Taxitaxitaxi.ru

Эволюшн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Плотная посадка в седло может быть достигнута только при зазоре в клапанном механизме. Поэтому грибовидные толкатели ( рис. 2.29, а) для механизма газораспределения с нижним расположением клапанов имеют болты 4 с контргайками 5, которые ввертываются сверху в торец и предназначены для регулировки теплового зазора в клапанах. Кольцевые канавки на наружной поверхности толкателя необходимы для смазывания пары толкатель — направляющая втулка.  [31]

Уменьшение компрессии, падение мощности двигателя и хлопки во всасывающем и выхлопном трубопроводах являются следствием неполного закрытия клапанов. Причиной неполного закрытия клапанов может быть малый тепловой зазор, обгорание рабочих поверхностей клапана и его седла, заедание клапана в направляющей втулке, коробление головки клапана, поломка пружин или стержня клапана. Устраняется регулировкой теплового зазора , притиркой рабочих поверхностей клапана и его седла, заменой изношенных и поломанных деталей. Резкие металлические стуки и падение мощности двигателя могут быть следствием неполного открытия клапанов из-за чрезмерно увеличенного зазора в клапанном механизме. Неисправность устраняется регулировкой теплового зазора. В двухтактных дизельных двигателях падение мощности и черный цвет отработавших газов могут быть следствием неправильной регулировки зазоров выпускных клапанов, засорения продувочных окон в гильзах цилиндров, засорения системы выпуска отработавших газов. Устраняется путем регулировки тепловых зазоров, очистки продувочных окон цилиндров и системы выпуска отработавших газов.  [32]

Тарелка наплавлена легированным чугуном для уменьшения износа толкателя и кулачка. На боковой поверхности толкателя имеется канавка для смазки. В верхнюю часть толкателя ввернут регулировочный болт для регулировки теплового зазора и крепится контргайкой.  [33]

Коромысла изготовляют из стали. Их надевают на полую ось, установленную в стойках головки цилиндров. В короткое плечо коромысла ввернут регулировочный винт с контргайкой для регулировки теплового зазора между коромыслом и стержнем клапана.  [34]

Тарельчатые толкатели, нижняя часть которых напоминает форму гриба, показаны на рис. 44, а. Нижняя часть толкателя соприкасается с кулачком, а тарельчатая ее ( форма способствует увеличению площади его соприкосновения, что приводит к снижению давления и уменьшению износа трущихся поверхностей. В верхней части толкателя имеется регулировочный болт / с контргайкой 2 для регулировки теплового зазора между стержнем клапана и толкателем.  [35]

Коромысла 14 представляют собой двуплечие рычаги, качающиеся на осях 13, Положение коромысел на оси фиксируют распорные пружины. В полую ось коромысел через одну из стоек 16 подается под давлением масло для смазки втулок коромысел. Плечо коромысла, обращенное к штанге, имеет регулировочный винт 15 с контргайкой для регулировки теплового зазора . Головка винта выполнена сферической под наконечник штанги. Чтобы уменьшить ход толкателя и штанги, плечо коромысла, обращенное к ним, делается короче плеча, действующего на клапан.  [37]

Если тепловые зазоры в приводе клапанов увеличены, то стук клапанов прослушивается при работе холодного двигателя, а по мере прогрева несколько увеличивается и прослушивается отчетливо. Это характерный стук, обычно с равномерными интервалами; частота его меньше любого другого стука в двигателе, так как клапаны приводятся в действие от распределительного вала, частота вращения которого в два раза меньше частоты вращения коленчатого вала. Эксплуатировать двигатель с явно слышимым стуком клапанов не следует, так как с увеличением тепловых зазоров ухудшаются наполнение цилиндров и очистка их от продуктов сгорания, растут ударные нагрузки. Стук устраняют регулировкой тепловых зазоров в приводе клапанов.  [38]

Для прослушивания стука клапанов при увеличенном тепловом зазоре стетоскопа не требуется. Если прослушивать двигатель при помощи стетоскопа в зоне 3 ( см. рис. 5), то можно отчетливо услышать стук клапанов и при нормальном тепловом зазоре. Эксплуатировать двигатель с ясно слышимым стуком клапанов ( при закрытом капоте) не следует. Стук устраняют регулировкой тепловых зазоров клапанов . При сильном износе поршней и гильз цилиндров стук поршней слышен и у прогретого двигателя. Это сухой щелкающий стук, усиливающийся при изменении оборотов коленчатого вала двигателя путем резкого открытия и закрытия дросселя карбюратора. Стук поршней не опасен, и при отсутствии других признаков ненормальной работы двигателя можно продолжать эксплуатацию.  [40]

КОРОМЫСЛО / служит для передачи усилия от штанги к клапану. Оно изготовляется из стали. В отверстие ступицы запрессованы две бронзовые втулки. В короткое плечо коромысла ввернут регулировочный винт 4, служащий для регулировки теплового зазора . Носок коромысла при работе двигателя нажимает на стержень клапана и открывает его.  [41]

Уменьшение компрессии, падение мощности двигателя и хлопки во всасывающем и выхлопном трубопроводах являются следствием неполного закрытия клапанов. Причиной неполного закрытия клапанов может быть малый тепловой зазор, обгорание рабочих поверхностей клапана и его седла, заедание клапана в направляющей втулке, коробление головки клапана, поломка пружин или стержня клапана. Устраняется регулировкой теплового зазора, притиркой рабочих поверхностей клапана и его седла, заменой изношенных и поломанных деталей. Резкие металлические стуки и падение мощности двигателя могут быть следствием неполного открытия клапанов из-за чрезмерно увеличенного зазора в клапанном механизме. Неисправность устраняется регулировкой теплового зазора . В двухтактных дизельных двигателях падение мощности и черный цвет отработавших газов могут быть следствием неправильной регулировки зазоров выпускных клапанов, засорения продувочных окон в гильзах цилиндров, засорения системы выпуска отработавших газов. Устраняется путем регулировки тепловых зазоров, очистки продувочных окон цилиндров и системы выпуска отработавших газов.  [42]

Читайте так же:
Регулировка клапанов рейсер инструкция

Признаком увеличенного теплового зазора является частый металлический стук клапанов, хорошо прослушиваемый на малых оборотах холостого хода. При этом происходит усиленный износ сопряженных деталей. При малом зазоре или его отсутствии у выпускных клапанов появляются хлопки из глушителя, а у впускных клапанов — из карбюратора. От этой неисправности быстро обгорают кромки головок клапанов. Для устранения указанных неисправностей нужно произвести регулировку тепловых зазоров .  [43]

Признаком увеличенного теплового зазора является частый металлический стук клапанов, хорошо прослушиваемый на малых оборотах холостого хода. При этом происходит усиленный износ сопряженных деталей. При малом зазоре или его отсутствии у выпускных клапанов появляются хлопки из глушителя, а у впускных клапанов — из карбюратора. От этой неисправности быстро обгорают кромки головок клапанов. Для устранения указанных неисправностей необходимо произвести регулировку тепловых зазоров .  [44]

Уменьшение компрессии, падение мощности двигателя и хлопки во всасывающем и выхлопном трубопроводах являются следствием неполного закрытия клапанов. Причиной неполного закрытия клапанов может быть малый тепловой зазор, обгорание рабочих поверхностей клапана и его седла, заедание клапана в направляющей втулке, коробление головки клапана, поломка пружин или стержня клапана. Устраняется регулировкой теплового зазора, притиркой рабочих поверхностей клапана и его седла, заменой изношенных и поломанных деталей. Резкие металлические стуки и падение мощности двигателя могут быть следствием неполного открытия клапанов из-за чрезмерно увеличенного зазора в клапанном механизме. Неисправность устраняется регулировкой теплового зазора. В двухтактных дизельных двигателях падение мощности и черный цвет отработавших газов могут быть следствием неправильной регулировки зазоров выпускных клапанов, засорения продувочных окон в гильзах цилиндров, засорения системы выпуска отработавших газов. Устраняется путем регулировки тепловых зазоров , очистки продувочных окон цилиндров и системы выпуска отработавших газов.  [45]

Устройство автомобилей

как и для чего регулируют клапана двигателя

Детали механизма газораспределения образуют сопрягаемую цепочку, которая начинается распределительным валом и заканчивается клапанами, открывающими и закрывающими вход в цилиндр и выход из него в строго отведенные моменты рабочих циклов двигателя.
Казалось бы, между всеми деталями привода ГРМ и клапанной группы не должно быть никаких зазоров – только в этом случае малейшее усилие со стороны кулачка распредвала найдет отклик в движении клапана и даст начало потоку свежего заряда или отработавшей смеси раскаленных газов. И это утверждение абсолютно верно.

Но почему же тогда в лексиконе заядлых автомехаников популярны выражения – «отрегулировать клапана», «регулировка зазора в клапанах» и подобные? Ведь в соответствии с приведенными выше рассуждениями никаких зазоров там быть не должно, иначе невозможно составить строгое расписание работы клапанов.
Тем не менее – зазор в клапанной группе – необходимый элемент, обеспечивающий правильную работу газораспределительного механизма и двигателя в целом.
И вот почему.

После прогрева двигателя все его детали в той или иной степени подвержены тепловому расширению, которое зависит от степени нагрева, размеров деталей и коэффициента температурного расширения материала, из которого эти детали изготовлены. Металлы, применяемые при изготовлении большинства деталей двигателя, при нагреве расширяются достаточно сильно, т. е. имеют высокий температурный коэффициент линейной деформации.
Если к отмеченному выше вспомнить, что многие из этих деталей во время работы испытывают мощные тепловые нагрузки, то можно понять, что выдержать строгие интервалы и зазоры (точнее – их отсутствие) между сопрягаемыми поверхностями взаимодействующих деталей в условиях переменных температур не представляется возможным.

Теперь рассмотрим внимательнее цепочку деталей газораспределительного механизма.
Все сопрягаемые детали ГРМ образуют жесткую связь, при которой изменение линейных размеров каждого звена влечет изменение относительного положения сопрягаемых деталей. Исключение составляет только сопряжение заключительной пары деталей — «клапан-седло», прижимаемых друг к другу пружиной клапана, и при линейном расширении каждого «члена взаимодействия» относительное перемещение доступно лишь клапану. Седло является неподвижной деталью ГРМ, «намертво» закрепленной в головке блока цилиндров, поэтому температурные деформации деталей влияют только на положение клапана, перемещая его относительно седла.

Читайте так же:
Регулировка троса акпп паджеро 6g72

регулировка тепловых зазоров в клапанах ГРМ

Логичным будет вывод, что при нагреве (или охлаждении) всех деталей механизма газораспределения тепловые деформации отдельных его элементов складываются и, воздействуя на стержень клапана, преодолевая силу упругости пружины, приподнимают головку клапана над седлом, открывая отверстие для потока газов.
Цилиндр теряет требуемую герметичность.
А это уже катастрофа с точки зрения показателей мощности и КПД двигателя, его динамичности, равномерности и бесшумности работы, а также других качественных и количественных показателей. В общих словах – двигатель теряет очень многое из того, чего мог бы достичь при нормальных условиях работы.

Рассмотренный сценарий возможен в том случае, если между деталями, образующими цепочку механизма ГРМ, нет никаких зазоров и промежутков. Очевидно, что для нормального функционирования системы подачи и отвода газов такой зазор должен быть предусмотрен заранее, когда двигатель и его детали холодные. Тогда при нагреве детали механизма газораспределения расширятся, выберут предустановленный зазор, и будут работать в жесткой связке.

Величину этого зазора подсчитать несложно, если знать линейные размеры каждой детали механизма газораспределения, величину коэффициента теплового расширения для материалов, из которых эти детали изготовлены, и рабочую температуру каждой детали ГРМ. Ведь большую часть времени детали двигателя работают при установившейся температуре, поддерживаемой естественным теплообменом, системами охлаждения и смазки. При этом детали клапанной группы (особенно, седла и клапаны) нагреваются сильнее, а удаленные от цилиндра детали – меньше.

Учитывая эти факторы, можно определить требуемую величину суммарного зазора между всеми деталями, образующими цепочку механизма газораспределения, когда они имеют температуру окружающей среды (т. е. при холодном двигателе). Этот зазор называют тепловым зазором, а выражение «отрегулировать клапана» означает отрегулировать величину зазора между сопрягаемыми деталями холодного механизма газораспределения на холодном двигателе.

Технологически, конструктивно и практически зазор удобнее всего регулировать между торцом стержня клапана, который нагревается быстрее и сильнее других подвижных деталей ГРМ, и деталью, воздействующей на стержень клапана для его перемещения.

В механизмах с нижним расположением распределительного вала тепловые зазоры регулируются при помощи щупа требуемой толщины, устанавливаемого между носком коромысла и стержнем клапана (рис. 1).
В механизмах с верхним расположением распредвала зазор устанавливают между тыльной стороной кулачка распределительного вала и рабочей поверхностью рычага (см. рис. 2, б, в, г) или между кулачком и клапаном (см. рис. 2, а).

как отрегулировать клапана двигателя

Величина тепловых зазоров составляет 0,08…0,45 мм и нормируется для каждого двигателя заводом-изготовителем.
Очевидно, что зазор впускного клапана для данного двигателя должен быть меньше зазора выпускного клапана, поскольку последний нагревается значительно сильнее.

Тепловые зазоры в механизме газораспределения необходимо строго соблюдать и периодически контролировать в процессе эксплуатации двигателя. Увеличенный зазор приводит к повышенному шуму и наличию ударных нагрузок между деталями (стук клапанов), а слишком малый – к неплотному прилеганию клапана к седлу, прогоранию фасок, потерям мощности, «выстрелам» в глушитель или впускной канал (карбюратор и воздушный фильтр). В любом случае двигатель начинает работать с перебоями и долговечность его деталей резко снижается.

Следует отметить, что некоторые динамические перегрузки ударного характера, которые присутствуют в двигателе при его запуске и разогреве до рабочих температур являются меньшим из обозначенных зол, вызываемых предустановленным тепловым зазором.

Неужели невозможно избавиться от этой неприятной обязанности – систематически проверять и регулировать тепловой зазор в ГРМ, чтобы обеспечить нормальную и надежную работу двигателя?
Оказывается, возможно.
Многие современные автомобильные двигатели оснащены усовершенствованной системой слежения и реагирования на тепловое расширение деталей ГРМ – гидравлическими толкателями или, как их еще называют – гидрокомпенсаторами, позволяющими поддерживать нормальные (без зазоров) сопряжения деталей механизма газораспределения при любой температуре двигателя.
Об этом — на следующей старнице.

ЗАЧЕМ НУЖНЫ ГИДРОКОМПЕНСАТОРЫ

В результате износа деталей автомобильного двигателя зазоры на клапанах газораспределительного механизма неизбежно увеличиваются, поэтому время от времени приходится их регулировать. Занятие это не слишком сложное, но трудоемкое, требующее определенной квалификации и внимательности. Избежать частой регулировки клапанного механизма и сделать его работу более мягкой помогают гидрокомпенсаторы. Статья рассказывает о том, как они устроены и каких сюрпризов ждать, если вы воспользуетесь нашим советом и установите гидрокомпенсаторы на свой автомобиль. Одна из основных систем двигателя внутреннего сгорания — газораспределительный механизм (ГРМ). Он отвечает за распределение по цилиндрам бензино-воздушной смеси в бензиновых двигателях (или воздуха — в дизельных) и за выпуск выхлопных газов. В состав ГРМ входят распределительный вал с кулачками (один или несколько), клапаны и многочисленные детали, закрывающие клапаны и передающие на них усилия от кулачков распределительного вала: пружины, толкатели, штанги, рычаги коромысел и сами коромысла. Порядок расположения и форма кулачков на распределительном валу задают последовательность и продолжительность открытия и закрытия клапанов.

Читайте так же:
Регулировка карбюратора мотоблок урал

Распределительный вал может находиться в блоке цилиндров (такое расположение называют нижним) или в головке блока цилиндров (верхнее расположение). Если вал «нижний», то усилие с кулачков на клапаны передают специальные толкатели, штанги и коромысла, если же вал «верхний», то удается обойтись без штанг. В этом случае усилие могут передавать рычаги или толкатели (или и те и другие вместе), находящиеся в непосредственном контакте с распределительным валом.

Клапанный механизм действует в чрезвычайно жестких условиях. Его детали испытывают высокие ударные и инерционные нагрузки, а также термические напряжения (клапаны работают при очень высокой температуре, причем нагрев их весьма неравномерен). Кромки тарелок клапанов и седла подвергаются эрозии, а распределительные валы, толкатели и направляющие втулки — действию трения. При этом все детали механизма должны действовать четко и слаженно, ведь от правильности их работы зависят все характеристики двигателя, начиная с мощности и кончая составом выхлопных газов.

Во время прогрева двигателя детали газораспределительного механизма нагреваются и их размеры увеличиваются. Чтобы при высокой температуре клапаны плотно закрывались, между элементами ГРМ необходимо оставлять небольшие тепловые (термические) зазоры. Заметим, что впускные и выпускные клапаны нагреваются до разной температуры (выпускные существенно горячее впускных), поэтому и зазоры на них могут быть разными. В двигателях большинства легковых автомобилей величина зазора на впускных клапанах составляет 0,15-0,25 мм, а на выпускных — 0,2-0,35 мм и даже больше.

Если тепловой зазор отрегулирован неправильно, в зависимости от того, «в какую сторону» сделана ошибка, могут возникнуть разные технические неисправности.

Когда зазор отсутствует или, как говорят, клапаны перетянуты, они полностью не закрываются. Если в бензиновом моторе не закрываются впускные клапаны, то смесь может вспыхивать во впускном коллекторе — вследствие этого двигатель не развивает полную мощность и плохо запускается. Неплотность выпускных клапанов приводит к прогару их тарелок и седел. Неплотность клапанов дизеля делает его и вовсе неработоспособным.

Если же зазоры в клапанном механизме велики, то возникают значительные ударные нагрузки на детали и в двигателе появляется резкий частый стук. Распределительный вал да и все остальные детали механизма быстро изнашиваются. От этого клапаны открываются не полностью, а значит, уменьшается их проходное сечение. Наполняемость и вентиляция цилиндров ухудшаются, вследствие чего падает мощность двигателя и повышается содержание токсичных примесей в выхлопных газах.

Величина зазоров на клапанах ГРМ должна устанавливаться в зависимости от температуры деталей двигателя. Между тем большинство регулировщиков клапанов пользуются одним и тем же обычным плоским щупом, независимо от того, контролируют ли они зазоры при температуре воздуха ниже нуля или при +30 о С. А разница есть: например, для двигателя «ВАЗ-2106» она составляет почти 0,05 мм.

Чтобы смягчить работу клапанов и избежать частой регулировки клапанного механизма, конструкторы автомобилей предлагали разные устройства. Однако на двигателях внутренне го сгорания прижились только так называемые гидрокомпенсаторы теплового зазора клапанов. Суть их работы заключается в автоматическом изменении длины компенсатора на величину, равную тепловому зазору. Детали компенсатора перемещаются одна относительно другой, во-первых, под действием встроенной в него пружины и, во-вторых, за счет подачи масла под давлением из системы смазки двигателя.

Обычный гидрокомпенсатор представляет собой корпус, внутри которого установлена подвижная плунжерная пара, состоящая в свою очередь из втулки и подпружиненного плунжера с шариковым клапаном (см. рисунок). Корпусом может служить цилиндрический толкатель (такая конструкция применяется в гидрокомпенсаторах для двигателей «ВАЗ-2108»), часть головки блока цилиндров («ВАЗ-2101»-«ВАЗ-2106»). На двигатели УМЗ 331.10 («Москвич-2141» и «Иж-2126 Ода») иногда ставят гидрокомпенсаторы, корпусом которых служат элементы рычагов привода клапанов.

Плунжерная пара — самая ответственная часть гидрокомпенсатора. Зазор между втулкой и плунжером составляет всего 5-8 микрон. Благодаря этому, с одной стороны, детали более или менее свободно перемещаются относительно друг друга, с другой — сохраняется герметичность соединения. В нижней части плунжера есть отверстие, которое закрывается обратным шариковым клапаном. Между втулкой и плунжером установлена достаточно жесткая пружина.

Читайте так же:
Регулировка карбюратора на mercruiser

Когда кулачок распределительного вала располагается тыльной стороной к толкателю, между корпусом и распределительным валом остается тепловой зазор. Масло поступает в плунжер через масляный канал из системы смазки (а) . Одновременно с этим плунжер под действием пружины поднимается и компенсирует зазор, а в полость под плунжером через шариковый клапан из системы смазки двигателя также попадает масло. По мере того как вал поворачивается, кулачок начинает давить на толкатель и перемещает его вниз (б) . Обратный шариковый клапан в этот момент закрывается, и плунжерная пара начинает работать как жесткий элемент (масло можно считать несжимаемой жидкостью), передавая усилие на клапан (в) . Небольшая часть масла все же выдавливается из-под плунжера через зазор между ним и втулкой. Утечка компенсируется поступлением масла из системы смазки. Из-за нагревания деталей во время работы двигателя происходит некоторое изменение длины гидрокомпенсатора, но система сама автоматически компенсирует зазор, изменяя объем дополнительной порции масла.

