Taxitaxitaxi.ru

Эволюшн
7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ПРОВЕРКА РАБОТЫ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РЕГУЛИРОВКИ ПРИВОДОВ ПОДАЧИ ТОПЛИВА И ОСТАНОВКИ ДИЗЕЛЯ БТР-80

Регулировка педали подачи топлива

Библиографическая ссылка на статью:
Постников А.А., Пархоменко А.В., Волков Ю.И., Гумелёв В.Ю. Проверка работы и последовательность регулировки приводов подачи топлива и остановки дизеля БТР-80 // Современная техника и технологии. 2016. № 11. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: https://technology.snauka.ru/2016/11/10999 (дата обращения: 03.10.2021).

Данная публикация является прямым продолжением статьи [1], а также продолжает целый ряд публикаций [2, 3, 4, 5], в которых были рассмотрены некоторые особенности организации и проведения контроля технического состояния технического обслуживания бронетранспортера БТР-80.

После срабатывания автоматической системы противопожарного оборудования (ППО), а также при проведении плановых работ по техническому обслуживанию №1 (через 2000 км пробега) БТР-80 следует проверить работу привода подачи топлива и привода остановки дизеля. При этом при проверке приводы должны обеспечивать плавно и без заеданий перемещение рычагов управления в заданных пределах.

Размещение в отделении управления (оно расположено в передней носовой части БТР) органов управления привода подачи топлива двигателя БТР-80 представлено на рисунке 1.

Рисунок 1– Органы управления привода подачи топлива и остановки двигателя БТР-80

Привод управления подачей топлива выполняет три основные функции:

— изменяет количество впрыскиваемого в цилиндры дизеля топлива;

— обеспечивает установку постоянной частоты вращения коленчатого вала (КВ) дизеля;

— прекращает подачу топлива в цилиндры дизеля для его остановки.

В приводе установлен механизм его отключения на случай срабатывании системы ППО. После отключения привода управления подача топлива в цилиндры двигателя прекращается, что облегчает тушение возгорания в отделении силовой установки (силовом отделении – СО) бронетранспортера. Отметим, что СО бронетранспортера в некоторых источниках называется моторно-трансмиссионным отделением (МТО).

Кроме того, в состав механизма закрытия крышек воздухопритока и воздуоотвода СО машины входит электромагнит, который при получении питания из системы ППО, воздействуя на защелку, разъединяет редуктор подъема крышек с тягами. Крышки под собственным весом закрываются и перекрываются приток и отвод воздуха из СО. В результате уменьшается количество кислорода в СО, что затрудняет процесс горения в отделении. Затем огнегасящий состав поступает в СО.

Для того чтобы избежать перегрева дизеля включается водяной насос предпускового подогревателя, обеспечивающий циркуляцию охлаждающей жидкости в его системе охлаждения

Последовательность срабатывания системы ППО представлена согласно рисунку 2.

Рисунок 2 – Последовательность срабатывания системы ППО

Педаль привода управления подачей топлива расположена на листе корпуса перед правой ногой водителя. Системой тяг и рычагов она соединена с рычагом управления регулятором и с рычагом остановки.

Механизм ручного привода расположен справа под щитком приборов водителя и соединен тягой с приводом управления подачей топлива. Устройство механизма представлено на рисунке 4. Справа от механизма установлена инструкционная табличка для руководства работой ручного привода.

Ручной привод используется для того, чтобы:

— длительно поддерживать постоянную частоту вращения коленчатого вала дизеля машины, в том числе устанавливать и поддерживать его минимальную частоту;

При установке рукоятки 5 в положение II – ПОДАЧА ТОПЛИВА – подача топлива увеличивается (рисунок 3).

Рисунок 3 – Положения рукоятки привода остановки двигателя

Если прекратить опускать рукоятку 5, то она застопорится в заданном положении – частота вращения КВ двигателя останется постоянной. Педаль подачи топлива в фиксированном положение II рукоятки 5 ручного привода занимает положение, соответствующее установленной водителем частоте вращения КВ двигателя. При нажатии на педаль частота вращения КВ дизеля увеличивается вплоть до максимальной, но при ее отпускании уменьшается до установленного ручным приводом значения. Поэтому при подаче топлива с помощью педали следует рычаг ручного привода устанавливать только в положение I.

Остановка дизеля производится перемещением рукоятки 5 вдоль ее оси в положение III – ОСТАНОВ.

При подготовке двигателя к пуску рукоятку 5 ручного привода необходимо устанавливать в положение I.

Механизм отключения двигателя (МОД) управления подачей топлива (рисунок 5) предназначен для остановки двигателя при срабатывании системы ППО. Устройство МОД представлено на рисунке 4. Рычаг 8 и втулка 3 составляют одно целое и могут свободно поворачиваться относительно кронштейна 4.

1 – электромагнит; 2 – шток; 3 – втулка; 4 – кронштейн; 5, 8 – тяги;

а – рабочее положение; б – положение при срабатывании системы ППО

Рисунок 4 – Механизм отключения двигателя

При срабатывании системы ППО электромагнит втягивает шток. Рычаги 6 и 7 разблокируются (рисунок 4) и рычаг управления регулятором частоты вращения коленчатого вала ТНВД устанавливается в положение нулевой подачи. Дизель останавливается.

Подключение привода управления подачей топлива после срабатывания ППО. Для этого необходимо сблокировать рычаги 6 (рисунок 4) и 7, сняв ногу с педали, и установить рукоятку ручного привода в положение ОСТАНОВ. А затем перемещать рукой педаль на себя до тех пор, пока шток 2 не заблокирует рычаги 6 и 7.

Проверка работы привода подачи топлива и привода остановки двигателя. Регулировка топливной аппаратуры, а также регулировка привода подачи топлива и привода остановки двигателя выполняется, как правило, специалистами ремонтной роты.

Регулировать привод управления подачей топлива следует после проверки его работы в следующих случаях [6, 7]:

— если при нажатии на педаль (рисунок 1) до упора болта в лист корпуса рычаг 1 (рисунок 5) не упирается в болт 7 или рычаг 1 упирается в болт 7 раньше, чем болт педали в лист корпуса;

1 – рычаг управления регулятором; 2 – болт ограничения минимальной частоты вращения; 3 – рычаг остановки; 4 – пробка заливного отверстия; 5 – болт регулировки пусковой подачи; 6 – болт ограничения хода рычага остановки; 7 – болт ограничения максимальной частоты вращения

Рисунок 5 – Крышка регулятора ТНВД дизеля бронетранспортера БТР-80

— если при свободном положении педали и при положении рукоятки 5 (рисунок 3) в положении I частота вращения КВ дизеля превышает 650 об/мин;

— если двигатель после нажатия на педаль (рисунок 1) до упора, а затем при ее быстром отпускании останавливается (при этом рукоятка 5 (рисунки 1, 3) должна быть установлена в положение I);

— если не обеспечивается остановка дизеля рукояткой 5 (рисунки 1, 3).

Для регулировки приводов подачи топлива и остановки двигателя (рисунок 6) следует:

1 – механизм ручного привода; 2 – рычаг ручного привода; 3 – сектор; 4 – палец; 5 – рукоятка; 6 – двуплечий рычаг; 7, 18, 23, 25, 26, 27, 29, 30 – тяги; 8 – наконечник; 9 – палец рычага регулятора ТНВД; 10 – палец планки; 11 – планка рычага остановки; 12, 14 – болты; 13 – рычаг остановки двигателя; 15 – болт ограничения минимальной частоты вращения (показан в положении для регулировки привода); 16 – рычаг управления регулятором; 17 – болт ограничения максимальной частоты вращения; 19, 21 – кронштейны поперечного привода; 20 – поперечный привод; 22 – уплотнение; 24 – рычаг; 28 – механизм отключения привода управления подачей топлива; 31 – упорный болт; 32 – педаль; 33 – валик педали; 34 – возвратная пружина; 35 – переходный валик; 36 – электромагнит отключения привода подачи топлива

Читайте так же:
Регулировка фар на чмз

Рисунок 6 – Привод управления подачей топлива

— пустить дизель и болтом 15 установить рычаг 16 в положение, соответствующее вращения КВ двигателя 550-650 об/мин (минимальная частота его холостого хода);

— отсоединить тягу 30 от рычага валика 33 и тягу 18 от рычага 20;

— установить рукоятку 5 и рычаг 2 в положение I (рисунок 4);

— установить педаль 32 так, чтобы угол между педалью и корпусом составлял 49°, что соответствует линейному размеру220 мм, замеренному по перпендикуляру от верхней кромки педали до переднего листа корпуса;

— регулируя длину тяги 30 резьбовым наконечником, соединить рычаг 2 с рычагом валика 33;

— регулируя резьбовым наконечником длину тяги 18, соединить ее с рычагом 20. При этом подсоединять тягу 18 тогда, когда рычаг 16 упрется в болт 15, а палец 9 будет находиться в конце паза наконечника 8. Если за счет тяги 18 соединение не обеспечивается, то выполнить регулировку тягой 7. Регулируя тяги, следует помнить, что их наконечники должны быть навернуты на тягу на длину не менее8 мм, а после регулировки обязательно законтрены;

— ослабить болты 12 и 14 крепления планки 11 и отрегулировать положение планки за счет паза в рычаге под болт 12 так, чтобы при упоре рычага 3 (рисунок 6) в болт 5 между пальцем 10 планки 11 и наконечником 8 был зазор 1-2 мм, после чего затянуть болты 12 и 14;

— вывернуть на 5 оборотов болт 15 и законтрить его гайкой;

— отвернуть контргайку упорного болта 31 и ввернуть болт на несколько оборотов;

— нажать на педаль 32 до касания рычага 16 болта 17;

— вывернуть болт 31 до соприкосновения с передним листом корпуса и застопорить его контргайкой;

— пустить дизель, нажать на педаль 32 до упора и быстро отпустить ее. Если дизель остановится, то уменьшить длину тяг 18 или 7, завернув резьбовой наконечник на один оборот, после чего снова нажать на педаль 32 до упора и быстро отпустить ее. Если двигатель остановится, операцию повторить.

Проверка качества регулировки [7] производится следующим образом. При нажатии на педаль (рисунок 1) она должна свободно перемещаться от исходного (минимальная подача топлива) до крайнего (максимальная подача) положения. При установке рукоятки 5 (рисунок 3) в положение ОСТАНОВ двигатель должен остановиться.

При проведении регулировки приводов используется следующий инструмент из индивидуального комплекта ЗИП машины: ключи гаечные рожковые 10×12 мм, 14×17 мм, отвертка и плоскогубцы.

  1. Постников А.А., Пархоменко А.В., Волков Ю.И., Гумелёв В.Ю. Особенности проверки исправности системы противопожарного оборудования (ППО) бронетранспортера БТР-80 // Современная техника и технологии. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2016/10/10670 (дата обращения: 24.10.2016).
  2. Постников А.А., Гумелёв В.Ю., Пархоменко А.В., Волков Ю.И. Проверка уровня масла в агрегатах трансмиссии бронетранспортера БТР-80 // Современная техника и технологии. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2016/09/10494 (дата обращения: 13.10.2016).
  3. Гумелёв В.Ю., Пархоменко А.В., Постников А.А., Андрющенко А.А. Краткие сведения о порядке проведения и операциях контрольного осмотра бронетранспортера БТР-80 // Современная техника и технологии. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2016/05/9953 (дата обращения: 26.10.2016).
  4. Гумелёв В.Ю., Пархоменко А.В., Постников А.А. Краткие сведения об организации и проведении технического обслуживания №1 бронетранспортера БТР-80 // Современная техника и технологии. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2015/10/7940 (дата обращения: 05.11.2016).
  5. Постников А.А., Пархоменко А.В., Гумелёв В.Ю. Об аккумуляторных батареях БТР-80 и их техническом обслуживании // Современная техника и технологии. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2015/07/6511 (дата обращения: 29.10.2016).
  6. Гумелёв, В.Ю. Эксплуатация многоцелевых машин. Контроль технического состояния и техническое обслуживание бронетранспортера БТР-80: учеб. пособие. Ч. 1 / [Текст] В.Ю. Гумелёв, А.В. Пархоменко, О.В. Пестов, С.Н. Бистерфельд, А.Г. Картуков. – Рязань: РВВДКУ, 2014. – 189 с.
  7. Гумелёв, В.Ю. Эксплуатация многоцелевых машин. Контроль технического состояния и техническое обслуживание бронетранспортера БТР-80: учеб. пособие. Ч. 2 / [Текст] В.Ю. Гумелёв, А.В. Пархоменко, О.В. Пестов, Ю.И. Волков, Д.В. Разиков, А.А. Постников, В.А. Москаленко, В.Ю. Гужвенко; под общей редакцией А.В. Пархоменко. – Рязань: РВВДКУ, 2016. – 202 с.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:

&copy 2021. Электронный научно-практический журнал «Современная техника и технологии».

Регулировка педали подачи топлива

Расхождение показателей между началом подачи топлива любой секцией насоса относительно первой допускается не более 20′ .

Начало подачи топлива регулируют путем установки под плунжер определенной толщины пяты толкателя. Изменение толщины на 0,05 мм соответствует 12′ угла поворота кулачкового вала. При установке пяты большей толщины топливо начинает подаваться раньше, меньшей — позже.

Пяту толкателя устанавливают под плунжер секции и подбирают по номеру группы, который нанесен на .поверхности пяты (см. табл.). Ниже приведены номера групп и толщина пяты (в мм).

Проверка и регулировка величины и равномерности подачи топлива.

Операцию выполняют на стенде с комплектом форсунок и топливопроводов высокого давления длиной 618 = 2 мм. Объем внутренней полости каждого топливопровода высокого давления должен быть 1,8- 2,0 см3.

Последовательность работы следующая:

1. Проверить герметичность нагнетательных клапанов.

При положении реек, соответствующем нулевой подаче, нагнетательные клапаны в течение 2 мин не должны пропускать топливо под давлением 1,7-2,0 кгс/см2. В случае течи нагнетательный клапан заменить.

2. Проверить давление топлива в магистрали на входе в насос высокого давления.

Оно должно быть в пределах 0.5-1,0 кгс/см2 при частоте вращения кулачкового вала 1300 об/мин. В ином случае вывернуть пробку перепускного клапана и с помощью шайб отрегулировать давление открытия.

Читайте так же:
Регулировка скорости вращения электромотора

3. При упоре рычага управления регулятором в болт ограничения максимальной частоты вращения и при частоте вращения кулачкового вала 1300 =t 10 об/мин средняя цикловая подача должна быть в пределах 75,0- 77,5 мм3/цикл, а неравномерность подачи составлять 5% (для насоса мод. 33).

Величину подачи топлива каждой секцией насоса регулируют поворотом корпуса секции относительно корпуса насоса в ту или другую сторону. Для этого нужно ослабить гайки крепления фланца секции (при необходимости переставить на один-два зуба стопорную шайбу штуцера). При повороте секции влево цикловая подача увеличивается, вправо — уменьшается. После регулировки надо затянуть гайки крепления секции.

4. При упоре рычага управления в болт ограничения максимальной частоты вращения проверить частоту вращения кулачкового вала насоса, соответствующую началу срабатывания регулятора на уменьшение подачи топлива. Частота вращения кулачкового вала должна быть 1350+15 об/мин.

5. Проверить и при необходимости отрегулировать выключение подачи топлива форсункой при упоре рычага управления регулятором в болт регулировки ограничения минимальной частоты вращения. Подача должна полностью прекратиться при частоте вращения 330- 400 об/мин. Регулировать надо болтом.

6. Проверить прекращение подачи топлива форсункой при упоре рычага управления регулятором в болт ограничения максимальной частоты вращения и частоте вращения кулачкового вала, равной 1490-1555 об/мин. Подача топлива при этом не допускается.

7. Убедиться в прекращении подачи топлива при повороте рычага останова до упора в болт.

Подача топлива из форсунок всех секций насоса на любом скоростном режиме должна полностью прекратиться. Если необходимо, отрегулировать болтом , затем проверить запас хода реек (в сторону выключения), который при упоре рычага остановав болт должен быть не менее 1 мм. После регулировки болт застопорить гайкой.

8. При упоре рычага управления регулятором в болт и при 100 об/мин кулачкового вала насоса проверить величину пусковой подачи, которая должна быть в пределах 195-210 мм8/цикл. Ее регулируют болтом. При ввертывании болта подача топлива уменьшается, при вывертывании — увеличивается. После регулировки болт надежно законтрить.

Перед полной или частичной разборкой регулятора, заменой державки грузов или связанных с ней деталей необходимо (согласно пп. 3-8):

Установить высоту головки регулировочного болта от привалочной плоскости корпуса насоса 55,5 * 0,2 мм . Зазор между корпусом насоса и ограничивающей гайкой должен быть 0,8-1 мм. Болт и ограничитель тщательно застопорить.

Размер Л, определяющий расстояние между точкой приложения главной пружины и образующей оси рычагов, должен быть 52 * 0,5 мм.

При упоре рычага управления регулятором в болт ограничения минимальных оборотов и при 500-550 об/мин кулачкового вала насоса проверить запас хода реек в сторону выключения, который должен быть не менее 1 мм, т. е. при полностью разведенных грузах рейка должна иметь возможность дополнительного перемещения в сторону выключения подачи.

Величина запаса хода реек регулируется прокладками . При уменьшении числа прокладок запас хода реек увеличивается, при увеличении — уменьшается.

Регулировка угла опережения впрыска топлива.

Операции выполняются в следующем порядке:

1. Поворачивают коленчатый вал в любом направлении до совмещения меток на корпусе топливного насоса высокого давления и автоматической муфте опережения впрыска топлива .

2. Повертывают коленчатый вал двигателя против хода вращения на пол-оборота (против часовой стрелки, если смотреть со сторолы вентилятора).

3. Переводят рукоятку фиксатора, установленного на картере маховика с правой стороны двигателя, в глубокий паз и медленно поворачивают коленчатый вал по ходу вращения до того момента, когда фиксатор под действием пружины войдет в отверстие на маховике. Если в этот момент метки на корпусе топливного насоса и автоматической муфте совместились, то угол опережения впрыска установлен правильно, и фиксатор переводят в мелкий паз.

4. Если метки не совместились, значит регулировка нарушилась, и ее надо восстановить, для чего следует:

а) ослабить верхний болт ведомой полумуфты привода, установить фиксатор в мелкий паз, повернуть коленчатый вал по ходу вращения и ослабить второй болт;

б) повернуть муфту опережения впрыска за фланцем ведомой полумуфты привода в направлении, обратном ее вращению, до упера болтов в стенки пазов (рабочее вращение муфты правое, если смотреть со стороны привода);

в) опустить фиксатор в глубокий паз и повернуть коленчатый вал двигателя по ходу вращения до совмещения фиксатора с отверстием на маховике;

г) медленно поворачивать муфту опережения впрыска за фланец ведомой полумуфты привода только в направлении вращения привода топливного насоса до совмещения меток на корпусе насоса и муфте опережения. Затем закрепить верхний стягивающий болт полумуфтой привода, установить фиксатор в мелкий паз, повернуть коленчатый вал и закрепить второй болт.

5 Проверить правильность установки угла опережения впрыска, как указано в п. 3.

При установке топливного насоса высокого давления на двигатель угол опережения впрыска регулируют следующим образом:

Устанавливают коленчатый вал в положение такта сжатия в 1-м цилиндре (по фиксатору), при этом риска на заднем фланце ведущей полумуфты должна находиться вверху.

Совместив метки на корпусе насоса и муфте опережения впрыска, устанавливают и закрепляют на двигателе топливный насос высокого давления.

Не нарушая взаимного расположения меток, затягивают верхний стяжной болт полумуфты привода, переставляют фиксатор в мелкий паз, повертывают коленчатый вал на один оборот и затягивают второй стяжной болт.

Проверяют правильность установки угла, как указано
в пп. 2-4.

После установки угла опережения впрыска пускают двигатель и болтом 2 ограничения минимальной частоты вращения регулируют минимальную, соответствующую холостому ходу частоту вращения, которая не должна превышать 600 об/мин.

Смазка муфты опережения впрыска топлива.

Муфта опережения впрыска смазывается маслом, применяемым для двигателя. Масло заливается через отверстие, расположенное вверху, до появления его из другого отверстия. Момент затяжки винтов с уплотнительными шайбами 0,8-1,2 кгс-м.

Промывка фильтра грубой очистки топлива.

Чтобы промыть фильтр, необходимо:

Ослабить сливную пробку и слить топливо из фильтра.

Отвернуть болты крепления колпака к крышке и снять
колпак.

Вывернуть фильтрующий элемент из крышки.

Промыть сетку фильтрующего элемента и внутреннюю полость колпака дизельным топливом и продуть
сжатым воздухом.

Надеть на фильтрующий элемент уплотнительную шайбу, распределительную пластину и завернуть фильтрующий элемент в крышку.

Читайте так же:
Синхронизация времени с эталоном времени

Надеть колпак фильтра и закрепить его болтами.

Подтянуть сливную пробку.

Убедиться на работающем двигателе в отсутствии подсоса воздуха через фильтр.

Если он есть, подтянуть болты крепления колпака к крышке.

Периодически, не реже одного раза в год, проверять точность показаний индикатора засоренности воздушного фильтра.

Отклонение величины разрежения при срабатывании индикатора не должно быть более чем ±50 мм вод.ст. от установленной для индикатора нормы (700 мм вод. ст.).

Разрежение при срабатывании индикатора определяют при установке его в рабочем положении (вертикально). К трубке, по которой к индикатору передается измеряемое разрежение, подключают водяной пьезометр или вакуумметр с пределом измерения 0-0,1 кгс/см2. Разрежение увеличивают от нуля со скоростью не более 15 мм вод ст. в 1 с до момента срабатывания индикатора.

Если отклонение величины разрежения при срабатывании индикатора от нормы превысит ±50 мм вод ст., заменяют индикатор.

Перед установкой на двигатель необходимо перевести сигнализирующий барабан индикатора в исходное положение (рабочее), повернув диск с накаткой до упора в направлении, указанном стрелкой.

Проверка привода управления подачей топлива и его регулировка.

При проверке привода управления подачей топлива нужно убедиться в следующем:

при полном нажатии на педаль подачи топлива она должна упираться в болт ограничения, максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя;

при свободном положении педали рычаг регулятора должен упираться в болт ограничения минимальной частоты вращения коленчатого вала;

педаль должна двигаться плавно без заеданий.

Если эти условия не соблюдаются, следует отрегулировать привод в следующей последовательности:

1. Совместить отверстие нижнего конца переднего рычага привода с осью вращения кабины.

Для этого необходимо нажать на передний рычаг назад (по ходу автомобиля) до упора в кронштейн и отрегулировать промежуточную длинную тягу педали подачи топлива в положении холостого хода регулятора,
верхний конец переднего рычага соединить с педалью подачи топлива. При этом угол между педалью и подпятником педали должен быть 130°.

2. Нажать на педаль до максимальной подачи по регулятору подачи топлива, подвести упорный болт ограничения максимальной частоты вращения до соприкосновения с педалью и застопорить гайкой.

При правильно отрегулированном приводе управления подачей топлива, педаль должна свободно перемещаться от исходного до крайнего положений,, соответствующих минимальной и максимальной подачам топлива..

Как отрегулировать сцепление на ВАЗ 2109

Автомобили 09 семейства ВАЗ оборудованы тросовым приводом включения сцепления. Эта технология в 5 раз надежнее относительно классических вариаций с гидравлическим приводом. Однако во время эксплуатации любой механизм требует калибровки и данный блок не является исключением.

Плановый осмотр требуется выполнять каждые 15000 км пробега или один раз в год, смотря что наступит раньше. Однако случаются непредвиденные поломки, при которых требуется оперативное вмешательство.

Признаками некорректной работы блока считаются такие факторы.

  1. Трогается машина с места рывками – сцепление буксует, что вызывает неравномерное ускорение.
  2. Увеличение расхода горючего примерно на 10-15%.
  3. Диссонанс набора оборотов двигателя и фактического ускорения машины.
  4. Во время включения передачи от КПП слышны посторонние звуки, скрипы.
  5. При осмотре автомобиля присутствует неприятный запах горелых колодок.
  6. Педаль проваливается или клинит.
  7. Срабатывание привода происходит не посередине хода педали.

Если обнаружен даже 1 из перечисленных пунктов – конструкцию необходимо настраивать.

Устройство фрикционной муфты Ваз 2109 и ее назначение

Представляет собой сухую конструкцию однодискового типа. Фрикционный механизм обеспечивает необходимую эффективность и простоту эксплуатации, обслуживания.

Функциональная муфта

Где находится

Фрикционный механизм находится между КПП и двигателем, расположен внутри корпуса коробки передач. От узла выходит приводной трос в оболочке и подводится к педали в салоне автомобиля.

Зачем нужна регулировка сцепления

Регулировка сцепления

Регулировка необходима ввиду его естественного износа. Между корзиной и диском расположены фрикционные накладки, подверженные истиранию. Следовательно, после их стачивания педаль поднимается и узел барахлит.

Второй причиной выступает растяжение троса сцепления. При увеличении его длины происходят аналогичные дефекты.

Растяжение троса

Типичные неисправности сцепления ВАЗ 2109

Среди самых распространенных поломок выделяются.

  1. Разрыв или растяжение троса.
  2. Износ фрикционных накладок.
  3. Деформация креплений и кронштейнов.

Диагностика работы сцепления

Чтобы понять правильно ли работает сцепление достаточно выполнить процедуру.

  • Взять линейку и упереть ее в пол. Второй конец измерителя следует приложить к нижней части педали. Должно получиться примерно 18-19 сантиметров.

Линейка

  • Нажать на рычаг до упора и снова измерить расстояние – в норме будет 7-8 см.

Рычаг

  • Нормой считается, когда разница между показаниями составляет 13,5-14,5см.

Если присутствует отклонение в параметрах от нормы более чем на 20 мм – привод нужно регулировать.

Регулировка сцепления своими руками на ВАЗ 2109

Сцепление

На карбюраторной или инжекторной девятке настройка выполняется, не снимая коробки. Механизм расположен так, что системы подачи топлива не перекрывают доступ.

Суть работ заключается в выставлении необходимого продавливания педали и дозировании натяжения троса. Образно это выглядит так:

  • замер высоты педали;
  • подтяжка тросика;
  • проверка.

Также подробный отчет по процедуре можно посмотреть на видео:

Необходимые инструменты

Для выполнения операции регулировки достаточно минимального набора инструментов. Здесь потребуется два ключа на 17 и небольшая щетка по металлу для очистки грязи с поверхности устройства.

Регулировка

Регулировка троса сцепления

Калибровка тросика сцепления выполняется следующим образом.

  • Подготавливается необходимый инструмент: 2 ключа №17, линейка или рулетка, WD-40 или аналог.
  • Машина загоняется на ровный участок дороги и ставится на стояночный тормоз.
  • Для безопасности можно отключить клеммы АКБ.
  • Слева по ходу движения автомобиля необходимо найти сам трос – деталь прикрепляется к корпусу коробки передач специальным кронштейном.

Трос сцепления

  • После этого находится сам регулировочный узел (место крепежа к КПП). Там имеется резиновый кожух и две гайки, затянутые по бокам планки.
  • Заливаются резьбы ВД-шкой для лучшего откручивания.
  • Далее, одновременно двумя ключами №17 ослабить гайки.

Регулировочный узел

  • Сторона под №1 крутиться по часовой стрелке для ослабления троса (педаль падает вниз), для натяга, нужно прокрутить ее в обратную сторону – рычаг поднимается.
  • Когда установлено необходимое преднатяжение конструкции, все гайки закручиваются до упора.
  • Затем требуется сесть в машину, 5-6 раз выжать сцепление до упора и проверить правильность настройки, при необходимости подрегулировать еще.

Примечание! Согласно инструкции завода, правильное положение тросика является таковым, когда автомобиль начинает трогаться примерно на середине свободного хода педали сцепления.

Регулировка свободного хода педали сцепления

Положение и свободный ход рычага сцепления на ВАЗ 2109 устанавливается таким образом.

  • Подготавливается инструмент – линейка или рулетка, два ключа №17.
  • Внутри машины необходимо приложить к боковой части педали измерительную ленту.
  • В не нажатом состоянии высота от пола составляет около 180-190 мм – это нормально.
Читайте так же:
Схема регулировки оборотов электродвигателя на тиристоре

Свободный ход

  • Далее необходимо надавить на рычаг до упора и запомнить на какой отметке остановилась нижняя часть накладки. К примеру, 50-60 мм.

Накладка

  • Заводом установлено, что длина хода педали сцепления должна составлять 125-135 миллиметров. Значит, для подсчета, из большего числа отнимаем меньшее и получается фактический прожим. Например: 190-50=140 – это допустимо (разрешается не более 160мм). Если значение отличается от эталона на 15%, требуется поправить натяжку троса.

После манипуляций с натяжителем требуется проверить корректность включения передач и момент срабатывания выжимного подшипника. Если все нормы соблюдены, дополнительная калибровка не требуется. Бывает, что настройка не приносит желаемого эффекта, в данном случае необходимо обратиться к квалифицированному мастеру – возможно проблема скрывается внутри самого блока сцепления.

Проверка на работоспособность

После регулировки сцепления необходима его проверка. Выполняется операция путем прикладывания линейки и нажатия на педаль. Процедура детально описана выше.

Замена троса сцепления на ВАЗ 2109

Установка новой детали выполняется просто. Здесь присутствует только примитивная механика, основанная на передаче энергии через трос.

Причины для замены

Основанием для ремонта может стать пробуксовка сцепления, затруднение переключения передач. Часто бывает, что от резкой нагрузки или рывка трос рвется – это и становится основным источником проблем.

Замена

Выполняется 2 способами. Потребуется нехитрый набор инструментов и 30 минут личного времени.

Снимая жабо

Сложная процедура подразумевает множество ненужных действий, но если есть вопрос – будет ответ.

  1. Загнать машину на смотровую яму.
  2. Открутить трос от педали и демонтировать его.
  3. Далее следует снять жабо и стеклоочиститель, открыть капот.
  4. Затем следует найти место крепления троса к машине. Открутить его.
  5. Вынуть старую магистраль и установить на ее место новую.
Без снятия жабо

Заменить трос дома можно так.

  • Вынуть регулировочную часть из крепления на корпусе КПП.
  • Открутить поводок троса и отсоединить его от вилки сцепления.

Поводок троса

  • Конец тросика отсоединяется от педали, путем извлечения шплинта.

Извлечение шплинта

  • Далее вся магистраль вытягивается из машины.

Магистраль

  • Установка новой линии выполняется в обратной последовательности.

Настройка сцепления ВАЗ 2109 после замены

Привод сцепления

После выполнения ремонтных работ проводится стандартная процедура калибровки троса. Стоит понимать, что все элементы цепи, включая тросик, пружины выжимного подшипника, приводного диска подвергаются усадке. Это значит, что через 500-700 км пробега может потребоваться внеплановая ревизия конструкции.

К примеру, тросик низкого качества за данное время может вытянуться (болячка всех подобных приводов) примерно на 5-10 мм от изначальной длины. Это негативно скажется на точности работы агрегата и его потребуется настроить.

Прокачка сцепления

Ввиду конструктивных особенностей прокачка магистрали не нужна. Здесь нет гидравлического привода, масла и прочих «прелестей» устаревших конструкций.

Обслуживание привода сцепления ВАЗ 2109

Для обслуживания привода достаточно периодически смазывать трос жидким маслом и подтягивать его по мере проседания педали.

Думанов Борис

Специализация: Закончил государственный автомобильный университет, проработал 20 лет на ГАЗ-56, сейчас езжу на жигулях.

Регулировка педали подачи топлива

    __/catalog/__
    __/catalog/tehinfo/__
    __/catalog/tehinfo/rukovodstvokamaz/__
    __/catalog/tehinfo/rukovodstvokamaz/dvigatel-kamaz/__
    __/catalog/tehinfo/rukovodstvokamaz/dvigatel-kamaz/to-dvigatel/__

Проверка и регулировка привода управления подачей топлива производится в следующем порядке:

  • нажмите педаль 13 (см. рис. 45) до упора, при этом педаль должна упереться в болт ограничения ее хода. При свободном положении рычаг 4 управления регулятором должен упираться в болт 5 ограничения минимальной частоты вращения, а ось нижнего плеча переднего рычага 18 должна совпадать с осью вращения кабины. Это можно проверить, наклонив кабину в первое положение (42°), при работающем двигателе с минимальной частотой вращения холостого хода. Частота вращения коленчатого вала не должна увеличиваться при наклоне кабины. В противном случае отрегулируйте привод в следующем порядке:
  • нажмите на нижнее плечо переднего рычага 13 против хода автомобиля до упора его в кронштейн 14;
  • отрегулируйте длину промежуточной тяги 12 так, чтобы рычаг 4 упирался в болт 5 ограничения минимальной частоты вращения;
  • соедините верхнее плечо переднего рычага 13 тягой 15 с педалью 17, выдержав угол между ней и подпятником 130°;
  • нажмите на педаль так, чтобы рычаг 4 управления регулятором упирался в болт 3 ограничения максимальной частоты вращения;
  • выверните болт ограничения хода педали до соприкосновения с педалью и законтрите его.

При правильной регулировке привода управления подачей топлива педаль должна свободно перемещаться, обеспечивая максимальную частоту вращения коленчатого вала двигателя.

При проверке герметичности соединений и воздухопроводов от воздухоочистителя к двигателю необходимо иметь источник сжатого воздуха, или ручной насос и заглушку (рис. 68). Проверку проводите сразу после останова двигателя в последовательности:

  • установите корпус заглушки 8 в корпус воздухоочистителя 4 вместо фильтрующего элемента и закрепите ее гайкой с плоской шайбой и уплотнительной прокладкой из резины;
  • разместите дымообразующий материал, например промасленную ветошь, в скобе 5 горловины и зажгите. С началом интенсивного дымообразования вставьте крышку 6 в горловину и плотно закройте;
  • создайте в системе через регулятор давления или ручным шинным насосом избыточное давление 9,8. 196,1 кПa (0,1. 2 кгс/см2).

Рис. 68. Приспособление для проверки герметичности впускного тракта: 1 — переходник; 2 — регулятор давления; 3 — патрубок соединительный; 4 — воздухоочиститель; 5 — скоба; 6 — крышка; 7 — прокладка; 8 — заглушка

При выходе дыма из выпускной трубы проверните коленчатый вал стартером или вручную до прекращения выхода дыма.

Места неплотностей определяйте по выходящему дыму. Если дым не выходит в течение 3 мин с момента подачи воздуха — впускной тракт герметичен.

Устраните все неплотности тракта от воздухоочистителя к двигателю! Разгерметизация системы впуска воздуха и подсос неочищенного воздуха сокращает срок службы двигателя в десятки раз!

Наиболее возможные дефекты устраните следующими способами:

  • надежно затяните хомуты в соединениях трубопроводов тракта. Допускается при установке резиновых патрубков, прокладок и шлангов использовать герметизирующие составы типа уплотнительной пасты, белил и т. п.;
  • замените резиновые шланги, патрубки и прокладки с трещинами и порывами;
  • устраните негерметичность трубопроводов по сварным швам пайкой твердым припоем (медь, латунь и т. п.);
  • выправьте некруглость посадочных поверхностей под резиновые шланги и патрубки на штампованных трубопроводах — правкой, на литых патрубках — зачисткой;
  • после устранения неплотностей проведите контрольную проверку герметичности тракта.
Читайте так же:
Чанган cs35 регулировка клапанов двигатель

При сезонном обслуживании промойте корпус и крышку воздухоочистителя в следующем порядке:

  • отсоедините от воздухоочистителя воздухопроводы;
  • снимите крышку воздухоочистителя и фильтрующий элемент;
  • снимите воздухоочиститель с автомобиля;
  • промойте корпус бензином, дизельным топливом или горячей водой, продуйте сжатым воздухом и просушите.

При установке нового фильтрующего элемента через шесть-восемь дней эксплуатации (в особо пыльных условиях — через один-два дня) снимите элемент и убедитесь в отсутствии пыли на внутренней поверхности; при обнаружении пыли на поверхностях I и II (рис. 69) немедленно замените элемент.

Рис. 69. Поверхности фильтрующего элемента, подлежащие осмотру: 1 — прокладка уплотнительная, 2 — кожух наружный; I — поверхность торцевая; II — поверхность внутреннего кожуха

Если в фильтре для крепления фильтрующего элемента применена самоконтрящаяся гайка, заворачивайте ее с моментом 7. 10 Н.м (0,7. 1,0 кгс.м).
Очистку фильтрующего элемента и предочистителя воздухоочистителя можно проводить продувкой или промывкой, предварительно сняв предочиститель с фильтрующего элемента.

Продувка (рис. 70) целесообразна при загрязнении пылью без сажи и необходимости использования сразу же после очистки. Для продувки подайте внутрь фильтрующего элемента сухой сжатый воздух под давлением не более 294 кПa (3 кгс/см2). Струю воздуха направляйте под углом к поверхности внутреннего кожуха фильтрующего элемента и обдувайте элемент до полного удаления пыли. Предочиститель очищайте промывкой или встряхиванием.

Рис. 70. Продувка фильтрующего элемента воздухоочистителя

Для проверки состояния картона фильтрующего элемента подсветите изнутри лампой (рис. 71) и осмотрите картон через отверстия наружного кожуха. Для удобства можно раздвигать фильтрующую штору деревянной лопаточкой.

Рис. 71. Визуальный контроль состояния фильтрующего элемента: 1 — прокладка уплотнительная торцевая; 2 — кожух наружный

При наличии разрывов или других сквозных повреждений картона замените элемент.

Промывка (рис. 72) применяется при загрязнении фильтрующего картона пылью, сажей, маслом, топливом. Промывайте фильтрующий элемент и предочиститель в теплом 40. 50 °С водном растворе нейтральных моющих веществ. Раствор приготовьте из расчета 20. 25 г порошка на 1 л воды. Можно применять для промывки стиральные моющие средства бытового назначения.

Рис. 72. Промывка фильтрующего элемента

Погрузите фильтрующий элемент в раствор и промывайте в течение 25. 30 мин, периодически вращая и перемещая его вверх и вниз. Окончательно промойте элемент в чистой воде. Рекомендуется промывать фильтрующий элемент не более трех раз, а в случае его регенерации обдувом сжатым воздухом общее количество обслуживании элемента допускается пять — шесть раз.

После промывки фильтрующий элемент рекомендуется проверить на отсутствие недопустимых дефектов опрессовкой сжатым воздухом в воде по методике, которая изложена ниже. Данную проверку целесообразно также предусмотреть и после обслуживания фильтрующего элемента продувкой сжатым воздухом. Это позволит полностью исключить применение на двигателях поврежденных фильтрующих элементов и связанных с этим повышенных износов деталей цилиндро-поршневой группы двигателя.

Для проверки (фильтрующего элемента опрессовкой сжатым воздухом в воде соберите установку, изображенную на рис. 73. Проверку выполняйте в следующем порядке:

  • установите фильтрующий элемент 2 между крышками 1 и 4, затем погрузите его в воду на глубину 60 мм. Перед проверкой или непосредственно в испытательной установке сухой фильтрующий элемент необходимо выдержать в воде в течение 5. 10 мин для заполнения водой пор в картоне;
  • подайте внутрь элемента воздуха под давлением 1,57 кПa (160 мм вод. ст.). Данное давление устанавливается и поддерживается постоянным жидкостным клапаном 6, трубка которого погружена в воду на 160 мм. Во избежание разрушения (фильтрующей шторы элемента давление воздуха не должно повышаться даже кратковременно свыше 2 кПa (200 мм вод. ст.);
  • медленно поворачивайте элемент, обращая внимание на выделение пузырьков воздуха с его наружной поверхности;
  • подведите к месту выделения пузырьков воздуха прозрачный колпак 3, заполненный водой, и замерьте время заполнения его воздухом.

Рис. 73. Схема установки для проверки фильтрующего элемента опрессовкой сжатым воздухом в воде: 1 — крышка поджимная; 2 — элемент фильтрующий: 3 — колпак прозрачный; 4 — крышка полая; 5 — пьезометр контрольный; 6 — клапан жидкостный; 7 — баллон воздушный; I — подвод сжатого воздуха; II — в атмосферу

При заполнении колпака объемом 0,5 л менее чем за 20 с через одно повреждение выбраковывайте фильтрующий элемент.

Исправные фильтрующий элемент, а также предочиститель перед установкой на автомобиль просушите. Нельзя сушить открытым пламенем или горячим (более 50°С) воздухом.

При установке фильтрующего элемента и предочистителя на автомобиль проверьте целостность резиновых прокладок, не допускайте контакта наружного кожуха с предочистителем (кожух необходимо выправить).

Для проверки уровня жидкости (на холодном двигателе) откройте контрольный кран на расширительном бачке. Если из крана не потечет жидкость — уровень недостаточен. Восстановите его доливкой охлаждающей жидкости в следующем порядке:

  • закройте кран контроля уровня жидкости;
  • снимите пробку горловины расширительного бачка;
  • долейте жидкость через заливную горловину до уровня 1/2. 2/3 высоты бачка;
  • закройте пробку горловины расширительного бачка.

Для проверки состояния и действия жалюзи радиатора потяните на себя и отпустите ручку управления работой жалюзи, при этом они должны закрываться и открываться полностью.

Для регулирования натяжения ремней изменением положения генератора:

  • ослабьте гайки 3 (рис. 74) крепления передней и задней лап генератора, болт 2 (рис. 75) крепления планки и болт 1;
  • переместив генератор, натяните ремни;
  • затяните болты 1 и 2, гайки крепления передней и задней лап генератора.

Рис. 74. Крепление генератора на кронштейне двигателя: 1 — генератор; 2 — шпилька; 3 — гайки; 4 — шайба регулировочная; 5 — болт; 6 — болт стяжной

По окончании регулирования проверьте натяжение: правильно натянутый ремень при нажатии на середину наибольшей ветви с усилием 39,2 Н (4 кгс) должен иметь прогиб 15. 22 мм.

При выходе из строя замените ремень комплектно с остальными. Разница для ремней в одном комплекте не должна превышать 3 мм.

Рис. 75. Схема проверки натяжения ремней привода генератора и водяного наcoca: 1 — болт; 2 — болт крепления пленки; 3 — генератор; 4 — ремни привода; 5 — шкив водяного насоса; 6 — шкив гидромуфты

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector