Законы и нормативные акты
Законы и нормативные акты
Важной составляющей при проведении внешнего аудита является рассмотрение соблюдения клиентом положений законов и нормативных актов. Это регулируется МСА 250 (пересмотренный) «Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности».
При подготовке к экзамену «Аудит и сопутствующие услуги» кандидатам важно осознавать, что законы и нормативные акты влияют на аудит не только в отношении выполнения заданий в соответствии с законодательными и нормативными требованиями, а также понимать обязанности и руководства, и аудитора в отношении соблюдения положений законов и нормативных актов.
Согласно п.11 МСА 250 цель аудитора состоит в том, чтобы:
- получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства соблюдения положений тех законов и нормативных актов, которые обычно признаются оказывающими непосредственное влияние на определение существенных показателей и раскрытие информации в финансовой отчетности;
- выполнить конкретные аудиторские процедуры, направленные на выявление случаев несоблюдения прочих законов и нормативных актов, которые могут оказать существенное влияние на финансовую отчетность;
- надлежащим образом реагировать на выявленное или предполагаемое несоблюдение законов и нормативных актов, выявленное в ходе аудита.
Стандарт определяет «несоблюдение» как:
«Умышленное или неумышленное действие или бездействие, которое осуществлено организацией или лицами, отвечающими за корпоративное управление, руководством или иными лицами, работающими в организации или под ее управлением, и которое противоречит действующим законам и нормативным актам. Личные проступки, не имеющие отношения к деятельности организации, не рассматриваются как несоблюдение организацией требований законов и нормативных актов».
Ответственность руководства и аудитора за соблюдение законов и нормативных актов
Кандидаты должны получить понимание того, кто несет ответственность за соблюдение законов и нормативных актов, и кто отвечает за обнаружение несоблюдения законов и нормативных актов.
Ответственность за соблюдение организацией положений законов и нормативных актов несет руководство. Аудитор не несет ответственности за предупреждение и обнаружение несоблюдения законов и нормативных актов.
Законы и нормативные акты, оказывающие и не оказывающие непосредственное влияние
Существует целый ряд законов и нормативных актов, которые организация обязана соблюдать, чтобы продолжать свою деятельность. Например, многие компании должны соблюдать законодательство, относящееся к охране труда и здоровья; деятельность производителей продуктов питания жестко регулируется в части пищевой гигиены; а аудиторская организация обязана следовать кодексу профессиональной этики саморегулируемой организации аудиторов.
Положения некоторых законов или нормативных актов оказывают непосредственное влияние на финансовую отчетность. Другие законы или нормативные акты не оказывают непосредственного влияния на финансовую отчетность организации. Аудитор должен получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства соблюдения положений тех законов и нормативных актов, которые оказывают непосредственное влияние на финансовую отчетность.
Например, при аудите расходов на заработную плату аудитору необходимо получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства соблюдения налогового законодательства. В случае нарушения компании могут быть начислены штрафы, в том числе существенные в отдельности или в совокупности с другими искажениями. Кроме того, показатели финансовой отчетности будут искажены в результате несоблюдения законов или нормативных актов.
Примеры прочих законов и нормативных актов, которые не оказывают непосредственного влияния на финансовую отчетность, но соблюдение которых может оказаться основополагающим по отношению к операционным аспектам бизнеса, к способности организации продолжать ее деятельность приведены в п.6 (b) МСА 250:
- соблюдение условий лицензирования;
- соблюдение требований регулирующих органов по поддержанию платежеспособности;
- соблюдение нормативных актов по охране окружающей среды.
Выявление случаев несоблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов может быть сложной задачей для аудиторов, особенно в случаях недобросовестных действий и/или легализации незаконно полученных доходов (что мы обсудим позже в данной статье).
Сохранение профессионального скептицизма имеет большое значение в данном случае. Аудитор должен отдавать себе отчет в том, что в результате выполнения аудиторских процедур могут раскрыться случаи выявленного или возможного несоблюдения законов и нормативных актов. Например, это такие аудиторские процедуры, как:
- ознакомление с протоколами заседаний;
- направление запросов руководству и юрисконсульту организации или внешнему юрисконсульту относительно судебных разбирательств и исков;
- детальное тестирование по существу в отношении подробностей видов операций, остатков по счетам или раскрытия информации.
Предоставление информации о выявленных или предполагаемых случаях несоблюдения
Аудитор должен обсудить имеющиеся подозрения в несоблюдении с лицами, отвечающими за корпоративное управление (ЛОКУ). Если аудитор подозревает, что ЛОКУ вовлечены в несоблюдение, аудитор должен сообщить об этом должностным лицам следующего уровня корпоративной системы управления организации, если такой уровень существует, например в комитет по аудиту или наблюдательный совет. Если более высокого уровня корпоративной иерархии не существует, аудитор должен рассмотреть вопрос о целесообразности получения юридической консультационной помощи.
Аудитор обязан рассмотреть, оказывает ли несоблюдение существенное влияние на финансовую отчетность и оценить возможное влияние на аудиторское заключение.
Если аудитор выявил несоблюдение законов и нормативных актов или у него есть подозрение в их несоблюдении, он должен определить, содержатся ли в законах, нормативных актах или этических требованиях положения, которые требуют от аудитора проинформировать соответствующий уполномоченный орган, являющийся сторонним по отношению к организации, или устанавливают обязанности, в рамках которых предоставление информации соответствующему уполномоченному органу, может быть уместным в сложившихся обстоятельствах.
Имеются ситуации, когда обязанность сохранять конфиденциальность может преодолеваться нормативным актом, законом или судебным решением. Примерами являются выявление несоблюдения законов в случаях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или незаконный оборот наркотических средств.
Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем
Кодекс этики ACCA определяет легализацию (отмывание) доходов, как процесс, с помощью которого криминалитет придает правомерный вид владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления.
Аудиторы должны быть особенно осторожны в случае подозрения в отмывании доходов, особенно, если бизнес аудируемого лица преимущественно основан на использовании наличной формы расчетов, что дает большую возможность отмывания доходов. Обычно выделяют три стадии отмывания доходов:
- Размещение предполагает введение доходов, полученных из нелегальных источников, в легальную финансовую систему.
- Расслоение – отрыв преступных доходов от источников их происхождения путем сложной цепи финансовых операций для маскировки незаконного источника денежных средств.
- Интеграция — инвестирование «грязных» денег в легальный сектор экономики.
Примеры правонарушений, связанных с отмыванием доходов, могут включать:
- сокрытие криминальной собственности;
- приобретение, использование или владение преступным имуществом;
- участие в соглашении, которое может быть связано с содействием в приобретении криминальной собственности.
Отмывание доходов является уголовным преступлением во многих странах, если у аудитора или бухгалтера возникнет подозрение в отмывании доходов, то он должен информировать о ситуации специалиста отдела финансового мониторинга (MLRO) своей организации, в обязанности которого входит представление информации в уполномоченный орган. В Великобритании таким органом является Национальное агентство по борьбе с преступностью (NCA), а в Российской Федерации — Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).
Лица, не проинформировавшие специалиста отдела финансового мониторинга, и специалист отдела финансового мониторинга, не проинформировавший уполномоченный орган, нарушают закон. Признаки отмывания доходов скорее всего будут схожи с признаками недобросовестных действий, например:
- структура владения компанией является слишком сложной, учитывая ее характер деятельности;
- наличие операций, выходящих за рамки обычной деятельности;
- интенсивное использовании наличной формы расчетов без видимых оснований;
- наличие операций, по которым мало пояснений или они неудовлетворительные;
- отсутствие экономического объяснения операций, совершенных в рамках обычной деятельности.
Предупреждение (tipping off)
Термин «предупреждение» означает ситуацию, когда специалист отдела финансового мониторинга информирует клиента об имеющихся подозрениях в отмывании доходов, что может помешать проверке полученной информации. Закон запрещает информировать аудируемое лицо о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Аудитору не требуется собирать все доказательства и подтверждать факт отмывания доходов, ему необходимо получить достаточные доказательства в отношении подозрений в отмывании доходов.
Заключение
Кандидатам, планирующим сдавать «Аудит и сопутствующие услуги» и «Продвинутый аудит и сопутствующие услуги», рекомендуется получить надлежащее понимание положений законов и нормативных актов не только в рамках Программы курса и Учебного плана, но и в контексте реальных ситуаций, позволяющих более широко применять знания.
Основные нормативные акты и документы, регулирующие аудиторскую деятельность в российской федерации
Вопросы аудиторской деятельности регулируются Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», (до 01.01.2011 Федеральным законом от 07.08.2001 N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»), федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, а также методическими рекомендациями, одобренными Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ и правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ.
Документы по деятельности аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов
Документ, которым одобрены методические рекомендации
Положение о совете по аудиторской деятельности Положение о рабочем органе совета по аудиторской деятельности
Приказ Минфина России от 29.12.2009 N 146н
Положение о порядке ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов и контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов
Приказ Минфина России от 30.10.2009 N 111н
Рекомендации по организации саморегулируемыми организациями аудиторов прохождения аудиторами обучения по программам повышения квалификации
Одобрены Советом по аудиторской деятельностипри Минфине России 29.10.2009 (протокол N 79)
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности
N пра-вила (стан-дарта)
Правило (стандарт) аудиторской деятельности
Документ, утвердивший правило (стандарт)
Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности
Приказ Минфина России от 20.05.2010 N 46н
Модифицированное мнение в аудиторском заключении
Приказ Минфина России от 20.05.2010 N 46н
Дополнительная информация в аудиторском заключении
Приказ Минфина России от 20.05.2010 N 46н
Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля
Приказ Минфина России от 24.02.2010 N 16н
Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита
Приказ Минфина России от 17.08.2010 N 90н
Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита
Приказ Минфина России от 17.08.2010 N 90н
Приказ Минфина России от 16.08.2011 N 99н
Особенности аудита отчетности, составленной по специальным правилам
Приказ Минфина России от 16.08.2011 N 99н
Особенности аудита отдельной части отчетности
Приказ Минфина России от 16.08.2011 N 99н
Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696
Существенность в аудите
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696
Контроль качества выполнения заданий по аудиту
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696
Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696
События после отчетной даты
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696
Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696
Согласование условий проведения аудита
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696
Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696
Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696
Особенности первой проверки аудируемого лица
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696
Особенности аудита оценочных значений
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696
Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696
Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696
Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696
Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696
Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696
Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696
Использование результатов работы другого аудитора
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696
Рассмотрение работы внутреннего аудита
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696
Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696
Компиляция финансовой информации
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696
Использование аудитором результатов работы эксперта
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696
Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696
Контроль качества услуг в аудиторских организациях
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Какие акты регулируют аудит
Налог на прибыль
НДС
Налоги
НДФЛ
Налог на имущество юрлиц
Налог на имущество физлиц
Налог на землю
Транспортный налог
Акцизы, НДПИ
Страховые взносы
Отчетность
УСН
Индивидуальные предприниматели
Затраты на производство
Капитал
Основные средства
Нематериальные активы
Денежные средства
Финансовые вложения, кредиты, займы, расчеты
ККТ
Производственные запасы
Учетная политика
Внутренний контроль
ВЭД
Кадровый учет
Финансовые результаты
Продажа товара по цене ниже себестоимости, налоговые последствия
Ошибка в уведомлении о приеме иностранца дорого обойдется
Признаки предпринимательской деятельности
С какой периодичностью может проводиться плановая проверка юридического лица?
В каких случаях применяется аналогия права?
Что является обычаем согласно действующему российскому законодательству?
Какой принцип действия закона во времени?
Изучаем налогообложение
Форум ответов
О главном
Вечно нужное
Заметок в базе: 4314
Комментариев: 181
Законодательные и нормативные акты аудита в РФ
Государственное регулирование аудиторской деятельности можно условно разделить на 4 уровня:
- Федеральные законы — ФЗ «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008 г., ФЗ от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» — определяют правовые основы регулирования аудиторской деятельности в РФ.
- Подзаконные акты (Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ) — устанавливают функции федеральных органов исполнительной власти по регулированию аудиторской деятельности и др., устанавливают обязательность представления аудиторских заключений (в составе БФО) в органы исполнительной власти, а также обязательность проведения аудита в отношении отдельных предприятий и организаций.
- Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (ФПСАД) — определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.
- Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти — принимаются в соответствии с федеральными законами. Определяют требования к порядку организации аудиторской деятельности, контроля качества ее осуществления, проведению аудиторских проверок в отношении отдельных групп аудируемых лиц и т.д.
Негосударственное регулирование аудиторской деятельности осуществляется на основании следующих документов:
- Внутренние документы саморегулируемых организации аудиторов: аудиторские стандарты, правила определения независимости аудиторов, кодексы этики — определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным ФПСАД, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг. Разрабатываются саморегулируемыми организациями, обязательны для применения исключительно членами таких СРО.
- Внутренние документы (регламенты) аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов: стандарты аудиторской деятельности, правила контроля качества оказываемых услуг, методики аудита и др. Реализуют право аудиторской организации самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы в соответствии с ФПСАД. Детализируют требования ФПСАД, устанавливают конкретные приемы и способы проведения аудиторских проверок, оказания аудиторских услуг. Разрабатываются аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами, применяются в соответствии с внутренними требованиями
Нормативные документы об аудиторской деятельности
На сегодняшний день основным нормативным актом регулирующим деятельность, как частных аудиторов, так и компаний предоставляющих аудиторские услуги в России, является Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон N 307-ФЗ) вступивший в силу 1 января 2009 года.
В этом Федеральном законе дано развернутое понятие аудита и аудиторских услуг, а также определены права, обязанности и ответственность аудируемых лиц и организаций предоставляющих аудиторские услуги. Помимо этого в законе раскрыты требования по аттестации, лицензированию, а также определены органы, на которые возложены контрольные функции за соблюдением требований законодательства в области аудита.
К органам, на которые возложены обязанности по осуществлению контроля над аудиторской деятельностью на территории РФ, относятся уполномоченный федеральный орган исполнительной власти определенный Правительством РФ и аккредитованные профессиональные аудиторские объединения.
Согласно Федеральному закону от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» на Министерство финансов России, которое является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, возложены следующие обязанности:
- Издание нормативных актов, а также разработка и представление на утверждение Правительству РФ стандартов аудиторской деятельности;
- Разработка системы аттестации, обучения, а также повышения квалификации и лицензирования существующих аудиторских компаний и частных аудиторов;
- Ведение реестра аудиторов и фирм предоставляющих аудиторские услуги;
- Определение объема и порядка предоставления отчетности об аудиторской деятельности и финансовой отчетности;
- Аккредитации профессиональных аудиторских объединений.
Так же согласно одной из статей Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» при уполномоченном федеральном органе исполнительной власти определен Совет по аудиторской деятельности, необходимость создания которого заключается в учете мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности.
Помимо Закона N 307-ФЗ разработана обширная нормативная база аудита включающая в себя:
- Модифицированное мнение в аудиторском заключении;
- Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности;
- Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля;
- Аудиторские доказательства;
- Особенности аудита отчетности, составленной по специальным правилам;
- Дополнительную информацию об аудиторском заключении и многое другое.
ЗАО «АК «Холд-Инвест-Аудит» вот уже на протяжении более 20 лет предоставляет услуги по проведению любых видов аудиторских проверок на основании правовых основ и существующих нормативных документов об аудиторской деятельности. Все наши специалисты имеют квалификационные аттестаты, выданные в соответствии с требованиями Закона № 307-ФЗ (единые квалификационные аттестаты).
Мы осуществим весь комплекс услуг на основании нормативных документов аудита необходимых для проведения качественной аудиторской проверки. Сотрудничая с нами Вы будете точно знать о реальном положении дел на Вашем предприятии, что в дальнейшем поможет Вам эффективно и успешно заниматься предпринимательской деятельностью.