Как отрегулировать зажигание на китайском мотоцикле
Arduino.ru
система зажигания IDICDI квадроцикла/мотоцикла/скутера
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Доброго дня уважаемые форусчане. начну немного из далека дабы уже просмотренно много всевозможных форумов, прочитано множество статей. на этот форум попал благодаря своему другу который шарит в подобных МК и то случайно, пытаясь найти информацию по Arduino Nano V3.0 контроллер ATMEGA328P. Сразу же скажу что человек я малограмотный в плане МК по тому в моих мыслях только бешаные проекты которые своими силами конечно же реализовать очень сложно, по тому и обращаюсь к профессионалам. конечно же со временем я вкурю что, как и к чему и скорее всего освою выполняемые операций с данным изделием, но пока вынужден кланятся в ноженьки и просить помощи.
Система зажигания большинства Китайских да и не только Китайских мотоциклов, квадроциклов, скутеров, мопедов, и т.д осоновано на системе зажигания типа CDI ( Capacitor Discharge Ignition) разрядка конденсатора http://www.magazinmopedov.ru/cdi-schematic тут подробно описано как работает система зажигания. Плюсов у этой системы зажигания много, как и минусов. из плюсов отмечу то что возможность запуска ДВС без внешнего источника питания и достаточно высокий импульс разряда на разряднике. Минусы в том что угол опережения зажигания установлен индивидуально для каждого типа двигателя и не меняется на всем диапазоне вращения коленчатого вала. Изначально заводом установлен угол опережения в пределах 10-15градусов (у разных типов двигателей по разному). Есть народные умельцы которые уже воплатили в жизнь электронные системы зажигания с механической пред установкой угла опережения которые задаются позиционными переключателями на соответствующие выводы МК, но это не совсем панацея, да, с такими блоками двигатели начинают работать увереннее, лучше держат холостой ход, и положительно влияют на динамику разгона, ну и наверно еще и экономию топлива (про это кстати ни где не нашел информацию). в современных инжекторных системах УОЗ (угол опережения зажигания) выставляет контроллер управления двигателем (ЭБУ) собирая огромную информацию со всевозможных датчиков. На карбюраторных мотоциклах, квадроциклах, мопедах, скутерах такого нет.
Общаясь на форумах, и в группах VK, у многих владельцев таких ТС есть притензий именно к динамике разгона, набора оборотов двигателя и самое главное это раскаленная до красна приемная труба, в которой догарает топливовоздушная смесь. ну и следовательно детонация двигателя, хлопки в глушитель или карбюратор (всяко бывает), расколотые прошни (вобще удивительно ) Теперь собственно о том что я задумал, и надеюсь мне «здеся» посоветуют. собственно с платформой на которой задумывается устройство определена это Arduino Nano V3.0 контроллер ATMEGA328P в виду того что уже готовое устройство можно тестить и на случай «не предвиденных переговоров» будет возможность подкоректировать прошивку без каких либо проблем. Для информаций как подобное устройство работает на автомобиле есть тут https://zazigalka-ru.jimdo.com/%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BA-%D0%B7%D0%B0%D0%B6%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BD%D0%B0-pic12f675/ и тут http://www.qrz.ru/schemes/contribute/auto/ignition-pic/ и тут http://mcprogramming.ru/zazhiganie_pic12f675.php ,графики УОЗ есть в статьях , в принципе они все однотипные но построены на другом контроллере и расчитаны на работу в 4х цилиндровых двигателях. В нашем случае мы имеем в основном 1но цилиндровый 4х тактный двигатель. про график своего двигателя я ни чего пока не могу сказать но скорее всего он будет походжим.
Теперь собственно немного о проекте. задумываю изменять УОЗ не только согласно программы а так же в зависимости от разряжения во впускном тракте ДВС как это реализовано на автомобиле, разница только в том что у автомобиля в распределителе зажигания присутствует цетробежный регулятор УОЗ и вакуумный, в нашем случае цетробежным регулятором будет программа на МК а вакуумным будет датчик типа ДАД 45.3829
http://auto.kombat.com.ua/datchik-absolyutnogo-davleniya-45-3829-ustroystvo-printsip-rabotyi-harakteristiki-proverkaispr/ или подобные аналоги которые устанавливаются на авто
http://forum.cxem.net/index.php?/topic/129997-датчик-абсолютного-давления-дад-вакуумкорректор-вк-характеристики-и-тп/
Ну вот теперь собственно все что я хотел изложить я изложил, теперь жду ваших советов и коментариев, поучений, и обучений.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Прошу прощения за ошибки в тексте))
Забыл еще добавить то что датчик так сказать положения коленвала(катушка импульсов) штатная индуктивная, хотелось бы реализовать именно на ней не внося каких либо изменений в генератор техники, самый крайний вариант для переделки это использовать датчик холла от авто, в принципе его всегда можно подобрать и попробовать впиндюрить на генератор.
По моим соображениям то импульс напряжения на родной катушке импульсов достигает 80в в момент работы по максимуму, честно говоря я не мерял, в мануале от CF500 написано что 0,8в, в чем я сомневаюсь, если будет необходимо то произведу соответствующие замеры.
вот так выглядит генератор в разобраном виде то что обазначено стрелкой под именем Pickup и есть катушка импульсов зажиганияhttps://www.drive2.ru/l/8128965/ вот тут нашел сегодня рабочий проект)
Как выставить зажигание на мотоцикле?
Неправильно настроенная система зажигания нередко становится причиной того, что байк глохнет или попросту не заводится. И не важно, взяли вы топовый двухколесник или решили купить недорогой мотоцикл. Даже небольшая ошибка при регулировке существенно усложнит эксплуатацию техники. Так давайте выясним, как выставить зажигание на мотоцикле?
Почему нужно проверять и настраивать зажигание на мотоцикле?
Система пуска состоит из множества деталей, поломка которых приведет к целому ряду проблем. Обычно водители жалуются на:
- Трудности при запуске двухколесника. Кроме того, двигатель аппарата может глохнуть во время езды.
- Исчезновение искры. Подобная неисправность появляется из-за повреждения обмотки проводов, проблем со свечей, коммутатором, катушкой и т. п.
- Некорректную работу аккумулятора. Если АКБ не заряжается или «кипит», нужно провести диагностику генератора.
- Поломку замка зажигания. Поломка мелкая, но она не позволяет запустить мотор байка.
Перед настройкой зажигания мотоцикла «пройдитесь» по всем узлам системы и убедитесь в их исправности.
Диагностика узлов: подготовка к регулировке
Если система зажигания начала работать некорректно, проведите ее полную диагностику. Процедура выполняется в такой последовательности:
- Замок зажигания. Это одна из самых распространенных поломок на китайских байках.
- Свеча. Выкрутите, почистите и проверьте работоспособность компонента. При необходимости замените его.
- Катушке. Измерив сопротивление элемента, вы сможете узнать, исправен ли генератор. При низких показателях генератор придется снять и проверить отдельно.
- Провода. Важно, чтобы не было оголенных проводов, которые могут коротить.
- Блок зажигания. При поломке компонента его нужно просто поменять.
Также до регулировки зажигания мотоцикла нужно настроить и почистить карбюратор. Дело в том, что неправильно приготовленная топливная смесь может стать причиной проблем с запуском мотора или его остановки.
Как понять, что пора выполнять настройку?
Позднее или раннее зажигание является одной из самых распространенных причин сбоев в работе силового агрегата. При несвоевременном воспламенении смеси водитель заметит:
- Затрудненный запуск мотора.
- Перегревы движка.
- Увеличенный расход бензина.
- Снижение мощности силового агрегата.
- Снижение отзывчивости ручки газа.
И это только самые выразительные симптомы, по которым можно диагностировать проблему.
Как правильно выставить зажигание на мотоцикле?
Для начала вам следует очистить двигатель от грязи и пыли, чтобы при настройке в систему не попал мусор. После этого следует:
- Открыть доступ к звездочке. Крышка располагается на левой стороне мотора, а фиксирующий болт на правой. После демонтажа крышки вы увидите цепь ГРМ и звездочку с метками.
- Открыть смотровое окошко ротора либо снять крышку двигателя. Ваша задача – прокрутить ротор кикстартером, чтобы в окошке появилась буква «Т» (верхняя мертвая точка).
- Убедиться, что отметка на звездочке совпадает с канавкой на головке.
- Установить крышки на место.
Примечание: Словить совпадение меток на роторе и звездочке бывает трудно. Поэтому райдеру лучше снять крышку мотора и прокручивать ротор руками, чтобы лучше контролировать его позицию.
Подобное обслуживание следует проводить сразу после того, как вы приобрели мотоцикл. А вот с подержанными байками немного сложнее. Такую технику лучше загнать в мастерскую мотосалона, где проведут ее полную диагностику и настройку зажигания.
Пуск двигателя на мотоцикле
Прежде чем запустить двигатель нового мотоцикла необходимо удостовериться, что он правильно отрегулирован. Если у Вас нет инструкции, то обратитесь за помощью к специалистам или литературе. Попытка завести двигатель при сбое в регулировке зажигания или карбюратора обречены на провал.
При запуске холодного двигателя, находящегося в простое хотя бы несколько часов, а уж тем более, несколько дней необходимо:
1. Открыть топливный кран и вытянуть рычаг обогатителя (при его наличии)
2. Нажать на утопитель поплавка карбюратора (при его наличии). Удерживать его необходимо в течение 5-10 секунд, пока не поступит бензин из дренажного отверстия поплавковой камеры. При этом недопустимо дергать утопитель, желая побыстрее наполнить камеру — эффект будет обратный.
3. Убедиться, что мотоцикл стоит на нейтральной передаче. Это можно сделать путем плавного нажатия на кнопку электростартера, или на рычаг кик-стартера 2-3 раза.
4. Повернуть ключ зажигания для его включения. Если карбюратор машины не оборудован пусковым обогатителем, то необходимо повернуть ручку газа на 1/4 хода и резко включить электростартер или нажать на рычаг кик-стартера.
Соблюдая эту последовательность, Вы запустите алгоритм действий, который одинаков для всех мотоциклов — подать в цилиндр бензин, включить зажигание и пустить двигатель. При исправном двигателе мотоцикла только ошибки водителя или непоследовательность действий могут вызвать затруднения.
Не следует совершать следующих ошибок:
1. В одно время с включением электростартера мотоциклист полностью выдвинул ручку газа. Это существенно обедняет горючую смесь, а при запуске не разогретого двигателя нужно как раз наоборот ее обогатить. Не стоит при этом удивляться, что двигатель не начинает работать.
2. Открыв кран подачи топлива и повернув ключ зажигания, мотоциклист без промедления включает крик-стартер. Но ведь топливо в цилиндры еще не успело поступить. Такие действия возможны только при пуске прогретого двигателя.
Вполне может произойти такое, что в результате безграмотных действий малоопытного мотоциклиста двигатель машины будет переполнен горючей смесью — этого нужно постараться не допускать. Топливная смесь, как слишком бедная, так и слишком богатая воспламеняется плохо и это следует иметь в виду. Большие скопления топлива в цилиндре могут привести к его конденсации на свечах зажигания и их электродах, что препятствует образованию искрового заряда для запуска двигателя.
Для того, что бы исправить это положение необходимо:
1. Закрыть кран.
2. Полностью открыть дроссель.
3. При включенном зажигании необходимо продуть цилиндры. Для этого необходимо нажимать на кик-стартер часто, но не сильно.
4. При боковом расположении поплавковой камеры в старых моделях мотоциклов для ускорения процесса необходимо наклонить мотоцикл влево.
Залитый двигатель заводится сложно и не очень быстро, поэтому очень важно при первых вспышках не выравнивать сразу машину и не сбрасывать газ. Сбавить газ можно только когда убедитесь, что двигатель работает достаточно стабильно. И не спешите сразу тронуться с места, ведь топливный кран все еще закрыт.
Если даже при таком алгоритме действий залитый двигатель запустить не удается, то возможно аккумулятор разряжен или свеча зажигания покрыта нагаром. В этом случае можно попробовать пустить двигатель на ходу.
Если вы решили попытаться запустить двигатель с ходу, то необходимо отпустить сцепление на 2-й или 3-й передаче. Безусловно, на нейтральной скорости разогнать машину будет легче, но это может способствовать поломке шестерен, поэтому лучше разгон мотоцикла осуществлять при включенной передаче. Прежде чем осуществить эту коротенькую пробежку убедитесь, что вы никому не помешаете, и полоса разгона имеет достаточную длину. Разгон осуществляйте на 2й или 3й передаче, а затем, когда двигатель начнет заводиться, переключайтесь на первую. Как только вы убедитесь, что он устойчиво работает, остановитесь, включите нейтральную скорость и откройте кран подачи топлива.
Ели к такому способу приходится прибегать каждый раз при пуске двигателя, то это говорит о неисправности мотоцикла и двигатель требует наладки.
Регулировка зажигания мотоцикла «Иж-Планета»
Не стоит лишний раз рассказывать насколько усложняется запуск «планеты» с неправильно отрегулированным зажиганием. Каких только курьезов не было из-за сбитого зажигания, у кого тапки улетали высоко в небо, у кого лопалась подошва на обуви иногда бывали даже травмы, причем весьма серьезные, бывали даже случаи когда двигатель заводился в обратную сторону. Всех этих неприятностей с отдачей заводной лапки в ногу можно избежать если своевременно регулировать опережение зажигания.
Производить регулировку удобнее всего с помощью специального приспособления, которым когда-то завод изготовитель комплектовал каждый мотоцикл, времена те как известно давно прошли, поэтому, чтобы не тратить время на поиски приспособления, можно обойтись обычным штангенциркулем.
Работу по настройке зажигания начинаем с регулировки зазора между контактами прерывателя (0,4-0,6 мм). Для этого: проворачиваем коленчатый вал за болт ротора генератора так что бы контакты прерывателя максимально разошлись.
Откручиваем болт фиксации зазора контактов и эксцентриком разводим контакты так что бы вставить щуп между ними, и не спеша эксцентриком зажимаем щуп так что бы он входил-выходил с небольшим усилием. После регулировки все хорошо зажимаем, и переходим к регулировке опережения зажигания.
Находим верхнею мертвую точку, вставляем в свечное отверстие нутромер, (надо постараться чтобы щуп нутромера уперся ровно в центр днища поршня) измеряем глубину, затем выдвигаем нутромер на 3,5-4 мм, проворачиваем коленчатый вал примерно на четверть оборота против часовой стрелки, вставляем нутромер в свечное отверстие, и проворачивая коленчатый вал по часовой стрелке до того как он упрется в нутромер, это и будет необходимый нам угол опережения зажигания.
После того как мы выставили угол опережения зажигания, давайте теперь установим момент размыкания контактов на этом положении коленчатого вала, для этого: ослабляем (только не сильно) сначала этот болт.
Берем любую маломощную лампочку и подключаем ее одним проводом к массе мотоцикла а другим проводом к проводу подходящему к прерывателю.
После того как мы ослабили болты на контактах, нужно провернуть контакты до упора по часовой стрелке (лампочка должна погаснуть) потом потихоньку проворачивайте контакты против часовой стрелки, до того момента когда лампочка загорится, это и будет нужный нам момент во время которого будет проскакивать искра (3,5-4мм) до верхней мертвой точки.