Тормоза дисковые или ободные: что лучше
Тормоза дисковые или ободные: что лучше?
Скорее всего, никто не будет сомневаться в том, что тормоза являются одной из самых важных частей велосипеда. От исправной работы тормозной системы напрямую зависит здоровье и жизнь не только самого велосипедиста, но и всех участников движения. Поэтому логично заключить, что при покупке велосипеда необходимо выбрать надежную модель с крепкой тормозной системой, которая позволит в экстренной ситуации на дороге за короткий промежуток остановить велосипед, независимо от погодных и дорожных условий. Однако, выбирая велосипед, можно с легкостью запутаться в разнообразии тормозных систем, их характеристиках и рекомендациях. Поэтому стоит для начала разобраться, какие существуют тормозные системы, а также сравнить преимущества и недостатки того или иного тормозного устройства.
Типы тормозов для велосипедов.
С каждым днем технологии, а также запчасти для велосипедов совершенствуются. Поэтому те виды тормозов, которые использовались раньше, могут уже не устанавливаться на современные велосипеды. В связи с этим речь пойдет только о двух основных типах тормозов.
1. Ободные тормоза
- • Механические (для сжатия используют тросик и рубашку тросика).
- • Гидравлические (для сжатия используют гидролинию и тормозную жидкость).
2. Дисковые тормоза
- • Механические.
- • Гидравлические.
Иногда могут встречаться велосипеды со смешанной тормозной системой (гибридные). Например, на переднем колесе может быть дисковой тормоз, а на заднем колесе ободной.
Какие лучше тормоза: ободные или дисковые?
Ободные тормоза
Все ободные тормоза имеют общие недостатки: во время торможения повреждается обод колеса. При сильном повреждении, когда колесо скрутило в «восьмерку» или же «яйцом» использовать тормозпочти невозможно. Также в дождливую погоду торможение неуверенное, из-за намокания колодок и обода колеса. Необходимо постоянно следить и настраивать тормоз по мере стирания колодок.
Однако ободные тормоза имеют успех и очень часто устанавливаются, так как имеют ряд преимуществ, таких как простота в обслуживании, доступность по цене, а также низкий вес и совместимость запчастей.
К механическим ободным тормозам относятклещевые и кантилеверные. Клещевые тормозасостоят из колодок, которые прикреплены на дугообразных рычагах, при торможении они сжимают обод колеса, тем самым уменьшая скорость его вращения. Тормозной трос приводит в движение рычаги, он удобно прикреплен к ручке на руле. Плюс в том, что клещевыетормоза общедоступны и просты в эксплуатации. Минусы в том, что такие тормоза часто перекашиваются, создавая не нужное трение об обод, быстро загрязняются и отмечаются посредственной модуляцией.
Кантилеверные тормоза очень часто можно увидеть на горных велосипедах. Работа кантилеверной тормозной системы очень проста: два рычага с колодками закрепляют на вилке с помощью двух специальных креплений. Во время нажатия ручки тормоза на руле, тросик начинает тянуть эти рычаги друг к другу, таким образом, прижимая их к ободу, создавая трение и торможение колеса. Главным преимуществом этого типа тормоза является полное отсутствие возможности забивания грязью тормозной системы.
Гидравлические тормоза отличаются от механических тем, что здесь нет рычагов, которые крепятся на колодки, а также системы тросов, приводящих рычаги в действие. Принцип работы гидравлической системы достаточно прост: на руле прикреплена ручка с главным тормозным цилиндром, при нажатии на нее передается давление в другие тормозные цилиндры, прикрепленные к вилке велосипеда. Созданное давление заставляет выдвигаться тормозные колодки в сторону обода колеса, что приводит к торможению. Стоит отметить, что такая тормозная система очень эффективна и часто используется в триале. Однако гидравлические тормоза тяжелые по весу, сложные в обслуживании и трудно поддаются ремонту во время похода.
Также следует обратить внимание на тормоза V-brake, которые являются популярными и широко используемыми в последнее время. По своему виду очень схожи на кантиливерные, однако имеют существенное отличие в принципе работы. За счет специфического крепления троса к рычагам, увеличивается мощность тормозной силы велосипеда. Они просты в обслуживании и надежны, также нетяжелые по весу и благодаря системе параллельного подвода колодок к колесу, они изнашиваются равномерно и способствуют лучшему торможению. Во время покупки велосипеда, необходимо проконтролировать, чтобы тормоза были настроены, а впоследствии регулярно проверять их исправность.
Что же касается барабанных или роллерных тормозов, то они располагаются прямо внутри самой втулки в колесе неподвижно, и при торможении прижимаются к вращающейся части, снижая скорость. Такие тормоза достаточно просты и не боятся ни грязи ни пыли. Однако в случае неисправности, очень трудно ремонтируются и тяжелы, поэтому редко используются в походах.
Дисковые тормоза
Этот тип тормозов за последнее время становиться все более распространенным и практичным для велосипедов.Дисковые тормоза несложны по строению. Они состоят из диска, который прикрепляется к втулке колеса, суппорта, который крепится к вилке или раме и тросика (механическая система) или гидравлической трубки (гидравлическая система), с помощью чего соединяется суппорт с тормозной ручкой.
Покупая велосипед с дисковой тормозной системой, можно быть уверенными в высокой эффективности торможения, не нужно будет беспокоиться о состоянии обода колеса, поездки никогда не будут зависеть от погодных условий, они не нуждаются в постоянном обслуживании и настройке и отличаются длительным сроком эксплуатации.
Выбирая велосипед с механической тормозной системой, можно значительно сэкономить на покупке. Строение такой системы очень простое и похоже натормоза типа ви-брейк. Здесь для соединения суппорта и ручки тормоза используется простой тросик. Однако следует учесть не только плюсы, но и минусы. Недостаток в том, что трос со временем может растягиваться, и из-за этого появляется возможность заедания троса в рубашке. Однако, несмотря на это, они очень легко ремонтируются в любых условиях, меньше стоят и хорошо подходят для любых туристических походов.
Если же бюджет позволяет, то можно приобрести велосипед с гидравлической системой торможения. Здесь торможение производится за счет передачи тормозного усилия от ручки тормоза к суппорту с помощью несжимаемой тормозной жидкости, которая находится в шланге высокого давления. Такой тип тормозной системы очень эффективен и обладает высокой модуляцией. Велосипед с дисковой гидравлической системой торможения отлично подходит для профессиональных горных велосипедов. Но следует учесть и минусы этих тормозов, среди которых на первый план выходит их высокая стоимость и сложность в настройке, которая требует специальных инструментов и опыта.
Напоследок осталось посмотреть на велосипеды с гибридной системой торможения. Такие велосипеды очень редко можно встретить в продаже, потому что они высокие по цене и дисковая механика в данном случае ненамного выигрывает перед остальными тормозными системами.
Из рассмотренных тормозных систем, конечно, самыми высокоэффективными являются гидравлические дисковые тормоза. Однако перед покупкой необходимо рассмотреть условия и частоту использования велосипеда. И только после этого принимать решение, с каким типом тормозной системы вы хотите иметь дело, и что из этого вам позволяет бюджет.
Рейтинг лучших гидравлических дисковых тормозов для велосипеда 2021 года
Многие велосипедисты рано или поздно сталкиваются с вопросом, касающимся тормозов. Очевидно, что тормоза, в первую очередь — безопасность, как велосипедиста, так и других участников дорожного движения.
Нельзя однозначно утверждать, что одни тормоза хорошие, а другие плохие. Тут дело привычки и вкуса, да и для разных целей подойдут свои тормоза на велосипед.
Но все же, какие тормоза лучше выбрать новичку? Стоит перечислить плюсы и минусы разных тормозных велосипедных систем для рациональной оценки и сравнения.
Особенности конструкции дискового тормоза.
Дисковый тормоз включает в себя 2 узла:
- Диск из металла, называемый ротором. Их выпускают различного диаметра. Чем он больше, тем более эффективно велобайк тормозит;
- Калипер (устройство, где размещены тормозные колодки, прижимающие диск).
Крепление калипера к велосипеду осуществляется при помощи адаптера. Различным значениям диаметра ротора соответствуют разные адаптеры.
Передача давления от тормозной ручки велосипеда к калиперу может осуществляться двумя способами. Вот список:
- Механический. При нажатии ручки происходит сдвижение тросика. При этом тросик передает движение рычагу, а тот сообщает движение одной или обеим тормозным колодкам;
- Гидравлический. Калипер и велосипедная тормозная ручка соединены между собой при помощи герметично выполненной гидравлической линии, наполненной тормозной жидкостью или предназначенным для торможения маслом. После нажима на ручку масло, выталкиваемое двумя цилиндрами, действует на тормозную колодку.
Достоинства дисковых тормозов
К достоинствам дисковых тормозов можно отнести ледующее:
- Значительная мощность и результативность торможения велосипеда (причина – высокий показатель по коэффициенту трения колодок о диск);
- Плавное торможение, лучшая модуляция;
- Колеса и колодки велосипеда служат дольше, поскольку обод не изнашивается;
- Результативность торможения независима от погоды, поскольку в систему не набиваются снег и грязь;
- На работу тормозной системы велосипеда не влияют «восьмерки»;
- Нет необходимости в подстройках. Достаточно настроить систему один раз;
- Компоненты продолжают эффективно работать и при сильном нагревании. Поэтому данная разновидность применяется в экстремально сложных условиях;
- Велосипед выглядит компактнее и лучше по дизайну по сравнению с моделями, оснащенными ободными системами.
Недостатки дисковых тормозов
К недостаткам дисковых тормозов можно отнести следующее:
- Высокая стоимость. Цена самых дешевых дисковых тормозов находится на уровне неплохих ободных. А стоимость велосипедов с хорошей гидравликой и вовсе огромная;
- Масса. Дисковые системы тяжелее ободных. Например, для велосипедов-шоссеров проигрыш в мощности торможения не критичен, а экономия массы в полкилограмма имеет немалое значение;
- Сложная установка с настройкой;
- Высокие требования к степени жесткости рамы и вилки велика;
- Спицы и втулка велбайка испытывают значительную нагрузку;
- Проблемы с ремонтопригодностью. Качественный ремонт требует исключительно фирменных запчастей. Еще сложнее с гидравлическими тормозными системами. Отремонтировать гидравлику велосипеда в походно-полевых условиях нельзя;
- Значительная мощность торможения – это и преимущество, и изъян одновременно. Неискушенный спортсмен при резком торможении может свободно вылететь через руль велобайка. Инерция – вещь суровая.
Что лучше механика или гидравлика?
Устройство гидравлической и механической систем по многим моментам похоже. Однако, сравнить по отдельным пунктам не помешает. Вот список основных характеристик:
- Цена. Гидравлика дороже механической системы. В особенности, это касается топовых моделей велосипедов;
- Масса, размеры. Механика более громоздкая, тяжеловесная и массивная;
- Модуляция, мощность. Гидравлика в этом отношении на порядок лучше механики. Механические тормоза также функционируют неплохо, но они по своим характеристикам не слишком превосходят качественные ви-брейки. Гидравлика не требует никаких усилий при производстве торможения, не в пример механике;
- Настройка. Конечно, гидравлическая система для велика сложнее, зато не требует постоянной подстройки. Это лучше и удобнее. Механику надо периодически подстраивать, поскольку тормозные колодки изнашиваются;
- Ремонтопригодность велосипеда. В этом отношении, как говорится, все сложно. Чтобы отремонтировать механическую систему, нужны оригинальные комплектующие. Восстановление гидравлики велобайка требует определенных знаний. Кроме того, механика надежнее.
Как видите, гидравлическая система велосипеда по многим характеристикам превосходит «механику», но она более сложная и дорогостоящая. Что же касается механики, то она более простая, надежная, но по эксплуатационным свойствам ненамного лучше привычных ободных тормозов.
Как же происходит установка дисковых тормозов?
- На руль необходимо прикрепить тормозные ручки, после отрегулировать их положение при помощи шестигранника.
- Затем установите калипер в специальные дисковые крепления на раме.
- Теперь следует установить тормозные диски при помощи болтов, которые входят в комплект, на втулку.
- Возьмите тросик, закрепите его в тормозной ручке, вставьте в рубашку. На раме имеются направляющие – используйте их, чтобы провести рубашку к калиперу.
- Последним действием является закрепление тросика и регулировка тормоза.
Что можно сказать про обслуживание дисковых тормозов?
Для эффективного торможения вы должны отслеживать его состояние полностью:
- Проверяйте растяжение тросика регулярно – его работа должна быть четкой и плавной.
- Также проверяйте состояние колодок. Для этого их нужно периодически снимать.
- Также осматривайте ротор и очищайте от налета (лучше всего это делать наждачной бумагой).
При эксплуатации дисковых тормозов самой распространенной проблемой является скрип тормозов. Вы, конечно, можете воспользоваться услугами специалиста в веломастерской, но не спешите, так как есть самые распространенные причины такого скрипа, для выяснения которых не требуется поездка к специалистам.
- Первой причиной может быть некачественный и дешевый материал, который использовался при изготовлении колодки. В таком случае, вы должны приобрести новые фирменные колодки, чтобы избежать повреждения поверхности ротора. Также следует учесть несовместимость колодок с вашими тормозами.
- Скрип также может слышаться, если колодки еще новые (на поверхностях колодок есть определенный слой, который и вызывает скрип). Покатайтесь несколько дней, и если скрип не исчезает, значит, причина вдругом.
- Также скрип издается, когда колодки изношены и происходит соприкосновение ротора с пластиной.
Рейтинг лучших дисковых гидравлических тормозов
Рейтинговый список тормозных систем 2021 сформирован на основании реальных испытаний каждой из приведенных моделей. Список лучших моделей выглядит следующим образом:
- Formula T1;
- HAYES DOMINION A4;
- FSA Afterburner;
- SRAM Guide R.
- Shimano XTR
Formula T1
Конструкция системы T1 от Formula гарантирует лучшую эффективность при небольшой массе. Точка контакта определяется четко, но не очень податливая, палец устает. Но, если привыкнуть к этой системе, она станет отличной и надежной помощницей на разного качества дорогах. Есть недостаток: на длинном спуске тормоза издают негромкий визжащий звук. Если такое повизгивание велосипеда вас не раздражает, считайте, что минусов у данного представителя класса нет.
HAYES DOMINION A4
После нескольких лет молчания Хейс вернулся с созданием своего нового дискового тормоза Dominion A4. Hayes имеет долгую историю в мире горных велосипедов и отвечает за создание дисковых тормозов много лет. В 2019 году они вводят полностью новый дизайн тормоза 4 поршневой. Благодаря использованию различных систем сбора данных они определили, что снижение конечной мощности тормоза поможет увеличить диапазон полезной мощности для гонщиков.
FSA Afterburner
Эта модель тормоза удобна, эргономична, а также неприхотлива и надежна, подобно японскому самураю. Однако, при циклической нагрузке (нагревании) система уменьшает результативность торможения и не любит сырости. Мощность и плавность торможения велобайка – выше всех похвал, лучшая в своей ценовой нише.
SRAM GUIDE R
Модель на 4 поршня с удобным рычагом. Ход его можно отрегулировать даже без использования инструментов. Мощность тормоза отличная, в условиях сырости система работает даже лучше. В целом, покупатели велосипедов оценивают модель на «отлично». Это серебряный призер по рейтингу.
SHIMANO XTR
Пафосная дорогостоящая модель с отличными характеристиками – лучшая в нашем рейтинге. Регулируемая ширина хвата ручки, удобная точка контакта, высокая мощность, плавность торможения – все это преимущества данной системы. Есть и минус: быстрый износ тормозных колодок на продолжительных спусках. Особенно эта модель пришлась по душе поклонникам эндуро и даунхилл дисциплин.
Заключение
Подводя итог всему вышеперечисленному, можно сделать вывод, что дисковые тормоза имеют практическую ценность при более агрессивной езде. Во время обычных городских велопрогулок их практическая ценность равна нулю, так как они не используются в полном объеме, и нет смысла приобретать дорогие дисковые тормоза.
Однако если вы все-таки решили приобрести такие тормоза, то лучше покупайте механические, так как они являются золотой серединой для многих велосипедистов.
Конечно, если вам нужна высокая мощность торможения, то лучше гидравлических тормозов вы не найдете. Такие тормоза используют в экстремальных видах велоспорта (например, даунхилл). Конечно, они значительно дороже, но это того стоит.
Меня зовут Евгений, и я велосипедист. Вот уже более 15 лет занимаюсь велоспортом и попробовал разные дисциплины — bmx, mtb, downhill и другие. Свой первый велосипед «школьник» я сломал пополам при попытке преодолеть земное притяжение. Я уверен, что заинтересую вас своим сайтом и расскажу о тонкостях велосипедной индустрии, чтобы вы стали профессионалами!
Вы просто пытаетесь надуть себя и других людей механика лучше гидравлики. 1 мощность торможения больше чем у гидравлики лёгкое и быстрое обслуживание даже без опыта и чаще всего это колодки либо рубашка изредка трос гидравлика на морозе будет хуже работать и на крутых спусках она спокойно может закипеть и завоздушиться а это просто п*з*ец на спуске плюс колодки гидролиния поршень и так далее что сложно в обслуживании и жестоко дорого. 2 цена механики ниже но надо исходить из требований которые нужно велосипедисту так как иногда и механика дороже гидравлики. 3 Подходит на любой вид велосипеда. Я катал Bmx сейчас Downhill а также я веломеханик.
Благодарю за оставленный комментарий Семен! Но мне кажется, что будущее за гидравликой, конечно как и механика так и гидравлика бывает разного уровня и уход за данными системами должен быть разным. Каждый вправе выбрать систему подходящую именно ему. Желаю всегда стабильного торможения на любой поверхности!)
Семён катает даунхил на механике? Не верится. Покатав интенсивно два месяца на механике, это каждый день по 60 км, заболели пальцы и часть запястья. Поэтому думаю перейти на гидравлику. Ездил на механике лет 7, был доволен. Заменил органические колодки на железные, поставил диски 180, стальные тросики из нержавейки, и тормозило очень неплохо. А сейчас две проблемы — дискомфорт в кисти и бесячее подтягивание тросиков каждую неделю. Думаю, достойной гидравликой Шимано какой-нибудь м 355 это вылечится :))))
Лень было заморачиваться с гидравликой, так как не умею обслуживать, надо учиться :))))
Велосипедные тормоза
Тормоз барабанного типа (иначе называется «ножной тормоз») располагается в задней втулке велосипеда и имеет внутри тормозные колодки. Процесс торможения инициируется при вращении каретки против движения. В результате этого тормозные колодки разводятся в стороны и прижимаются к барабану. Между колодками и барабаном возникает трение, благодаря которому и происходит торможение. Барабанные тормоза обычно устанавливаются на детские велосипеды и на недорогие городские велосипеды для взрослых.
- Долговечность – благодаря закрытости механизма, в него почти не попадает грязь, пыль и влага.
- Барабанный тормоз не приводит к износу обода колеса.
- Простота обслуживания – не нуждается в регулярном осмотре и регулировании.
- Эффективность – работают даже при искривлении обода колеса.
- Имеют большой вес.
- Для торможения приходится предпринимать большее усилие, чем при использовании других типов тормозов.
- Невозможно использовать на многоскоростных велосипедах.
- Наличие «мертвой зоны» — когда невозможно затормозить при вертикальном положении шатунов.
- Есть риск – если цепь слетит со звёздочки и на велосипеде не установлен передний тормоз, велосипед невозможно остановить.
- Требуется время для перехода от движения вперёд к началу торможения, что в некоторых случаях может быть критичным.
Ободные тормоза
Это самый популярный тип тормозов на сегодня. Принцип их действия заключается в следующем: при приложении усилия, которое передается через тросик к тормозным рычагам, тормозные колодки на тормозных рычагах плотно прилегают к ободу колеса, благодаря чему и обеспечивается торможение. Ободные тормоза бывают кантилеверные, клещевые и V-brake.
Кантилеверные тормоза
Их механизм состоит из двух рычагов с тормозными колодками, прикрепленных к пивотам на вилке. С помощью пары тяг трос передвигает рычаги, после чего и происходит торможение. Этот механизм прост и надёжен, однако встречается все реже и реже. Он вытесняется другими другими типами тормозов с более эффективной силой торможения.
Клещевые тормоза
Чаще всего применяются на шоссейных велосипедах, но и там на замену им постепенно приходят другие типы тормозов. Название тормозов красноречиво говорит о его конструкции: тормозные колодки прижимаются к ободу изогнутыми рычагами, которые внешне напоминают клещи. Клещевые тормоза установлены на велосипедах Forward Impulse (2020).
V-brake тормоза
Тормоза V-brake крепятся по такому же принципу, что и кантилеверные тормоза. Тормозной тросик подведен сбоку к верхней части тормозного рычага. Тормозной рычаг сжимает обе части тормоза с картриджными тормозными колодками. Такая система параллельного прижимания колодок позволяет обеспечивать эффективное торможение. Картриджные тормозные колодки к тому же можно легко менять с помощью обычного шестигранника. На данный момент этот тип тормозов наиболее распространен. Он используется на велосипедах почти всех типов. К примеру:
Так как V-brake тормоза – это самый распространенный тип ободных тормозов, стоит отдельно рассмотреть их преимущества и недостатки.
- Простая и эффективная конструкция с хорошим тормозным усилием.
- Малый вес в сравнении с дисковыми тормозами или тормозами барабанного типа.
- Невысокая цена.
- Снижение эффективности торможения, если на обода и тормозные колодки попадает влага или грязь.
- Ускорение износа обода и тормозных колодок из-за повышенного трения при попадании грязи, песка.
- С V-brake тормозами невозможно использовать широкие покрышки.
Дисковые тормоза
Дисковые тормоза с небольшими изменениями, доработками и приспособлениями пришли в веломир из мира мотоциклов и автомобилей. В зависимости от типа привода дисковые тормоза делятся на механические и гидравлические. В механическом дисковом тормозе усилие от тормозной ручки к тормозным колодкам передаётся с помощью троса, а в гидравлическом дисковом тормозе – через гидравлическую систему, заполненную тормозной жидкостью. При нажатии на тормозную ручку у механического тормоза натягивается тросик, это усилие передается к тормозным колодкам, которые, прижимаясь к тормозному диску, приводят к торможению. В случае с гидравлическим тормозом необходимое усилие передается через гидролинию от тормозной ручки напрямую к колодкам. Велосипеды Forward с дисковыми тормозами очень легко идентифицировать: в конце названия модели есть слово «disc» (к примеру Forward Next 3.0 disc).
Устройство дисковых тормозов
Дисковый тормоз состоит из тормозного диска (ротора), прикрепленного к втулке колеса, и тормозной машинки (калипера), внутри которой размещены тормозные колодки. Дисковые роторы бывают нескольких размеров: 140, 160, 180, 185, 203 и 220 мм. Чем больше диаметр ротора, тем более эффективно работает тормоз, так как увеличивается плечо рычага тормозного усилия.
Калипер (тормозная машинка) крепится на вилке или на раме. Внутри калипера находятся две тормозные колодки, которые прижимаются к ротору одним или несколькими поршнями.
Тормозные колодки могут быть с наполнением из металлических опилок или из органического материала. Колодки с металлическим наполнением долго притираются и более устойчивы к износу. Органические колодки более мягкие, быстро притираются и обеспечивают более плавное торможение.
Дисковые механические тормоза
Дисковые механические тормоза, как правило, устанавливаются на горные (Forward Next 27,5 2.0 disc (2020), Forward Iris 26 2.0 disc (2020) и др.) и туристические велосипеды (Forward Yukon 2.0 disc), реже – на городские (к примеру, Forward Tracer 26 2.0 disc (2020)).
- Обеспечивают более мощное торможение, чем тормоза V-brake.
- Контроль тормозного усилия (модуляция) лучше, чем на V-brake тормозах.
- Работают в любых погодных условиях, на их работу практически не влияют ни пыль, ни грязь, ни влага.
- Не изнашивают обод.
- Позволяют использовать широкие покрышки.
- Эффективность торможения не снижается даже при искривленных ободах.
- Большой срок службы колодок.
- Неприхотливы в обслуживании.
- Погнутый ротор на них выровнять легче, чем на гидравлических дисковых тормозах.
- Рубашки и тросы требуют меньшей осторожности при эксплуатации, чем гидролинии в гидравлических дисковых тормозах. При необходимости их можно купить в любом веломагазине.
- Дешевле гидравлических дисковых тормозов.
- Сложно отремонтировать в полевых условиях без специального инструмента.
- В отличие от тормозов V-brake, разнообразные модели и модификации дисковых тормозов делают очень затруднительным и поиск запчастей для них.
- Опасность искривления ротора на снятом колесе во время перевозки велосипеда.
- Возможны трудности с креплением стандартного багажника на велосипед.
- Большой вес относительно ободных тормозов.
- Высокая цена относительно ободных тормозов.
- Необходимо содержать рубашки и тросики в чистоте и регулярно их смазывать, при этом смазка должна иметь оптимальную густоту, не должна вытекать из рубашек.
Дисковые гидравлические тормоза
В модельном ряду 2020 дисковые гидравлические тормоза установлены на следующие модели горных велосипедов Forward:
Рассмотрим преимущества и недостатки гидравлических тормозов.
- Обеспечивают самое мощное торможение среди всех типов тормозов.
- Самый лучший контроль тормозного усилия (модуляция) среди всех типов тормозов.
- Работают даже в самых неблагоприятных погодных условиях (пыль, грязь, влага и т.д.).
- Не изнашивают обод.
- Позволяют использовать широкие покрышки.
- Эффективность торможения не снижается даже при искривленных ободах.
- Более легкий ход тормозной ручки, так как внутри рубашки отсутствует трение тросика. Длительный срок службы колодок. Неприхотливы в обслуживании.
- При повреждении гидролинии ее ремонт проблематичен.
- Гидролинии на замену продаются далеко не везде.
- В отличие от тормозов V-Brake, разнообразные модели и модификации делают поиск запчастей для них весьма затруднительным.
- Есть опасность искривления ротора на снятом колесе во время перевозки велосипеда.
- Сложно выровнять погнутый ротор.
- Возможны трудности с креплением стандартного багажника на велосипед.
- Большой вес относительно ободных тормозов.
- Высокая цена относительно ободных и дисковых механических тормозов.
Теперь, когда вы знаете особенности различных типов тормозов, их плюсы и минусы, вам будет проще выбрать велосипед с наиболее подходящими тормозами.
- Лучшее — семье
- Велосипеды
- Электротранспорт
- Пользователю
- Где купить
- Дилерам
- Вакансии
Авторские права на дизайн и весь контент веб-сайта принадлежат ООО “Форвард”. Копирование и видоизменение дизайна и контента веб-сайта возможно только с разрешения правообладателя. Реальный внешний вид и технические характеристики товара могут отличаться от представленных на сайте. Производитель оставляет за собой право на изменение дизайна, характеристик и комплектации товара.
Установка дисковых тормозов на велосипед своими руками
Дисковые тормоза (они еще носят наименование роторных) установлены на большей части модификаций горных велосипедов. Хороший уровень модуляции и высокое качество торможения – это важно при езде по бездорожью и (или) с большими скоростями. Для установки дисковых тормозов на велик вы можете обратиться к мастеру или попытаться выполнить это собственноручно. Тема статьи – установка дисковых тормозов на велосипед. Отдельно рассмотрим два вида установки: с механической и гидравлической системами.
В каких случаях необходимо установить дисковые тормоза
Установка дисковых тормозов на велосипед бывает актуальна в таких случаях.
- Починка или замена определенных комплектующих;
- Полная замена комплекта новым;
- Установка роторных конструкций на велосипед, где их раньше не было.
Различают 2 разновидности дисковых тормозов: гидравлические и механические. В системах с механикой применяется трос из металла в оплетке. Гидравлическая система – это конструкция из цилиндров силового типа и гидравлической линии. Есть и гибридный вид, сочетающий элементы обеих модификаций.
Плюсы дисковых тормозов.
Мощное торможение велосипеда;
- Значительное трение между абразивом и ротором;
- Хорошая работоспособность тормозной системы в непогоду;
- Стабильная работа при поврежденных ободах;
- Длительный рабочий ресурс.
Особенности механических дисковых тормозов
Механика – это удобное и надежное решение, в особенности для недорогих велобайков. Все преимущества механической системы оценят любители путешествовать на велосипеде не просто по неровным дорогам, но и по незаселенной местности. Если сравнивать с гидравликой, ремонтопригодность дисковых тормозов с механикой значительно выше. Установка, в сравнении с гидравлической системой, достаточно простая, а затрат значительно меньше. Поставить «диски» бывает целесообразно, если обода велосбайка искривлены. В этой ситуации ви-брейки начинают тормозить значительно хуже. Безусловно, ничего хорошего в искривленных ободах велика нет, даже если до «восьмерки» дело не дошло. Однако, если втулка дает возможность закрепить диск, а само колесо велосипеда в сносном состоянии, то почему – нет?
Особенности дисковых тормозов гидравлического типа
Если сравнивать с механической системой велика, «гидравлика» имеет такие преимущества.
- Лучшее качество модуляции и торможения велосипеда;
- Не бывает промежуточных потерь усилий. В самой гидролинии и на выходе из нее значения давления равные;
- Нет необходимости в частом регулировании дисковой тормозной системы. Достаточно это сделать однократно. Единственное исключение из правила – однопоршневые модели велосипедов.
Не лишена гидравлика и определенных минусов: она «боится» воздуха, ее невозможно отремонтировать вне мастерской. Кроме того, стоимость ее выше, чем для механической системы.
Необходимый инструмент для установки дисковых тормозов
Вам понадобиться следующий основной инструмент:
- Ротор, комплект метизов для крепления на втулке;
- Калипер, с ним – переходник и колодки, рычаг;
- Тросик;
- Шестигранник;
- Кусачки;
- Хомуты, чтобы зафиксировать на раме трос.
Порядок установки механических дисковых тормозов
Для того, что бы правильно поставить дисковые тормоза механического типа необходимо выполнить следующий порядок действий:
- Переверните велосипед и снимите колесо;
- Снимите старый диск и калипер, освободите из приводного рычага тросик и снимите его;
- Разожмите тормоз ви-брейкового типа и демонтируйте его с велобайка;
- Укрепите ротор на колесной втулке велосипеда и прикрутите на винты (6 шт.). Затяните до упора. Чтобы усилия распределились равномерно, используйте шайбы под болты;
- Смонтируйте ручку дискового тормоза велосипеда (или, как вариант, отрегулируйте ее). Используя шестигранник, зафиксируйте положения приводного троса и рычага;
- Поставьте на раму калипер через адаптер;
- Соедините трос с калипером;
- Поставьте колесо велосипеда на гайки или эксцентрик.
Заключительный момент по монтажу системы – отрегулируйте калипер по отношению к ротору. Выставьте положение колодок. В среднем, оно составляет 0,3-0,4 мм, меньше в несколько раз, по сравнению с ободной конструкцией.
Положение троса настраивайте при помощи шестигранника, со стороны прижимающего механизма. Избыток троса «откусите» кусачками. После того как правильное положение колодок установлено, а срабатывание системы велосипеда происходит на ½ сжатия рычага, зафиксируйте на болтах калипер окончательно. Естественно, что, по окончании процесса установки, выкатите и опробуйте велобайк в действии.
Установка гидравлических дисковых тормозов
Перед тем как поставить гидравлику на велобайк, заправьте ее специальной жидкостью. Для продукции Shimano это минеральное масло, другие модификации используют жидкость DOT. Чтобы удалить воздух из гидролинии, ее нужно прокачать. Герметическое закрепление гидролиний к силовым и рабочим цилиндрам – главное условие, чтобы не допустить проникновения воздуха внутрь системы. После разрыва шланга, эти места – на втором месте по риску появления воздушных пузырьков.
Набор инструмента для установки системы с гидроприводом тот же, что и для механической системы, а алгоритм действий, связанных с установкой, такой же.
- Переверните велосипед, демонтируйте колесо и смонтируйте ротор на втулку;
- Смонтируйте рычаг для торможения и подсоедините гидравлическую линию;
- Установите на раму калипер с адаптером. Сразу же укреплять его «начисто» не следует;
- Прикрутите велосипедное колесо с ротором;
- Спрямите линию гидравлики при помощи хомутов или направляющих ячеек (имеются в тех моделях велобайков, где гидравлика запроектирована изначально);
- Подсоединив линию гидравлики, проверьте ее работоспособность. Для этого медленно нажимайте тормозные ручки велосипеда. Если все сделано верно, колодки равномерно сжимают диск равномерно. При этом, калипер становится в рабочее состояние. Теперь остается затянуть “начисто” болты крепления;
- При трении колодок о диск или неравномерном прижатии к нему, нажмите 10-20 раз на ручку тормозной системы велосипеда (калипер при этом зажмите вручную).
Главная причина некорректного срабатывания гидравлических дисковых тормозов – это некорректное положение калипера. При необходимости, открутите комплектующую и установите заново.
Итоги
Смонтировать и отрегулировать дисковые тормоза на велобайк самостоятельно – это вполне реально. Особой сложностью манипуляция по установке не отличается. Некоторая последовательность действий, немного сноровки и терпение и вуаля. Чтобы выявить и своевременно устранить недостатки, нужно сразу же, по окончании монтажа, обкатать велосипед.
Понравилось? Поделитесь с друзьями и оцените запись:
(Пока оценок нет)
Технология обслуживания: настройка тормозов на велосипеде типа MTB
Уровень безопасности, в большей мере определяющийся состоянием тормозной системы, зависит не только от класса используемых компонентов, а и от частоты осмотра и периодичности подналадки узла. Несмотря на сложность его конструкции, обслуживание вполне доступно для каждого, кто интересуется велотехникой.
О чем эта статья:
Типы тормозов и особенности их регулировки
На велосипедах горного типа нашли применение три типа тормозных модулей:
- ободные (V-Brake);
- дисковые с механическим приводом;
- дисковые с гидравлическим приводом.
Как и в случае с переключателями желательно, чтобы настройке тормозов с тросовыми приводами на велосипеде предшествовал детальный осмотр элементов управляющей магистрали – тросика и рубашки. Перед настройкой дисковых тормозов с гидравлическим приводом рекомендуется осмотреть гидролинию на предмет различных повреждений и, при необходимости, заменить ее с последующей прокачкой системы.
Наладке всех тормозных систем в отдельных случаях предшествует настройка управляющей ручки (с помощью регулировочных винтов, находящихся в корпусе изделия). Цель операции – поиск оптимального усилия сопротивления и благополучного месторасположения относительно руля.
Наладка бюджетной системы: как правильно отрегулировать на велосипеде тормоза типа V-Brake
Идеальные в условиях полевого ремонта и дешевые в эксплуатации V-Brake настраиваются в четыре перехода. Причем, соблюдение их последовательности крайне важно.
Перед тем, как отрегулировать тормоза на велосипеде, следует отсоединить подводящую рубашку от правого (для переднего тормоза) или от левого рычага (для заднего) путем одновременного оттягивания металлической направляющей троса и притягивания тормозного рычага к ободу.
1. Поиск оптимального расположения колодок относительно обода — производится в следующей последовательности (колодки регулируются попеременно):
- при помощи шестигранника ослабляется винт крепления колодки к рычагу;
- колодка плотно прижимается к ободу;
- производится поиск оптимального расположения колодки – ее внешняя и внутренняя грани должны быть корадиальны окружности колеса;
- колодку слегка притягивают к рычагу.
2. Отладка расположения рабочей плоскости колодки.
В настройке рычажных тормозов на велосипеде данному переходу отводится особое внимание: необходимо добиться, чтобы передний край колодок касался обода раньше заднего. Для этого под задний край колодки подлаживают какой либо твердый предмет толщиной 1-1,5 мм и прижимают ее к ободу. После чего окончательно затягивают фиксирующую гайку. Далее повторяют переход для второго рычага.
3. Центровка положения рычагов (подбор усилия пружин рычагов)
Задача – обеспечить одновременное прилегание колодок к ободу. Регулирующие элементы – винты, расположенные на левом и правом рычагах, возле места посадки последних на вилку. Цикл подготовки к наладке включает следующие переходы:
- установить направляющий угольник тросика в держатель трубки на рычаге;
- если трос отсоединялся, необходимо его зафиксировать соответствующим винтом на рычаге.
Содержание операции по вопросу как отрегулировать усилие пружин тормозов на велосипеде следующее:
- зажимая тормозную ручку, отслеживается момент соприкосновения колодок с ободом;
- на рычаге с колодкой, которая коснулась раньше, необходимо усилить пружину, завернув соответствующий винт (можно ослабить пружину на втором рычаге).
4. Настройка расстояния стационарного расположения колодок от обода колеса (выбор оптимального натяжения троса)
Задача этапа – наладить остроту работы тормозного механизма. Операция производится в следующей последовательности:
- регулировочный барабан заворачивается практически до упора (можно оставить 2-3 витка резьбы);
- отворачивая винт крепления троса к тормозному рычагу, слегка натягивая его и снова заворачивая фиксирующий болт, отыскивается оптимальное расстояние между колодками и ободом (1-2 мм);
- при необходимости незначительного увеличения/ уменьшения остроты торможения достаточно отвернуть/ завернуть барабан.
Последняя настройка тормозов на велосипеде(пункт 4) во многом зависит от правильности формы обода. При наличии небольшой восьмерки необходимо отыскивать оптимальное положение, при котором колодки не будут подтирать обод. При езде по ухабам или ямам на высокой скорости следует как можно чаще проверять эту настройку.
Средний уровень: настройка на велосипеде дисковых тормозов с механическим (тросовым) приводом
Перед наладкой любых дисковых тормозов следует проверить:
- точность установки оси колеса в дропаутах (посадочных местах) и усилие зажатия втулки в раме/ вилке;
- равномерность затяжки тормозного диска (ротора) и корпуса тормозного узла;
- отклонение формы ротора от вертикальной плоскости (при необходимости выровнять ротор разводным ключом).
Технология, включающая пункты, как отрегулировать дисковые механические тормоза на велосипеде, состоит в следующем:
- отсоединить приводной тросик от тормозной машинки (калипера);
- отпустить два винта крепления калипера к корпусу тормозного узла;
- выдвинуть неподвижную колодку (располагается ближе к спицам колеса) с помощью болта, расположенного с внутренней стороны калипера;
- прижать калипер так, чтобы статичная колодка соприкасалась с ротором;
- завернуть винты крепления калипера к корпусу тормозного узла (внимание – плоскость колодки не должна сместить от плоскости ротора);
- вращая соответствующий винт, добиться минимального зазора между неподвижной колодкой и ротором;
- вращая рычаг, к которому крепится трос, удостовериться, что в зажатом положении ротор не перекручивается, а равномерно изгибается по направлению к статичной колодке (в случае несоблюдения требования, следует повторить настройку калипера);
- установить и зафиксировать трос.
После выполненной настройки рабочего узла дисковых тормозов следует отрегулировать момент схватывания, вращая регулировочные барабаны возле тормозной ручки и калипера.
К сведению. На грамотно отрегулированном узле замедления центральное вертикальное сечение тормозного ротора должно лежать в одной плоскости с прорезью калипера.
Профессиональный уровень: как настроить на велосипеде дисковые тормоза с гидравлическим приводом
Наладка дисковых тормозных механизмов с гидравлическим приводом гораздо проще в реализации, в отличие от замедляющего модуля дискового типа с использованием в качестве передающего усилие элемента троса. Настройка происходит в следующей последовательности:
- ослабить винты крепления калипера к скобе;
- зажать тормозную ручку;
- сделать попытки проворота колеса вперед-назад, отцентровав таким образом положение калипера;
- завернуть винты крепления тормозной машинки;
- в случаях, когда проводилось обслуживание цилиндров/ поршней или устанавливается новая машинка, необходимо подвести колодки к ротору на рабочее состояние, резко нажимая на ручку управления модулем 15-20 раз.
При осуществлении операции, могут возникнуть проблемы и вопросы, как настроить тормоза на велосипеде с гидролиниями, выраженные в следующем:
- при вращении ротор задевает одну из колодок – необходимо слегка сместить калипер в сторону трущейся колодки;
- при вращении ротор задевает обе колодки – необходимо их удалить от диска, слегка выкрутив регулировочный шестигранник на тормозной ручке (он же определяет момент схватывания колодок с диском);
- при нажатии на ручку поршни выдвигаются неравномерно – необходимо снять модуль, задвинуть выдвигающийся своевременно поршень с помощью пластины или отвертки и, зафиксировав его, аккуратно выдвинуть заклинивающий поршень, нажимая на тормозную ручку, и произвести его чистку;
- поршни не возвращаются в исходное положение – необходимо произвести чистку всей системы;
- тормозная ручка проваливается – необходимо прокачать систему (при наличии пузырьков) или заменить гидролинию (при наличии протечек).
Резюме
1. Решение задачи «как отрегулировать двухрычажные ободные тормоза на велосипеде» заключается в поиске оптимального расположения колодки относительного обода (корадиальность и последовательное прикосновение сперва переднего края, затем заднего), настройке одновременного прилегания к ободу.
2. При настройке дисковых тормозов с механическим и гидравлическим приводами необходимо сделать так, чтобы колодки были равноудалены от ротора и располагались в параллельных диску плоскостях. На тросовых дисковых тормозных модулях необходимо следить, чтобы диск изгибался равномерно по направлению к статичной колодке.
3. Завершающей стадией настройки любой тормозной системы является регулирование остроты работы модуля (расположение момента схватывания в зависимости от положения ручки управления).