Регулировка фар и уход за ними
Регулировка фар и уход за ними
Регулировку фар обычно производят при ТО2, а также после замены лампы. Проверка производится при помощи прибора НИИАТЭ6; в этом случае экран не требуется.
Проверить направление светового потока можно и при помощи экрана. Выбирают ровную горизонтальную площадку, на ней устанавливают экран. Его поверхность должна быть белой, а линии разметки наносят черной краской. Давление воздуха в шинах должно быть в обоих колесах одинаковым и соответствовать норме. Подвеска автомобиля должна быть в исправном состоянии.
Передние колеса устанавливают в положение, соответствующее движению автомобиля по прямой линии; регулировка фар грузовых автомобилей и автобусов производится без груза и пассажиров. Во время регулировки фар легкового автомобиля водитель должен находиться за рулем.
Предварительно размечают экран. Для этого, как показано на рисунке 38, а, замеряют расстояние от пола до центра фар (размер Н) и проводят линию АА. Затем параллельно ей проводят линию ББ на расстоянии h (смотреть статью под номером 46). В таблице этот размер дается, а для некоторых автомобилей он подсчитывается. Например, замеряют расстояние от пола до центра фар (размер Н), для проведения ¦линии ББ нужно от размера Н отнять 40 мм и получим размер h.
Кроме того, проводят две вертикальные линии от центра оси движения, равные половине расстояния между центрами фар «В». Пересечение этих линий дает центр Oi и 02 световых пятен. Включают дальний свет и поочередно закрывают правую и левую фару
Вначале регулируют внутренние фары при дальнем свете; центр светового пятна регулируемых внутренних фар должен быть смещен на 51 мм вниз от горизонтальной оси АА. При этом допускается отклонение центра светового пятна от горизонтальной оси фар ±51 мм и от вертикальной оси ±152 мм. Затем регулируют внешние фары.
При включенном ближнем свете верхняя граница светового пятна должна находиться на горизонтальной оси АА фар или смещена вверх—вниз от оси не более чем на 51 мм (смотреть статью под номером 38в). А от вертикальной оси II и II внешних фар левая кромка светового пятна должна быть смещена вправо от 51 до 152 мм. Регулировка внешних фар при дальнем свете и внутренних фар при ближнем сйете не производится.
Установка противотуманных фар. Противотуманные фары должны устанавливаться на высоте не ниже 25 см от пола. Расстояние от края автомобиля до фары должно быть 40 см, а расстояние между фарами — не менее 60 см. Свет фар по горизонтали должен быть симметричен оси автомобиля, и центр светового пятна должен достигать поверхности дороги не далее 20 м от автомобиля.
Проверка контрольноизмерительных приборов светонепроницаемым материалом. Наблюдают при этом, размешается ли центр светового пятна обеих фар соответственно с точками Oi и Ог. При несоответствии производится регулировка перемещением оптического элемента фары влево — вправо или вверх — вниз, пока центры световых пятен фар не совпадут с точками Oi и 0%. Регулировку производят боковыми или верхними регулировочными винтами. После регулировки фар и установки ободков производят повторную проверку.
Регулировка четырехфарной системы освещения дороги. По рекомендации SAE автомобиль устанавливают от экрана на расстоянии 7,62 м. Размечают экран, как показано на рисунке 386, следующим образом: замеряют расстояние от пола до центра фар (Н) и прочерчивают на экране горизонтальную прямую АА, равную Н, чертят вертикальные I и I, II и II линии, равные половине расстояния между центрами регулируемых фар.
Датчик и приемник указателя уровня топлива можно проверить, не снимая их с автомобиля. Для этого мерной посудой заполняют бак топливом по указателю. Более точную проверку производят прибором модели 531: закрепляют на крышке прибора проверяемый датчик, подключают аккумуляторную батарею, кладут на рычаг поплавка датчика плечо ползунка, а на градусной шкале отмечают степень наполнения бака 0; 1/4; 1/2 и П. Включив прибор, передвигают ползунок вместе с рычагом поплавка датчика в соответствующее положение степени наполнения бака, а по шкале микроамперметра производят отсчет, который должен соответствовать данным таблицы 47.
В случае несоответствия снимают крышку датчика, ослабляют винт крепления реостата и производят регулировку поворачиванием его.
Проверка приемника указателя уровня топлива также производится прибором модели 531. К прибору подключают приемник. Затем на нем устанавливают переключатель в положение 0; 1/4, 1/2; П и полученные данные сличают с контрольными таблицы 48.
Если указатель дает погрешность сверх допустимой, то необходимо произвести регулировку (перемещением катушек).
Для проверки указателей температуры воды снимают датчик и приемник, помещают их в сосуд, наполненный водой. Нагревают его, но предварительно к аккумуляторной батарее подключают последовательно приемник и датчик. В процессе нагрева наблюдают за показаниями термометра. Если приборы показывают неправильно, поочередно заменяют датчик, приемник и производят повторную проверку. Указатель температуры воды можно проверить на приборе модели 531; проверка производится совместно или раздельно. Для совместной проверки датчика и приемника его помещают в стакан прибора, наполняют водой на 75% емкости. Корпус датчика соединяют с клеммой «М» генератора, а клемму датчика — с проводом приемника. Показания приемника при кипении воды в приборе не должны превышать 100°±5°С.
Датчик проверяют аналогичным образом. Его также помещают в стакан и доводят воду до кипения. При включении микроамперметра он должен показывать 12—17 мкА.
Указатель давления масла можно проверить по контрольному манометру, подключив его в главную масляную магистраль системы смазки. Проверить датчики и приемники можно на приборе модели 531. Для этого датчик помещают в прибор и соединяют его с «массой» автомобиля, нагнетают воздух насосом прибора в камеру до давления 2 кТ/см2 по приемнику. По контрольному манометру давление должно быть в пределах 1,6—2,4 кГ/см2.
Увеличиваем давление до 5 кГ/см2 по приемнику, которое по контрольному манометру должно быть 4—6 кГ/см2. При несоответствии производят раздельную проверку. Подключают датчик, нагнетают воздух в камеру насосом до давления 2 кГ/см2. Контроль осуществляется с помощью контрольного манометра. При включении микроамперметра показания его должны составить 63—79 мкА.
Затем нагнетают воздух до давления 5 кГ/см2, показания микроамперметра должны быть 120—150 мкА, а при нулевом давлении в камере показания микроамперметра должны быть 7—14 мкА.
Приемник давления масла проверяется аналогично приемнику указателя температуры воды. Устанавливают стрелку приемника реостатом прибора на делении 0, затем 2 и 5. Показания микроамперметра должны быть 44—60, 129—143, 184—200 мкА. При несоответствии приемник можно подрегулировать смещением регулировочного сектора. Регулировку датчика можно произвести изменением усилия сжатия контактов, вращая регулировочный сектор.
Проверка ножного и центрального переключателей, включателя стопсигнала. Ножной переключатель проверяется в двух положениях, в одном положении (смотреть статью под номером 39а) должна гореть одна лампа 2. а при переключении должна загораться другая 4, а первая лампа 2 гаснуть.
Проверку включателя стопсигнала производят на специальном стенде, который снабжен специальным насосом и создает давление до 6 кГ/см2 (смотреть статью под номером 396). Если исправен включатель, то лампочка 4 должна загораться при давлении в системе 3,5—6 кГ/см2. При несоответствии этим показателям включатель стопсигнала заменяется.
Центральный переключатель проверяется в различных положениях (смотреть статью под номером 39в). Для этого подключаются лампы к зажимам переключателя. В первом положении штока переключателя все лампы не должны гореть, во втором положении должны гореть лампы / и 2, в третьем положении штока переключателя должны гореть лампы 2, 5, 6. Если при соответствующих положениях штока лампы не загораются, переключатель следует разобрать и проверить.
Проверка и регулировка электромагнитной муфты включения вентилятора. В автомобилях ГАЗ24 (смотреть статью под номером 40) проверяют зазор между электромагнитом 2 и якорем 3, который должен быть в пределах 0,3—0,5 мм. В случае необходимости производится регулировка тремя болтами /. Для этого отпускают контргайку 4 и вращением болтов 1 устанавливают равномерный зазор по всей окружности.
Также проверяется состояние щетки и контактного кольца. Изношенную щетку заменяют, замасленное кольцо протирают и зачищают тонкой стеклянной шкуркой. Проверяется усилие пружины щетки, которое должно находиться в пределах 180—260 г.
Проверка датчика электромагнитной муфты. Проверяют исправность, погружая датчик в воду. При этом соединяют датчик с аккумуляторной батареей через контрольную лампу (только резьбовую часть) и подогревают воду. При достижении температуры 90—97° контакты в датчике замыкаются и контрольная лампа загорается. При охлаждении воды до температуры 78—85° контакты должны размыкаться и контрольная лампа гаснуть. Если температура включения не соответствует, то датчик следует заменить.
Проверка и регулировка сигналов. Ежедневно перед выездом следует проверять действие сигналов, а при проведении технического обслуживания — проверять крепления сигналов, наконечников проводов, зачищать контакты прерывателя, реле, а также при надобности производить регулировку звука.
Регулировка силы звука достигается изменением силы тока в цепи путем изменения силы прижатия контактов прерывателя с помощью гайки / (смотреть статью под номером 41). Тон звука регулируется изменением зазора между якорьком 2 и сердечником 3, который должен быть в пределах 0,7—0,8 мм. Вначале при помощи гаек 4 и 7 устанавливают пластину 5 параллельно якорьку 2; ослабляют гайку 6 и, вращая якорек 2, устанавливают необходимый зазор.
Реле сигналов при необходимости регулируют так, чтобы зазор между якорьком и сердечником был в пределах 1 —1,2 мм (регулируется подгибанием ограничителя подъема якорька).
Напряжение включения контактов должно быть в пределах 6— 8 В и регулируется изменением натяжения пружины путем подгибания кронштейна крепления пружины. Зазор между контактами имеет пределы 0,4—0,7 мм; регулируется подгибанием стойки.
Регулировка света фар
Заводы-изготовители выпускают автомобили с отрегулированной заводской оптикой, однако по прошествии определенного времени она обязательно требует корректировки или регулировки. Вопрос о том, как отрегулировать фары, также встает после любой аварийной ситуации, ремонта кузова, связанного с заменой кузовных деталей переднего оперения автомобиля, а также после замены пружин и стоек подвески.
Регулировка фар необходима для правильного направления светового потока на полотно проезжей части и края обочины. От правильной регулировки зависит не только комфортность при движении, но и, что самое главное, безопасность в сложных погодных условиях, в сумерках и в темное время суток.
Как отрегулировать фары? Можно сделать это самостоятельно, а можно доверить эту операцию мастерам в автосервисе. Благо, все необходимое оборудование у них есть
В процессе эксплуатации автомобиля настройки фар головного света изменяются незначительно и требуют, в основном, лишь небольшой корректировки. Регулировку фар можно выполнить как самостоятельно, так и на специализированных автосервисах, оснащенных необходимым современным оборудованием.
Как отрегулировать фары своими руками
Саму регулировку на современных автомобилях можно выполнять без разборки головной оптики — с помощью регулировочных винтов (пластиковых ручек) в тыльной стороне фар. С их помощью можно поднять или опустить фары по вертикали (вверх-вниз), а также повернуть световой пучок к центру или отвести к его краю по горизонтали (вправо-влево).
В зависимости от конструкции, для регулировки своими руками может также понадобиться крестовая отвертка (длинная или короткая), а на некоторых моделях — шестигранник либо торцевой или накидной ключ.
Порядок самостоятельной регулировки
Порядок регулировки фар для всех автомобилей одинаков: неважно, регулируете ли вы фары ВАЗ 2107 или Renault Logan. Чтобы отрегулировать фары своими руками, необходима ровная площадка на улице или в гараже и какая-либо поверхность (стена дома, гаража, сплошной забор и т.п.), на которой можно разметить импровизированный тарировочный экран.
Автомобиль устанавливается на расстоянии 5 метров от стены. На стену наносится разметка экрана. Сначала отмечается центр — линия 0, которая должна совпадать с продольной осью автомобиля.
Затем замеряется расстояние между центрами фар и переносится на экран в виде двух вертикальных линий – Л (центр левой фары) и П (центр правой фары).
Далее необходимо замерить высоту центров фар от земли или пола, и на этой высоте провести на экране горизонтальную линию H. При этом могут наблюдаться отличия в высоте центра левой и правой фар.
На автомобилях с электро- или гидрокорректором регулятор необходимо установить в положение «0», в противном случае корректор вернет прежние регулировки автоматически.
После этого надо включить ближний свет фар. Для каждой фары регулировку лучше проводить отдельно, корректируя положение ее светового пятна, закрыв при этом вторую фару любым подручным материалом, не пропускающим свет, или сняв с нее питание.
Световой пучок противотуманных фар регулируется только по высоте
Фары можно считать отрегулированными, когда верхние края левых частей их световых пятен совпадут с горизонтальной линией H (высоты центра фар от дороги), а вертикальные линии Л и П (центры фар) пройдут через точки пересечения наклонных и горизонтальных участков световых пятен.
Если автомобиль оснащен противотуманными фарами, то их световой пучок регулируется только по высоте. Регулировкой добиваются, чтобы верхний край их световых пятен был на уровне линии высоты H ближних фар или немного ниже ее.
Правильно установленные и отрегулированные противотуманные фары будут меньше отражаться от тумана, попадая в него под необходимым углом. Помимо этого, «противотуманки» делают неровности на дороге контрастными, создавая тень, подсвечивая их сбоку.
Корректор фар
При загрузке багажника (особенно сверх допустимого предела) корма автомобиля «приседает», а носовая часть поднимается вверх – лампы ближнего света выходят из-под контроля и ослепляют встречных водителей. При переключении на «дальний» поднятые фары освещают не дорожное полотно, а верхушки деревьев.
Если багажник автомобиля забит под завязку, перед поездкой лучше провести корректирующую регулировку фар, а после разгрузки вернуть прежние настройки
В этом случае перед поездкой требуется выполнить корректирующую регулировку фар в целях своей безопасности и безопасности других участников движения. Для этих целей современные автомобили оснащены корректором фар (на ВАЗ 2110, к примеру, установлен гидрокорректор, который меняет угол наклона фар в зависимости от степени нагруженности машины).
Устройство лампы ближнего света
В зависимости от высоты центров фар изменяется наклон светотеневой границы, и эта величина имеет решающее значение при регулировке.
Объясняется это тем, что конструктивно лампа ближнего света имеет ограничительный козырек над нитью накаливания, ограничивающий световой поток по высоте.
Этот козырек можно сравнить с козырьком летней кепки, который закрывает верхний обзор для глаз: чтобы разглядеть что-то выше границы козырька, нужно поднять голову вверх. То же происходит и с лампой ближнего света.
Границы светового потока
Световой пучок правильно отрегулированного ближнего света должен быть направлен вперед и «падать» вниз под определенным углом, при этом величина этого угла различна для каждого автомобиля.
К примеру, угол наклона 1.0% (обозначен обычно рядом с фарой или на самой фаре) означает, что при удалении от головных фар автомобиля на 1 метр, его светотеневая граница опустится на 1 см.
Скажем, если высота центров фар Н = 0,8 м и угол наклона 1.0%, светотеневая граница будет «касаться» полотна дороги на расстоянии 80 метров. Когда угол наклона будет, например, 1.5%, светотеневая граница коснется дороги на расстоянии лишь 53 м.
Этот угол позволяет равномерно освещать дорожное полотно на расстоянии, чтобы и ближние, и дальние участки в пучке были освещены одинаково. Но подобная форма пучка может получиться лишь при правильной регулировке.
В задачу ближнего света входит также и освещение правой обочины, пешеходов и дорожных знаков. При этом даже на неровностях дороги автомобиль, «играя» кузовом, не должен слепить водителей встречных автомобилей.
Луч света должен хорошо светить вдаль, что достигается точным углом его установки. Как показывает практика, даже небольшое нарушение в регулировке головной оптики ведет к неэффективному освещению дороги и, вдобавок, к ослеплению встречных автомобилей. Либо получается обратный эффект – фары образуют яркое пятно, направленное вниз, которое практически не видно из салона автомобиля.
Профессиональная регулировка фар в сервисе
При самостоятельной регулировке фар, не имея специального оборудования, чаще всего нельзя добиться оптимального угла наклона луча света. Вернее, этого можно добиться, но понадобится несколько дополнительных регулировок, при этом каждый раз нужно будет выезжать на дорогу для получения результата и его сравнения с предыдущим.
Качественный тестер фар на специализированных СТО выполняет настройку головной оптики с учетом всех конструктивных особенностей автомобиля
«Левые» лампы и сложности при их эксплуатации
Сегодня появилось множество подделок под модный ксенон: производители окрашивают лампы в синий цвет и увеличивают их мощность, чтобы максимально эффективно имитировать луч ксенона. Подобные лампы не рассчитаны на стандартную заводскую оптику и, помимо того, что ведут к частым перегревам элементов оптики, еще и ослепляют водителей встречных автомобилей. Такую псевдо-оптику крайне трудно отрегулировать и лучше отказаться от ее применения.
В целом же, для безопасности движения и повышения комфорта выгоднее всего обратиться к услугам профессионалов, у которых регулировка фар будет отвечать всем требованиям завода-изготовителя. К тому же, подобная услуга обычно стоит недорого.
Регулировка фар автомобиля
Регулировка фар автомобиля, является одной из составляющих безопасного вождения в темное время суток. Свет, от неправильно отрегулированных фар создает неудобства не только водителю автомобиля, но и другим участникам дорожного движения. Вот о том, как происходит регулировка фар автомобиля, мы и поговорим в этой статье.
Регулировка фар дальнего и ближнего света
Правильная регулировка автомобильных фар — важнейший фактор безопасности движения в ночное время как для водителя, так и для тех, кто движется ему навстречу. Если луч будет направлен хотя бы чуть-чуть ниже, чем нужно, то произойдет существенное уменьшение геометрической дальности освещения (табл. «Геометрическая дальность горизонтального компонента светотеневой границы ближнего света» ). Если луч будет направлен хотя бы чуть-чуть выше, чем требуется, то водители встречных машин будут гораздо сильнее ощущать ослепление.
Правила, стандарты и оборудование для регулировке фар
Регулировка фар в Европе
Начиная с 1 января 1998 г., в Европе стало обязательным наличие автоматической или ручной вертикальной коррекции фар у всех новых автомобилей, кроме случаев, когда другое оборудование (например, гидравлическая регулировка подвески) гарантирует, что угол наклона светового луча останется в предписанных пределах. Хотя это оборудование не является обязательным в других странах, его использование разрешено.
Система автоматической коррекции фар должна компенсировать состояние нагрузки путем опускания или подъема светового луча в диапазоне от 5 см /10 м (0,5 %) до 25 см / 10 м (2,5%).
Ручной корректор фар приводится в действие с места водителя и в базовом варианте должен иметь фиксатор положения; регулировка пучка света также выполняется из этого положения. Устройства с плавным и ступенчатым управлением характеризуются видимой разметкой в зоне ручного переключателя, которая должна соответствовать условиям нагружения автомобиля, для необходимой регулировки вертикального наведения.
Варианты конструкций механизмов для регулировки фар
Во всех вариантах используется регулирующий механизм для вертикальной регулировки отражателя фары (конструкция корпуса) (рис. «Автоматическая вертикальная регулировка фар» ). Приборы ручного управления имеют переключатель, приводимый в действие водителем (рис. «Ручная вертикальная регулировка фар» ), в то время как автоматические регуляторы получают сведения от датчиков расположения оси и степени сжатия подвески, после чего передают соответствующие сигналы к средствам регулирования.
Гидромеханические системы регулировки фар
Гидромеханические системы работают по принципу перетекания жидкости по соединительным шлангам между ручным переключателем (или датчиком уровня) и элементами регулирования. Степень регулировки соответствует количеству перетекающей жидкости.
Вакуумные системы регулировки фар
У вакуумных систем ручной переключатель (или датчик уровня) регулирует вакуум от впускного трубопровода и передает его к устройствам регулировки, таким образом, получается переменная степень регулировки.
Электрические системы регулировки фар
В электрических системах в качестве регулирующих механизмов используется электрические редукторные двигатели. Управление ими осуществляется или с помощью соответствующих переключателей в автомобиле, или от осевых датчиков.
Регулировка света фар в Европе
Автомобили должны иметь фары, которые бы обеспечивали соответствующее освещение дороги без какого-либо ослепления водителей встречного потока автомобилей. Директивы ЕС (и, соответственно, требования статьи 50 StVZO Правил регистрации транспортных средств в Германии) регламентируют необходимую регулировку фар по горизонтали и вертикали. Ослепление ближним светом считается предотвращенным, если освещенность не превышает 1 лк на расстоянии 25 м перед каждой фарой, когда луч проецируется на поверхность, перпендикулярную дороге на высоте центра фары и выше. Если же автомобиль подвергается очень большим механическим смещениям из-за изменения загрузки, то фары должны регулироваться таким образом, чтобы достичь нужного результата.
Директивы ЕСЕ R48 и EEC 76/756 определяют базовую регулировку и размеры. Для категорий автомобилей, не охватываемых этими директивами, применяются предписания ЕСЕ R48 или ЕСЕ R53.
Подготовка к регулировке света фар
Загруженный автомобиль
Транспортные средства, кроме мотоциклов, без нагрузки, 75 кг (один человек на водительском сиденье).
Мотоциклы: для ЕС (согласно 93/92/ЕЕС) без нагрузки, без человека на водительском сиденье; для ЕСЕ и StVZO (Правил регистрации транспортных средств в Германии) без нагрузки, 75 кг (один человек на водительском сиденье).
Подвеска
Автомобили без самовыравнивающейся подвески катятся несколько метров так, чтобы подвеска выровнялась.
Автомобили с самовыравнивающейся подвеской выводятся на нужный уровень согласно инструкции по эксплуатации.
Давление в шинах при регулировке фар
Давление в шинах должно регулироваться в соответствии с инструкцией по эксплуатации автомобиля, по загруженному состоянию.
Обязательные проверки систем регулировки фар
Автоматические системы должны эксплуатироваться согласно инструкции по эксплуатации.
На автомобилях, зарегистрированных до 1.01.1990, положительно располагающееся положение регулятора не требуется.
Системы ручной коррекции с двумя положительно располагающимися положениями регулятора на автомобилях, где луч фары поднимается по мере загрузки, регулятор должен быть установлен в положение, при котором луч находится в крайнем верхнем положении (минимальная степень наклона).
На автомобилях, где луч фары опускается по мере загрузки, регулятор должен быть установлен в положение, при котором луч находится в крайнем нижнем положении (минимальная степень наклона).
Поверхность и условия испытаний
Автомобиль и устройство для проверки фар должны стоять на плоской поверхности (согласно ISO 10604);
Регулировки и проверки должны выполняться в закрытом пространстве, где освещение не слишком яркое.
Регулировка и проверка с помощью устройства для регулировки фар
Устройство для регулировки фар должно быть установлено на определенном расстоянии от фар (кроме случая с автоматическим оборудованием).
Если устройства для регулировки фар не перемещаются по направляющим, то вертикальную регулировку относительно продольной центральной оси автомобиля нужно выполнять отдельно для каждой фары. Затем проверку нужно выполнить, не сдвигая устройство вбок.
Если устройства для регулировки фар перемещаются по направляющим (или чем-то подобном), то вертикальную регулировку относительно продольной центральной оси автомобиля нужно выполнять только один раз в наиболее удобном положении (например, в центральном положении спереди автомобиля).
В этом случае на устройстве регулировки фар нужно установить размер регулировки для данной фары, проверить регулировку фар и установить для фары нужную регулировку.
Регулировка и проверка с помощью проверочного экрана
Проверочный экран должен быть перпендикулярен поверхности, на которой стоит автомобиль, и быть под прямым углом к продольной центральной оси автомобиля.
Проверочный экран должен быть светлым, иметь регулировку по вертикали и горизонтали и метки, изображенные на рис. «Экран для проверки света фар«.
Проверочный экран должен быть расположен на расстоянии 10 м от передней части автомобиля, чтобы центральная отметка совместилась с центром проверяемой или регулируемой фары (рис. «Относительные положения проверочного экрана и продольной оси автомобиля» ). В случае с очень низко направленными фарами (например, противотуманными), можно выбрать более короткое расстояние путем соответствующего вычисления регулировочного размера.
Каждую фару нужно регулировать отдельно, поэтому другая фара или фары должны быть прикрыты.
Вертикальное положение проверочного экрана должно быть установлено так, чтобы верхняя граница (параллельная земле) была на высоте h = Н— е. Если поверхность экрана не находится на расстоянии 10 м от автомобиля, то настройку в необходимо соответственно преобразовать.
Примечания по регулировке света фар
В случае с ассиметричными фарами ближнего света и противотуманными фарами самое высокое положение светотеневой границы должно быть на верхнем срезе и проходить как можно более горизонтально по минимальной ширине проверочного экрана. Боковая регулировка фар должна быть такой, чтобы световое пятно располагалось как можно симметричнее относительно перпендикулярной линии, проходящей через центральную отметку.
В случае с ассиметричными фарами ближнего света светотеневая граница должна касаться верхнего среза слева от центра. Пересечение между левой секцией (которая должна быть как можно горизонтальнее) и наклонной секцией справа от светотеневой границы должно быть расположено на перпендикулярной линии, проходящей через центральную метку.
Центр дальнего света должен приходиться на центральную метку.
У фар с общей регулировкой ближнего света и противотуманных фар или дальнего света, ближнего света и противотуманных фар нужно обязательно использовать в качестве базы для регулировки фару ближнего света (регулировочный размер е, см. табл. «Регулировка света фар» ).
Устройства для регулировки фар
Автомобили должны иметь фары, которые бы обеспечивали соответствующее освещение дороги без какого-либо ослепления водителей встречного потока автомобилей. Для этой цели наклон лучей фар относительно ровной базовой поверхности и их направление к вертикальной продольной центральной плоскости автомобиля должны отвечать официальным директивам.
Устройства для регулировки фар представляют собой переносные камеры получения изображения (рис. Устройства для регулировки фар» ), состоящие из линзы и экрана, расположенного в фокальной плоскости линзы и жестко соединенного с ней. Экран имеет маркировочные деления в целях облегчения корректировки регулирования фары и может просматриваться оператором по обслуживанию оборудования посредством использования подходящих дополнительных приспособлений, таких, как окна и регулируемые преломляющие зеркала. В изображенном внизу устройстве регулировки фар наклон относительно осевой линии фары (в см на фиксированном расстоянии 10 м) устанавливается посредством поворота ручки для перемещения экрана (табл. «Геометрическая дальность горизонтального компонента светотеневой границы ближнего света» и «Регулировка света фар» ).
Устройство регулировки настраивается в соответствии с осевой линией автомобиля путем использования видоискателя, такого, как зеркало с линией ориентации. Оно поворачивается и настраивается таким образом, что линия ориентации равномерно касается двух внешних контрольных меток автомобиля. Камера получения изображения может передвигаться вертикально и закрепляется зажимом на уровне фары автомобиля.
Проверка регулировки фар
Фару можно проверить после правильного расположения оборудования перед рассеивателем. На экране появится изображение схемы распределения света, испускаемого фарой. Некоторые устройства оснащаются фотодиодами и дисплеем в целях получения измерений силы света.
У фар с асимметричной схемой распределения лучей ближнего света светотеневая граница должна касаться горизонтальной верхней отсечки; пересечение горизонтальной и наклонной секций должно находиться на перпендикулярной линии, проходящей через центральную метку (рис. «Изображение на экране устройства для регулировки фар» ). После регулировки светотеневой границы для ближнего света фар, центр дальнего света (предполагается, что дальний и ближний свет фар регулируются вместе) должен находиться в пределах прямоугольной границы вокруг центральной метки.
Регулировка фар в США
Для фар, отвечающих Федеральному законодательству США, все большее распространение получает визуальная (только вертикальная) регулировка, разрешенная с 1.05.1997. Регулировка света фар по горизонтали не производится.
До этого самым распространенным в США методом регулировки фар было использование механических регулирующих устройств. Приборы головного освещения оснащены тремя упругими прокладками на рассеивателе — одна для каждой из трех плоскостей регулировки. Напротив этих прокладок устанавливается калибровочное устройство. Регулировка проверяется по уровнемеру. С помощью метода VHAD (Vehicle Headlamp Aiming Device, устройство регулировки автомобильных фар), разрешенного с 1993 года, фары регулируются относительно фиксированной опорной оси автомобиля. Эта процедура выполняется с использованием уровнемера, прочно закрепленного на фаре. В результате эти три прокладки на рассеивателе больше не потребовались.
Правила регулировки света фар
Правильный угол рассеивания пучка света – залог не только вашей безопасности, но и комфорта других участников дорожного движения в темное время суток. Именно поэтому регулировка фар – неотъемлемая процедура для всех автомобилей, вне зависимости от типа светотехники либо класса авто.
Грамотная настройка означает баланс между максимальной площадью рассеивания, что позитивно влияет на степень освещения дороги, и углом света, при котором водители встречного транспорта сохраняет достаточную степень видимости.
Знание того, как отрегулировать фары, будут полезны каждому владельцу авто.
Место для регулировки
Самостоятельная настройка пучка невозможна без разграфленного отражающего экрана. Для подобных целей подойдет любой плоский участок вертикальной поверхности (стена, ворота гаража).
Обратите внимание на то, что поверхность дорожного полотна перед экраном должна быть ровной на протяжении 10 м.
Измерительный стенд придется чертить своими руками. Приготовьтесь заранее, проделав ниже указанную процедуру еще засветло. Для этого вам потребуется мел либо маркировочный скотч и рулетка. Сам процесс разметки состоит из следующих манипуляций:
- назначьте вертикальную линию;
- измерьте расстояние от лампочки в фаре до земли. Полученное значение будет высотой горизонтальной линии, которую следует начертить на стене. Вертикальная линия должна делить измеренный отрезок на две равные части;
- расположите еще одну горизонтальную линию параллельно предыдущей (ниже на 50 мм);
Учтите, что в случае с системой освещения с раздельными приборами для ближнего и дальнего света, настройка осуществляются отдельно для каждого режима. Регулировка фар дальнего света осуществляется по верхней линии.
Процесс настройки
Следующие предписания дают исчерчивающее руководство по регулировке своими руками:
- расположите фронтальную часть автомобиля на расстоянии 7 м параллельно плоскости экрана;
- включите режим ближнего света;
- отрегулируйте положение отражателя таким образом, чтобы вертикальная граница пучка сбегалась с линией, которую вы чертили второй по счету;
- рассеивание пучка в горизонтальной плоскости должно сбегаться с точками пересечения начертанных линий.
Дальний свет
В автомобилях с разделенной системой главного освещения, схема регулировки фар в режиме дальнего света будет немного отличаться от выше указанной. Ближний режим регулируется по линии В, а ореол пучка дальнего света должен располагаться на пересечении линий H и D.
Измерьте расстояние от места установки ПТФ до земли. Проведите вертикальную линию на отражательной плоскости. Расположите автомобиль в 8 метрах от стены.
Верхняя граница пучка противотуманок должна располагаться на 100 мм ниже чем уровень расположения лампочки. Как и в случае с приборами главного освещения, регулировка фар ПТФ своими руками требует лишь внимательности к соблюдению нормативов.
Комплексный метод
Согласно следующего предписания, настройку главного света, а также ПТФ можно осуществить своими руками за один прием.
- Размечаем на экране горизонтальную линию соответствующую уровню расположения ПТФ;
- на 12 см выше, а также на 22 см ниже проводим еще по одной линии;
- размещаем автомобиль в 10 м от стены, включаем ближний свет и ПТФ;
- регулировка фар происходит до того времени, пока верхняя граница освещения ПТФ будет соответствовать нижней линии, а верхний пучок ближних фар соответствовать верхней линии. Способ настройки горизонтальной области одинаков для всех методов.
Свет дневных ходовых огней призван обозначать ТС, а не освещать дорожное полотно. Поэтому площадь рассеивания светового пучка зависит от места установки. Если ваш автомобиль не был укомплектован ПТФ с завода, но вы установили их своими руками, то регулировка фар дневного света должна происходить в момент инсталляции. Самые важные параметры регулировки:
- пучок должен рассеиваться параллельно дорожному полотну;
- в горизонтальной плоскости допускается площадь освещения до 40º;
- в вертикальном направлении 20º.
Для более детальной информации смотрите установочные нормы по ГОСТ Р 41.48-2004.
Важные нюансы
Регулировка фар своими руками осуществляется с учетом следующих рекомендаций:
- давление в шинах должно соответствовать норме для вашего авто, бак полностью заправлен, в багажнике комплект вещей, которые обычно находятся в машине (запаска, аптечка, набор инструментов и прочие);
- если автомобиль оснащен электрическим корректором отражателей, установите его перед настройкой в нулевое положение;
- лучшего результата можно добиться, регулируя фары с каждой стороны поочередно. Противоположную сторону можно прикрыть светонепроницаемым материалом;
- для большей точности, во время регулировки на пассажирском месте должен сидеть человек, вес которого близок к весу водителя;
- положение отражателя в большинстве автомобилей настраивается механическими корректорами. Один из них отвечает за вертикальный наклон, другой за горизонтальное направление;
Регулировка фар должна осуществляться при каждом вмешательстве в расположение светотехники. Поданный материал поможет проделать процедуру своими руками.