Гидрокомпенсаторы существенно упрощают обслуживание двигателя, но с ними надо более внимательно подходить к выбору масла и масляного фильтра. Дело в том, что больше всего гидрокомпенсаторы «боятся» увеличения зазоров в плунжерной паре. Когда зазор увеличивается, происходит утечка масла из-под плунжера, пара становится «не жесткой» и компенсатор просто не успевает срабатывать. Эта неисправность выдает себя резким стуком во время работы двигателя. Примерно то же самое происходит и при неисправности клапана, только масло вытекает не через зазор между плунжером и втулкой, а через клапан.

Иногда плунжерную пару заклинивает. В зависимости от того, в каком положении заклинило детали, либо в клапанном механизме образуется слишком большой зазор (возникают ударные нагрузки, сопровождающиеся резким стуком и повышенным износом деталей), либо клапаны оказываются «зажатыми» (возрастает нагрузка на распределительный вал, повышается износ деталей, резко падает мощность, появляются хлопки в системе впуска и «стрельба» в выхлопном тракте).

Вопреки распространенному мнению, что даже самое простое дополнительное устройство неизбежно снижает надежность любого прибора, гидрокомпенсаторы гарантируют более стабильную работу газораспределительного механизма. Так что владельцам «Жигулей», «Москвичей» и других отечественных автомобилей стоит подумать об их приобретении. Гидрокомпенсаторы есть в каждом автомагазине, а с их установкой справятся на любой станции техобслуживания. По силам эта работа и тем, кто берется сам ремонтировать свою машину.

Регулировка клапанов двигателя

Для поддержания оптимального режима работы двигателя и точного совпадения фаз газораспределения в ремонт и обслуживание силового агрегата входит операция по регулировки клапанов. Подобную работу по обслуживанию двигателя должны выполнять опытные мотористы или владельцы автомобилей, уже имеющие навык в выполнении этой работы.

Фазы газораспределения предусматривают открытие и закрытие впускных и выпускных клапанов в точно определенное время относительно нахождения поршня в верхней мертвой точке. Позднее или раннее открытие или закрытие какого-либо клапана сказывается на режиме работы двигателя, так как не полностью совпадают фазы газораспределения.

Точная установка фаз крайне важна и если скажем, при ремонте двигателя фазы были выставлены неверно, то его вообще не удастся запустить. Тепловые зазоры напрямую влияют на точность фаз газораспределения и уменьшение или увеличение зазоров ведет к сбою работы двигателя. Помимо этого, нарушение величины зазора в клапанах отражается на шумности работы двигателя и долговечности самих клапанов и сопрягаемых деталей. Так увеличенный против нормы зазор в клапанном механизме сопровождается цокающим звуком и уменьшением времени открытия или закрытия клапана, что ведет к увеличению расхода топлива и потере мощности двигателя.

Наиболее опасным считается уменьшенный тепловой зазор, когда тарелка клапана не может плотно сесть в свое седло, что нарушает тепловой режим двигателя и ведет к перегреву клапана, сокращая срок его эксплуатации. Если это выпускной клапан, то за счет высокой температуры в камере сгорания, его неплотной посадки в седло (что уменьшает его теплоотвод, так как он не может отдать тепло через седло головке блока), он подвержен риску прогорания. Из сказанного следует, насколько ответственна эта операция и опыт при ее выполнении здесь просто необходим.

Существуют несколько типов распределительных механизмов, которые имеют существенные различия в конструкции, но все их объединяет наличие распределительного вала, а также впускных и выпускных клапанов. Самым сложным, с точки зрения механики, считается газораспределительный механизм с нижним расположением распределительного вала (OHV ). Сложность заключается в большом количестве элементов передающих усилие распределительного вала на клапан. Это сам распределительный вал, толкатель, штанга, коромысло (плюс валик коромысел) и клапан. Подобная компоновка уходит в прошлое и уже практически не встречается. Все современные двигатели выполнены с верхним расположением распределительного вала (OHC ) и передают усилие на клапан, либо через рокер (классика ВАЗ), либо, воздействуя кулачком распределительного вала, на регулировочную шайбу, установленную в специальных стаканах, которые передают усилие на стержень клапана. Каждая шайба имеем свой определенный размер, подбором шайбы регулируется величина теплового зазора (ВАЗ 2108-09, Audi, Фольксваген и др.). Двигатели с двумя распредвалами, где один вал отвечает за работу впускных клапанов, а второй за работу выпускных носят обозначение DOHC.

Читайте так же:
Автоматическая регулировка подачи воды в отоплении

Существуют также двигатели, где величину теплового зазора поддерживают гидрокомпенсаторы. Принцип работы гидрокомпенсатора напоминает работу амортизатора, при нагрузке сжимается, уменьшаясь в размере, и после снятия нагрузки возвращается в исходные размеры, поддерживая тем самым постоянство зазора в клапанной группе.

Процесс регулировки клапанов

Для более точного выполнения регулировки клапанных зазоров, двигатель должен остыть до температуры порядка 30 градусов Цельсия. Определиться где какой клапан при регулировке помогают коллектора, трубы, которых находится как- раз напротив клапанов. Если это впускной коллектор, то все клапана, смотрящие на трубы этого коллектора, будут впускными и наоборот, клапана расположенные напротив труб выпускного коллектора, будут выпускными. Снимается крышка клапанов и двигатель выставляется по меткам, после чего выполняется регулировка клапанов по порядку работы цилиндров или по предписанным заводом – изготовителем рекомендациям по регулировке конкретной пары клапанов (впускной /выпускной).

Чтобы исключить погрешность сразу (при необходимости) производят подтяжку цепи ГРМ или ремня. Если это сделать после регулировки клапанов, то выставленные зазоры будут сбиты. Счет цилиндров ведется от передней части двигателя, кроме некоторых моделей, где считают цилиндры от КПП (французские модели авто). Для исключения ошибки при регулировке за счет выработки смежных деталей, щуп должен быть необходимой ширины, захватывающий всю рабочую кромку прилегания деталей (поверхность кулачка распределительного вала/рокер). В отрегулированном зазоре щуп должен передвигаться с небольшим натягом, при этом не допускается его «прикус », при необходимости регулировку клапана выполняют повторно.

Если регулировка выполняется по индикатору, то мастер ориентируется на показатель индикатора, выводя регулировочной парой необходимое значение, соответствующее тепловому зазору клапана. Затем двигатель проворачивается на пол-оборота и выполняется регулировка следующей пары клапанов. Когда выполняется регулировка клапанов с заменой регулировочных шайб (Audi , Фольксваген, ВАЗ2108-09), то в зависимости от погрешности в зазоре подбирается регулировочная шайба. Если зазор больше нормы, то подбирается шайба более полного размера и наоборот. На каждой шайбе нанесен ее конкретный размер, шайбы идут по нарастанию через 0,05 мм (3 ,05; 3.10; 3,15; 3, 20 и т.д.).

Для более точной регулировки предусмотрены и промежуточные размеры шайб, например: 3,67; 3, 72 и т.д., что помогает мотористу выполнить более чистую регулировку клапанов.

Попутно при выполнении регулировки клапанов можно провести небольшую диагностику текущего состояния газораспределительного механизма. На постели распределительного вала (если она чистая), при износе сальника клапана, будет виден четкий черный круговой след, что говорит о том, что необходима замена сальников клапанов. Если на видимой части распредвала (на двигателях, где регулировка выполняется заменой регулировочных шайб), тыльная сторона кулачка имеет след от контакта с пятаком (регулировочной шайбой), значит, в этом цилиндре зазор был слишком мал и распределительный вал работал в постоянный контакт. Если это относится к выпускному клапану и автомобиль эксплуатировался с таким зазором достаточно долго, то, скорее всего в этом цилиндре или есть или вот-вот появится проблема с компрессией. Возможно, потребуется притирка клапанов или их замена. Мотористы нашего предприятия, выполняющие регулировку клапанов, досконально знают все различия в газораспределительных механизмах существующих двигателей и выполнят эту операцию на любом прибывшем на СТО автомобиле. Выполняется регулировка клапанов на двигателях автомобилей корпоративных клиентов.

При таких операциях как ремонт или замена силового агрегата, а также при сложных рихтовочных операциях появляется необходимость снимать двигатель. Ставим автомобиль на смотровую яму.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector