Taxitaxitaxi.ru

Эволюшн
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проверка и регулировка форсунок дизеля ЯМЗ

Проверка и регулировка форсунок дизеля ЯМЗ

При обслуживании каждой форсунке провести проверку и регулировку в следующем порядке:

Регулировку рекомендуется производить на специальном стенде типа КИ-3333, удовлетворяющем ГОСТ 10579-88.

Давление начала впрыска нужно определить по таблице

Давление начала впрыскивания форсунок моделей 267-02, 267-10, 261-10(11) регулируется винтом при снятом колпаке форсунки и отвернутой контргайке. При ввертывании винта давление повышается, при вывертывании — понижается.

Давление начала впрыскивания форсунки моделей 204-50, 204-50.01 и 51-01 регулируется с помощью регулировочных шайб. При увеличении их общей толщины давление повышается, при уменьшении — понижается.

2. Проверить герметичность распылителя по запирающему конусу иглы и отсутствие течей в местах уплотнений линии высокого давления.

Для этого создать в форсунке давление топлива на 1-1,5 МПа (10-15 кгс/см 2 ) ниже давления начала впрыскивания.

При этом в течение 15 секунд не должно быть подтекания топлива из распыливающих отверстий; допускается увлажнение носика распылителя без отрыва топлива в виде капли.

Герметичность в местах уплотнений линии высокого давления проверить при выдержке под давлением в течение 2 мин; на верхнем торце гайки распылителя (при установке форсунки под углом 15° к горизонтальной поверхности) не должно образовываться отрывающейся капли топлива.

Регулировка давления начала впрыскивания форсунки ЯМЗ

3. Подвижность иглы проверить прокачкой топлива через форсунку, отрегулированную на заданное давление начала впрыскивания на опрессовочном стенде, при частоте впрыскивания 30-40 в минуту.

Допускается подвижность иглы проверять одновременно с проверкой качества распыливания по п.4.

4. Качество распыливания проверять на опрессовочном стенде прокачкой топлива через форсунку, отрегулированную на заданное давление начала впрыскивания при частоте 60-80 впрыскиваний в минуту.

Качество распыливания считается удовлетворительным, если топливо впрыскивается в атмосферу в туманообразном состоянии и равномерно распределяется как по всем струям, так и по поперечному сечению каждой струи.

Начало и конец впрыскивания при этом должны быть четкими. После окончания впрыскивания допускается увлажнение носика распылителя без образования капли.

Впрыскивание топлива у новой форсунки сопровождается характерным резким звуком. Отсутствие резкого звука у бывших в эксплуатации форсунок не означает снижения качества их работы.

5. Герметичность уплотнения, соединения и наружных поверхностей полости низкого давления проверять опрессовкой воздухом давлением 0,45±0,05 МПа (4,5±0,5 кгс/см 2 ).

Пропуск воздуха в течение 10 секунд не допускается при подводе воздуха со стороны носика распылителя.

6. Герметичность соединений «распылитель-гайка распылителя» проверять опрессовкой воздухом давлением 0,5±0,1 МПа (51 кгс/см 2 ) в течение 10 секунд при подводе воздуха со стороны носика распылителя.

Пропуск пузырьков воздуха по резьбе гайки распылителя при погружении ее в дизельное топливо не допускается.

При закоксовке или засорении одного или нескольких распыливающих отверстий распылителя форсунку разобрать, детали форсунки прочистить и тщательно промыть в профильтрованном дизельном топливе.

При не герметичности по запирающему конусу распылитель в сборе подлежит замене. Замена деталей в распылителе не допускается.

Каждую форсунку отрегулируйте на давление начала впрыскивания:

Разборку форсунки выполнять в следующей последовательности:

Форсунки моделей 267-02, 267-10, 204-50, 204-50.01, 261-10(11):

1. отвернуть колпак форсунки;

2. отвернуть контргайку и вывернуть до упора регулировочный винт;

3. отвернуть гайку пружины на полтора—два оборота;

4. отвернуть гайку распылителя;

5. снять распылитель, предохранив иглу распылителя от выпадения.

Модель двигателя

Модель

форсунки

Давление начала впрыска

с общими головками цилиндров

26,5 +0,8 МПа (270 +8 МПа/см 2 )

26,5 +1.2 МПа (270 +12 кгс/см 2 )

с общими головками цилиндров

и V– образным ТНВД

26,5 +0,8 МПа (270 +8 МПа/см 2 )

26,5 +1,2 МПа (270 +12 кгс/см 2 )

с индивидуальными головками цилиндров

26,5 +1,2 МПа (270 +12 кгс/см 2 )

20,6 +0,8 МПа (210 +8 кгс/см 2 )

Форсунка модели 51-01:

1. отвернуть гайку распылителя;

2. снять распылитель, предохранив иглу распылителя от выпадения.

Нагар с корпуса распылителя счищать металлической щеткой или шлифовальной шкуркой с зернистостью не грубее М40.

Распыливающие отверстия прочистить стальной проволокой диаметром 0,3 мм (для распылителя форсунок моделей 267-02, 267-10, 204-50, 204-50.01 и 261-10(11)) и диаметром 0,28 мм (для распылителя форсунки модели 51-01).

Применять для чистки внутренних полостей корпуса распылителя и поверхностей иглы твердые материалы и шлифовальную шкурку не допускается.

Чистка распыливающих отверстий распылителя форсунки

Перед сборкой распылитель и иглу тщательно промыть в профильтрованном дизельном топливе.

Игла должна легко перемещаться: выдвинутая из корпуса распылителя на одну треть длины направляющей, при наклоне распылителя на угол 45° от вертикали, игла должна плавно, без задержек полностью опускаться под действием собственного веса.

Сборку форсунки производить в последовательности обратной разборке. При затяжке гайки разверните распылитель против направления навинчивания гайки до упора в фиксирующие штифты и, придерживая его в этом положении, наверните гайку рукой, после чего гайку окончательно затяните.

Момент затяжки гайки распылителя 70-80 Нм (7-8 кгсм), штуцера форсунки — 80. 100 Нм (8. 10 кгсм).

После сборки отрегулировать форсунку на давление начала впрыскивания и проверить качество распыливания топлива и четкость работы распылителя.

Установка форсунок или распылителей, несоответствующих данному двигателю, категорически запрещается.

Дизельные двигатели грузовых автомобилей и тракторов. Запасные части, регулировки и ремонт.

При ЕТО системы питания проверяют уровни топлива в баках, масла в топливном насосе высокого давления и регуляторе частоты вращения, функционирование привода подачи топлива, сливают (зимой) отстой из топливных фильтров.

На дизелях ЯМЗ-240, выпускаемых с 1982г, применена централизованная подача масла в топливный насос высокого давления и регулятор частоты вращения с обеспечением постоянного уровня масла. Поэтому на них аннулированы сапуны с маслоизмерительными стержнями.

При ТО-1 проверяют затяжку болтов крепления топливного насоса высокого давления, топливных баков, воздухоочистителя, выпускной трубы, сливают отстой из топливных баков и фильтров, проверяют состояние кассет воздухоочистителя второй ступени, а также легкость пуска дизеля и равномерность работы цилиндров.

Читайте так же:
Как регулировать холостой ход на 406 двигателе

При ТО-2 через 240 м/ч промывают фильтры и крышки горловин топливных баков, заменяют фильтрующие элементы топливного фильтра грубой очистки.

Через 480 м/ч заменяют фильтрующие элементы топливного фильтра тонкой очистки, снимают и проверяют форсунки, проверяют и при необходимости регулируют угол опережения впрыскивания топлива.

При ТО-3 проверяют работоспособность сигнализатора засоренности и состояние кассет воздухоочистителя второй ступени, продувают сжатым воздухом первую ступень воздухоочистителя, снимают и проверяют на стенде топливный насос высокого давления: первый раз по окончании гарантийного срока и далее через 960 м/ч.

При СТО промывают топливные баки и фильтры, заменяют топливо и смазочный материал в соответствии с предстоящим сезоном эксплуатации.

Элементы топливного фильтра грубой очистки ЯМЗ-240М2 заменяют в такой последовательности:

— Отворачивают пробки сливных отверстий и сливают топливо из корпусов фильтра.

— Отворачивают болты крепления фланцев корпусов фильтра, снимают корпуса и вынимают фильтрующие элементы.

— Промывают корпуса бензином или чистым дизельным топливом.

— Устанавливают новые элементы и прокладки крышки, собирают фильтр.

Прокачивают систему топливопрокачивающим насосом РНМ-1К и убеждаются в герметичности фильтра. Для устранения подтекания топлива подтягивают болты.

Элементы топливного фильтра тонкой очистки ЯМЗ-240БМ2-4 заменяют следующим образом:

— Отворачивают пробки сливных отверстий и сливают часть топлива.

— Вывертывают болт крепления корпуса фильтра, снимают корпус, вынимают фильтрующий элемент и выливают остатки топлива.

— Промывают корпус бензином или чистым дизельным топливом.

— Устанавливают в корпус пружину, шайбу, резиновую прокладку, новый фильтрующий элемент металлическим фланцем вниз, резиновую прокладку на верхний торец элемента и собирают фильтр.

Аналогично заменяют фильтрующий элемент во втором корпусе фильтра.

Прокачивают систему питания топливопрокачивающим насосом РНМ-1К и убеждаются в герметичности фильтра. Для устранения подтекания топлива подтягивают болты.

Форсунки ЯМЗ-240 Б проверяют и регулируют через 480 м/ч. Их проверяют с помощью специального прибора КИ-3333 ГОСНИТИ или КП-1609А на давление подъема иглы и качество распиливания топлива.

После длительной работы двигателя давление подъема иглы не должно быть ниже 15 МПа (см. рис. 28).

При закоксовке отверстий в распылителе форсунки разбирают в такой последовательности:

— Отворачивают, колпак 11 и контргайку 14.

— Вывинчивают до упора регулировочный винт 13 и отворачивают на 1,5-2 оборота гайку 15 пружины.

— Отворачивают гайку 20 распылителя и снимают его корпус 22, предохраняя иглу 23 от выпадания.

— Отворачивают штуцер 8 форсунки и осматривают сетчатый фильтр 7. Поврежденный фильтр заменяют новым.

— Следует иметь в виду, что при изменении порядка разборки форсунки возможна поломка фиксирующих штифтов 21.

— Корпус распылителя очищают снаружи с помощью деревянного бруска, пропитанного дизельным маслом, внутренние полости промывают бензином, а сопловые отверстия прочищают стальной проволокой диаметром 0,3 мм, зажатой в цанговом патроне.

Перед сборкой корпус распылителя и иглу тщательно промывают в чистом бензине и смазывают профильтрованным дизельным топливом.

После этого игла, выдвинутая из корпуса распылителя и наклоненная под углом 45°, должна плавно (без задержки) полностью опуститься под действием собственного веса.

При затяжке гайки распылителя его корпус разворачивают против направления навинчивания гайки до упора в фиксирующие штифты.

Придерживая его в этом положении, наворачивают гайку сначала рукой, а потом окончательно затягивают моментом 70-80 Нм. Штуцер форсунки затягивают моментом 80-100 Нм.

После сборки форсунки ЯМЗ-240 регулируют давление подъема иглы, проверяют качество распыливания топлива и четкость работы распылителя. При низком давлении форсунки регулируют винтом 13 при снятом колпаке 11 и отвернутой контргайке 14.

При ввертывании винта давление повышается, при вывертывании — понижается. В процессе регулирования устанавливают давление подъема игла форсунки 16,5-17 МПа.

Качество распыливания считается удовлетворительным, если при подводе в форсунку со скоростью 70-80 качков в минуту топливо впрыскивается в окружающую среду в туманообразном состоянии и равномерно распределяется по поперечному сечению струи и по каждому отверстию распылителя.

Моменты начала и конца впрыскивания должны быть четкими. Впрыскивание топлива новой форсункой сопровождается характерным резким звуком.

Отсутствие резкого звука у бывших в употреблении форсунок при проверке на ручном стенде не является браковочным признаком.

После обслуживания форсунки устанавливают на прежние места, предварительно очистив от нагара отверстия головки цилиндров под распылитель. Гайки крепления форсунок затягивают моментом 50-60 Нм.

Превышение момента затяжки может привести к разрушению межклапанной перемычки головки
цилиндров.

Угол опережения впрыскивания топлива проверяют и регулируют через 480 м/ч.

На дизеле ЯМЗ-240Б операции регулировки выполняют в такой последовательности:

— Убеждаются в правильном взаимном расположении меток на корпусе муфты опережения впрыскивания топлива и ведущей полумуфте валика привода ТНВД. Метки должны находиться с одной стороны.

— Отсоединяют трубку высокого давления от 12-й секции топливного насоса высокого давления.

— Устанавливают моментоскоп на штуцер 12-й секции.

— Включают подачу топлива с помощью скобы регулятора частоты вращения.

— Прокачивают систему питания с помощью ручного топливопрокачивающего насоса в течение 3 мин.

— Вращают коленчатый вал ключом-трещоткой с помощью механизма проворота до появления топлива в стеклянной трубке моментоскопа. Встряхивают трубку и выливают из нее излишки топлива.

— После появления топлива в трубке выключают подачу топлива, поворачивают коленчатый вал в направлении, обратном его вращению, на 50-60° (12-15 поворотов ключа) и снова включают подачу топлива.

— Медленно проворачивают коленчатый вал до начала движения топлива в трубке моментоскопа 12-й секции и проверяют, совпадают ли метки (риски) 19 на гасителе крутильных колебаний с указателем на крышке блока.

Если момент начала подачи топлива наступает раньше или позже совпадения метки с
указателем, отворачивают болты у ведущей полумуфты валика привода ТНВД и, придерживая муфту в положении начала подачи топлива, проворачивают коленвал до совпадения метки с указателем, затягивают болты крепления ведущей полумуфты и окончательно проверяют установку угла опережения впрыскивания топлива, который должен быть 18-20°.

Читайте так же:
Регулировка насоса 313 3 56 50 04

Легкость пуска дизельного двигателя ЯМЗ-240БМ2 и равномерность работы цилиндров проверяют через 60 м/ч (при ТО-1).

Прежде, чем пустить дизель, необходимо убедиться в его исправности, наличии топлива, охлаждающей жидкости и масла в системах, а также в заряженности (не менее 75% зимой и 50% летом) аккумуляторных батарей.

Перед пуском зимой дизель прогревают с помощью котла обогрева.

Для пуска дизеля ЯМЗ-240Б прокачивают смазочную систему в течение 2-3 мин с помощью электромаслозакачивающего насоса, создавая давление в ней 0,15 МПа, устанавливают рукоятку ручной подачи топлива в положение, соответствующее минимальной частоте вращения коленчатого вала (до упора в балку передней стенки кабины), нажимают на пусковую кнопку стартера и при устойчивой работе дизеля отпускают ее.

Запуск считается легким, если продолжительность непрерывной работы стартера не превышает 20 с.

Повторно дизель пускают после перерыва не менее 1 мин. Допускается до трех попыток пуска, после чего необходимо выявить и устранить неисправность.

После пуска дизель прослушивают при разной частоте вращения коленчатого вала, различая шум отдельных цилиндров.

Неравномерная работа цилиндров может быть следствием нарушения регулировок газораспределительного механизма, форсунок, а также таких неисправностей секций топливного насоса высокого давления, как зависание нагнетательного клапана, негерметичность пары нагнетательный клапан — седло, ослабление крепления зубчатого венца втулки плунжера, зависание плунжера, поломка пружины толкателя и т. п.

Топливный насос высокого давления ТНВД ЯМЗ-240 проверяют и регулируют при ТО-3 в специальной мастерской. Насос проверяют на стенде с комплектом снятых с дизеля и отрегулированных форсунок.

При дальнейших демонтажно-монтажных работах в эксплуатации форсунки устанавливают в свои цилиндры и соединяют с теми же секциями насоса, с которыми они проверялись на стенде.

Перед установкой насоса на стенд проверяют осевой свободный ход кулачкового вала. Если свободный ход больше 0,1 мм, его регулируют прокладками в пределах 0,01-0,07 мм.

При испытаниях на стенде проверяют момент начала подачи топлива секциями ТНВД, цикловую подачу и равномерность подачи топлива.

Момент начала подачи топлива проверяют и регулируют без автоматической муфты опережения впрыскивания по моменту начала движения топлива в моментоскопе.

Момент начала подачи топлива секциями насоса определяют углом поворота кулачкового вала насоса при вращении его против хода часовой стрелки, если смотреть со стороны привода. Первая секция отрегулированного насоса начинает подавать топливо за 37-38° до оси симметрии профиля кулачка.

Ось симметрии профиля кулачка определяют методом вилки: сначала фиксируют на лимбе момент начала движения топлива в моментоскопе при вращении кулачкового вала по ходу часовой стрелки, а затем поворачивают вал в том же направлении на 90° и снова фиксируют по лимбу момент начала движения топлива в моментоскопе при вращении вала против хода часовой стрелки.

Середина между двумя зафиксированными точками определяет ось симметрии профиля кулачка. Секции ТНВД ЯМЗ-240 БМ2 должны начинать подачу топлива относительно первой секции в порядке, указанном в паспорте.

Неточность интервала между моментом начала подачи топлива любой секцией насоса относительно первой не должна превышать 20″.

Момент начала подачи топлива регулируют болтом толкателя. При вывертывании болта топливо подается раньше, при ввертывании — позже. После регулировки затягивают контргайки на регулировочных болтах секций.

Цикловую подачу топлива и равномерность подачи проверяют и регулируют на дизеле ЯМЗ-240 в такой последовательности:

— Проверяют давление топлива на входе в насос, которое должно быть в пределах 0,05-0,1 МПа при частоте вращения 920-940 мин-1 кулачкового вала.

— Регулируют давление поворотом седла перепускного клапана насоса, после чего седло клапана чеканят.

— Проверяют герметичность нагнетательных клапанов. При выключенной подаче нагнетательные клапаны в течение 2 мин не должны пропускать топливо под давлением 0,17-0,2 МПа. В случае подтекания топлива нагнетательный клапан заменяют.

— Проверяют частоту вращения кулачкового вала ТНВД, соответствующую моменту начала перемещения рейки. При упоре рычага управления регулятором в болт ограничения максимальной частоты вращения регулятор должен начинать перемещать рейку при частоте вращения 965-995 мин-1. Регулируют частоту вращения болтом.

— Проверяют частоту вращения кулачкового вала насоса, соответствующую моменту конца перемещения рейки (полному выключению подачи). При упоре рычага управления регулятором в болт ограничения максимальной частоты вращения регулятор должен закончить перемещать рейку при частоте вращения 1040-1090 мин-1.

— Чтобы отрегулировать частоту вращения кулачкового вала, соответствующую моменту конца перемещения рейки, следует ввинтить (или вывинтить) винт двуплечего рычага регулятора и установить болтом ограничения максимальной частоты вращения момент начала перемещения рейки при частоте вращения 970-990 мин-1 кулачкового вала насоса.

— При ввинчивании винта двуплечего рычага частота вращения уменьшается, при вывинчивании — увеличивается.

— Проверяют подачу секций насоса ЯМЗ-240Б при упоре рычага управления регулятором в болт ограничения максимальной частоты вращения и частоте вращения 920-940 мин-1 кулачкового вала. Она должна быть в пределах 91-95 мм3 за цикл. Неравномерность подачи секций не должна превышать 8%.

— Чтобы отрегулировать цикловую подачу, необходимо винтом кулисы регулятора установить запас хода рейки 0,5-1 мм по направлению выключения подачи

при упоре рычага управления регулятором в болт и частоте вращения 450-500 мин-1 кулачкового вала.

— Затем следует сместить поворотную втулку относительно зубчатого венца соответствующей секции. При повороте втулки влево относительно венца подача уменьшается, а при повороте ее вправо — увеличивается.

— После регулирования проверяют надежность затяжки винтов крепления. При упоре рычага управления в болт и частоте вращения 920-940 мин-1 ввинчивают корпус корректора, увеличивая подачу секции до 92-94 мм3 за цикл, и затягивают гайку.

Читайте так же:
Регулировка японских фар на европейские

— При упоре рычага управления в болт 11 и частоте вращения 740-760 мин-1 кулачкового вала проверяют и при необходимости регулируют гайкой корректора подачу топлива, которая должна быть на 6-8 мм3 за цикл больше подачи топлива при частоте вращения 920-940 мин-1. При навертывании гайки подача уменьшается, при вывертывании — увеличивается.

— Поворот гайки до совпадения шлица с отверстием под шплинт соответствует изменению подачи на 1,5-2 мм3 за цикл, конец регулирования — слабому зажатию шайбы между гайкой и корпусом корректора. После регулирования гайку контрят шплинтом.

— Проверяют выключение подачи топлива скобой регулятора. При повороте скобы на 45° в нижнее положение подача топлива всеми секциями должна полностью прекратиться.

Ямз 240 установка зажигания – порядок регулировки угла опережения впрыска топлива

порядок регулировки угла опережения впрыска топлива

Регулировка зажигания на ЯМЗ 240: как самостоятельно выставить угол опережения впрыска топлива

Двенадцатицилиндровые двигатели серии 240, изготовленные на Ярославском моторном заводе, без преувеличения можно назвать гордостью отечественной промышленности. С самого начала своего пути в 1962 году дизельный двигатель ЯМЗ 240 проявил немалую выносливость, чем оправдал свое предназначение – решение специализированных задач в составе тяжелой, мощной техники.

Могучий агрегат выдюжил и суровые климатические условия Крайнего Севера, и интенсивные нагрузки в Сибири. Подобными моторами до сих пор оснащают карьерные самосвалы, дизель-поезда, тяжелую строительную технику. Но даже самый надежный механизм требует постоянного внимания. Вопрос как выставить зажигание на ярославских мощных дизелях волнует практически каждого водителя, ведь от этого зависит работоспособность не только самого агрегата, но и всей машины. Но прежде чем приступить к работе, стоит ознакомиться с особенностями конструкции мотора.

Технические особенности и устройство

Каждая из модификаций агрегатов ЯМЗ 240 имеет свои отличительные особенности. В рамках линейки выпускаются как атмосферные моторы, так и турбированные двигатели, однако каждый из них соответствует требованиям Евро-0.

По своей конструкции ДВС ЯМЗ 240 относится к V-образным тяжелым агрегатам с двенадцатью рабочими цилиндрами. Основное их отличие от прочих серий – увеличенное количество цилиндров, видоизмененный угол развала и адаптированный способ опоры коренных шеек коленчатого вала.

Расположение цилиндров двухрядное. Исполнение – единое с верхней частью корпуса, под наклоном в 75°. Выполнено смещение рядов друг относительно друга на 35 мм (правый выдвинут вперед) – это связано с конструкцией кривошипо-шатунного механизма.

Картер выполнен методом отливки из чугуна с точно предусмотренными местами для установки гильз, коленчатого вала, втулки распределительного вала и ТНВД. Головки цилиндров содержат клапаны пружинного типа, здесь же располагаются коромысла и форсунки. В зависимости от модели мотора возможно исполнение индивидуальных головок под каждый цилиндр или же по 3 цилиндра на каждую головку (итого 4).

В состав кривошипо-шатунного механизма входит штампованный стальной коленвал с установленным жидкостным демпфером. Маховик ЯМЗ 240 – чугунный. Зубчатый венец маховика способствует запуску дизеля стартером. Крепление маховика осуществляется посредством болтов на конусообразном хвостовике коленвала к напрессованной на нем ступице.

В 240-х двигателях предусмотрена система смазки смешанного вида с мокрым картером. В турбированных версиях работающие поршни охлаждаются посредством струйного охлаждения маслом.

Устройство питания реализовано комбинацией ТНВД, всережимного регулятора частоты вращения и муфты опережения впрыска горючего; двумя насосами, подающими топливо к ТНВД; топливопроводами (высокого и низкого давления), фильтрами (грубый и тонкий), форсунками.

Охлаждается двигатель жидкостным типом охлаждения. Охлаждающая жидкость циркулирует под воздействием насоса, поступая в рубашки обоих рядов блока цилиндров. Затем следует через головки и скапливается в специальных трубопроводах. Нагревшаяся жидкость посредством термостатов передается в радиатор, где происходит ее охлаждение за счет вентилятора.

Последовательность действий по регулировке УОВТ

Приступать к процессу регулировки угла опережения впрыска горючего следует с предельной внимательностью. Неправильные действия и неосторожность при проворачивании вала под артикулом 240 1005000 А2 могут увеличить время на выполнение техобслуживания и привести к ряду негативных последствий, возможно даже к разрушению элементов двигателя.

«Визуальный» метод

Итак, в первую очередь нужно убедиться в корректности расположения меток друг относительно друга. Для этого необходимо:

  • отыскать метку, нанесенную на муфте насоса для топлива и расположить агрегат таким образом, чтобы риска оказалась наверху;
  • провернуть мотор до установки на шкиве значения в 15-20 градусов;
  • вывернуть болты крепления, удерживающие муфту ТНВД. Провернуть муфту на поздний впрыск. Проворачивание осуществлять по направлению против часовой стрелки;
  • выкрутить топливоподающую трубку, подходящую к первому цилиндру;
  • удалить остатки горючего из выемки;

Данный метод подходит для профессиональных водителей, уверенных в своих знаниях и опыте. Новичкам стоит воспользоваться специальным приспособлением – моментоскопом, а лучше всего – обратиться к профессионалам.

Регулировка с помощью моментоскопа

Первый шаг регулировки угла опережения впрыска горючего практически ничем не отличается от ранее предложенного. Риски на муфте и полумуфте приводного вала насоса должны располагаться по одну сторону. Затем необходимо отключить топливопровод от двенадцатой секции ТНВД. Секции при этом считаются от привода.

На обнажившийся штуцер вместо топливопровода установить моментоскоп. С помощью скобы регулятора активировать подачу горючего. Следующим шагом станет ручное прокачивание топлива в системе питания. Делать это необходимо на протяжении минут трех.

Вооружившись ключом-трещоткой, следует прокрутить вал коленчатый ЯМЗ 240. Сделать это можно, используя устройство проворота. Существует также вариант захвата ломиком за маховик со стороны нижнего люка корпуса. Вращение вала должно выполняться до момента, когда горючее поступит в трубку механизма.

Как только горючее заполнит трубку, требуется вылить его излишки, отключить топливоподачу и прокрутить коленчатый вал против хода часовой стрелки на угол 50-60 градусов. Приблизительно для этого понадобится от 12 до 15 качаний ключа. Далее необходимо снова запустить подачу топлива.

Далее устанавливаем УОВТ за 19 +/- 1 градус до ВМТ. Аккуратно проворачивая коленвал, нужно наблюдать за движением горючего в стеклянной трубке моментоскопа. Как только в устройстве появилось топливо, это значит, что начала свою работу двенадцатая секция ТНВД. Если все действия выполнены корректно, в этот момент градуировки на маховике (19) или демпфере обязаны занимать позиции соответственно указателям, нанесенным на корпусе маховика или крышке блока.

Вполне возможны два варианта развития событий, когда потребуется дополнительное вмешательство: подача топлива осуществляется раньше совпадения рисок и указателей, или позже. В первом случае нужно временно приостановить прокрутку вала, и отрегулировать момент впрыска. Для чего:

  • ослабить болты полумуфты, установленной на приводе ТНВД;
  • зажать муфту опережения впрыска в той позиции, когда фиксируется старт подачи топлива, прокрутить коленчатый вал до тех пор, пока риски не совпадут с указателями;
  • зафиксировать позицию полумуфты с помощью болтов.

Если же метки совпали с указателями до того, как началось поступление горючего, необходимо провернуть коленчатый вал и отрегулировать момент начала впрыска топлива. После этого, вывернув болты и придерживая муфту, провернуть коленвал на 4-5 качаний ключа или 15-20 градусов в обратном направлении. Совместить риски с указателями, вращая вал по ходу вращения, подтянуть крепление полумуфты.

Приступая к регулировке зажигания, стоит быть уверенным в исправности всех деталей ведущих узлов, включая отсутствие износа манжеты 238б 1029240.

Конструкция моментоскопа

Моментоскоп – простейшее устройство, применяемое для регулировки механизмов силовых агрегатов, в частности, для проверки и регулировки момента начала поступления горючего. Конструктивно прибор представляет собой трубку из стекла, внутренний диаметр которой составляет от 1 до 2 мм. Трубка соединяется посредством резинового шланга с частью топливопровода, по которому подается горючее под давлением. Чтобы подсоединить трубку к ТНВД, используют накидную гайку, уплотненную прокладкой.

Прежде чем приступить к регулировке параметров подачи топлива, выполняют так называемую установку моментоскопа: присоединив трубку к штуцеру, проворачивают коленчатый вал агрегата до тех пор, пока в трубке не появится топливо без воздушных пузырьков. Некоторое количество горючего из трубки сливают, чтобы обеспечить видимость мениска.

В каких случаях нужно выполнять регулировку

Проверка установочного угла опережения впрыска горючего на дизельных агрегатах, включая агрегаты ярославского завода 240-й серии, в обязательном порядке должна выполняться:

  • при замене топливного насоса высокого давления;
  • установке нового узла для нагнетания топлива;
  • в случае обнаружения характерных неисправностей: затрудненном запуске мотора, обилии белого дыма, присутствии посторонних звенящих звуков, увеличенном расходе топлива.

Своевременная регулировка зажигания поможет избежать дополнительных расходов на топливо, дополнительный ремонт узлов, таких как картер маховика ЯМЗ 240, а также обеспечит комфортную и безопасную эксплуатацию транспортного средства.

Дизельные двигатели грузовых автомобилей и тракторов. Запасные части, регулировки и ремонт. Установка зажигания ямз 240

Техобслуживание системы питания ЯМЗ-240

Техобслуживание системы питания ЯМЗ-240

При ЕТО системы питания проверяют уровни топлива в баках, масла в топливном насосе высокого давления и регуляторе частоты вращения, функционирование привода подачи топлива, сливают (зимой) отстой из топливных фильтров.

На дизелях ЯМЗ-240, выпускаемых с 1982г, применена централизованная подача масла в топливный насос высокого давления и регулятор частоты вращения с обеспечением постоянного уровня масла. Поэтому на них аннулированы сапуны с маслоизмерительными стержнями.

При ТО-1 проверяют затяжку болтов крепления топливного насоса высокого давления, топливных баков, воздухоочистителя, выпускной трубы, сливают отстой из топливных баков и фильтров, проверяют состояние кассет воздухоочистителя второй ступени, а также легкость пуска дизеля и равномерность работы цилиндров.

При ТО-2 через 240 м/ч промывают фильтры и крышки горловин топливных баков, заменяют фильтрующие элементы топливного фильтра грубой очистки.

Через 480 м/ч заменяют фильтрующие элементы топливного фильтра тонкой очистки, снимают и проверяют форсунки, проверяют и при необходимости регулируют угол опережения впрыскивания топлива.

При ТО-3 проверяют работоспособность сигнализатора засоренности и состояние кассет воздухоочистителя второй ступени, продувают сжатым воздухом первую ступень воздухоочистителя, снимают и проверяют на стенде топливный насос высокого давления: первый раз по окончании гарантийного срока и далее через 960 м/ч.

При СТО промывают топливные баки и фильтры, заменяют топливо и смазочный материал в соответствии с предстоящим сезоном эксплуатации.

Элементы топливного фильтра грубой очистки ЯМЗ-240М2 заменяют в такой последовательности:

– Отворачивают пробки сливных отверстий и сливают топливо из корпусов фильтра.

– Отворачивают болты крепления фланцев корпусов фильтра, снимают корпуса и вынимают фильтрующие элементы.

– Промывают корпуса бензином или чистым дизельным топливом.

– Устанавливают новые элементы и прокладки крышки, собирают фильтр.

Прокачивают систему топливопрокачивающим насосом РНМ-1К и убеждаются в герметичности фильтра. Для устранения подтекания топлива подтягивают болты.

Элементы топливного фильтра тонкой очистки ЯМЗ-240БМ2-4 заменяют следующим образом:

– Отворачивают пробки сливных отверстий и сливают часть топлива.

– Вывертывают болт крепления корпуса фильтра, снимают корпус, вынимают фильтрующий элемент и выливают остатки топлива.

– Промывают корпус бензином или чистым дизельным топливом.

– Устанавливают в корпус пружину, шайбу, резиновую прокладку, новый фильтрующий элемент металлическим фланцем вниз, резиновую прокладку на верхний торец элемента и собирают фильтр.

Форсунки ЯЗДА

Широкая гамма форсунок, выпускаемых ОАО "ЯЗДА", позволяет двигателям ЯМЗ, КамАЗ, ММЗ, ТМЗ иметь высокие экономические, мощностные и экологические показатели, в том числе удовлетворяющие стандартам Евро-3, Евро-2.

Современная конструкция форсунок обеспечивает стабильные характеристики, простоту технического обслуживания.

Серийно выпускаются форсунки с установочным диаметром 25, 24, 22.5 мм. Возможности завода позволяют изготавливать форсунки с установочным диаметром 17 и 21 мм для автомобильных, тракторных и стационарных дизелей.

В настоящее время ведутся работы по созданию форсунок, обеспечивающих многофазный и многоступенчатый впрыск топлива, имеющих как механическое, так и электронное управление.

Технические характеристики

Двигатели ЯМЗ Евро-3 (с индивидуальными головками цилиндров)

Двигатели ЯМЗ Евро-3 (с общими головками цилиндров)

Двигатели КамАЗ Евро-3

Двигатели ММЗ Евро-3

Двигатели ЯМЗ Евро-2 (с индивидуальными головками цилиндров)

Двигатели ЯМЗ Евро-2 (с общими головками цилиндров)

Двигатели КамАЗ Евро-2

Двигатели Ммз Евро-2

Двигатели ЯМЗ размерностью 130×140 мм

Двигатели ЯМЗ, ТМЗ размерностью 140×140 мм

Двигатели ЯМЗ, ТМЗ

Дополнительная информация

Обслуживание форсунок

При обслуживании каждую форсунку отрегулировать на давление начала впрыскивания 26,5 +0,8 МПа (270 +8 кГс/см 2 ). Регулировку рекомендуется производить на специальном стенде, удовлетворяющем требованиям ГОСТ 10579-88. Давление начала впрыскивания регулируется винтом при снятом колпаке форсунки и отвернутой контргайке. При ввертывании винта давление повышается, при вывертывании — понижается.

Для проверки герметичности распылителя по запирающему конусу иглы и отсутствия течей в местах уплотнений линий высокого давления необходимо создать в форсунке давление топлива на 1–1,5 МПа (10–15 кГс/см 2 ) ниже давления начала впрыскивания. При этом в течение 15 секунд не должно быть подтекания топлива из распыливающих отверстий; допускается увлажнение носика распылителя без отрыва топлива в виде капли. Герметичность в местах уплотнений линии высокого давления проверить при выдержке давлением в течение 2-х минут; на верхнем торце гайки распылителя (при установке форсунки под углом 15° к горизонтальной поверхности) не должно образовываться отрывающейся капли топлива.

Подвижность иглы можно проверить прокачкой топлива через форсунку, отрегулированную на заданное давление начала впрыскивания на опрессовочном стенде, при частоте впрыскивания 30–40 в минуту. Допускается подвижность иглы проверять одновременно с проверкой качества распыливания.

Проверка качества распыливания

Качество распыливания необходимо проверять на опрессовочном стенде прокачкой топлива через форсунку, отрегулированную на заданное давление начала впрыскивания при частоте 60-80 впрыскиваний в минуту. Качество распыливания считается удовлетворительным, если топливо впрыскивается в атмосферу в туманообразном состоянии и равномерно распределяется как по всем струям, так и по поперечному сечению каждой струи. Начало и конец впрыскивания при этом должны быть четкими. После окончания впрыскивания допускается увлажнение носика распылителя без образования капли. Впрыскивание топлива у новой форсунки сопровождается характерным резким звуком. Отсутствие резкого звука у бывших в эксплуатации форсунок не означает снижения качества их работы.

Проверка герметичности

Проверка уплотнений, соединений и наружных поверхностей полости низкого давления форсунок осуществляется опрессовкой воздухом давлением 0,45±0,05 МПа (4,5±0,5 кГс/см 2 ). Пропуск воздуха в течение 10 секунд не допускается. Герметичность соединений «распылитель-гайка распылителя» проверять опрессовкой воздухом давлением 0,5±0,1 МПа (5±1 кГс/см 2 ) в течение 10 секунд при подводе воздуха со стороны носика распылителя на специальном стенде.

Пропуск воздуха по резьбе гайки распылителя при погружении форсунки в дизельное топливо не допускается.

Действия при засорении

При засорении или закоксовке одного или нескольких распыливающих отверстий распылителя форсунку разобрать, детали форсунки прочистить и тщательно промыть в профильтрованном дизельном топливе. При негерметичности по запирающему конусу распылитель в сборе подлежит замене. Замена деталей в распылителе не допускается. Разборку форсунки выполнять в следующей последовательности:

  • отвернуть колпак форсунки
  • ослабить контргайку и вывернуть регулировочный винт на 3–4 оборота для разгрузки пружины
  • отвернуть гайку распылителя
  • снять распылитель, предохранив иглу от выпадания

Нагар с корпуса распылителя счищать металлической щеткой или шлифовальной шкуркой с зернистостью не грубее «М40». Распыливающие отверстия прочистить стальной проволокой диаметром 0,3 мм. Применять для чистки внутренних полостей корпуса распылителя и поверхностей иглы твердые материалы и шлифовальную шкурку не допускается.

Перед сборкой распылитель и иглу тщательно промыть в профильтрованном дизельном топливе. Игла должна легко перемещаться: выдвинутая из корпуса распылителя на одну треть длины направляющей при наклоне распылителя на угол 45° от вертикали игла должна плавно, без задержек полностью опуститься под действием собственного веса.

Сборку форсунки производить в последовательности обратной разборке. При затяжке гайки развернуть распылитель против направления навинчивания гайки до упора в фиксирующие штифты и, придерживая его в этом положении, навернуть гайку рукой, после чего гайку окончательно затянуть. Момент затяжки гайки распылителя 60–70 Н·м (6–7 кгс·м), штуцера форсунки — 80–100 Н·м (8–10 кгс·м). После сборки отрегулировать форсунку на давление начала впрыскивания и проверить качество распыливания топлива и четкость работы распылителя.

Другие статьи

Винты, болты и гайки, разложенные по столу или в пластиковой емкости, легко теряются и повреждаются. Эту проблему при временном хранении метизов решают магнитные поддоны. Все о данных приспособлениях, их типах, конструкции и устройстве, а также о выборе и применении поддонов — читайте в этой статье.

В подвесках грузовых автомобилей, автобусов и другой техники предусмотрены элементы, компенсирующие реактивный момент — реактивные штанги. Соединение штанг с балками мостов и рамой осуществляется с помощью пальцев — об этих деталях, их типах и конструкции, а также о замене пальцев читайте в статье.

Многие модели автомобилей МАЗ оснащаются приводом выключения сцепления с пневматическим усилителем, важную роль в работе которого играет клапан включения привода. Все о клапанах включения привода сцепления МАЗ, их типах и конструкции, а также о подборе, замене и ТО данной детали — узнайте из статьи.

При ремонте поршневой группы двигателя возникают сложности с установкой поршней — выступающие из канавок кольца не позволяют поршню свободно войти в блок. Для решения этой проблемы используются оправки поршневых колец — о данных приспособлениях, их типах, конструкции и применении узнайте из статьи.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector