Регулировка клапанов мтз 80 д 240 зазор
Как на мтз 80 отрегулировать клапана
От надежной и правильной работы силового агрегата зависит надежность и коэффициент полезного действия всего трактора. Любой двигатель внутреннего сгорания требует точной регулировки впускных и выпускных клапанов. На тракторе МТЗ-80 и его полноприводной версии установлен дизельный двигатель Д-240 мощностью 80 л.с. Неправильно отрегулированные клапана могут стать причиной характерного звука и нарушения теплового режима работы двигателя. Первая регулировка клапанов на тракторе МТЗ-80 производиться сразу после обкатки. В дальнейшем эту операцию необходимо производить каждые 500 часов работы или при техническом обслуживании № 2. Регулировку требуется производить также после капитального ремонта двигателя и при проявляющемся стуке клапанов. Малые зазоры могут привести к нарушению работы дизеля и появлению белого дыма. При увеличенных зазорах появляется характерный звук. Одной из причин перебоев в работе двигателя может стать лопнувшая пружина клапана. Сама операция по регулировке не требует высокой квалификации и по своему алгоритму достаточно простая. Она сводиться к созданию необходимых зазоров между байками коромысел и торцами клапанных стержней и точной подтяжке крепежных болтов цилиндров. Работа по регулировке должно производиться на прогретом двигателе. Температура двигателя должна быть не ниже 75*C.
Для проведения регулировки необходимо:
- Обеспечить допуск к клапанной крышке;
2. Снять колпак крышки; 3. Проверить надежность затяжки гаек валика коромысел. 4. Установить поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку (ВМТ) которая соответствует концу такта сжатия. 5. Ослабить контргайку регулировочного винта на коромысле клапана. Установить по щупу необходимый зазор между бойком коромысла и торцом клапана, вкручивая или выкручивая винт. Щуп должен проходить с небольшим усилием, но не должен быть зажат. Для регулировки впускных и выпускных клапанов используется единый щуп 0,25 мм. 6. После выставления необходимого зазора закрутить контргайку. Еще раз проверить щупом выставление зазора поворачивая штангу толкателя вокруг своей оси. Так как на трактор МТЗ-80 установлен четырехтактный дизельный двигатель, регулировку клапанов следует производить в порядке работы цилиндров, а именно 1-3-4-2. При переходе к регулировке клапанов следующего цилиндра необходимо проворачивать коленчатый вал двигателя на 180 градусов, то есть на пол оборота, по часовой стрелке. Перед регулировкой клапанов двигателя Д-240 следует произвести затяжку шпилек головки блока цилиндров. Эту операцию следует производить в соответствии со схемой затяжки шпилек и в несколько приемов, чтобы избежать деформации и нарушения целостности шпильки и резьбы.
По окончании регулировки установить на место крышку клапанов и завести двигатель. Прогретый двигатель с правильно отрегулированными клапанами должен работать устойчиво и без посторонних звуков.
От того на сколько правильно отрегулированы клапана на двигателе трактора МТЗ, зависит срок службы двигателя, выдаваемая мощность и расход топлива. Хотя регулировку клапанов возможно произвести самому, то более правильным вариантом будет доверить такое дело профессионалам, например таким как «Трактор Сервис». Благодаря огромному опыту «Трактор Сервис» зарекомендовал себя как опытный и надежный партнер в ремонте и обслуживании тракторной техники.
Смотреть видео — регулировка клапанов МТЗ 80
Похожее
Регулировка клапанов МТЗ 80
Регулировка клапанов МТЗ 80 проводится на тракторе МТЗ 80 после того, как он пройдет обкатку, а в дальнейшем, в процессе работы, после 500 часов его “наезда”. Двигатель на тракторе очень хороший и удачный, но как всякая техника требует регламентного обслуживания. Регулировка входит в перечень работ, проводимого при ТО-2.
Регулировка клапанов МТЗ 80 проводится в целях установки необходимых рабочих зазоров между “ножками” клапанов и коромыслами. Регулируемый зазор клапанов МТЗ-80 должен соответствовать техническому стандарту, и составлять – 0,25 мм. Чтобы отрегулировать клапана на МТЗ 80, Вам необходимо проделать следующие действия.
Регулируя клапана, выставьте поршень первого цилиндра двигателя МТЗ 80 в ВМТ. Оба клапана должны быть закрыты. Немного отпустите контргайку на штыре регулировки коромысла, и вставьте щуп между коромыслом и торцом “ножки” клапана. Выставьте отверткой, или плоскогубцами, положение регулировочного штыря, относительно щупа. Он должен умещаться в зазоре, и выходить из него, с небольшим затруднением.
Когда необходимый зазор на одном из клапанов «восьмидесятки» будет отрегулирован, затяните до упора контргайку, и перейдите к следующему. Очередность регулировки МТЗ, должна соответствовать очередности работы цилиндров его двигателя, то есть 1-3-4-2. По мере регулировки клапанов не забудьте прокручивать коленный вал двигателя на 180 градусов вправо, находясь лицом к двигателю. По окончании работы по регулировке клапанов, установите на штатное место колпак крышки, и заведите мотор для проверки его работы.
Если Вы следовали всем нашим рекомендациям, двигатель трактора будет работать тише. Сама работа по себе несложна. Однако делать ее необходимо, если вы полностью уверены в своих действиях, или у вас есть опытный «советчик». Вовремя проведенные работы повысят надежность работы двигателя и срок его службы.
Еще по теме
Как отрегулировать клапаны на МТЗ-80 и МТЗ-82
Регулировка клапанов трактора МТЗ-80 и его аналогов (МТЗ-82) — составная и важная задача при техническом обслуживании системы газораспределения дизеля и после его ремонта. Эти действия позволяют улучшить работу двигателя, сократить расход топлива, повысить мощность и КПД. Многое зависит от режима и условий эксплуатации трактора. Качественная работа дизеля отражается на его долговечности и надёжности. При интенсивной эксплуатации двигатель и его составные части получают существенную нагрузку. Она отражается на геометрии многих деталей. Клапана и прочие элементы газораспределительного механизма подвергаются термической нагрузке (сильному нагреву), механическим и динамическим перегрузкам. Вибрация, постоянное движение, перепады температуры.
Содержание работ
Весь смысл операции состоит в получении нужных зазоров между бойками коромысел и торцами стержней регулируемых клапанов. При этом следует точно подтянуть болты крепления цилиндров. Следует помнить, что регулировка клапанов трактора МТЗ-82 (и предшественника МТЗ-80) обязана выполняться в чёткие промежутки времени. Сначала, непосредственно после процедуры обкатки, а потом последующие 480 часов конкретной эксплуатации. Любая разборка цилиндров в последующее время подразумевает аналогичные действия. Явным признаком экстренной настройки может служить стук клапанов. Тогда производят внеплановую регулировку. При ухудшении качества работы двигателя, появления задымлённости медлить с проверкой клапанов не стоит!
Очерёдность работ
При наличии элементарных технических навыков, знания устройства двигателя, умения обращаться с простым слесарным инструментом, эту регулировку можно выполнить самостоятельно. Но главное — строго соблюдать очерёдность действий. Начинать регулировку надо с приготовления доступности к крышке головки блока цилиндров. Потом снимают с крышки цилиндров защитный кожух. После следует контролировать силу затяжки креплений у стоек вала коромысел. При этом поршень первого цилиндра обязан быть в положении ВМТ (верхняя мёртвая точка), а его клапаны плотно прижаты (другими словами — закрыты).
На винте для регулировки необходимо ослаблять контргайку нужного клапана, а после, вкручивая или выкручивая винт, выставляют требуемый по щупу зазор между бойком и торцом. Щуп — это мерка, шаблон с определённым значением величины. Ведь измерить зазор другим, примитивным способом в данных условиях нереально. Выполнив регулировку зазора, надо очень крепко закрутить контргайку и сделать контрольную проверку щупом величины зазора. При этом необходимо прокручивать штангу.
Разумеется, клапаны надо подвергать регулировке в строгой очерёдности по формуле работы цилиндров в двигателе. Первый, третий, четвёртый, второй. Это делают при помощи вращения коленчатого вала на половину оборота, причём по часовой стрелке!
Дополнительные наставления
Запрещается закручивать гайки быстро, туго и резкими движениями. Это делается спокойно и равномерно, в несколько заходов. Важно давать возможность и свободу для перемещения закручиваемых элементов. Так проще правильно выставить их положение. Закручивать крепёж важно на тёплом двигателе. Существует схема очерёдности затяжки болтов головки блока цилиндров. Её можно посмотреть в руководстве по регулировке газораспределительного механизма. Эта схема позволяет произвести затяжку качественно, обеспечив идеальную герметичность двигателю.
Приведённый выше пример описывает самый простой способ регулировки клапанов двигателя. Существуют и альтернативные методы. Например, двукратный метод. Вам понадобится помощник, так как будет необходимо нажимать педаль сцепления и проворачивать маховик, сверяя положение меток, сделанных специально для этой цели.
Помните главное — техника любит уход, заботу, интеллектуальный подход и бережное отношение!
Регулировка механизма газораспределения
Регулировка механизма газораспределения заключается в обеспечении надлежащих зазоров между бойками коромысел и торцами стержней клапанов, подтяжке гаек крепления головки цилиндров. Зазоры между клапанами и коромыслами проверяйте и регулируйте после обкатки нового трактора и через каждые 480 ч (через одно ТО №2), а также после снятия головки цилиндров, подтяжки гаек крепления головки цилиндров и при появлении стука клапанов.
Зазор между бойком коромысла и торцом стержня клапана на прогретом двигателе регулируйте на величину 0,25 мм.
Порядок регулировки механизма газораспределения
а) снимите колпак крышки головки цилиндров;
б) проверьте затяжку крепления стоек валика коромысел;
в) установите поршень первого цилиндра в ВМТ (оба клапана должны быть закрыты);
г) отпустите контргайку винта на коромысле регулируемого клапана и, вворачивая винт, установите между бойком коромысла и торцом стержня клапана необходимый зазор по щупу. После установки зазора затяните контргайку и снова проверьте зазор щупом, проворачивая штангу. Клапаны регулируйте в последовательности, соответствующей порядку работы цилиндров двигателя (1—3—4—2), проворачивая коленчатый вал на полоборота по ходу часовой стрелки. После регулировки зазоров поставьте на место колпак крышки.
Проверка крепления головки цилиндра
Проверку затяжки гаек крепления головки цилиндров проводите после обкатки нового трактора и через 960 ч (при ТО №3) на прогретом двигателе в следующем порядке:
а) снимите колпак и крышку головки цилиндров;
б) снимите валик коромысел с коромыслами и стойками;
в) динамометрическим ключом проверьте затяжку всех гаек крепления головки цилиндров в последовательности, указанной на изображении ниже. Момент затяжки должен быть 16—18 кгс-м (160—180 Н-м);
г) после проверки затяжки гаек крепления головки цилиндров установите на место валик коромысел и отрегулируйте зазор между коромыслами и клапанами. Установите на место крышку головки и колпак крышки. Установку шестерен распределения производите по имеющимся на них меткам (см. изображение ниже). Метки на промежуточной шестерне должны совмещаться с соответствующими метками шестерен коленчатого и распределительного валов и шестерни привода топливного насоса.
Через сколько моточасов нужно клапана регулировать ? Мтз-82
Роман Романов 03 ноября 2020
Александр Шахов 03 ноября 2020
Алексей Касымов 03 ноября 2020
Василий Короткий Алексей Касымов 03 ноября 2020
Георгий Коваленко 03 ноября 2020
Александр Князев 03 ноября 2020
Похожие посты
Почему после замены тнвд, начал перегреваться двигатель на мтз 82 ? Пробило прокладку — заменили,переставляли зажигание,регулировали клапана.Проблема осталась.
- Автор: Фирдус Гельмутдинов
- 02 октября 2020
- 20 комментариев
День добрый ! После замены тнвд, начал перегреваться двигатель на мтз 82 , до этого таких проблем не наблюдалось , кто нибудь сталкивался с этим ? После двух месяцев эксплуатации , на температурах ближе к 100 градусам , пробило прокладку гбц, заменили , переставляли зажигание , регулировали клапана , но проблема все же осталась ! Сам радиатор чистый , но алюминиевый , циркуляция вроде есть ! Советуют поставить вентилятор на 6 лопастей вместо 4 х , и диффузор поставить , но думаю это не решит проблему , греется даже без особой нагрузки примерно за 30 минут эксплуатации !За ответы спасибо заранее.
Какой порядок работы двс к 701 12 цилиндров? Клапана нужно отрегулировать.
- Автор: Иршат Кутлугужин
- 27 апреля 17:22
- 7 комментариев
Здравствуйте, коллеги. Не подскажете порядок работы двс к 701 12 цилиндров. Клапана нужно отрегулировать. Открывал крышку спереди, там не понятно.
Двигатель д240. Почему при рабочей температуре 80град.,начинает бубонеть в район воздухана? Звук глухой. После регулировки клапанов работает нормально.
- Автор: Олег Винокуров(админ)
- 08 января 14:29
- 11 комментариев
Вопрос от подписчика: Доброго дня всем. Двигатель д240,при рабочей температуре 80град.,начинает бубонеть в район воздухана. После регулировки клапанов, работает нормально, через пол дня работы начинает бубонеть снова, звук глухой в воздухан. В чём причина, подскажите?— —
Почему на мтз 82.п пропадает тахометр с моточасами, а потом опять включается?
- Автор: Кирикович Максим
- 11 декабря 2020
- 12 комментариев
Здравствуйте, трактористы у меня такая проблема мтз 82.п пропадает тахометр с моточасами, а потом опять вкл Что может быть?
Почему МТЗ 82 (2001гв) плохо заводится с утра,раза со второго ? Новая поршневая,отрегулирована аппаратура,кап ремонт головки.
- Автор: Андрей Сетяев
- 15 апреля 2020
- 9 комментариев
Приветствую коллеги) мтз 82 (2001гв) плохо заводится с утра,раза со второго, новая поршневая,отрегулирована аппаратура,кап ремонт головки..никто не сталкивался?
Какой должен быть зазор при регулировке клапанов на т40 ? Какой щуп нужен?
- Автор: Олег Винокуров(админ)
- 05 апреля 2020
- 9 комментариев
Ребят подскажите если не трудно, на т40 хочу отрегулировать клапана. Какой должен быть зазор? Какой щуп нужен?
Почему на мтз-82 поворачивается руль в одну сторону больше ,чем в другую ?Как правильно отрегулировать колонки ?
- Автор: Олег Винокуров(админ)
- 02 апреля 2020
- 11 комментариев
Всем добра.Такая проблема, кто- нибудь наверное сталкивался в мтз-82 поворачивается руль в одну сторону больше ,чем в другую .В одну почти заваливаются колеса, а в другую чуть чуть почти прямо Что сделать, как отрегулировать правильно колонку.Заранее благодарю.
Как намотать моточасы на МТЗ- 82.1?
- Автор: Виталий Морозов
- 12 февраля 2020
- 11 комментариев
Здравствуйте, подскажите пожалуйста как намотать моточасы на мтз 82.1?
Как можно отрегулировать топливную аппаратуру на МТЗ- 82.1?
- Автор: Андрей Дубров
- 02 февраля 2020
- 48 комментариев
Всем привет ) Ребята подскажите, пожалуйста, как можно накрутить топливную аппаратуру на МТЗ 82.1?Хочу чтоб лучше тянул и быстрей ездил ,
Регулировка Вома на МТЗ-82.Как нужно правильно закручивать винты?
- Автор: Алексей Мышковец
- 02 января 2020
- 32 комментария
Регулировка вома мтз 82, внесите мне ясность, надо винты закрутить до упора руками закрутить или ключом? И потом открутить 2.5 оборота
Регулировка клапанов мтз 80 д 240
Регулировка клапанов мтз 80 д 240 производится очень удобным способом. Конструктора минского моторного завода предлагают быстрый и эффективный метод. Заключается он в следующем.
Установка поршня первого цилиндра
Необходимо выставить поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку. Но не в момент сжатия топлива. Потому что его очень проще определить при подходе поршня в вмт выпускной клапан начнет закрываться а впускной сразу после прохождения вмт начнет открываться. Необходимо поймать такое промежуточное положение при котором оба клапана будут закрыты. Для большей уверенности можно поставить стопор который находится на переходной пластине.
Установка стопора положения первого цилиндра
Он выворачивается и вворачивается обратной стороной. При этом он должен попасть в паз маховика. Но делать это не обязательно так в таком положении в большой точности положения поршня в вмт нет необходимости.
Поршень четвертого цилиндра будет находиться в вмт. В момент сжатия. В этом положении оба клапана 4 цилиндра будут закрыты и готовы к регулировке.
Поршень второго цилиндра будет находиться в нижней мертвой точке. В начале такта сжатия, поэтому впускной клапан закрывается а выпускной клапан закрыт. Можно регулировать выпускной клапан 2ого цилиндра
Поршень третьего цилиндра находится в конце такта расширения топлива поэтому впускной клапан будет закрыт а при дальнейшем движении поршня к вмт начнет открываться выпускной клапан следовательно можно регулировать впускной клапан третьего цилиндра.
Регулировка клапанов в первом положении коленвала
Следовательно в данном положении коленвала регулируются по счёту клапана
4 – 6 – 7 – 8
Порядок расположения клапанов берётся от передней части двигателя то есть со стороны радиатора.
После регулировки этих клапанов проворачиваем коленвал на один оборот, то есть на 360 градусов.
Второе положение коленвала
В этом положении поршень первого цилиндра встанет в положение вмт в момент сжатия топлива. То есть впускной и выпускной клапана будут закрыты
Поршень 3 цилиндра находится в нижней мертвой точке. В начале такта сжатия выпускной клапан закрыт
Поршень второго цилиндра находится в конце такта расширения топлива поэтому впускной клапан закрыт
Исходя из этого регулируем клапана по порядку
1 – 2 – 3 – 5
Зазоры клапанов выставляются при помощи щупа
Зазоры клапанов на двигателе д240,д245
На впускных клапанах выставляется зазор 0,25 мм
На выпускных клапанах ставится зазор 0,45 мм
Регулировка клапанов
Перед началом регулировки необходимо протянуть болты крапления вала коромысел. Он бывает отпущен. Поэтому отрегулировать клапана не получится. Лучше убедится сразу в надежности соединения. Щуп вставляется между коромыслом и торцом стержня клапана регулировочный винт подкручивается таким образом. Чтобы щуп с небольшим усилием проходил между стержнем и коромыслом. Он не должен, быть зажат и не должен свободно ходить. После того как зазор установлен. Регулировочный винт контрогается при помои стопорной гайки. При этом винт необходимо придерживать отверткой.
Данный порядок регулировки конечно простой и удобный. Но не всегда можно запомнить порядок регулировки клапанов. И не всегда под рукой есть книга или интернет чтобы напомнить. Поэтому можно воспользоваться другим порядком регулировки.
Регулировка клапанов отдельно на каждом цилиндре
Он заключается в подведении каждого поршня в ВМТ в момент сжатия. Достаточно только помнить порядок работы цилиндров двигателя.
Порядок работы цилиндров д240.
1 – 3 – 4 – 2
Положение поршня первого цилиндра
Необходимо правильно определить положение поршня первого цилиндра в ВМТ в момент сжатия. Ориентироваться необходимо по клапанам. При достижении поршнем вмт впускной клапан закроется а выпускной будет закрыт. И момент когда поршень подходит к вмт оба клапана закрыты и коромысла не движутся. Для более точного положения можно выставить стопор. Он укажет на точное положение поршня. За один цикл работы двигателя поршень в данном случае первого цилиндра дважды подходит к вмт. Поэтому очень важно установить именно положение в момент сжатия. Когда клапана закрыты и неподвижны. Второе положение описано выше . При нем один клапан закрывается другой открывается. Нас интересует в данном случае первое положение.
Порядок регулировки клапанов каждого цилиндра
Регулируются клапана первого цилиндра.
Затем коленчатый вал проворачивается на половину оборота и регулируются клапана 3 цилиндра.
Еще половина оборота или 180 градусов. Регулируются клапана 4 цилиндра.
половина оборота вала и регулируем клапана 2 цилиндра.
Проворачивать вал можно за болт крепления передней ступицы шкива коленвала при помощи головки и трещётки.
Перед тем как проворачивать двигатель необходимо вытянуть трос останова двигателя. Что бы избежать возможность его запуска. И безусловно КПП поставить в нейтральное положение. В случае если на двигателе установлена система впрыска комон рейл. Выключить зажигание.
Периодичность регулировки клапанов
Регулировка клапанов мтз 80 д 240 производится при проведении работ ТО-2 , а также при снятии установке головки блока двигателя. Кроме того при подтяжке болтов крепления головки и при появлении стука клапанов.
Дизельные двигатели грузовых автомобилей и тракторов. Запасные части, регулировки и ремонт.
Детали поршневой группы Д-240 трактора МТЗ-80, МТЗ-82 заменяют при увеличенном расходе картерного масла или повышенном проникновении газов в картер дизеля, замеренных диагностическими средствами.
Если диагностические параметры достигли значений, допустимых в эксплуатации, то дизель разбирают для технической экспертизы, которую проводят путем осмотра и микрометража деталей поршневой группы с целью замены непригодных, износившихся деталей.
Чтобы выполнить техническую экспертизу деталей, снимают головку цилиндров и поддон картера. Если после снятия головки цилиндров на поверхности блока обнаружатся трещины, то дальнейшую разборку прекращают, дизель снимают с трактора и отправляют в ремонт.
При отсутствии явных дефектов демонтируют масляный насос, трубопроводы и крышки шатунных подшипников. Поршни в сборе с шатунами извлекают из гильз цилиндров.
В поршневой износу наиболее подвержены: поршневые кольца, поршень, втулка верхней головки шатуна, вкладыши шатунных подшипников, гильзы цилиндров.
В первую очередь индикаторным нутромером замеряют диаметр гильзы цилиндра в месте наибольшего износа в верхнем поясе гильзы — сначала в плоскости, параллельной оси коленчатого вала, а затем в плоскости качания шатуна.
Диаметр юбки поршня двигателя измеряют в плоскости, перпендикулярной отверстию поршневого пальца. Наряду с измерением диаметра юбки поршня контролируют изношенность канавок головки поршня по высоте пластинчатым щупом и новым кольцом.
Если зазор между канавками поршня и кольцом превышает допустимые размеры, поршень заменяют. Если овальность и диаметр гильзы выше, а диаметр поршня ниже значений, указанных в таблице, то и их заменяют.
Поршневую группу Д-240 трактора МТЗ-80, МТЗ-82 заменяют при зазоре между поршнем и гильзой, превышающем указанные значения. Гильзы из блока выпрессовывают специальным съемником.
Если диаметр гильзы и поршня у дизелей с водяным охлаждением в пределах нормы, то рекомендуется удалить гильзы из блока и повернуть их на 90 градусов вокруг оси, так как они более всего изнашиваются в плоскости качания шатуна.
Поршневые кольца заменяют, если зазор в замке кольца превышает данные, если их установить в неизношенную верхнюю часть гильзы.
Зазоры поршневых колец и поршней дизеля Д-240
Зазор между юбкой поршня и цилиндром, мм:
Нормальный — 0,18. 0,20
Допустимый — 0,26
Зазор в замке поршневых колец, мм:
Нормальный — 0,40. 0,80
Допустимый — 4,0
Зазор по высоте канавок поршня, мм:
Компрессионых — 0,08…0,12
Маслосъемных — 0,05…0,09
Допустимый — 0,30
Перед сборкой поршневой группы трактора МТЗ-80, МТЗ-82 проверяют параметры поршневого пальца шатуна и состояние втулки его верхней головки. Втулку заменяют при увеличении ее отверстия под поршневой палец или прославлении посадки втулки в отверстии верхней головки шатуна.
Поршневой палец и втулку верхней головки шатуна заменяют при зазоре между пальцем и втулкой более 0,06 мм или овальности и конусности поверхности пальца под втулку более 0,02 мм.
Изгиб и скручивание проверяют на приборе. Для всех дизелей изгиб шатуна не должен превышать 0,08 мм, а скручивание — 0,12 мм. При сборке шатуна вначале запрессовывают втулку в его верхнюю головку.
Чтобы улучшить чистоту поверхности, и окончательно подогнать отверстия под поршневой палец, отверстие обрабатывают регулируемой разверткой или раскаткой. Зазор между отверстием верхней головки шатуна и поршневым пальцем должен быть не более 0,03 мм.
Тонкостенные сменные вкладыши шатунных подшипников коленчатого вала двигателя Д-240 изготавливают с высокой точностью. Необходимый диаметральный зазор при неизменной постели подшипника обеспечивается соответствующими диаметрами шеек коленчатого вала, поэтому вкладыши при ремонте дизеля заменяют без каких-либо подгоночных операций, только попарно.
Не допускается заменять один вкладыш из пары, а также спиливать или пришабривать стыки вкладышей или крышек подшипников, устанавливать прокладки между вкладышами и постелью, между крышкой и шатуном. При замене вкладышей их устанавливают того же размера, что и шейки коленчатого вала.
Перед сборкой поршневой группы, связанной с установкой новых деталей, их подбирают по размерным группам. Сортируют гильзы цилиндров на размерные группы по внутреннему диаметру, а поршни — по наружному диаметру юбки.
Поршни и гильзы двс Д-240, устанавливаемые на дизель, должны быть одной размерной группы, как указано в таблице.
Обозначение размерных групп для гильз нанесено на нерабочем верхнем торце гильзы, для поршня — на его днище. Перед установкой гильзы в блок осматривают состояние уплотнительных колец и нижних посадочных мест под гильзу в блоке цилиндров. Как правило, резиновые уплотнения заменяют.
Номинальные и ремонтные размеры шатунно-поршневой группы дизеля Д-240
Обозначение размеров Диаметр гильзы цилиндра, мм Диаметр юбки поршня в нижней части, мм
М 104,82.-104,84 105,00.-105,02
С 104,84.-104,86 105,02.-105,04
Б 106,86.-104,88 105,04.-105,06
При подборе поршней двс Д-240 обращают внимание на размерные группы поршневых пальцев, их внутреннюю поверхность и бобышку поршня, маркированную краской. Поршни и поршневые пальцы подбирают одной размерной группы с одинаковой маркировкой.
Поршневой палец запрессовывают в поршень после его предварительного нагрева в масле до температуры 70. 80°С. Разница в массе шатунов в сборе с поршнями для дизелей — 15 г. Поршневые кольца на поршень устанавливают в определенном порядке приспособлением, предохраняющим кольца от случайных поломок.
Основные параметры поршневых колец дизеля Д-240
Поршневое кольцо Рабочий зазор, мм Упругость, Н
Первое (верхнее) 0,3.-0,6 60. 82
Второе, третье 0.3. 0.6 68. 78
Кольца, установленные в канавки поршня, должны свободно перемещаться при его поворачивании и утопать в канавках под действием собственной массы. Замки первого и третьего поршневых колец располагают в канавках поршня под углом 180° относительно замков второго и четвертого маслосъемных колец.
Затем поршень и кольца обильно смазывают дизельным маслом и, пользуясь конусной оправкой, устанавливают в гильзу цилиндра. Поршень не может выступать выше поверхности блока более чем на 0,5 мм.