Регулировка клапанов ваз 2107 инжектор своими руками (фото и )
Регулировка клапанов ваз 2107 инжектор своими руками (фото и )
Система газораспределения в автомобиле, в том числе и вазовской классики, — механизм, требующий достаточно точной настройки: клапана должны отрываться и закрываться именно в определенный момент, не позже и не раньше.
Для регулировки этой своевременности работы клапанов конструкторами двигателя заложена система регулировки.
Если же не проводить необходимые регулировочные работы, то это может привести к следующим последствиям:
- снижению мощности двигателя, вследствие снижения герметичности камеры сгорания из-за приоткрытых клапанов,
- перегреву двигателя,
- прогоранию самих клапанов из-за возможного попадания горячих газов в полости между клапаном и его посадочной площадкой.
Как отрегулировать зазор в клапанах Ваз-2107 и не навредить мотору
Ответить на вопрос «как отрегулировать клапана на Ваз-2107» готовы тысячи инструкций, эту работу выполняют все автосервисы, но многие из них не учитывают те факторы, о которых написано в этой статье, а в результате работы клапана стучат еще громче. О том как выполнить регулировку и не сделать хуже, а также о малоизвестных «подводных камнях» клапанного механизма ВАЗ 2107 в этой статье и приложенном материале.
Предварительная подготовка
Прежде чем заняться регулировкой и настройкой, стоит осуществить натяжку цепи до приемлемого уровня, если она прослаблена. Для этого под капотом имеется соответствующее приспособление.
После снятия крышки клапанов нужно проконтролировать и выставить метки в правильные позиции. Нижняя риска на шкиве коленвала и небольшой прилив на крышке впереди блока цилиндров, а также сверху впадина на звездочке распределительного вала и прилив на постели распредвала.
Регулировка клапанов на ВАЗ 2107
Регулировка клапанов на ВАЗ 2107 не отличается сложностью. Тем не менее вам будут необходимы некоторые запчасти и материалы, а также подробная инструкция.
Необходимые инструменты и материалы
Прежде чем приступить к регулировке клапанов, необходимо обзавестись следующими инструментами и материалами:
- Набор щупов для регулировки зазоров (либо микрометр и рейка). Это основной инструмент в работе. Он должен быть хорошего качества, не стоит покупать щупы сомнительного производителя.
- Набор рожковых ключей среднего размера (10–19 мм).
- Прокладка клапанной крышки. Прокладку лучше выбирать хорошего производителя: Corteco или Elring.
- Чистая ветошь или бумажные полотенца.
Набор щупов является основным инструментом для регулировки клапанных зазоров
Инструкция по регулировке клапанов
Регулировка клапанов производится на двигателе температурой не более 20 oC. На горячем двигателе невозможно произвести качественную регулировку клапанов — это связано с расширением металла при нагреве. Для определения температуры двигателя положите ладонь на клапанную крышку — она не должна чувствовать тепло, от металла клапанной крышки должна исходить прохлада. Работа выполняется в следующем порядке.
- Снять воздушный фильтр вместе с корпусом, затем открутить 8 гаек, крепящих клапанную крышку к блоку двигателя.
Гайки крепления клапанной крышки расположены по её периметру
Для регулировки клапанов двигатель необходимо установить в положение, в котором специальные регулировочные метки совпадают друг с другом
Зазор на шестом и восьмом кулачках должен быть равен 0,15 мм
Регулировка зазора производится верхней гайкой при ослабленном контрящем крепеже
Таблица: порядок регулировки клапанов на двигателях ВАЗ
Если мотор изношен
Для Ваз-2107 или другой классики с несильно изношенным двигателем все пройдет «как по маслу», но вот автомобиль с большим пробегом и изношенным мотором может вас огорчить. Стук клапанов после регулировки станет еще громче. Почему так получилось? При работе мотора детали клапанного механизма прирабатываются друг к другу, меняя свою первоначальную форму.
Рокеры и регулировочные болты при большом пробеге требуют замены
Так опорные поверхности регулировочных болтов становятся из сферических овальными. Повернув такой болт при регулировке вы нарушаете их взаимное прилегание, заставляя прирабатываться снова. Только что выставленный зазор быстро «уплывет» и начинай все с начала… Какой выход? Рокеры и регулировочные болты нужно заменить. Сам распределительный вал, скорее всего еще может поработать, его нужно менять при сильном износе кулачков.
О том, как все это выглядит, смотрите этот видеоролик. Автор очень доходчиво показывает правильный способ настройки клапанного механизма.
Проверка
После того как все клапана отрегулированы, следует ключом на 38 повернуть коленчатый вал на 3-4 полных оборота и сделать контрольный замер всех зазоров с помощью щупа. Если нарушения зазоров нет, можно закрывать крышку блока цилиндров и пробовать завести мотор автомобиля.
Контрольная проверка зазора клапанов с помощью щупа
Что необходимо для регулировки клапанов
Чтобы выполнить регулировку, вам понадобятся:
- ключи на 10, 13, 14, 17;
- спецключ для проворачивания коленвала;
- новая прокладка под крышку ГРМ;
- шуп или микрометр.
Для проведения работ необходимо выставить автомобиль на ровную площадку. Смотровая яма или подъемник не понадобятся.
Температура для проведения регулировки
Все действия с клапанами должны проводиться при температуре воздуха 20 °С. Кроме этого, двигатель должен быть холодным. При прикосновении к горячему мотору можно обжечься. Однако основная цель — металл во время нагрева сильно расширяется, что делает невозможным как нормальный замер зазоров, так и сам процесс регулировки.
Чтобы определить, подходит ли температура двигателя, можно приложить руку к крышке клапана. Теплого ощущения быть не должно, покрытие должно быть прохладным. Только в таком случае можно начинать проведение любых работ.
Важность точной настройки
Необходимо учитывать, что регулировка клапанов ВАЗ 2107 инжектор своими руками доступна всем автолюбителям даже в гаражных условиях при наличии минимального набора инструментов. Нередко операцию проводят на горячем двигателе, хотя предпочтительней осуществлять это «на холодную». В результате получатся более точные показания.
Важно знать, что настройка клапанов ВАЗ 2107 (инжектор) потребует приобрести два типа щупов: 0,15 мм – для контроля холодного движка и 0,20 мм для мониторинга горячего мотора.
В продаже имеются разные по габаритам щупы. Предпочтительней использовать широкие, так как ими комфортнее пользоваться, а зачастую их продают парами. В результате грамотной настройки и регулировки удастся добиться следующих результатов:
- фазы газораспределения будут срабатывать наиболее точно;
- рабочие цилиндры станут наполняться в полной мере топливовоздушной смесью;
- смесь станет сгорать в максимально полном объеме;
- обеспечится качественный продув опустошенных цилиндров.
Правильно установленный зазор клапанов ВАЗ 2107 (инжектор) даст на выходе более чистую работу ДВС, уйдут возможные стуки из подкапотного пространства, существенно повысится эксплуатационный ресурс автомобиля. Данный фактор является следствием отсутствия удара кулачка распределительного вала о рокер (рычаг привода) или ось клапана. Таким образам данные детали будут способны прослужить значительно дольше, если четко обеспечить регулировочные зазоры.
Однако, снижение зазоров считается более проблематичным для работы двигателя. При такой позиции повышается шанс прогорания клапана, ведь он не успевает установиться в седло головки блока. Сквозь образовавшиеся щели направляется агрессивный выхлопной газ из камеры сгорания. Его температура во время фазы взрыва достигает 2000С, что приводит к прожиганию кромок выпускного клапана. Также негативному влиянию подвергаются сальники клапанов вследствие перегрева, что сопровождается повышением расхода масла и загрязнением продуктами сгорания.
Важность регулировки очевидна для работоспособности и увеличения ресурса авто. Контроль необходимо осуществлять в зависимости от степени эксплуатации через 10—15 тыс. км пробега.
Таблица регулировки клапанов
Помнить наизусть, в каком порядке нужно производить РК, может не каждый, поэтому для «забывчивых» составляются специальные таблицы регулировки, по которым можно легко понять, при каком положении коленвала нужно регулировать тот или иной клапан.
Также существуют таблицы зависимости рекомендуемого зазора от температуры окружающей среды, в них еще могут указываться значения для РК с помощью индикатора.
Если посмотреть на таблицу, из нее можно понять, что оптимальное значение 0,15 мм действительно при температуре окружающего воздуха +20ºC. Если вы решили отрегулировать клапана зимой на улице при нуле градусов, то в этом случае необходимо выставлять зазор 0,135 мм, а если при +30º – 0,158 мм.
Неисправности требующие регулировки клапанов
К основным неисправностям можно отнести:
- нестабильный холостой ход;
- двигатель не развивает полную мощность;
- излишний шум (стук) в верхней части двигателя.
Когда зазор между рокером и клапаном ниже нормы либо вообще отсутствует, он неплотно закрывается и в цилиндре падает давление. Кроме того, что нарушается работа двигателя и он теряет мощность, это еще и чревато прогаром клапана, что влечет за собой ремонт головки блока цилиндров.
Когда зазор между распредвалом и рокером выше нормы, клапан наоборот недостаточно открывается, ухудшается наполнение или продувка цилиндра. Это также влечет потерю мощности и нестабильную работу двигателя. При этом появляется излишний шум в ГРМ.
Возможные ошибки
Если регулировка сделана правильно, посторонние щелчки в моторе должны исчезнуть. Если этого не произошло, значит, что-то сделано не так.
Самая распространённая ошибка — нарушение последовательности регулировки цилиндров, если работа проивзодится своими руками. Выставлять зазор на клапанах инжектора нужно только в вышеуказанном порядке и никак иначе, не надо нарушать схему. Если начать не с того цилиндра, это может полностью нарушить работу всей системы газораспределения, в результате чего посторонний шум в двигателе никуда не исчезнет. И более того, он может стать громче. Исправить эту ошибку можно только одним способом: выставить 4 цилиндр в верхнюю мёртвую точку в соответствии с меткой и настроить всё заново.
Отрегулировать клапана на ВАЗ 2107 — задача не такая сложная, как кажется на первый взгляд. Главное – соблюдать правильную последовательность цилиндров, приведённую выше. Кроме того, не следует слишком усердствовать, затягивая болты на крышке блока цилиндров, так как резьбу там легко можно сорвать.
- Автор: Александр
- Распечатать
(11 голосов, среднее: 3 из 5)
Регулировка щупом
Многие автовладельцы в процессе регулировки клапанов используют щуп. Он более легок в применении, чем микрометр, однако обладает намного меньшей точностью и не позволяет замерять зазоры в результате выработки деталей двигателя.
Регулировку клапанов для классической модели ВАЗ-2107 можно легко провести самостоятельно или обратиться на станцию технического обслуживания.
Инструкция по ремонта довольно проста и понятна для любого водителя. Кроме того, есть специальные таблицы и формулы для замера устанавливаемых шайб.
Если есть опыт проведения подобной операции на других моделях «Жигулей», то в случае с «семеркой» схема полностью идентична.
Инструменты
Регулировка клапанов на автомобиле ВАЗ 2107 инжектор проводится только на холодном двигателе. Кроме того, настоятельно рекомендуется помыть сам автомобиль и моторный отсек в частности — при вскрытии крышки головки грязь с немытого двигателя может попасть в полость мотора. Для регулировки понадобятся следующие инструменты:
- торцовые ключи;
- ключ на 38;
- щуп;
- отвертка с плоским наконечником.
Особенности настройки клапанных зазоров на вазовской «Классике» инжектор
Двигатели ВАЗ-классика с инжекторной топливной системой выпускались как с гидротолкателями, так и с механическим приводом. Схема регулировки на ВАЗ-2107 инжектор совершенно ничем не отличается от стандартной настройки клапанов на карбюраторном моторе, есть только некоторые конструктивные отличия (другой корпус воздушного фильтра, нет карбюратора, изменен шкив коленчатого вала (с зубьями для считывания импульсов)).
Порядок регулировки клапанов на ВАЗ 2106 своими руками
Автомобиль ВАЗ 2106 оснащен двигателем с верхним расположением клапанов и распредвала, привод которого выполняется цепью от коленчатого вала.
Изначально с завода тепловой зазор клапанов газораспределительного механизма установлен на нужную величину, но со временем в процессе эксплуатации он нарушается, приводя к нарушению в работе мотора. Слишком малый зазор приводит к поджатию клапанов, из-за чего нарушается герметичность цилиндров. При увеличенном зазоре клапана открываются не полностью.
Заводом-изготовителем рекомендуется проводить регулировки клапанов каждые 30 тыс. км. Но возможны и другие факторы, при которых требуется отрегулировать клапана.
Первым признаком нарушения тепловых зазоров в клапанах является появление металлического звона в верхней части двигателя – клапана «стучат».
Также регулировка должна проводиться каждый раз, когда проводились ремонтные работы, включающие снятие головки блока.
Инструмент. Подготовительные работы
Регулировка теплового зазора на ВАЗ 2106 – операция не особо сложная и можно ее выполнить своими руками, имея необходимый инструмент. Но нужно знать, как правильно это выполнить.
Чтобы выполнить своими руками все работы, без обращения на СТО, понадобиться:
- набор ключей рожковых (особенно нужны будут ключи на 13 и 17);
- свечной ключ;
- ключ для проворота коленвала;
- специальный щуп для проверки зазора (широкий, толщиной 0,15 мм);
- маркер и линейка.
Чтобы правильно отрегулировать своими руками тепловой зазор на ВАЗ-2106, нужно вначале провести подготовительные работы.
Заключаются они в постановке авто на ровню площадку или гараж. Силовая установка авто должна быть холодной, регулировка «на горячую» является неправильной.
Для доступа к клапанам потребуется снятие их крышки, предварительно демонтировав корпус воздушного фильтра, отсоединив от нее все патрубки и тросики.
Чтобы облегчить усилие при вращении коленчатого вала, лучше выкрутить с двигателя свечи накаливания. Но в дальнейшем нужно следить, чтобы в отверстия ничего не упало.
Перед выполнением регулировочных работ в обязательном порядке проверяем натяжение приводной цепи. Все работы выполняются только при правильной натяжке.
Порядок выполнения работ
После этих подготовительных работ на ВАЗ 2106 выполняется регулировка клапанов, соблюдая при этом определенный порядок. Последовательность действий такова:
- Выполняем установку ВМТ на первом цилиндре. Для этого проворачиваем коленчатый вал, пока не совпадет метка на установленном на него шкиве с нижней меткой на крышке привода (она самая длинная). После этого проверяем, совпала ли метка на звездочке распредвала с отливом на крышке. Если они не совпадают, вращаем коленчатый вал пока все метки не будут в правильном положении.
- Вот после этого нужно знать порядок проверки и регулировки. В данном положении коленчатого вала, которое мы установили, производим проверку зазора на 8 и 6 клапанах. 8-й клапан – это самый дальний от звездочки распредвала. Широкий щуп, подготовленный заранее, вставляем между рокером и кулачком распредвала. Щуп должен ходить между ними с небольшим натягом. Если он ходит свободно, или наоборот – не проходит, производим регулировку.
Регулировка угла поворота распредвала
Это и вся последовательность работ по регулировке теплового зазора на ВАЗ 2106.
Полезные советы
Завод-изготовитель хоть и указывает, что регулировка должна проводиться каждые 30 тыс. км, но многие автолюбители выполняют проверку теплового зазора каждые 10 тыс. км. Постоянное поддержание зазоров клапанов в нужном диапазоне обеспечивает максимальный выход мощности мотора.
Работы должны выполнятся на холодном двигателе, но это не означает, что они должны производится зимой при сильном морозе без прогрева двигателя. Оптимальной для выполнения работ считается температура мотора +20 град. Поэтому зимой допускается небольшой прогрев агрегата.
Многие для облегчения работ, выполняют регулировку по бегунку трамблера. Для этого при первой регулировке снимаем крышку трамблера и производим установку меток, как указано в пункте 1. При этом бегунок установиться в положение, указывающее на ВМТ 1 цилиндра. Затем на корпусе трамблера наносим 4 метки – первую в месте, куда показывает бегунок, последующие – через каждые 90 град. После при установке, достаточно следить за совпадением нанесенных меток с бегунком и проводить все работы согласно указанного выше порядка.
Периодическая проверка и регулировка клапанов на ВАЗ 2106 обеспечит должную работоспособность силовой установки, максимальный выход мощности и оптимальный расход топлива.
Изучаем процедуру регулировки клапанов в автомобиле ВАЗ 2106
Так уж устроены все силовые установки классических моделей «Жигулей», в т.ч. и «шестерки», что клапанные зазоры в моторах подлежат периодическому контролю над их состоянием. Поэтому регулировка клапанов ВАЗ 2106 должна проводится время от времени, ведь в ходе эксплуатации транспортного средства эти элементы могут находиться, как в зажатом, так и чрезмерно свободном состоянии. В первом случае, это приведет к сложностям при пуске двигателя, а во втором они начинают постукивать и при этом теряются динамические возможности силового агрегата.
Существует 2 довольно распространенных способа такой технологической операции, как регулировка клапанов «шестерки»: щупом и реечный способ, сущность которых мы раскроем ниже.
Регулировка клапанов щупом
Такой порядок регулировки клапанов проводится с помощью штатного набора слесарных инструментов и набора щупов. Превентивная подготовка автомобиля сводится к регулировочным работам, при которой должны соблюдаться 2 основных требования – нормальное натяжение цепного привода газораспределительного механизма и к соблюдению температурного режима автомобильного мотора, который должен приближаться к температуре 20 градусов Цельсия.
Следует знать, что применяется специальная схема регулировки клапанов, которую можно посмотреть в интернете. Таблица регулировки клапанов ВАЗ 2106 подробно объясняет, при каком смещении коленвала регулируются те или иные клапана. Рассмотрим корректную регулировку клапанов, последовательность которой приведена ниже.
Каков же порядок регулировки клапанов «шестерки» применяется при использовании шаблона в виде щупа?
- Сначала демонтируем крышку клапанов транспортного средства и совмещаем отметки на блоке агрегата (метка на фронтальной крышке) и шкиве коленвала.
- При этом звездочка распредвала и риска на шестеренке должна совпадать с приливом на крышке. В этой позиции валов мотора поршневой элемент 4 цилиндра занимает положение, которое автомобилисты квалифицируют, как ВМТ (верхнюю мертвую точку). Это оптимальный момент для регулировки зазоров клапанов под номером 6 и 8.
- Порядок отсчета клапанов проводится слева, т. е. с фронтальной стороны мотора. Щуп размером 0,15 мм направляем в зазор между рокером и распределительным валом. На фото регулировка клапанов такого вида показана достаточно ясно.
- Если щуп контрольного размера входит в зазор между рокером и распредвалом свободно, без создания усилий, то следует, что измеряемое расстояние увеличено и требуется его уменьшить. В другом случае, если шаблон застревает и не в состоянии войти в зазор, измеряемое расстояние надо увеличить.
- Такая регулировка клапанов щупом проводится изменением положения болта-регулятора и делается так: сперва несколько откручиваем контрагайку с помощью гаечного ключа на «17», а затем ключом рожкового типа «на 13» изменяем величину зазора под контрольный щуп.
- Установив необходимую величину зазора, контрящая гайка подлежит завинчиванию до упора. С учетом того, что при стопорении гайки выбранное расстояние может измениться, требуется повторно тестировать выбранную величину.
Собственно порядок регулировки клапанов определен и должен соответствовать приведенной в руководсте по эксплуатации таблице. Еще существует один вариант правильной регулировки клапанов ВАЗ 2106, точнее, метод сверки углового значения вращения коленвала. Достаточно отстегнуть крышку прерывателя и проводить регулировку клапанов двигателя по таблице, только с очередными 2 клапанами проводим диагностику после 90 градусов кругового вращения бегунка. Отметку на корпусной части прерывателя наносим собственноручно.
Эта технологическая операция может проводиться и на СТО, но автолюбители должны быть готовы к тому, что при проведении регулировки клапанов цена на эту услугу может составить неожиданно кругленькую сумму.
Регулировка зазора клапанов ВАЗ 2106 рейкой
Другой способ диагностики – регулировка клапанов рейкой, для совершения которого потребуются следующие инструменты и приспособления:
- соединительная рейка, установленная на 3 крепежа к болтам ложемента распределительного вала;
- измерительный прибор типа микрометра с вращающейся верней части корпуса для корректировки нулевого значения шкалы прибора;
- набор слесарных инструментов.
Такая регулировка клапанов планкой ВАЗ 2106 весьма актуальна при большем пробеге транспортного средства, когда доминирует повышенный износ кулачков распредвала. При проведении такой технологической операции рейка закрепляется крепежом ложемента распредвала, в отверстие монтируется прибор-измеритель. Если автолюбитель устанавливает микрометр на срез рокера с нулевым значением, то на приборе требуется выставить не 0,15 мм, а 0,45 мм. Так происходит, потому что при регулировке клапанов щупом зазор замеряется в рабочей полости распредвала и рокеров, а при установке микрометра на срез рокера расстояние между ними становится больше в троекратном размере.
Некоторые специалисты отдают предпочтение этому способу регулировки клапанов, считая его наиболее точным, при котором мощность двигателя не теряется.
Регулировка клапанов ВАЗ 2107 инжектор своими руками
Работоспособность всех систем автомобиля зависит от слаженного функционирования элементов между собой. Это касается как новых машин, так и уходящих моделей «классики» отечественного автопрома. Автовладельцев такого транспорта часто интересует порядок регулировки клапанов ВАЗ-2107. Это важно знать, так как при вращении коленвала происходит поочередное их открытие/закрытие по единому алгоритму.
Важность точной настройки
Необходимо учитывать, что регулировка клапанов ВАЗ 2107 инжектор своими руками доступна всем автолюбителям даже в гаражных условиях при наличии минимального набора инструментов. Нередко операцию проводят на горячем двигателе, хотя предпочтительней осуществлять это «на холодную». В результате получатся более точные показания.
Важно знать, что настройка клапанов ВАЗ 2107 (инжектор) потребует приобрести два типа щупов: 0,15 мм – для контроля холодного движка и 0,20 мм для мониторинга горячего мотора.
В продаже имеются разные по габаритам щупы. Предпочтительней использовать широкие, так как ими комфортнее пользоваться, а зачастую их продают парами. В результате грамотной настройки и регулировки удастся добиться следующих результатов:
- фазы газораспределения будут срабатывать наиболее точно;
- рабочие цилиндры станут наполняться в полной мере топливовоздушной смесью;
- смесь станет сгорать в максимально полном объеме;
- обеспечится качественный продув опустошенных цилиндров.
Правильно установленный зазор клапанов ВАЗ 2107 (инжектор) даст на выходе более чистую работу ДВС, уйдут возможные стуки из подкапотного пространства, существенно повысится эксплуатационный ресурс автомобиля. Данный фактор является следствием отсутствия удара кулачка распределительного вала о рокер (рычаг привода) или ось клапана. Таким образам данные детали будут способны прослужить значительно дольше, если четко обеспечить регулировочные зазоры.
Однако, снижение зазоров считается более проблематичным для работы двигателя. При такой позиции повышается шанс прогорания клапана, ведь он не успевает установиться в седло головки блока. Сквозь образовавшиеся щели направляется агрессивный выхлопной газ из камеры сгорания. Его температура во время фазы взрыва достигает 2000 С, что приводит к прожиганию кромок выпускного клапана. Также негативному влиянию подвергаются сальники клапанов вследствие перегрева, что сопровождается повышением расхода масла и загрязнением продуктами сгорания.
Важность регулировки очевидна для работоспособности и увеличения ресурса авто. Контроль необходимо осуществлять в зависимости от степени эксплуатации через 10—15 тыс. км пробега.
Предварительная подготовка
Прежде чем заняться регулировкой и настройкой, стоит осуществить натяжку цепи до приемлемого уровня, если она прослаблена. Для этого под капотом имеется соответствующее приспособление.
После снятия крышки клапанов нужно проконтролировать и выставить метки в правильные позиции. Нижняя риска на шкиве коленвала и небольшой прилив на крышке впереди блока цилиндров, а также сверху впадина на звездочке распределительного вала и прилив на постели распредвала.
Регулировочные операции
Актуальная схема регулировки клапанов ВАЗ 2107 состоит из таких комбинаций:
- шестой-восьмой;
- четвертый-седьмой;
- первый-третий;
- пятый-второй.
Весь отсчет стартует от звездочки коленвала. Когда первая пара будет отрегулирована, то проворачиваем коленчатый вал на пол-оборота (180 градусов). Это позволит перевести нужные поршни в крайнее верхнее положение одного из рабочих тактов.
Далее разберем, как регулировать клапана на ВАЗ 2107 (инжектор). Для этого устанавливаем коленвал в стартовую позицию в соответствии с метками. Они позволят перевести четвертый цилиндр в верхнюю мертвую точку. В таком случае бегунок распределителя окажется напротив контакта. Данная позиция позволяет отрегулировать такие клапаны:
- на 7-м и 8-м кулачке – выпускной и впускной клапан на 4-м цилиндре;
- 4-й кулачок – выпускной на 2-м;
- 6-й кулачок – выпускной на 3-м.
Контролируем зазор, вводя щуп в пространство около ракеров. Оптимальным считается проход с незначительным усилием вначале, а далее легче входит. Такая позиция не нуждается в перестройке.
Если же мерильный инструмент заходит свободно или не может протиснуться, то нужно использовать ключи. Расконтрагаиваем удерживающую гайку ключом на 17, затем используем рожок на 13 для стягивания или ослабления зазора. Законтрагаиваем рожком на 17. Проверяем повторно, и дальше таким образом поступаем в каждом случае.
Прокручиваем коленвал на 360 градусов так, чтобы бегунок стал против контакта первого цилиндра. В новой позиции осуществляется регулировка следующих клапанов:
- впускной 1-го цилиндра и выпускной 1-го;
- на 2-м цилиндре впускной;
- на 3-м цилиндре выпускной.
Вымеряем заход аналогичной методикой, как в предыдущем положении. После того как все зазоры отрегулированы, ключом на 38 за гайку вращаем коленвал на несколько (3—4 минимум) оборотов. Теперь стоит провести контрольные замеры на всех клапанах в первоначальной последовательности.
Добившись оптимальных положений, закрываем головку крышкой (пеналом) и заводим мотор. При правильном выполнении работы возможный цокот разбалансировки должен полностью исчезнуть. Если же стучащий звук слышится повторно, то следует провести диагностику более тщательно, расширив поиски неполадок.
Как отрегулировать клапана на ВАЗ 2106 своими руками
Самостоятельная регулировка клапанов ВАЗ 2106 не представляет особой сложности, поэтому такую работу можно провести своими руками без обращения в сервис. Главное соблюдать порядок регулировки клапанов. Качественное обслуживание двигателя и газораспределительного механизма позволит исключить детонацию топлива и снизит расход бензина. Автовладелец избежит каких-либо сложностей и серьезных поломок силового агрегата, что сокращает его затраты на эксплуатацию транспорта.
Назначение механизма
Правильная работа механизма газораспределения является определяющим условием беспроблемной эксплуатации двигателя. ГРМ отвечает за своевременную и корректную подачу топлива в камеры сгорания с последующим отводом отработанных газов в выхлопную трубу.
Состоит ГРМ и клапанная группа из следующих элементов:
- коленчатый вал;
- распределительный вал;
- механизм привода;
- стальные или титановые клапана;
- толкатели, пальцы и кулачки.
Цепной или ременной привод соединяет коленчатый и распределительный вал, позволяя соблюдать строгую последовательность движения клапанов на всех цилиндрах. Кулачки распредвала воздействуют на толкатели-стержни, которые открывают и закрывают механизм. Важно не только, в какой очередности открываются клапаны, но и на какую высоту они приподнимаются при впуске в камеру сгорания топливной смеси и удалении отработанных газов.
В процессе эксплуатации автомобиля зазор клапанов может изменяться, что приводит как к неправильной работе двигателя, так и нарушению герметичности агрегата. В запущенных случаях при наличии таких неисправностей автовладельцы вынуждены проводить капитальный ремонт мотора. При нарушении зазора клапанов двигатель ВАЗ 2106 издает характерный металлический звон, доносящийся из верхней части головки блока цилиндров. Это так называемый стук пальцев, который можно легко определить на холостом ходу и легком нажатии педали газа.
Рекомендуется каждые десять тысяч километров пробега автомобиля выполнять проверку зазора клапанов с помощью специальных измерительных щупов. Согласно рекомендациям автопроизводителя, регулировать клапанный механизм на двигателе ВАЗ 2106 следует каждые 30 000 километров пробега. Также такая работа выполняется в тех случаях, когда проводился ремонт мотора, вскрывалась головка блока и менялась прокладка ГБЦ.
При эксплуатации автомобиля в тяжёлых условиях сервис силового агрегата проводят не реже одного раза в 20 000 километров пробега. Своевременно выполняя регулировку клапанов ВАЗ 2106, можно обеспечить отсутствие серьезных поломок, сократив расход топлива, повысив приемистость и мощностные характеристики у двигателя автомобиля.
Необходимость регулировать клапана
Во время работы двигатель подвергается повышенным нагрузкам, воздействию экстремальной температуры и постоянной вибрации, что приводит к нарушению зазора клапанов. Появляется преждевременный износ агрегата, а без соответствующей регулировки мотор начинает неправильно работать, снижается его мощность и увеличивается расход топлива.
Если неправильно отрегулированный клапан открывается на недостаточную высоту, это приводит к падению компрессии в цилиндре, уменьшается мощность, появляются сложности с пуском двигателя. Возникает выраженная детонация даже при использовании качественного 92-го бензина. Если клапан постоянно находится в открытом положении, это приведет к появлению нагара, на кулачках образуется раскаленный осадок, топливная смесь может самопроизвольно воспламеняться в камере сгорания. На двигателях с инжектором из строя выходят форсунки, которые требуется менять всем комплектом.
На необходимость регулировки клапанов на ВАЗ-2106 указывает следующее:
- существенное увеличение расхода топлива;
- потери мощности силовым агрегатом и ухудшение динамики разгона;
- появление выраженной вибрации при наборе скорости автомобилем;
- на холостом ходу и под небольшой нагрузкой появляются характерные стучащие звуки.
При наличии подобных симптомов автовладельцу необходимо будет либо обратиться на СТО либо самостоятельно настроить клапана на ВАЗ 2106. Для выполнения такой работы потребуется использовать простейшие инструменты, которые имеются у каждого автолюбителя.
Как отрегулировать клапана на ВАЗ 2106: пошаговая инструкция
Регулировка клапанов на ВАЗ 2106 потребует обязательного соблюдения всей последовательности действий, использования соответствующих простейших инструментов и тщательной предварительной подготовки.
Такая работа не представляет сложности, поэтому выполнить ее можно, даже не имея большого практического опыта ремонта и обслуживания вазовских моторов. Нужно лишь учитывать порядок регулировки клапанов, который зависит от конкретной модификации двигателя.
Автовладельцу нужно позаботиться о наличии соответствующих инструментов, которые необходимы для вскрытия головки блока цилиндров, проверки и регулировки клапанов.
Чтобы отрегулировать клапана на ВАЗ 2106, потребуются следующие инструменты:
- ключ поворота коленвала;
- микрометр или регулировочный щуп;
- отвертки с плоским лезвием;
- торцевые рожковые ключи;
- прокладка клапанной крышки.
В комплекте инструментов к автомобилю можно найти специальный щуп толщиной в 0,15 миллиметров. На относительно свежих неизношенных двигателях использование таких измерителей позволяет максимально точно выставить зазор клапанов, существенно упрощая ремонтные работы. Однако в последующем, по мере износа седел, расстояние изменяется, и обеспечить подгонку зазора с помощью стандартных щупов, которые идут в комплекте инструментов к автомобилю, бывает уже невозможно. Поэтому специалисты рекомендуют использовать микрометр, гарантирующий максимальное качество выполнения такой работы.
Подготовительный этап
От того насколько правильно выполнен подготовительный этап, в последующем зависит качество проведенной работы и отсутствие поломок двигателя автомобиля. Проще всего регулировку зазора клапанов выполнять в гараже или любом другом закрытом и хорошо освещенном помещении.
Подготовительный этап подразумевает следующие работы:
- Под задние ведущие колеса ставят упоры и включают нейтраль на коробке передач.
- Открывают капот и дожидаются остывания двигателя, на что обычно уходит около получаса.
- Отключают аккумулятор, что позволит исключить вероятность замыкания электропроводки.
- Снимают крышку карбюратора и раскручивают трос педали газа.
- Ослабляют крепление головки блока цилиндров, для чего используют ключ на 10.
- Аккуратно снимают ГБЦ, запоминая расположение каждой крепежной шпильки.
Нелишним будет дополнительно проверить правильность натяжения цепи ГРМ. Износ привода газораспределительного механизма может привести к появлению посторонних стуков на заведённом двигателе. В худшем случае при проскакивании зубьев цепи поршень, движущийся на огромной скорости, врезается в клапана, полностью разбивая мотор. Автовладельцев при таких поломках ожидает дорогостоящий и сложный капитальный ремонт двигателя.
Поэтапная настройка зазоров
Правильно подготовив двигатель к сервису и проверив натяжение ремня ГРМ, можно приступать к регулировке клапанов.
Вся работа выполняется по следующему алгоритму:
- Придерживаясь позиции и ориентируясь по меткам на ГРМ, следует с помощью микрометра убедиться в отсутствии зазоров на клапанах номер 8 и 6.
- Для проверки зазора потребуется поместить щуп поверх рокера под распредвалом. Если контрольная пластина свободно входит в отверстие, то нужно отвернуть регулировочный болт и открутить контргайку.
- Аналогичным образом, совмещая метки на коленвале, проводится регулировка 4 и 7, 1 и 3, 5 и 2 клапана. Такой распорядок сохранятся на всех двигателях 2106.
Угол поворота коленвала при проведении ревизии составляет 0, 180, 360 и 540 градусов. После каждого вращения вала следует сверять соответствующие метки, что позволит не только правильно провести регулировку, но и исключит в последующем какие-либо проблемы с силовым агрегатом. При определенной доле сноровки выполнить такую работу можно буквально за 15−20 минут. Нужно лишь соблюдать максимальную аккуратность, постоянно сверяя совпадение меток на коленвале. Используя щуп или микрометр, можно обеспечить точное выставление зазоров клапанов.
Останется лишь в обратной последовательности установить на место головку клапанной крышки, не забывая при этом использовать новую прокладку. Затягивать фиксирующие болты на крышке ГБЦ нужно в полном соответствии с рекомендациями инструкции к автомобилю. Последнее позволит обеспечить герметичность камеры сгорания и гарантирует плотное прилегание к головке блока и рубашки цилиндров.
При условии правильно проведенной работы полностью пропадают посторонние стуки из двигателя, уменьшается потребление топлива, увеличивается мощность силового агрегата.
Обслуживание ВАЗ 2106 последнего поколения
В конце восьмидесятых-девяностых годах начата сборка автомобиля ВАЗ-2106 с модернизированным карбюраторным двигателем, который также устанавливался и на седьмую модель Жигулей. Обслуживание этого агрегата и настройка клапанов ВАЗ 2106 выполнялась по аналогичному алгоритму, за исключением упрощенной схемы всей работы.
После установки коленвала для регулировки 4-го цилиндра выполнялась проверка не двух, а сразу четырех клапанов. Это существенно ускоряло всю работу, при этом снижался риск неправильного позиционирования отметок. Выполнив регулировку по четвертому цилиндру, вал сразу поворачивался на 360 градусов, после чего проводились работы по таблице с оставшимися 3-м, 5-м, 2-м и 1-м клапанами.
На модификации ВАЗ-2106, предназначенной для экспорта, устанавливалась карбюраторная и инжекторная версия двигателя. Разница в регулировке состоит лишь в небольших отличиях в расположении меток на коленвале. При этом все ремонтные работы, порядок обслуживания цилиндров и клапанов полностью идентичен стандартным и модернизированным версиям силовых агрегатов.
При наличии каких-либо сложностей с обслуживанием двигателя и регулировкой клапанов в сети интернет можно найти многочисленное тематическое видео, где подробно показывается ход работы, что существенно упрощает ремонт силового агрегата. Нужно лишь помнить о необходимости выставления меток на коленвале и учитывать схему обслуживания цилиндров и тепловых клапанов, которые регулируются в определенной последовательности. Выполнив настройку клапанов ВАЗ 2106 своими руками, можно существенно сэкономить на обращении в специализированные мастерские, при этом автовладелец будет полностью уверен в качестве проведённого им сервиса двигателя.