Taxitaxitaxi.ru

Эволюшн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Фрикцион или фрикционный тормоз катушки – как настроить

Фрикцион или фрикционный тормоз катушки – как настроить

Фрикцион или фрикционный тормоз безынерционной катушки

Фрикционный тормоз – важный узел безынерционной катушки. Его главная «стратегическая» задача – уберечь леску от обрыва, а снасть – от возможной поломки при опасных нагрузках. Не менее важная «тактическая» задача – сглаживать рывки рыбы и не давать ей сойти. Как же правильно настроить и в процессе рыбалки регулировать фрикционный тормоз?

Настройка фрикциона безынерционной катушки «под максимум»

Мы уже говорили о затяжке фрикциона «под максимум», когда тормоз устанавливают по ощущению на «докритическое» значение. Это значение напрямую связано в основном с прочностью и лески, и отчасти удилища – поэтому превышать его нельзя. А вот сделать меньше – можно, а иногда и нужно. Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, посмотрим, на что и как влияет затяжка тормоза.

Для начала вспомним, что фрикционный тормоз – это автоматическая система безопасности нашей снасти. Иногда даже при внеплановых экстремальных нагрузках – например, зацеп за кусты при резком забросе – сработавший фрикцион поможет избежать поломки удилища или катушки. Поэтому некоторые фирмы специально делают так, чтобы этот механизм не затягивался до конца – «на всякий пожарный».

Настройка фрикциона безынерционной катушки на рыбу

Не менее важная «тактическая» задача фрикциона – избежать обрыва лески или поломки спиннинга при поимке крупной рыбы. Отпущенный (в разумных пределах) тормоз делает вываживание более «мягким» – то есть, лучше компенсирует и рывки хищника, и наши возможные ошибки. Доходит до кажущегося парадокса: мы крутим катушку «на себя», а рыба умудряется еще быстрее тянуть «обратно». При таком раскладе порвать леску или сломать спиннинг можно только специально.

Кроме того, фрикцион может помочь и в выполнении сверхдальнего силового заброса. Например, при ловле жереха бывает необходимо послать достаточно тяжелую блесну на предельное расстояние. А это возможно только с разумно тонкой леской – которая, однако, может не выдержать резкого силового заброса. Предварительное ослабление фрикциона в какой-то мере «сглаживает» этот мощный стартовый рывок.

Однако ослабление фрикциона ослабляет и подсечку – ведь при рывке нагрузка резко возрастает, шпуля проворачивается и сдает немного лески. Да и само вываживание при слабом тормозе иногда неоправданно затягивается, а это опасно – рыба может уйти в траву или в коряги.

Получается, что, в зависимости от конкретных рыб и местных условий, «пробуксовка» может быть как полезна, так и вредна. Поэтому правильная установка фрикционного тормоза – это почти всегда разумный компромисс между подсечкой и вываживанием. Однако если есть какие-то сомнения, «регулируйте» всегда в пользу подсечки — ведь во время вываживания мы еще успеем при необходимости дополнительно ослабить или подтянуть тормоз.

Например, при ловле щуки и судака – из-за их костистой пасти и «бульдожьей» хватки – всегда необходима жесткая подсечка. Значит, и фрикцион должен быть затянут «под максимум». К тому же, эти хищники обычно пытаются уйти в траву или в коряги – тогда остановить их поможет только сильное торможение.

Фото: передний фрикцион катушки

Да и вообще, вываживать некрупных (до 2 кг) «зубастых» и «клыкастых» лучше форсированно – не давая им опомниться, ведь прочность снасти это позволяет. А если вдруг попадется настоящий «крокодил», то для него даже тугой фрикцион – небольшая помеха. К тому же, при необходимости его всегда можно ослабить.

Противоположный пример – окунь. Все знают, что у «полосатого» довольно слабые губы – которые иногда и вытаскиваешь вместо рыбы. Чтобы этого не случилось, подсечка и вываживание окуня должны быть деликатными, что обеспечивается соответствующим ослаблением фрикционного тормоза. Не нужен «жесткий» тормоз и при ловле таких хищников, как жерех, язь и голавль. Ведь эти рыбы имеют мясистую пасть и хорошо засекаются, нередко даже без подсечки. Однако после этого жерех и голавль обычно делают резкий рывок, а «мягкий» фрикцион помогает сдержать этот опасный первый порыв. Язь же имеет привычку «кувыркаться» при вываживании, а отрегулированный тормоз и здесь нейтрализует все опасные рывки.

Поэтому перед началом каждой рыбалки необходимо вновь выставить соответствующее значение фрикционного тормоза и в процессе ловли при необходимости регулировать его, но ни в коем случае не превышая при этом «безопасный максимум». Естественно, то же самое нужно делать и при установке новой шпули – особенно с более тонкой леской – о чем некоторые иногда забывают.

Работа фрикционным тормозом при вываживании

Работа фрикционом подразумевает не только его начальное выставление, но и при необходимости – регулирование в процессе ловли. У катушек с задним тормозом и регулятор крутить удобнее, и оценивать степень затяжки по цифрам проще. Вот почему при ловле с тонкой леской я предпочитаю именно такие модели.

Фото: задний фрикцион катушки

Однако еще многие рыболовы не умеют правильно пользоваться тормозом катушки. Одни забывают правильно выставить фрикцион, другие затягивают его «намертво». Увы! Сколько удилищ и лесок еще поломается из-за этого, сколько рыб сорвется с крючка!

Кстати, грамотное пользование фрикционом уже в процессе вываживания явно свидетельствует о зрелом мастерстве рыболова. Особенно это заметно при ловле крупных и сильных рыб в сложных условиях. Например, такой боец, как семга, требует особо тонкого подхода. С одной стороны, пасть этой рыбы достаточно жесткая, а хватка крепкая – все это требует сильной подсечки и затянутого фрикциона. Однако сразу после этого следует мощнейший рывок и дальнейшая длительная и упорная борьба. Чувствуя сильное противодействие, семга просто бесится. Вплоть до того, что делает «свечки» или даже «разбивает нос» о камни, пытаясь, как многие считают, выбить приманку из пасти. А вот на слегка ослабленном тормозе рыба ведет себя спокойнее, поэтому на чистом месте фрикцион немного отпускают. Однако, пускать ее в камни или в порог нельзя, никакая леска этого не выдержит. Здесь уже приходится «что есть силы» перетягивать — кто кого? Тормоз, естественно, должен быть затянут. У ног рыболова семга еще не раз показывает всю свою мощь и так резко «шарахается прочь», что нередко все-таки сходит. Приходится перед завершающим этапом вновь слегка ослаблять фрикцион.

Читайте так же:
Регулировка дискового тормоза горного велосипеда

Как отрегулировать безынерционную катушку во время рыбалки

Регулировка безынерционной катушки — что это и для чего это нужно, давайте рассмотрим этот вопрос. Современная безынерционка – очень сложный механизм, в среднем состоящий из более чем ста деталей. Каждая катушка выпускается под лески определенного сечения. То есть чем больше катушка, тем больший диаметр можно использовать.

Это правило не распространяется на модели, предназначенные для матчевой ловли. Чтобы разобраться в этой ситуации, достаточно взглянуть на корпус катушки, где стоит маркировка, с какими диаметрами она работает, а также указана емкость шпули.

Как отрегулировать конусность

Как отрегулировать конусность

В брендовых катушках в комплект входят регулировочные комплекты. В их составе можно найти шайбы. Ставят их при изготовлении, однако профиль катушки можно регулировать и самостоятельно. Правда, как это сделать в домашних условиях – редко кто знает.

Прокладочные шайбы стоят в месте крепления шпули и катушки. Дорогостоящие безынерционки снабжаются четырьмя или более шайбами разной толщины. С помощью этих элементов возможно осуществить регулировку профиля шпули. Более подробно о катушках можно почитать в статье «Катушка для джиговой ловли как залог успешной рыбалки».

У подавляющего большинства катушек с передним фрикционом конусность намотки лесы регулируют количеством шайбочек, которые размещены над трещоткой. Саму схему регулирования с подробным описанием и картинками можно найти в прилагаемой инструкции.

Рекомендуется перед установкой катушки на удилище изучить схему, так как случается, что все шайбы уже находятся на оси. Рыболов укладывает лесу на шпулю, а когда начинает закидывать снасть, не может понять в чем дело, так как раз за разом образуется борода. Чтобы подобного не происходило, и нужна регулировка.

Как настроить фрикционный тормоз и байтраннер

Второй момент при вываживании рыбы – правильно отрегулированный фрикционный тормоз, который в немалой степени влияет на конечный результат борьбы. При этом нет единого стандарта для степени затягивания фрикциона. Одни ловят с полностью затянутым тормозом, ослабляя его лишь в момент вываживания крупной рыбы, другие, наоборот, держат ослабленным.

Третий вариант работы фрикциона – производить регулировку в зависимости от степени разрыва лесы. Каждый рыболовов прав по-своему, однако при этом не стоит забывать об условиях лова – ведется ли ужение тяжелыми приманками или легким пикером.

Что такое фрикцион

Что такое фрикцион

Фрикцион – специально разработанное устройство в составе механизма безынерционной катушки. Его предназначение – контроль за силой и скоростью сматывания лесы. Фрикционный тормоз может располагаться как на передней части корпуса, так и на задней. В матчевой ловле, например, предпочтителен задний фрикцион и небольшая шпуля.

Разностороннее расположение тормоза ни в коей мере не оказывает влияния на его принцип срабатывания. Особенно актуален он во время вываживания трофейных экземпляров, когда при сильных рывках леса стравливается с катушки. При правильной настройке это позволяет применять лесу более тонкого диаметра.

  • Катушка с передним фрикционом. Считается наиболее чувствительной, способной реагировать на незначительное сопротивление лесы. Имеется пара недостатков, например, его не совсем удобно настроить в процессе вываживания из-за лесы, которая идет от лесоукладывателя до пропускного кольца. Вторая проблема – не так комфортно менять шпулю.
  • Катушка с задним фрикционом. Восприимчивость ее несколько ниже, поэтому катушку используют для мощных снастей, таких, как фидер, троллинг. Достаточно удобно вести регулировку прямо во время вываживания.

Как настроить тормоз

Можно констатировать факт, что отнюдь не все рыболовы настраивают фрикцион. Кто-то не умеет, другие не хотят. Однако есть еще один фактор – использование китайских катушек с низкопробным механизмом торможения. В принципе, ничего сложного в регулировке нет.

Как настроить тормоз

Сработать устройство должно при активном сопротивлении крупной рыбы, чтобы леса не оборвалась, а спиннинг не переломился. Зная, как отрегулировать шпулю безынерционной катушки, не стоит забывать о том, что делать это лучше на берегу водоема. Это объясняется тем, что нагрузка, которую нужно приложить для стравливания лесы непосредственно с катушки или через пропускные кольца – совершенно разная.

Леса, скользящая через кольца под прямым углом к удилищу требует значительно больших усилий. Поэтому настройка и должна происходить именно при подобных условиях. Лучше всего привязать конец оснастки к неподвижному предмету и отрегулировать фрикционный тормоз так, чтобы он начинал срабатывать примерно при 80 процентах усилий от разрывной способности лесы.

Читайте так же:
Как регулировать холостой ход на 406 двигателе

Стоит помнить, что существуют катушки, снабженные байтраннером, что переводится как «бегущая насадка». Эта система предназначена для моментального сбрасывания лесы во время поклевки. Ознакомиться с этим можно в статье «Фидерная ловля: снасти бюджетные, улов трофейный».

Он удобен при следующих случаях:

  • для исследования рельефа водоема с помощью маркерного поплавка;
  • для установки удилища на подставку, чтобы при поклевках вершинка не гнулась, а леса сматывалась за счет спущенного байтраннера.

Использовать байтраннер несложно: после заброса снасти и установки удилища на подставку механизм ставится в рабочее положение. Правда, сначала важно настроить фрикционный тормоз. В момент подсечки байтраннер выключается после оборота шпули.

Как настроить фрикцион на катушке

Успех рыбной ловли зависит не только от мастерства рыболова, но и правильного подбора снастей. Более того: некоторые элементы оснастки нуждаются не только в правильном подборе и монтаже, но и точной регулировке. И сегодня мы поговорим о правилах настройки фрикциона на катушках безынерционного типа и немного затронем мультипликаторы.

К сожалению, не все начинающие рыболовы знают о предназначении фрикционного тормоза, а разумно использовать его могут и вовсе единицы. А между тем, грамотно отрегулированный фрикционный тормоз способен спасти от поломки дорогостоящую снасть и помочь выкачать очень весомый трофей.

Правила настройки фрикциона на катушке

Зачем нужен фрикционный тормоз?

Все современные безынерционки и мультипликаторы оснащаются фрикционным тормозом. Этот механизм настраивается под определенную нагрузку. Если таковая нагрузка ложится на снасть, включается фрикцион, обеспечивающий выматывание лески. Стоит воздействию ослабеть, и выматывание лески прекращается.

Правильная регулировка фрикциона обеспечивает:

  • Эффективную подсечку без сверхнагрузок на снасть.
  • Отработку рывков крупных трофеев при вываживании.
  • Сохранность снасти при зацепах.

Правильно настроенный фрикцион позволяет оперировать деликатной оснасткой при ловле экземпляров, превышающих границы тестов. Он необходим при отработке зацепов, особенно частых при ловле хищника в крепях. Словом, при правильном подходе вещь очень полезная и нужная.

Виды фрикционов для безынерционок

Вкратце пробежимся по разновидностям фрикционных тормозов:

  • Передний. Фрикционный тормоз этого типа имеет самое простое устройство и применяется преимущественно на скоростных безынерционках. Регулируется он при помощи специального винта, расположенного в передней части катушки. Он встроен в шпулю и отдельной замене не подлежит. К достоинствам этого варианта относятся легкость и относительная дешевизна. К минусам – относительно невысокая надежность и склонность к самозатягиванию. Хороший механизм рассчитан в среднем на шаг в 300 граммов за один щелчок регулировочного винта.
  • Задний. Более надежный, но тяжелый и дорогостоящий вариант, которым оснащают силовые катушки. Он расположен позади катушки, там же вмонтирован и регулятор. Такой фрикцион лучше показывает себя при трофейной ловле благодаря надежности и устойчивости заданных значений, однако регулировка менее точная – в среднем 500 граммов на щелчок.
  • Комбинированный. Это катушки одновременно с передним и задним фрикционом, которые переключаются благодаря байтраннеру. Такие катушки очень надежны и удобны, но, к сожалению, дороги и тяжелы. Их используют преимущественно при пассивной ловле.

Настройка фрикциона безынерционки «под максимум»

Регулировка фрикциона на безынерционной катушке

Существует масса мнений по поводу использования фрикциона. Одни рыболовы утверждают, что он снижает спортивный накал ловли, предпочитая сражаться даже с крупными трофеями на максимально зажатом механизме. Другие, напротив, настраивают его настолько слабо, что он включается в работу даже при поклевке 200-300-граммовой щучки-травянки.

Что ж, это их точка зрения, имеющая право на жизнь. И универсальных советов тут быть не может: грамотный рыболов оперирует фрикционом избирательно, под себя, да еще и подгоняет его под условия ловли.

Однако если вы еще не обладаете достаточным опытом и чувством снасти, стоит регулировать тормоз «под максимум» в соответствии с заявленной производителем разрывной нагрузкой лески.

Для корректной настройки потребуется груз соответствующей массы. Он должен быть слегка легче, нежели установленная для лески нагрузка на разрыв. Идеальное значение в 70-80% от этой нагрузки (например, для лески с прочностью на разрыв в 7 кг берем груз в 5-6 кг).

Настройка выполняется на полностью снаряженном спиннинге (фидере, донке). Действуем следующим образом:

  • Снаряжаем снасть и крепим груз к леске (либо цепляем за крючок приманки).
  • Располагаем груз на полу на расстоянии нескольких метров от себя. Оптимальна любая ровная поверхность.
  • Затягиваем фрикцион полностью и отпускаем на один щелчок (отпуск даст некоторый запас, необходимый для амортизации).
  • Имитируем подсечку и начинаем подмотку лески (приподнимаем кончик удилища, сохраняя угол примерно в 45 о ). Иногда поднимают груз по вертикали, но нужно быть осторожными, чтобы не повредить снасть – в таком случае на нее приходятся критические нагрузки.
  • Постепенно отпускаем фрикцион, следя за тем, чтобы груз оставался на месте.
  • Как только тормоз сработает (вы услышите звук трещотки, леска начнет выматываться), прекращаем регулировку.

Многие рыболовы настраивают фрикцион непосредственно на водоеме. Такой точности, как в прошлом примере, достичь не удается, зато тормоз можно отрегулировать конкретно под себя.

Для этого достаточно зацепить крючок за ствол дерева, отойти в сторону на несколько метров и действовать, как в предыдущем случае. Однако здесь маркером правильной настройки являются субъективные ощущения рыболова. Как только удилище изогнулось близко к критическому, потихоньку отпускают регулятор до активизации трещотки.

Читайте так же:
Четырехконтурный защитный клапан маз регулировка

Регулировка под рыбу

Как уже было сказано выше, опытные рыболовы регулируют фрикцион под себя, в зависимости от условий ловли и предполагаемой добычи. Например, сверхдальние мощные забросы с тонкой оснасткой, которые нередки при ловле жереха, лучше выполнять на ослабленном фрикционе – это снижает риск обрыва лески.

Однако нужно понимать, что ослабленный тормоз снижает эффективность подсечки. Леска стравливается, рывок теряет силу, что очень нехорошо при ловле щуки или судака, славящихся твердым небом. Да еще и мощный хищник, почувствовав неладное, может уйти в растительность или коряги. Это значит, что при целевой охоте на этих хищников желательно затягивать тормоз под максимум.

В принципе, этим можно было бы и обойтись, если бы речь шла об экземплярах весом до 1,5-2 килограммов – ничего регулировать не нужно. Но если клюнет более весомый трофей, фрикционом придется поиграть, отпуская и подтягивая его в процессе вываживания по мере утомления рыбы.

С окунем складывается противоположная ситуация. Губы у этой рыбы мягкие, легко пробиваются на подсечке и могут оторваться при агрессивном вываживании. Это значит, что для окуня (равно как язя, голавля, жереха) нужно настраивать фрикцион более мягко. Не слишком сильно затягивают тормоз и при ловле карпа и прочей крупной мирной рыбы на донные снасти.

Настройка байтраннера

Регулирование байтраннера

Современные силовые катушки иногда оснащают интереснейшей опцией, байтраннером. Спиннингистам этот механизм особо не нужен, ведь он существенно утяжеляет снасть. А вот для любителей донной ловли или троллинга без него придется туговато. Клюнувший солидный экземпляр может попросту утащить снасть с настроенным на вываживание тормозом. Жесткая фиксация удилища тоже не поможет: или леска оборвется, или сломается бланк. Так что или держать снасть руками, или не сводить с нее глаз, все время находясь поблизости.

Байтраннер – это механизм катушек с двумя фрикционами. Передний обычно настраивают на штатный режим вываживания, то есть, более жестко. Рычаг байтраннера отключает передний фрикцион, задействуя задний, настроенный не столь туго.

При поклевке с включенным байтраннером леска отпускается при незначительном усилии, звучит сигнализатор (хоть электронный, хоть колокольчик), рыбак подбегает к снасти. Далее достаточно провернуть рукоять катушки – и включается передний фрикцион, затянутый на подсечку. При вываживании солидных экземпляров можно периодически включать и отключать байтраннер, выкачивая рыбу. Это гораздо проще, чем в экстремальных условиях играть фрикционом.

Настройка фрикциона на мультипликаторе

Мультипликаторные катушки – высокотехнологичные устройства со сложной системой тормозов. Упор делается на настройку основных тормозных механизмов. Фрикцион подгоняется в последнюю очередь.

При ловле в заброс обычно применяют легкие мультипликаторы, которые иногда пренебрежительно именуют мыльницами. Фрикционный тормоз у них представлен крыльчатой звездочкой, одновременно служащей и регулятором. Механизм настраивают обычно под максимальную затяжку (только не сорвите резьбу в усердии), а затем отпускают звездочкой на пару щелчков. Зачастую подстройка осуществляется в процессе ловли.

Можно использовать груз или метод зацепа, описанные выше. Обратите внимание: испытания на практике показывают, что максимально затянутый фрикцион на таких катушках отпускает леску при значительно меньшей нагрузке, чем заявлено производителем. Это так называемая «защита от дурака»: снасть не сломается даже при максимальной нагрузке на затянутом фрикционе – он все равно начнет стравливать леску.

Теперь о мощных троллинговых катушках. Существует две основных разновидности тормозов для таких мультов: Level Drag (с рычагом) и Star Drag (с крыльчатой звездой и рычагом).

Неправильная настройка фрикциона на мультовой катушке для троллинга является одной из самых распространенных причин всевозможных поломок. Браться за эту процедуру желательно в том случае, если вы обладаете хотя бы минимальным опытом в этой сфере. Первое – нужно чувствовать «поведение» тормоза при различных усилиях, второе – понимать, что устройство фрикционов мультов зачастую отличается.

Нужно запомнить, что фрикцион регулируется только на полностью освобожденной шпуле (рычаг занимает нижнее положение). В крайнем верхнем положении рычага фрикцион удерживает шпулю максимально (то есть настолько, насколько вы настроите этот механизм). Некоторые рыболовы выставляют верхнее положение рычага под максимальную нагрузку, но это чревато поломкой снасти, особенно если в запале вываживания оперировать переключением рычага.

Если в механизме имеется крыльчатая звездочка, то нужно высвободить и ее, повернув на себя до упора. Далее нужно отпустить и постепенно подкручивать регулятор, досылая рычаг в промежуточное (рабочее) и верхнее положение, проверяя степень прилагаемых усилий и достигая оптимальных значений. Под рабочим положением подразумевают позицию, которую занимает рычаг при осуществлении троллинга. При осуществлении троллинговой проводки затягивать рычаг под максимум точно не стоит.

Советы начинающим

Настройка фрикциона

Надеемся, вы освоили основные правила обращения с фрикционным тормозом, настало время для финальных советов:

  • Собирайте снасть по правилам. Следуйте рекомендациям производителя: подбирайте удилище, катушку и леску в соответствии с тестом приманки. При недостатке опыта и использовании разнородных элементов оснастки никакой фрикцион не спасет леску или удилище от повреждений.
  • Выбирайте брендовые катушки. Безымянный контрафакт или откровенные подделки для более-менее комфортной ловли непригодны. Они неравномерно укладывают леску, легко повреждаются, а фрикцион самопроизвольно зажимается в процессе ловли.
  • Помните о возможности регулировки во время рыбалки. Ориентируйтесь по ситуации: ослабляйте фрикцион при вываживании очень сильных экземпляров, постепенно затягивая его все туже.
  • Не превышайте установленный максимум. Мы рассказали, как правильно затягивать тормоз под тест лески, но не утягивайте его еще туже – это небезопасно для снасти. Кстати говоря, некоторые катушки и вовсе нельзя затянуть наглухо – производитель оставляет резерв для защиты снасти.
  • Оставляйте тормоз на хранение не затянутым. Приехали с рыбалки – приведите снасть в порядок и отпустите фрикцион – так он прослужит дольше.
Читайте так же:
Регулировка карбюратор на мотоблоке ока

Желаем вам клевой погоды, хорошего улова и целых снастей, уважаемые коллеги по хобби!

Особенности мультипликаторных катушек для спиннинга

Любая рыболовная снасть предназначена для определенного места и способа ловли. Все составляющие, в том числе и катушка, должны соответствовать общей цели. Мультипликаторная катушка для спиннинга отличается большим количеством технологических узлов, безотказная работа которых зависит от точности исполнения и взаимодействия деталей, но именно поэтому она удобна при различных способах ловли.

Плюсы и минусы мультипликаторной катушки

Не существует на сегодня идеальной снасти. Каждая обладает и достоинствами и недостатками.

Преимущества:

леска при сматывании на катушку не перекручивается;

дальность заброса не зависит от диаметра лески;

возможность ловли с приманками любого веса, хотя преимущественно используется для массивных приманок;

возможность использования толстых шнуров без потери дальности заброса;

способность выдержать нагрузку до шестидесяти килограмм;

повышенная чувствительность к поклевке и контроль проводки;

небольшая масса и габариты по сравнению с безынерционными катушками такой же мощности.

Недостатки:

специальное удилище с верхним расположением колец;

настройка тормозной системы после смены приманок;

постоянный уход при эксплуатации;

удилище при забросе держать сложнее из-за верхнего расположения катушки;

значительно более высокая цена по сравнению с безынерционными катушками такой же мощности.

Виды мультипликаторных катушек для спиннинга

Видов катушек немало и классифицировать их можно по-разному, но для спиннинговой ловли в заброс предназначены «бочонки» и «мыльницы».

  • Классические бросковые мощные габаритные и тяжелые (около 300 г ) мультипликаторные катушки предназначены для ловли крупными приманками от 20 до 80 г весом. Форма катушки напоминает бочонок — отсюда и название — с большим пространством для укладки толстого шнура.
  • Низкопрофильные катушки-мультипликаторы весом не более 200 г предназначены для ловли более легкими приманками и леской. Конструкция «мыльниц», которые получили название из-за обтекаемого легкого корпуса из карбона, позволяет свободное прохождение сквозь кольца и меньший угол перегиба лески, увеличивая тем самым дальность заброса. Специальные магниевые сплавы, из которых изготавливают «мыльницы», облегчают работу всех механизмов, разгон и вращение шпули при ловле на легкие приманки. Низкопрофильной катушкой, предназначенной для приманок до 30 г , вполне можно иногда ловить крупными приманками до 50 г потому, что ее механизм долговечен и надежен. Именно такая «мыльница» подойдет начинающим рыболовам.

Выбор мультипликаторной катушки для спиннинга

Такие катушки дороги, но попробовать все равно хочется, особенно приверженцам спиннинговой ловли. Как же правильно выбрать катушку?

Нельзя экономить на цене. Высокая цена изделия обусловлена высокой технологичностью и точностью изготовления, наличием металлического корпуса и фрикциона. Бюджетные модели изготавливаются из пластика, что, естественно, влияет на длительность срока эксплуатации.

Нужно ознакомиться с паспортом на изделие. В нем указаны параметры, которыми пренебрегать не стоит. Например, использование лески меньшего диаметра, чем оговоренный в паспорте, приведет к застреванию лески в зазоре между корпусом и шпулей.

Для ловли в отечественных водоемах в ограниченном пространстве, когда нужна максимальная точность заброса, лучше выбирать мультипликатор с малым размером и низкопрофильной настройкой. Шпуля с низкой инерцией и лескоукладыватель с неподвижным отверстием для лески позволяет сматывать леску без «бороды». Лескоукладыватель должен быть с керамическим глазком (отверстием), чтобы плетеный шнур не перетирался, хотя для монолески материал глазка значения не имеет.

Если необходима большая дальность заброса приманки, стоит выбрать «мыльницу». Меньший перегиб лески из-за низкого профиля облегчает ее трение о кольца.

Важным моментом при выборе мультипликатора является система тормозов. Для легких приманок подходит катушка с магнитным тормозом. Он даже при небольшом размахе спиннинга при облегченной шпуле с малым моментом инерции позволит обеспечить быстрый разгон.

Если размеры водоема позволяют выполнять дальние забросы, то выбор лучше остановить на «бочонке» с отключаемым лескоукладывателем, ведь лескоукладыватель процентов на десять-пятнадцать уменьшает дальность.

Катушки могут быть левосторонними и правосторонними. Левосторонние катушки подойдут спиннингистам, привыкшим к безынерционной катушке. Удилище с правосторонней катушкой после заброса перекладывается в левую руку, чтобы можно было правой вращать ручку катушки. Но это вопрос только предпочтений конкретного рыболова, технических отличий эти катушки не имеют.

Использование мультипликаторной катушки

Начинающему рыболову нужно знать некоторые моменты, с которыми приходится сталкиваться при ловле с мультипликатором.Более подробно как пользоваться мультипликаторными катушками, можно посмотреть на видео в интернете.

Регулировка тормоза

Большинство мультипликаторов имеет два тормоза:

  • осевой более грубый механический тормоз нужно регулировать каждый раз при переходе с приманки на приманку, если они заметно отличаются не только по массе, но и по габаритам. Удобная пятилепестковая звездочка для регулировки находится сбоку катушки. В процессе освоения катушки тормоз лучше перетянуть, пожертвовав немного дальностью заброса во избежание «бород». При правильной настройке осевого тормоза при горизонтальном положении удилища после касания приманки поверхности воды шпуля перестает вращаться, и при аккуратном рывке вершинкой приманка достает до воды, а не зависает на полпути;
  • магнитный или центробежный тормоз отвечает за торможение лески в конечной стадии заброса. Его нужно регулировать гораздо реже, но для настройки приходится снимать крышку. Общим для двух типов тормоза является наличие элементов, магнитиков или грузиков, от количества которых зависит скорость подтормаживания. Шесть тормозящих элементов в катушке позволит эффективно отрегулировать тормоз.
Читайте так же:
Ремонт регулировка карбюратора к60в своими руками

Заброс

Технику заброса удобнее всего посмотреть на видео в You Tube, запомнив для начала несколько моментов:

начинать лучше с бокового заброса, а ни в коем случае не из-за головы;

палец на шпуле нужно научиться держать так, чтобы леска выходила при минимальном трении, но под полным контролем;

начинать тренировки лучше в штиль, чтобы удилище располагалось точно в сторону заброса, а леска шла по прямой линии;

заброс не терпит резких движений.

Обслуживание и уход

Специалисты рекомендуют после каждых пяти-семи рыбалок обслуживать мультипликаторные катушки для надежной работы устройства. Но опытные рыболовы считают эту рекомендацию надуманной и сами разбирают катушку не более двух раз за сезон. Если, конечно, она не падала в воду или песок. Обслуживать мультипликаторы можно в сервисных центрах (им-то выгодно большое количество осмотров) или самостоятельно. Главное – смазать все трущиеся части, где жидкой, а где и вязкой смазкой.

После покупки нужно снять лишнюю смазку с внутренностей катушки. Подшипники, торцы шпули и места ее вращения протираются фланелью с керосином. В «мыльнице» нужно протереть и магниты. После возвращения с рыбалки особо нужно осматривать червячную передачу под лескоукладывателем, чтобы в ней не было песка. Существуют фирменные смазочные средства, но вполне подойдет и технический вазелин.

Еще одна особенность в мультипликаторах – наличие фрикциона из нескольких металлических и фторопластовых прокладок. На время хранения между сезонами фрикцион нужно ослаблять, чтобы фторопласт не терял упругость.

Хранить катушку нужно в специальном водонепроницаемом чехле и металлическом тубусе.

В интернете есть видео по обслуживанию мультипликаторных катушек, где показаны и другие нюансы по уходу за катушками-мультипликаторами.

Производители мультипликаторных катушек

Abu Garcia (Швеция), которой принадлежит почти шестьдесят процентов мировой продукции рыболовных принадлежностей. Консервативный подход – катушка должна быть максимально надежной – заставляет использовать во всех деталях металл. Поэтому для изделий этой фирмы характерен ощутимый вес и менее плавный ход.

Ambassadeur 4061 С4 относится к классу «мыльниц», но вполне подходит для рыбалки на достаточно крупную рыбу, пять подшипников из нержавеющей стали, механизм из бронзы, алюминиевая шпуля и усовершенствованная система торможения обеспечивают надежность при демократичной цене;

Ambassadeur 5601C JB класса «бочонок» создана специально для ловли с воблером Jerk Bait, отличается от других моделей тормозной системой с обратным ходом;

линейка Ambassadeur EON – оригинальная разработка с некоторыми техническими новшествами . Боковая крышка корпуса из легкого сплава быстросъемная. Позволяет быстро снимать шпулю и управлять центробежным подтормаживателем. Грузиков-рычагов, которые невозможно уронить, пять, их можно легко отключать все, два или четыре. Непривычный серебряный диск на оси ручки управляет фрикционным тормозом.

Shimano (Япония). Надежные увесистые изделия с очень эффектным дизайном обладают бесшумным ходом, подходят и для речной и для морской ловли с высоким качеством и долгим сроком службы. Caius CIS201- леворукая мультипликаторная катушка в гранитном корпусе, с алюминиевой шпулей и перфорированной ручкой и общим весом приблизительно 223 грамма отличается хорошей скоростью независимо от наживки.

Daiwa (Япония). Несмотря на использование пластиковых деталей, изделия этой фирмы чрезвычайно надежны. А благодаря качественному пластику и современным решениям обладают плавным ходом и тихой работой. К сожалению, цена не всегда соответствует уровню надежности. Наиболее известны «бочонки» Daiwa Bayard , Millionaire и TD — Luna ; «мыльницы» — Daiwa TD Zillion и Daiwa Steez.

Banax (Южная Корея). Относительно новая компания, которая отделилась от Daiwa. Ее изделия не очень популярны на российском рынке, но они надежны, долговечны, практичны и легки. Отличительная их особенность – новейшая система торможения, поддерживающая оптимальный ход катушки.Bestop – низкопрофильная катушка в праворучном и леворучном варианте в корпусе из графитонаполненной пластмассы, магнитной системой подтормаживания, легкой шпулей и отключаемым лескоукладывателем работает с приманками от 8 г . На ней есть устройство для подачи звукового сигнала при работе фрикционного тормоза.

Penn international (США). В линейке моделей есть элитные и вполне демократичные модели мультипликаторных катушек. Вне зависимости от цены показатели качества высоки для всех моделей. International 975 – модель скорее троллинговая, но по характеристикам подходит для тяжелого спиннинга. Корпус из алюминиевого сплава, центробежная система подтормаживания с четырьмя грузиками, неотключаемый лескоукладыватель, тормоз-трещотка — отличительные черты этого мультипликатора.

Наличие дорогостоящей высококачественной снасти – важное, но отнюдь не главное условие успешной рыбалки. Удачливость, свои маленькие хитрости, знание повадок рыбы и умение их использовать всегда приводят к отличным результатам вне зависимости от класса оснастки.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector