис. 2-60. Выпрессовка втулки шестерни привода масляного насоса и распределителя зажигания: 1 — оправка A.60326/R

Масляный редукционный клапан москвич

Масляный насос двигателя модели 408 отличается от насосов предшествующих моделей двигателей автомобиля «Москвич» как большей производительностью, так и более совершенным редукционным клапаном. Масляный насос односекционный, шестеренчатый, установлен в нижней части картера, приводится во вращение при помощи пары винтовых шестерен от распределительного вала и снабжен регулируемым плунжерным редукционным клапаном.

Насос прикреплен к нижней части блока цилиндров двумя болтами. Между фланцем 8 насоса и блоком цилиндров установлена уплотнительная картонная прокладка.

Рис. Схема масляного насоса:
1 — пружинный стержень маслоприемника; 2 — болт; 3 — крышка маслонасоса; 4 — пластина; 3 корпус насоса; б — ведущая шестерня; 7 — выходной канал насоса; я — фланец крепления насоса к блоку цилиндров; 9 — шестерня привода насоса; 10 — штифт; 11 — полость давления; 12 — плунжерный клапан; 13 — пружина редукционного клапаны; 14 — регулировочный винт клапана; 13 — корпус редукционного клапана; 14 — полость всасывания; 17 — плюша; 18 — ведущий вал; 19 — редукционный клапан; 20 — входной канал; 21 — колпак маслоприемника; 22 — сетка маслопрнемника; 23 — ось ведомой шестерни; 24 — ведомая шестерни

Шестерня 9 привода масляного насоса соединена с ведущим валом 18 штифтом 10. Ведущая шестерня 6 установлена на шпонке 17, а ведомая шестерня 24 свободно вращается на оси 23, запрессованной в корпус 5 насоса. Обо шестерни длиннее аналогичных шестерен масляных насосов двигателей автомобилей «Москвич» предшествующих моделей на 5 мм.

Корпус 5 насоса и его крышку 3 отливают под давлением из алюминиевого сплава.

Масло поступает в насос через входной канал 20 крышки насоса, находящийся внутри маслоприемиика. Маслоприемник состоит из штампованного стального колпака 21 и фильтрующей сетки 22, удерживаемой на колпаке специальным пружинным стержнем 7.

Реакционный клапан

Для того чтобы при работе двигатели на любом режиме обеспечить необходимое давление масла в магистрали, а также для того чтобы компенсировать увеличивающийся расход масла через подшипники с износом двигателя, масляный насос имеет избыточную производительность.

Для предотвращения повышения давления масла в системе выше требуемого в крышке масляного насоса установлен редукционный клапан.

При повышении давления в системе смазки выше допустимого масло отжимает плунжерный клапан 12, и избыточное масло перепускается из полости 11 давления в полость всасывания 16.

Редукционный клапан при необходимости может быть отрегулирован. Однако дли этого потребуется демонтировать двигатель с автомобиля и снять масляный картер.

Установка масляного насоса

Рис. Установка масляного насоса на двигатель:
1 — хвостовик валика масляного насоса

На верхнем конце ведущего вала насоса имеется хвостовик, который входит в прорезь вала распределителя. Для удобного расположения корпуса диафрагмы вакуум-регулятора распределителя на двигателе необходимо, чтобы при установке насоса хвостовик 1 был расположен перпендикулярно оси В коленчатого вала при установке поршня первого цилиндра в в. м. т. такта сжатия. В связи с этим насос устанавливают в следующей последовательности:

  • снимают распределитель зажигания;
  • устанавливают коленчатый вал в положение, при котором поршень первого цилиндра будет находиться в в. м. т. такта сжатия;
  • поворачивают ведущий вал масляного насоса так, чтобы стороны хвостовика 1 были на линии Б, т. е. приблизительно параллельны оси А, соединяющей два отверстии крепления насоса к блоку цилиндров, как показано на рисунке.

Далее осторожно устанавливают насос на место, не поворачивая при этом его корпуса. Когда шестерня привода насоса войдет в зацепление с шестерней распределительного вала и повернется, хвостовик ведущего вала насоса займет правильное положение.

Двигатель автомобиля «Москвич-408» имеет комбинированную систему смазки. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники и упорный фланец распределительного вала, распределительные шестерни и оси клапанных коромысел; ко всем остальным трущимся поверхностям масло подается разбрызгиванием и самотеком. В систему смазки включен масляный радиатор.

Односекционный шестеренчатый масляный насос закреплен двумя болтами в блок-картере и приводится в действие от распределительного вала. Корпус 34 насоса и его крышка 33 отлиты из алюминиевого сплава. К насосу присоединен неподвижный маслоприемник с колпаком и сетчатым фильтром.

Читайте так же:
Не могу отрегулировать клапана на москвиче

В канале прилива крышки корпуса насоса в отдельном корпусе установлен плунжерный редукционный клапан с пружиной, давление которой регулируется винтом, закрепленным контргайкой. Клапан ограничивает давление масла в системе и перепускает избыточное количества масла во всасывающую полость насоса. При нормальном состоянии прогретого двигателя и скорости движения автомобиля на прямой передаче 40 км/ч давление масла дол и; но быть в пределах 3—5 кГ/см2, но не ниже 2 кГ/см2.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Насос нагнетает масло из поддона картера через пластинчато-щеле-вой фильтр грубой очистки в главную магистраль, просверленную вдоль блока с правой стороны. Из магистрали масло поступает ко всем точкам, смазываемым под давлением.

Чугунный корпус фильтра крепится в вертикальном положении в задней части блок-картера с правой стороны. Каналы корпуса фильтра соединены с главной магистралью и с каналом, идущим от насоса. Фильтрующий элемент, набранный из тонких стальных пластинок (дисков и звездочек), закреплен гайкой на оси, конец которой выведен через сальник крышки корпуса наружу. На оси закреплена рукоятка с муфтой свободного хода для поворота фильтрующего элемента. В зазоры между пластинами фильтрующего элемента (0,07—0,08 мм) входят очищающие пластины, укрепленные неподвижно на шпильке, ввернутой в крышку. В нижней части корпуса имеется сливное отверстие, закрытое пробкой на резьбе. В среднем канале корпуса фильтра установлен перепускной шариковый клапан с пружиной, пропускающий масло мимо фильтра в главную магистраль при его загрязнении или когда масло холодное.

Из главной магистрали масло по каналам поступает к коренным подшипникам коленчатого вала и к подшипникам распределительного вала. Из коренных подшипников масло по канавкам во вкладышах и по каналам в коленчатом валу через грязеуловители поступает к шатунным подшипникам.

На упорный фланец и к распределительным шестерням масло подается дозированным, пульсирующим потоком из переднего подшипника распределительного вала по каналу в его шейке при совпадении этого канала с маслоподводящим каналом блока. Излишнее масло из крышки распределительных шестерен стекает в поддон картера по каналу в крышке переднего коренного подшипника.

Из переднего подшипника распределительного вала масло по канавке на шейке вала, каналу в блоке, наружной трубке и каналам в головке и стойке поступает пульсирующим дозированным потоком в переднюю полую ось коромысел.

Передняя ось соединена с задней осью трубкой. Через отверстия в осях масло подается на трущиеся поверхности коромысел и по каналам в них поступает к наконечникам штанг. Стекающее по штангам и с головки блока лишнее масло смазывает толкатели и через отверстия в них стекает на кулачки вала, а затем в масляный поддон. Скапливающееся в камере толкателей масло также сливается в картер через отверстия в блоке. Ко всем остальным трущимся поверхностям масло подается разбрызгиванием и самотеком.

В систему смазки параллельно включен фильтр тонкой очистки с фильтрующим элементом типа ДАСФО -3, расположенный на переднем щите радиатора с правой стороны двигателя. К фильтру масло подводится по гибкому шлангу, соединенному с главной магистралью блока. Очищенное масло из фильтра сливается в картер двигателя по шлангу, присоединенному к крышке камеры толкателей.

В систему смазки включен параллельно масляный радиатор, расположенный перед водяным радиатором. Радиатор включается в случае необходимости краном. Масло подводится к радиатору из главной магистрали по шлангу через кран и предохранительный клапан. Охлажденное в радиаторе масло по шлангам через камеру толкателей сливается обратно в масляный поддон картера. Предохранительный клапан отключает радиатор при давлении в масляной магистрали ниже 1,5 кГ/см2, например, при работе двигателя на малых числах оборотов.

Контроль за давлением масла осуществляется по электрическому указателю, расположенному на щитке; датчик указателя укреплен на тройнике наружного маслопровода, соединенном с главной магистралью. Масло заливается в картер через патрубок, закрытый крышкой и расположенный на крышке клапанного механизма. Уровень масла определяется маслоизме-рительным стеряшем, вставленным в отверстие картера с левой стороны.

Вентиляция картера двигателя принудительная, закрытая. Отсос кар-терных газов, имеющих избыточное давление, производится во впускной трубопровод двигателя через воздухоочиститель системы питания по шлангу и патрубку, соединяющему полость под крышкой клапанов с центральным патрубком воздухоочистителя. Это обеспечивает хорошую очистку картер-ных газов от смолистых примесей перед поступлением во впускной трубопровод и карбюратор. Перед патрубком на крышке клапанов укреплен маслоотражатель.

Система смазки двигателя автомобиля «Москвич-403» имеет в основном такое же устройство и отличается измененной конструкцией и несколько меньшей производительностью масляного насоса, измененной конструкцией редукционного клапана, имеющего шарик и нерегулируемую пружину, и несколько другим креплением вентиляционного шланга в связи с новой компоновкой элементов системы питания. Масляный радиатор с краном и предохранительным клапаном отсутствуют.

У двигателя автомобиля «Москвич-407», имеющего такую же систему смазки, как и двигатель автомобиля «Москвич-403», фильтр грубой очистки крепится на картере в горизонтальном положении.

Регулировка и замена редукционного клапана масляного насоса

Для регулировки редукционного клапана ключом «на 19» отворачиваем колпачковую гайку, удерживая таким же ключом контргайку.

Под колпачковой гайкой расположена медная уплотнительная шайба.

Ключом «на 19» ослабляем контргайку и вращаем отверткой винт, изменяя давление открытия клапана (при заворачивании давление растет).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector