Регулировка зазоров клапанов ГРМ
Регулировка зазоров клапанов ГРМ
Зазоры между толкателями клапанов и кулачками распредвала, в зависимости от температуры, приведены в таблице.
Состояние двигателя | Клапан | Зазор в мм (А) |
Холодный | Впускной | 0,15-+0,02 |
Выпускной | 0,20-+0,02 | |
Горячий | Впускной | 0,25-+0,02 |
Выпускной | 0,30-+0,02 |
Зазоры клапанов
Рекомендуется проводить регулировку на холодном двигателе, но можно и на горячем. В этом случае следует нагреть двигатель до такой температуры, при которой включается электродвигатель вентилятора, затем выключить зажигание и к регулировке преступить через 20 — 30 минут.
Последовательность действий при регулировке зазоров следующая:
- Снять крышку головки.
- Вращая колесо ременной передачи, установить коленвал двигателя в положение, соответствующее концу такта сжатия в первом цилиндре (наиболее удаленного от механика). Выступы кулачков распредвала в это время должны быть повернуты в противоположную сторону от толкателей клапанов первого цилиндра (зажигание в первом цилиндре).
Таблица. Очередность регулировки зазоров клапанов
Положение коленвала | Клапан | Цилиндр | |
1 | 2 | 3 | |
Конец такта сжатия в цилиндре 1 | Впускной | + | + |
Выпускной | + | + | |
Конец такта выхлопа в цилиндре 1 | Впускной | + | |
Выпускной | + |
Рис. Измерение измерителем зазоров величины зазора клапана
- Пользуясь измерителем зазоров (щупом), определить величину зазоров впускного и выпускного клапанов первого цилиндра, впускного клапана второго цилиндра. Отрегулировать зазоры обозначенных выше клапанов, устанавливая приведенные в таблице значения зазоров с помощью регулировочного винта и затягивая контргайку с усилием 15…20Нм. После затягивания контргайки, следует еще раз проверить величину зазоров.
- Установить коленвал в положение, соответствующее концу такта выхлопа в первом цилиндре (или выполнить один оборот относительно предыдущего положения) и отрегулировать зазоры впускного клапана третьего цилиндра и выпускного второго цилиндра.
Рис. Газораспределительное устройство: 1 — распредвал, 2 — толкатель, 3 — ось толкателя, 4 — впускной клапан, 5 — выпускной клапан.
Рис. Механизм передачи распределительного устройства: 1 — ведуийе зубчатый шкив, 2 — механизм натяжения зубчатого ремня, 3 — пружина механизма натяжения, 4 — зубчатый ремень, 5 — зубчатый шкив распредвала, 6 — насос охлаждающей жидкости.
Рис. Регулировка зазора клапана: 1 — контргайка, 2 — регулирующий винт, 3 — клапан, А — зазор клапана
Регулировка тепловых зазоров клапанов Лада Калина
Для впускных клапанов зазор должен составлять 0,15—0,25 мм, а для выпускных клапанов — 0,30—0,40 мм.
Зазор задается подбором толщины регулировочных шайб.
Шайбы устанавливаются в нишу, расположенную на толкателях сверху.
Чтобы удобнее было извлекать шайбы, на верхних кромках толкателей сделаны пазы.
Замер и регулировку зазоров проводим на холодном двигателе.
Снимаем экран двигателя.
Отсоединяем трос привода дроссельной заслонки от сектора дроссельного узла.
Отвернув три гайки крепления, снимаем кронштейн троса привода дроссельной заслонки и отводим кронштейн с тросом в сторону (см. «Снятие ресивера»).
Крестообразной отверткой ослабляем затяжку хомута нижнего шланга вентиляции картера и снимаем шланг с патрубка крышки головки блока цилиндров.
Крестообразной отверткой ослабляем затяжку хомута шланга вентиляции картера (основной контур), и снимаем шланг с патрубка крышки головки блока цилиндров.
Крестообразной отверткой ослабляем затяжку хомута шланга вентиляции картера (контур холостого хода) и отсоединяем шланг от патрубка крышки головки блока цилиндров.
Ключом на 10 отворачиваем две гайки крепления крышки головки блока цилиндров и снимаем шайбы
Снимаем две резиновые втулки
Снимаем крышку головки блока цилиндров
Считая от привода распределительного вала, первый, четвертый, пятый и восьмой клапаны – выпускные; второй, третий, шестой и седьмой – впускные.
Порядок проверки и регулировки зазоров в механизме привода клапанов следующий.
Поворачиваем коленчатый вал за болт крепления шкива привода генератора по часовой стрелке до совмещения установочных меток на зубчатом шкиве распределительного вала и задней крышке ремня привода ГРМ.
Затем доворачиваем коленчатый вал по часовой стрелке еще на 40 — 50° (2,5—3 зуба на шкиве распределительного вала).
В этом положении валов проверяем набором щупов зазоры у первого и третьего кулачков распределительного вала.
Зазор между кулачками распределительного вала и регулировочными шайбами должен быть 0,20 мм для впускных клапанов и 0,35 мм для выпускных.
Допуск на зазоры для всех кулачков составляет 0,05 мм.
Если зазор отличается от нормы, то на шпильки корпусов подшипников распределительного вала устанавливаем приспособление для регулировки клапанов.
Разворачиваем толкатель так, чтобы прорезь в его верхней части была обращена вперед (по ходу автомобиля).
Вводим «клык» приспособления между кулачком и толкателем.
Нажимаем вниз на рычаг приспособления, утапливаем «клыком» толкатель.
Устанавливаем между краем толкателя и распределительным валом фиксатор, который удерживает толкатель в нижнем положении.
Переводим рычаг приспособления в верхнее положение.
Пинцетом через прорезь поддеваем и извлекаем регулировочную шайбу.
При отсутствии приспособления для регулировки клапанов можно воспользоваться двумя отвертками.
Мощной отверткой, опираясь на кулачок, отжимаем толкатель вниз.
Вставив ребро другой отвертки (с шириной лезвия не менее 10 мм) между краем толкателя и распределительным валом, фиксируем толкатель и вынимаем пинцетом регулировочную шайбу.
Зазор регулируем подбором регулировочной шайбы с требуемой толщиной.
Для этого микрометром измеряем толщину извлеченной шайбы.
Толщину новой регулировочной шайбы определяем по формуле:
где «А» — замеренный зазор; «В» — толщина извлеченной шайбы;
«С» — номинальный зазор; «Н» — толщина новой шайбы.
Толщина новой шайбы маркируется на ее поверхности электрографом. Новую шайбу устанавливаем в толкатель маркировкой вниз и убираем фиксатор.
Еще раз проверяем зазор. При правильной регулировке щуп толщиной 0,20 или 0,35 мм должен входить в зазор с легким защемлением.
Последовательно поворачивая коленчатый вал на пол-оборота, проверяем и при необходимости регулируем зазоры других клапанов в последовательности, указанной в таблице.
Порядок проверки и регулировки зазоров в механизме привода клапанов следующий.
Проверка и регулировка зазоров клапанов ZD30
moder » 03 авг 2015, 21:33
На ZD30 нет никаких гидрокомпенсаторов или каких-либо мануальных регулировок клапанов, зазоры клапанов жестко устанавливаются подбором калибровочных стальных шайб, поэтому при удачном стечении обстоятельств могут не требовать регулировки в течение сотен ткм, однако проверить их по достижении взрослого пробега всё же не помешает.
На машинах выпуска 01/2003 — 12/2003 регулировка зазоров клапанов осуществляется подбором толщины толкателя (см. ниже).
Проверка зазоров и регулировка клапанов осуществляются на остывшем двигателе (температура примерно 20С).
- прокладка дроссельной заслонки 14327-2W201
- сальники свечей х 4шт. (если давно не менялись) 13276-2W201
- прокладка клапанной крышки (если давно не менялась) 13270-VC100
- головка на 7 для отпускания хомутов впускного трубопровода
- головка на 8 для снятия шины свечей
- головка на 12
- головка на 41 ("звездочка") и короткий вороток к ней (для прокручивания коленвала и выставления меток)
- набор щупов с шагом 0,05 (минимальный набор для проверки 0,3 — 0,45)
- микрометр (если потребуется регулировка)
- компрессор с насадкой типа "игла" или приспособление для извлечения регулировочных шайб
- неодимовый магнит на гибком удлинителе для извлечения регулировочных шайб
- набор регулировочных шайб (если потребуется регулировка)
- динамометрический ключ до 28 Н*м
Более простой и доступный способ извлечения шайб — с помощью компрессора.
На шланг одевается насадка типа "игла"(для накачивания мячей), а на нее в свою очередь одевается длинная тонкая пластиковая трубка от аэрозольного баллона(например WD40). Для напяливания на "иглу" трубку придется размягчить феном.
Шайба подворачивается для доступа к её отверстию, в которое вставляется трубка.
Далее включается компрессор и шайба приподнимается, после чего её можно вытащить мощным магнитом.
Данным способом поделился пользователь Itan_Vazlak .
Ещё более простым способом поделился пользователь Mander :
Для извлечения шайб потребуется обычная плоская отвертка с хорошей ручкой и мощный магнит от жесткого диска. Одной рукой при помощи отвертки давим на кромку стакана, тем самым опуская его вниз, второй рукой при помощи магнита извлекаем шайбу. Недостаток — усилие для отжима стакана нужно прикладывать серьезное.
- T — размер новой шайбы
- T1 — размер старой шайбы
- C1 — измеренный зазор
- C2 — нормальный зазор (0,35 на холодном двигателе)
Номера для заказа и размеры шайб из ремонтного комплекта:
Код: Выделить всё 132292W215 (13229MA70A) — T=2.35
132292W216 (13229MA70B) — T=2.40
132292W217 (13229MA70C) — T=2.45
132292W218 (13229MA70D) — T=2.50
132292W219 (13229MA70E) — T=2.55
132292W220 (13229MA71A) — T=2.60
132292W221 (13229MA71B) — T=2.65
132292W222 (13229MA71C) — T=2.70
132292W223 (13229MA71D) — T=2.75
132292W224 (13229MA71E) — T=2.80
132292W260 (13229MA72A) — T=2.85
132292W261 (13229MA72B) — T=2.90
132292W262 (13229MA72C) — T=2.95
132292W263 (13229MA72D) — T=3.00
132292W264 (13229MA72E) — T=3.05
Номера заменителей см. тут:
viewtopic.php?p=16371#p16371
Регулировка клапанов на машинах выпуска 01/2003 — 12/2003
На машинах данного периода выпуска регулировка зазоров клапанов осуществляется подбором толщины непосредственно толкателей, без применения шайб.
Извлечение толкателей возможно только после снятия распредвалов , поэтому сначала нужно промерить все зазоры и рассчитать размеры новых толкателей для клапанов, зазоры которых "ушли".
Замену толкателей удобно совмещать с заменой привода ГРМ, свечей накаливания и форсунок.
- Идем сюда и осуществляем разборку. Выполняя пункт 15 нужно убедится в совпадении меток AA и BB не шестернях распредвалов и их промежуточной шестерни.
Как отрегулировать клапана на ваз 2106, последовательность и схема проверки тепловых зазоров
Клапана
Непрерывное функционирование двигателя в условиях повышенной температуры становится причиной частого износа главных деталей. А также в ходе эксплуатации меняются тепловые зазоры не сменных клапанов.
Причины для регулировки зазоров
- Увеличение показателей топливного расхода;
- смена динамики во время разгона и производительность силового механизма;
- активация устройства на холостых оборотах становится причиной образования характерных постукивающих звуков.
Даже если признаки сбоев в работе не проявились, необходимо всё равно удостовериться, что они не наступят и сделать регулировку. Потому как преждевременный ремонт, позволит вам экономить большое количество денег на ремонте двигателя, ведь двигатель одна из главных и самых дорогих деталей в ремонте, и обслуживание машины.
Периодичность проверки и регулировки
Процедура должна проводится после каждых тридцати тысяч километров. Эта информация указана как рекомендация от производителя. Проверка наличия и состояния зазоров осуществляется в несколько раз чаще. Если вы демонтировали ГБЦ и заменили её прокладку, процедура настройки зазора целесообразна в любом случае даже если километраж пробега не достиг крайней отметки. Если данная необходимость была проигнорирована, вскоре владелец автомобиля столкнётся с перечисленными выше проблемами в работе силового агрегата. К тому же это приведёт к образованию зазоров равной величины, они будут неравноценными.
Производитель транспорта советуют придерживаться показателя в 0,15 мм.
Подготовка автомобиля к ремонту
Для проведения собственноручной регулировки клапанов необходимо строго следовать установленной схемы действий и основательной предварительной работы.
Первоначально важно удостовериться, что двигатель не работает, в противном случае есть большая вероятность получить замыкание электропроводки. Далее обращается внимание на задние колёса. Под ними должны быть расположены упоры, владелец активирует нейтральный режим скорости.
Открывается капот. На этом этапе важно дождаться остывания мотора, в противном случае можно не надеяться провести точные настройки, увеличивается шанс получить ожог.
Под крышку желательно приобрести прокладку из высококачественной резины, которая не будет деформироваться от влияния повышенной температуры. Если для работы будет выбрана старая деталь, на крышке образуются характерные подтёки из масла.
Если это необходимо, извлекается специальный трос из педали газа. Это проводится одновременно с извлечением карбюраторной крышки.
Чтобы избавиться от вкрученных болтов, нужно взять ключ «десятку». Обязательно контролировать сохранность шайб под болтами, они потом понадобятся при скручивании всей системы.
Инструмент для проведения работ
Изначально нужно удостовериться, что в наличии есть необходимый инструментарий:
- рожковые ключи. Желательно выбирать торцовые;
- отвёртки. Они должны быть оснащены плоским ножиком;
- щуп, которым проводится регулировка. А также можно приобрести микрометр;
- поворотный ключ. Используется для работы с коленвалом.
Спец инструмент для регулировки
К этой категории относится специальный щуп для мотора автомобиля марки ВАЗ. Его толщина 0,15 мм (для работы с двумя клапанами). А также можно использовать специальный микрометр.
Чтобы правильно выставлять зазоры всех клапанов необходимо взять регулировочный щуп. На его чехле или в коробке прописана схема и методичность регулировки разных клапанов. Однако классический щуп заданной толщины не способен перекрыть весь шириной зазор, поэтому использовать этот инструмент для точной регулировки – нецелесообразно. Кроме того, показатели зазоров во время эксплуатации машины постоянно меняются за счёт изнашивания клапанов и всех деталей транспорта. В итоге подлинность и чёткость регулировки ещё более уменьшаться.
Чтобы максимально точно выставить зазоры необходимо приобрести или арендовать ещё одни профессиональный инструмент. Это микрометр. В случае его использования результаты измерений будут максимально точными вне зависимости от состояния и износа моторных деталей.
Регулировка зазоров клапанов
Чтобы обеспечить бесперебойное и медленное поворачивание коленвала на заданный и желаемый угол необходимо приобрести специальный ключ. С его помощью можно проводить последовательную регулировку всех элементов. Первоначально нужно пронумеровать клапаны и рабочие цилиндров. Нумерацию необходимо начинать с фронтальной области мотора (слева направо).
когда коленвал находится в неподвижном состоянии, проводится регулировка восьмого и шестого клапана;
при первом повороте детали на 180° проводится регулировка седьмого и четвёртого клапана;
при втором повороте детали на 360° проводится регулировка третьего и первого клапана;
при третьем повороте детали на 540° проводится регулировка второго и пятого клапана.
Порядок регулировки
Использование микрометра, в комплекте с деталью есть специальная последовательная схема регулировки всех клапанов.
Проводить контроль за поворотным углом коленвала допускается также во время наблюдения за активностью одного элемента. Это как правило, трамблёр или распредвал. Разница заключается только в том, что седьмой и четвёртый клапан можно регулировать во время поворота на девятьсот градусов, а не на 180°, как описано выше. Угол дальнейших поворотов получается вдвое меньше — указанное выше число делится на 2. Для контроля над процессом на корпус трамблёра проставляются специальные метки.
Таблица регулировки
Как проводить регулировку образованных зазоров | ||
Поворотный угол. Градусы | Н цилиндра, где происходит такт сжатия | Н клапанов, что будут регулироваться |
4 | 8,6 | |
180 | 2 | 4,7 |
360 | 1 | 1,3 |
540 | 3 | 5,2 |
Регулировка микрометром
- Транспорт фиксируется, чтобы обезопасить возможное движение или активацию мотора.
- Чтобы открыть доступ к клапанам необходимо демонтировать с корпуса мотора фильтры для воздуха
- Демонтируется трос большого акселератора.
- Откручиваются чёрные крепительные гайки из клапанной крышки.
- После снятия защёлок извлекается крышка распределителя.
- Свечи зажигания выкручиваются и извлекаются.
- Проверяется натяжение цепки ГРМ (регулировка проводится только при её нормальном натяжении).
- Проворачивается коленвал специальным ключом за маховик. На этом этапе должны совместиться производственные метки приводной звезды распределителя и корпуса подшипника. В итоге работы цилиндр 4 окажется в пиковой верхней точке. Теперь возможно регулировать восьмой и шестой клапан.
- На приводной звёздочке необходимо нанести дополнительные метки. Для этого используется канцелярский маркёр.
- Проверяется соответствие проставленных меток. Берётся во внимание шкив коленвала и моторный блок.
- В дополнение к производственным меткам проставляются метки через каждую 1/4 оборота.
- Звезда распредвала напрямую связана с цепочкой коленвала.
- Крепко фиксируется рейка.
Регулировка зазоров щупом
Регулировка данной методикой проводится в аналогичном порядке.
Поворачивается маховик установленного коленвала, важно достигнуть совпадения меток звёздочки. Обращается внимание на распредвал, крышки подшипника. В итоге работы поршень цилиндра №4 установится в ВМТ. На этом этапе появится возможность регулировки шестого и восьмого клапана.
Монтируется классический щуп (0,15 мм). Это проводится в пространстве между распредвалом и восьмым рокером клапана.
Точность такой регулировки будет в разы ниже, чем при приобретении профессионального микрометра.
По аналогии с описанным выше вариантом (с использованием микрометра) проводится регулировка клапаны. Контргайка ослабляется семнадцатым ключом и выставляется зазор четырнадцатым ключом. Допускается использование отвёртки.
Для регулировки используется рожковый ключ. Но кроме этого, можно приобрести отвёртку с плоским наконечником — регулировочный болт дополнен отдельной прорезью.
После установки нужного зазора контргайка зажимается. После проводится контрольный замер зазорной величины.
Зазоры регулируются с минимальным запасом. Это проверяется свободным вхождением щупа в область между двумя деталями. Это рокер и распредвал.
Регулировка в два приёма
Обращая внимание на позицию с ориентацией на метки, необходимо удостовериться в соответствие зазора на первой паре кулачков. Это восьмой и шестой и работа начинается именно с них. Просчитывать зазор необходимо от самой ближней метки. Она расположена непосредственно возле лобового стёкла. Щуп помещается сверху рокера под распределительным валом. Если деталь свободно поднимается, это сигнализирует о важности послабления гаек. Ослабьте гайку на тринадцать, чтобы не допустить прокручивание и затяните в дальнейшем этапе гайку на семнадцать. После этого важно удостовериться в установленных зазорах. Щуп не должен деформироваться или взламываться во время входа в зазор.
На данном этапе коленвал поворачивается на шесть шагов, чтобы достигнуть слияния отметок на шкиве и звёздочках. Последние должны, соответствовать позиции на девять часов. Последующая пара седьмого и четвёртого кулачка настраивается по аналогии.
Коленвал прокручивается на 180 градусов, чтобы достигнуть позиции в 6 часов. Необходимо строго контролировать совпадением с отметками шкива. Регулируется третий и первый кулачки
Положение отметки обеспечивается на 3 часа, и начинается работа со вторым и пятым кулачком.
Стартером прокручивается коленвала и повторно контролируются все параметры.
Проводится установка всех изъятых и демонтируемых деталей, придерживаясь установленного порядка манипуляций.
Регулировка в четыре приёма
Рекомендации завода изготовителя советуют регулировать зазор у двух клапанов, при повороте коленвала на 180° – и так ещё три раза. Однако при отсутствии свободного времени все манипуляции можно сделать и в два приёма.
Полезные советы
Перед началом работы проверяются газораспределительные цепи. Они должны быть правильно установлены. А также контролируется интенсивность цепного натяжения.
Если будут появляться звуки около клапанной крышки, то это прямой сигнал о важности регулировки. Для работы необходимо использовать профессиональные инструменты, что произведены специально под двигатель рассматриваемого автомобиля.
При правильной регулировке с чётким следованием инструкции, функционирование силовой системы будет тихим, при этом топливный расход – уменьшится.
Если мастер не уверен в собственных силах и компетенции, эту работу лучше доверить профессионалам, Потому как данная работа, требует знаний и мастерства.