Как отрегулировать холостой ход карбюратора ВАЗ 2109
Как отрегулировать холостой ход карбюратора ВАЗ 2109
Основное количество автомобилей ВАЗ «Самара», и частности ВАЗ-2109, с конвейера шли с карбюраторной системой питания, и только позже небольшая серия получила инжекторы. Карбюраторная система обладает простой конструкцией и достаточно надежна, но основной ее составной элемент – карбюратор требует периодической регулировки. ВАЗ-2109 и иные модели семейства комплектовались карбюраторами «Солекс», отличающиеся сравнительно простой технологией регулировок, выполнить которые может каждый автолюбитель.
Основных настроек карбюратора две – уровня топлива в поплавковых камерах и оборотов двигателя на холостом ходу (ХХ). Эти регулировочные работы проводят при нестабильности работы мотора на холостом ходу и еще при проявлении определенных симптомов неправильной работы системы питания:
Эти проблемы указывают на то, что уровень топлива в камере не в норме.
Установка уровня топлива
Регулировка количества топлива в камерах карбюраторов «Солекс» — процедура простая и не требует наличия специализированного оснащения. Хотя в заводских условиях эту регулировку выполняют при помощи специального шаблона, который упрощает и ускоряет работу. Но в домашних условиях можно обойтись и без этого шаблона. Для самостоятельного выполнения регулировочных работ нужны:
- отвертки (крестовую, плоскую);
- линейка (лучше штангенциркуль);
- круглый пруток диаметром 2 мм (подойдет проволока или сверло).
С таким оснащением можно быстро выполнить все работы.
Рекомендуемый метод
Технология регулировки уровня включает в себя ряд этапов:
- Демонтируем корпус воздушного фильтрующего элемента. Для этого выкручиваем крепежную гайку крышки корпуса, отщелкиваем фиксаторы, снимаем крышку, достаем фильтр и скручиваем 4 гайки, фиксирующие корпус на карбюраторе.
- Приподнимаем корпус, отсоединяем резиновые патрубки. Убираем корпус в сторону.
- Ослабляем хомуты крепления топливных патрубков, подходящих к карбюратору, и отсоединяем их.
- Снимаем провод, подходящий к электромагнитному клапану холостого хода;
- Отсоединяем приводной тросик воздушной заслонки (рукоятки «подсоса»);
- Выкручиваем 5 винтов, фиксирующих карбюраторную крышку;
- Демонтировав крышку, сразу определяем уровень топлива в камерах, опустив в одну из них до упора линейку или штангенциркуль (используя его глубиномер). Если замер показывает уровень 25-26 мм – он соответствует норме и настройка не требуется;
В случае, когда количество топлива в камере ниже или выше нормы, выполняем визуальный осмотр и ряд замеров на поплавках, если нужно — корректируем их положение. Для проведения регулировочных работ кладем снятую карбюраторную крышку на ровную горизонтальную поверхность поплавками вверх.
Сначала смотрим сверху на положение элементов. Внешние боковые поверхности поплавков параллельны специальным оттискам на прокладке. Отклонения могут стать причиной касания поплавков о прилегающие элементы и поверхности, из-за чего уровень топлива не соответствует норме. При надобности регулируем положение поплавков путем подгибания их рычагов крепления.
Следующий этап – замер зазора между поплавками и прокладкой. Здесь пригодится пруток диаметром 2 мм — столько должен составлять указанный зазор.
Если он не соответствует, подгибаем язычок поплавков, которым они воздействуют на запорную иглу. После этой регулировки проверяем общую высоту поплавков, которая в норме составляет 34 мм. Если это не так, снова проверяем зазор, при надобности корректируем его и снова замеряем высоту.
Последний этап настройки — определение рабочего хода поплавков. Для этого ставим штангенциркуль возле поплавка, отмечаем расстояние от его нижнего угла до поверхности крышки, после этого рукой приподнимаем поплавок и отмечаем, где оказался нижний угол.
Нормальным считается рабочий ход в 15 мм, если он отличается – регулируем путем подгибания язычка.
Нестандартный способ
Существует более простой метод определения правильности положения поплавков, не требующий проведения замеров.
Положите крышку карбюратора на ровный стол и посмотрите на выштамповки, сделанные на боковых поверхностях. При нормально отрегулированном положении поплавков эти полоски параллельны крышке.
Затем поднимаем поплавки вверх и смотрим на их дно, которое после поднятия должно расположиться параллельно поверхности крышки. При надобности корректируем положение поплавков подгибанием язычка.
После регулировочных работ собираем карбюратор.
Регулировка холостого хода
Вторая настройка карбюратора ВАЗ-2109 – оборотов холостого хода, бывает частичной и полной. Первая для незначительной корректировки оборотов, вторая – с регулировкой количества воздуха (установка выбросов СО в выхлопных газах).
Частичная корректировка выполняется с помощью винта «количества» топливовоздушной смеси. Этим винтом производится установка угла открытия дроссельных заслонок, что обеспечивает поступление топливовоздушной смеси в цилиндры при отпущенной педали акселератора. Винт «количества» упирается в рычаг управления дроссельными заслонками и при ввинчивании он выталкивает рычаг, из-за чего заслонки приоткрываются.
Частичная настройка холостого хода выполняется на прогретом моторе и с созданием нагрузки на бортовую сеть авто, путем включения дальнего света фар и отопителя салона на полную мощность.
Корректировка осуществляется на заведенном моторе путем вкручивания/выкручивания винта «количества» до тех пор, пока не установятся оптимальные обороты холостого хода, которые для ВАЗ-2109 составляют 800-900 об/мин (отследить это можно по штатному или подключаемому тахометру).
Если установить необходимые обороты не удается или на них мотор работает неустойчиво, осуществляется полная регулировка, которая производится двумя винтами – «количества» и «качества».
Алгоритм этой регулировки состоит из таких этапов:
- Прогреваем мотор, после чего глушим;
- Отыскиваем винт качества (может быть закрыт заглушкой, которую придется извлечь), заворачиваем его до упора, а после откручиваем на 3-4 полных оборота;
- Заводим мотор, включаем электропотребители (освещение и печку), чтобы создать нагрузку в бортовой сети;
- Вращая винт «количества», добиваемся на тахометре 700-800 об/мин;
- Вращая винт «качества» ставим максимально возможные обороты (они будут повышаться до определенного уровня, а после перестанут. Момент прекращения повышения оборотов и считается максимальным);
- Выставляем винтом «количества» 900 об/мин;
- Винтом «качества» понижаем их до 800 об/мин;
- Медленно заворачиваем винт «качества», пока в работе силовой установки не появятся перебои, после чего отворачиваем его обратно на 1 оборот;
- Корректируем обороты винтом «количества», доведя их до нормального показателя – 800-900 об/мин;
После регулировочных операций проверяем правильность их проведения. Делается это путем резкого нажатия на педаль газа с последующим быстрым отпусканием. При правильно настроенном карбюраторе двигатель должен быстро реагировать на нажатие, без всяких провалов и заминок. А после отпускания педали обороты снизятся до уровня холостого хода, без просадок или проявления неустойчивости работы мотора.
Ваз 2109 регулировка холостого хода – Регулировка карбюратора ваз 2109. как отрегулировать холостой ход карбюратора ваз 2109
Регулировка карбюратора ВАЗ 2109. Как отрегулировать холостой ход карбюратора ВАЗ 2109
При долговременной эксплуатации, карбюратор не нуждается в регулярном промывании снаружи. Необходимость возникает только в случае сильного загрязнения подвижных механизмов, и то лишь в том случае, если в результате загрязнения нарушится свобода подвижности деталей, также очистку карбюратора нужно провести перед настройкой или ремонтом.
При внутренней прочистке нельзя пользоваться кисточками или тряпками, поскольку в жиклеры могут попасть нитки, щетинки и волокна. Желательно использовать специальные средства и жидкости по чистке и уходу за карбюратором. Когда карбюратор почищен, можно приступить к регулировке.
Приступаем к регулировке привода заслонки дросселя, в первую очередь нужно проверить натяжение троса.
Трос не должен провисать, но и сильно натянут быть не должен, потому что чрезмерно натянутый трос не даёт возможности полностью закрыться. Чтобы натянуть или же ослабить натяжение, надо отрегулировать привод.
Ключом на «13» следует держать гайку наконечника на оболочке троса, а вторым ключом потихоньку откручивать контргайку на пару оборотов.
После можно начинать выставлять нужное расстояние от наконечника регулировочной гайки и карбюратора.
Педаль газа должна быть отпущена — при полностью нажатой педали заслонка полностью открыта.
Теперь открученную ранее контргайку нужно затянуть.
Для того, чтобы произвести регулировку привода воздушной заслонки, с воздушного фильтра требуется снять крышку. После начинаем проверять ход тяги в оболочке. В том случае, если привод правильно отрегулирован, то при «утопленной» ручке привода воздушная заслонка должна открываться полностью.
Если у вас что-то не так, то нужно отрегулировать. Рычаг следует полностью провернуть, чтобы заслонка открылась полностью.
Ручку привода заслонки нужно «утопить».
Берем пассатижи, ими надо вытянуть тросик из «рубашки», после чего болт нужно зажать обратно.
Начинаем регулировать пусковое устройство, точную регулировку можно выполнить только на снятом карбюраторе, пользуясь подстройкой зазоров. Чтобы произвести регулировку карбюратора не снимая его — понадобится тахометр.
Начинаем, первое, что нужно сделать, это снять корпус воздушного фильтра, затем до упора вытягивается рукоятка привода воздушной заслонки. Запускаем мотор. Саму заслонку нужно открыть отверткой примерно на 1/3 ее полного хода . Крутим регулировочный болт, надо добиться 3200-3400 об/мин., после заслонку отпускаем.
Теперь, при ослабленной контргайке, крутим винт отверткой: нужно чтобы частота вращения была 2800-3000 об/мин. Ну, и все, теперь следует затянуть гайку, а корпус фильтра поставить на место.
Чтобы отрегулировать холостой ход, двигатель требуется прогреть до рабочей температуры, также нужно включить мощные потребители электричества, можно включить фары или печку. Берем отвертку, с ее помощью нужно вращать винт «качества», чтобы выставить максимальные обороты.
Теперь, пользуясь винтом «количества», нужно уменьшить обороты до такой отметки, которая на 50-100 больше, чем должно быть на холостом ходу.
Опять, используя винт «качества», понижаем до нормального значения.
Также можно просмотреть книжку по карбюраторам «Солекс» — в ней рассмотрены поиск и устранение неисправностей, регулировка и доработка карбюратора.
Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!
Регулировка холостого хода карбюратора ВАЗ 2109
Лада Самара первого поколения в основному комплектовалась одним из двух карбюраторов – “Солекс” и “ДААЗ”. В этом примере будет рассмотрена регулировка холостого хода на карбюраторе Солекс, установленном на ВАЗ 2109. Хоть инструкция по регулировке и может показаться слишком сложной, ее вполне можно проделать своими руками и сэкономить не такие уж и малые деньги.
Регулировка холостого хода – завершающая стадия настройки карбюратора, которая делается на двигателе, когда установлен воздушный фильтр. Максимально точной регулировки можно добиться, используя газоанализатор, но это не то оборудование, которое можно встретить в каждом гараже.
Это отнюдь не значит, что без него не обойтись – без использования газоанализтора погрешность будет не такой уж большой и не превысит 1,5%. Что значат эти полтора процента? Дополнительный расход топлива в 15 грамм топлива на 100 километров сверху. Что, если задуматься, дешевле, чем сумма, которую берут за настройку карба.
Итак, последовательность действий по регулировке холостого хода ВАЗ 2109 на карбюраторе “Солекс”:
1. 15-20 минут – прогрев двигателя.
2. До предела закрутить винт, который регулирует качество смеси топлива. Потом опустить на три оборота.
3. На 750 оборотов в минуту выставить частоту вращения движка на холостом. Сделать это поможет винт качества.
4. Поставить самые большие обороты, какие указаны относительно данного авто, с помощью винта качества. Данные по максимальным оборотам есть в мануале.
5. Отрегулировать на 900 оборотов винтом количества.
6. А винтом качества – на 800 об/мин.
7. Аккуратно, с чувством, закручивать винт качества до тех пор, пока двигатель не будет устойчиво работать, затем отпустить его на ½ оборота.
8. Винтом качества вывести обороты “на чистовик”. На летнюю пору это значение в 850 об/мин, а в зимнюю – 950 об/мин.
Исходя из 8 пункта, можно придти к выводу, что регулировку холостого хода имеет смысл проводить каждые 6 месяцев, чтобы эксплуатировать авто эффективнее.
Как уже сказано выше, регулировка холостого хода – это финишный этап полной настройки карбюратора, перед которым идут еще два. На первом настраивается поплавочная камера, для чего понадобится снять воздушный фильтра. А регулировка пускового устройства Солекса (второй этап) и вовсе производится только на полностью демонтированном карбе, после проверки диафрагмы.
Более подробно как отрегулировать карбюратор на ВАЗ 2109 можно узнать здесь
регулировка холостого хода двигателя на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099
Регулировка холостого хода двигателя должна обеспечивать минимально возможное количество токсичных веществ в отработавших газах. При превышении норм содержания токсичных веществ эксплуатация автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 запрещена.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
1. Регулировку холостого хода выполняйте на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 с установленным воздушным фильтром на прогретом двигателе (температура охлаждающей жидкости 90-95 °С) при отрегулированных уровне топлива в поплавковой камере и зазорах в приводе клапанов и правильно установленном моменте зажигания. Воздушная заслонка должна быть полностью открыта пусковым устройством (проверьте это визуально через горловину карбюратора).
2. Так как регулировку частоты вращения коленвала на холостом ходу и содержания окиси углерода (СО) в отработавших газах проводят совместно, а для регулировки содержания СО необходим газоанализатор, рекомендуется эти регулировки выполнять на станции технического обслуживания.
1. Пустите на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 двигатель. Вращая датчик-винт количества смеси, установите частоту вращения коленчатого вала двигателя в пределах 750-800 мин. При заворачивании винта количества смеси частота вращения увеличивается, при отворачивании — уменьшается. Не уменьшайте частоту вращения оборотов коленчатого вала ниже 700 мин, так как при этом датчик-винт количества смеси не будет замыкаться на «массу» при отпускании педали акселератора и система экономайзера принудительного холостого хода (ЭПХХ) не будет работать.
2. После этого проверьте и при необходимости отрегулируйте содержание СО. Рекомендуем установить содержание СО (1+0,3)%. Регулировку проводите винтом качества смеси, закрытым одноразовой пластмассовой заглушкой, которую можно извлечь, например с помощью штопора. При заворачивании винта качества смеси содержание СО уменьшается, при отворачивании винта качества смеси — содержание СО увеличивается.
ПРИМЕЧАНИЕ
Согласно введенному в действие с 1.01.2000 г. изменению №1 к ГОСТ 17.2.2.03-87 содержание СО в отработавших газах автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 (если оно не указано заводом-изготовителем в руководстве по эксплуатации), оснащенных карбюратором и не имеющих каталитического нейтрализатора в системе выпуска, при частоте вращения коленчатого вала 800 оборотов в минуту не должно превышать 3,5%.
Не уменьшайте содержание СО ниже 0,4%, так как при этом из-за пропусков воспламенения рабочей смеси в отработавших газах резко возрастает содержание несгоревших углеводородов (СН). При регулировке содержания СО несколько изменяется частота вращения коленчатого вала, и, соответственно, при регулировке частоты несколько изменяется содержание СО.
3. Восстановите датчиком-винтом исходную частоту вращения коленвала 750-800 мин и проверьте содержание СО. При необходимости повторно откорректируйте содержание СО и затем частоту вращения. Резко нажмите на педаль акселератора и отпустите ее. Двигатель должен без перебоев увеличить частоту вращения
регулировка холостого хода двигателя на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099
Регулировка холостого хода двигателя должна обеспечивать минимально возможное количество токсичных веществ в отработавших газах. При превышении норм содержания токсичных веществ эксплуатация автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 запрещена.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
1. Регулировку холостого хода выполняйте на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 с установленным воздушным фильтром на прогретом двигателе (температура охлаждающей жидкости 90-95 °С) при отрегулированных уровне топлива в поплавковой камере и зазорах в приводе клапанов и правильно установленном моменте зажигания. Воздушная заслонка должна быть полностью открыта пусковым устройством (проверьте это визуально через горловину карбюратора).
1. Пустите на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 двигатель. Вращая датчик-винт количества смеси, установите частоту вращения коленчатого вала двигателя в пределах 750-800 мин. При заворачивании винта количества смеси частота вращения увеличивается, при отворачивании — уменьшается. Не уменьшайте частоту вращения оборотов коленчатого вала ниже 700 мин, так как при этом датчик-винт количества смеси не будет замыкаться на «массу» при отпускании педали акселератора и система экономайзера принудительного холостого хода (ЭПХХ) не будет работать.
2:1495 2. После этого проверьте и при необходимости отрегулируйте содержание СО. Рекомендуем установить содержание СО (1+0,3)%. Регулировку проводите винтом качества смеси, закрытым одноразовой пластмассовой заглушкой, которую можно извлечь, например с помощью штопора. При заворачи
ании винта качества смеси содержание СО уменьшается, при отворачивании винта качества смеси — содержание СО увеличивается.
ПРИМЕЧАНИЕ
Согласно введенному в действие с 1.01.2000 г. изменению №1 к ГОСТ 17.2.2.03-87 содержание СО в отработавших газах автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 (если оно не указано заводом-изготовителем в руководстве по эксплуатации), оснащенных карбюратором и не имеющих каталитического нейтрализатора в системе выпуска, при частоте вращения коленчатого вала 800 оборотов в минуту не должно превышать 3,5%.
Не уменьшайте содержание СО ниже 0,4%, так как при этом из-за пропусков воспламенения рабочей смеси в отработавших газах резко возрастает содержание несгоревших углеводородов (СН). При регулировке содержания СО несколько изменяется частота вращения коленчатого вала, и, соответственно, при регулировке частоты несколько изменяется содержание СО.
3. Восстановите датчиком-винтом исходную частоту вращения коленвала 750-800 мин и проверьте содержание СО. При необходимости повторно откорректируйте содержание СО и затем частоту вращения. Резко нажмите на педаль акселератора и отпустите ее. Двигатель должен без перебоев увеличить частоту вращения коленвала, а после отпускания педали не должен заглохнуть. Если двигатель остановился, увеличьте датчиком-винтом частоту вращения до 800 мин, но не более.
регулировка привода дроссельной заслонки карбюратора на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099
Регулировка привода дроссельной заслонки необходима после установки карбюратора на автомобиль ваз 2108,
как отрегулировать карбюратор на ваз 2108
Регулировка карбюратора ВАЗ для переднеприводных моделей автомобилей сводится не только к настройке холостых оборотов, хотя это и является основным видом регулировки. На семействе Самара (Спутник) устанавливались карбюраторы ДААЗ типа Солекс. Особенностью карбюратора Солекс является то, что его конструкция практически неизменна на различных моделях автомобилей, а необходимые характеристики приготовления топливо-воздушной смеси достигаются применением комплектов диффузоров и жиклеров определенных размеров, в зависимости от рабочего объема. Другими словами регулировка карбюратора ВАЗ-2108 выполняется точно так же, как и регулировка карбюратора ВАЗ-21093. В отличие от карбюратора Озон в Солексе связь между дроссельными заслонками первой и второй камеры не газодинамическая, а механическая при помощи тяги. Другой особенностью Солекса является то, что система холостого хода обычная, а не автономная, как в Озоне.
Карбюратор 2108 Solex
Поэтому при регулировке карбюратора ВАЗ-21083 винт количества смеси фактически приоткрывает дроссельную заслонку первой камеры. Если вашей девятке потребовалась регулировка карбюратора ВАЗ-2109, то лучше всего доверить эту работу специалистам, которые выполнят ее при помощи газоанализатора. В Рязани есть немало СТО, выполняющих регулировку карбюраторов. С другой стороны, отрегулировать карбюратор ВАЗ Солекс под силу автолюбителю, ознакомившемуся с устройством этого агрегата и имеющему определенные представления о принципе его работы. Как уже было сказано выше, основным видом регулировки карбюратора ВАЗ-21099, например, является настройка устойчивой работы мотора на холостых оборотах с минимальным содержанием СО в выхлопных газах. Работы по настройке карбюратора необходимо начинать только при исправных газораспределительном механизме и системе зажигания.
Естественно, должен быть исправным сам карбюратор и в нем должны быть выполнены все регулировки, в том числе настроен ускорительный насос. На видео Евгения Травникова доходчиво показана регулировка и небольшой тюнинг ускорительного насоса. Новичкам для понимания принципа работы карбюратора Солекс будет полезен другой видеоролик Евгения Травникова. Не следует для мнимого улучшения работы карбюратора применять всевозможные не рекомендованные производителем комплектующие. Не стоит при настройке и регулировке карбюратора ВАЗ-2110 вкручивать жиклеры от карбюратора ВАЗ-21213 ничего хорошего из этого не получится. Именно об этом рассказывает Евгений Травников в следующем видеоролике. Для многих автолюбителей чистка карбюратора представляет серьезную проблему, за которую они не решаются браться самостоятельно.
СДЕЛАЙ САМ! Регулировка холостого хода и зажигания на дороге!
То же самое можно сказать и о регулировке карбюратора. Очередное видео от Евгения Травникова на пальцах показывает, как это сделать.
Мы расскажем вам о том, как проводится быстрая и правильная регулировка карбюратора ВАЗ 2108. Можно сказать, что сводится к установке необходимого количества горючей смеси для силового агрегата. Не имея специальных приборов и стендов, это сделать не так легко, тем не менее, опыт работы с автомобилями и их внутренностями может пригодиться и оказаться более важной составляющей, чем специальные приспособления. Итак, опытный автолюбитель сможет провести регулировку практически на слух. При этом не нужно сильно расслабляться и заранее радоваться тому, что все будет легко и просто. Если 2108 не произведена, то двигатель будет работать совсем неэкономично, неустойчиво и не так мощно, как это возможно в лучшем случае.
Первым делом нужно найти винт качества. Открыв капот, нужно взглянуть на карбюратор, необходимый винт находится по левую сторону от, в нижней части, немного сзади него. Его так просто не увидеть, так как он расположен в отверстии. Чтобы можно быть крутить данный винт, нужно взять подходящую отвертку в диаметре, при этом она должна быть не очень длинной, а то просто не подлезть. Итак, после этого начинается непосредственная регулировка карбюратора ВАЗ 2108. Нужно запустить двигатель, пусть он немного поработает в холостую. Вращаем винт качества вправо, то есть по часовой стрелке, вращать нужно до того самого времени, как он не станет уменьшать обороты. После этого начинаем вращать в другую сторону. То есть откручивать этот винт. Делаем этого до того самого времени, пока двигатель опять не начнет уменьшать обороты, но при этом считаем численность полных оборотов отвертки.
Теперь делим это количество на два и на получившееся число оборотов поворачиваем винт снова по часовой стрелке. Приблизительно в этом положении винт и нужно оставить. После этого нужно отрегулировать карбюратор по холостой работе. Для этого сзади карбюратора имеется пластмассовый большой винт. У него есть большая головка, сделанная для ручной настройки. Вращаем его до нужных оборотов и все. Если на авто есть, то лучше оставить приблизительно 700-900 оборотов, а если тахометра нет, то работаем по слуху, останавливаясь на минимально устойчивом звучании. Если вы хотите быть по настоящему защищенным в автомобиле необходимо установить специальную броню, а также поставить бронированное стекло. Качественные можно купить на заводе RIDA. Автоподсос для карбюратора ВАЗ 2108 видео бонус
ВАЗ 21099: устройство карбюратора и устранение неисправностей
Популярный в 90-годы автомобиль ВАЗ 21099, карбюратор для него выпускался вплоть до 2004 года, потом его топливная система была модернизирована. Место карбюратора заняла электронная система впрыска топлива — инжектор. С одной стороны, инжектор надежнее в эксплуатации, с другой — рядовой автомобилист не сможет его починить своими руками в случае неисправности. Поэтому карбюраторные «девятки» по сей день имеют немало своих поклонников.
Устройство и принцип подачи топлива
Двухкамерный карбюратор ВАЗ 21099 (Solex) состоит из 2 частей: основного корпуса и крышки. В крышке стоит электромагнитный клапан с жиклером холостого хода и система холодного пуска, которая иногда комплектовалась устройством подогрева. Снизу крышки закреплен поплавок с игольчатым либо шариковым клапаном, оттуда же выходит 2 латунных трубки с жиклерами на концах.
Основной корпус карбюратора оснащен такими устройствами:
- блок топливных и воздушных жиклеров (главная дозирующая система);
- диффузоры с распылителями топливовоздушной смеси;
- 2 оси с дроссельными заслонками;
- топливный ускоритель, состоящий из рычага, диафрагмы и двойного распылителя, направленного в камеры;
- система принудительного холостого хода (иначе — экономайзер).
Регулировочный винт оборотов холостого хода подпирает заслонку первичной камеры и снабжен пластиковой рукояткой. Винт, управляющий обогащением топливной смеси, прячется в глубоком колодце, сделанном в «подошве» корпуса. Схема нижней части агрегата показана на рисунке 1.
Теперь о функциях, выполняемых каждой системой:
- Подпружиненная заслонка холодного пуска в закрытом положении обеспечивает подачу обогащенной смеси. При наличии биметаллической спирали открывается автоматически по мере прогрева, без таковой — вручную.
Плюсы и минусы агрегата
Карбюратор Solex хорош тем, что способен обеспечить двигатель «девятки» необходимым количеством горючего на всех режимах работы, вплоть до самого динамичного. При этом он славится своей экономичностью, реальный расход исправного автомобиля по трассе редко превышает 6 л/100 км, по городу — 7,5-8 л/100 км. Поэтому многие владельцы Москвичей, Волг и старых Жигулей с удовольствием ставили Solex на свои машины. Произведя небольшой тюнинг карбюратора ВАЗ 099, его можно поставить на Газель или УАЗ с объемом двигателя 2,4 и 3 л.
Немного о недостатках:
- устройство агрегата достаточно сложное, отремонтировать и отрегулировать его своими руками не каждому под силу;
- со временем тонкая «подошва» карбюратора сильно изгибается под воздействием температуры коллектора;
- электронная часть системы ЭПХХ довольно ненадежна и часто выходит из строя, отчего пропадает холостой ход;
- винт регулировки смеси, утопленный в колодце и снабженный резинкой, очень трудно извлечь для продувки канала холостого хода.
Распространенные неисправности
Поскольку карбюраторные «девятки» не производятся, то и агрегаты на оставшихся в строю машинах изрядно износились. Невзирая на сложность карбюраторов, кое-какие неисправности в них можно устранить своими руками. Вот их перечень:
- отказ работы на холостом ходу;
- увеличенный расход горючего;
- нестабильная работа с «плавающими» оборотами;
- ухудшение разгонных свойств ВАЗ 21099.
Первая причина исчезновения холостого хода — засоренный жиклер электроклапана, вкрученного в крышку. Вторая встречается реже: выход из строя электронного блока, управляющего режимом ЭПХХ или самого клапана. В первом случае на клапан надо временно подать напряжение 12 В из любой точки напрямую, во втором — откусить или выбросить иглу поломанного клапана, перекрывающую отверстие жиклера. Также холостой ход пропадает, когда раскисает маленькое резиновое кольцо, надетое на втулку топливного канала (находится под крышкой).
Расход горючего повышается по таким причинам:
- засорились воздушные жиклеры;
- потерял герметичность игольчатый клапан;
- износилась диафрагма экономайзера;
- износились заслонки обеих камер, отчего двигатель тянет горючее через образовавшиеся щели.
Когда раскисает резиновое кольцо на электрическом клапане, то наблюдается «плавание» оборотов, невозможность регулирования и повышенный расход. Как временный вариант, кольцо можно выбросить и затянуть клапан без него. Нестабильную работу еще вызывает подсос воздуха под «подошвой» карбюратора, что устраняется дополнительной картонной прокладкой. Перед установкой прокладку надо опустить в теплую воду на несколько секунд, чтобы она потом разбухла.
Тереть «подошву» карбюратора абразивами с целью выравнивания недопустимо.
Разгонная динамика зачастую возвращается после замены диафрагмы насоса — ускорителя и прочистки распылителей. Правильная настройка карбюратора 21099 выполняется только с помощью газоанализатора, измеряющего СО. Его показания на холостых оборотах должны находиться в пределах 0,8-1,5, на рабочих (2000 об/мин) — 0,8-2,0.