Taxitaxitaxi.ru

Эволюшн
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Привод управления сцепление КрАЗ-6443

Привод управления сцепление КрАЗ-6443

Подробное описание сцепления и его устройство приведены в инструкции по эксплуатации двигателя.

5.2.1. Привод управления сцеплением

(Рис. 4 Дополнения) состоит из подвесной педали 21, главного (подпедального) ци­линдра 17, пневмогидроусилителя (ПГУ) 10, трубопроводов и шлангов для подачи жидкости и сжатого воздуха к ПГУ.

При нажатии на педаль 21 давление жидкости, создаваемое в главном цилиндре 17, через трубопровод 15 и шланг 29 подво­дится к золотнику 4 и пневмогидропоршню 9. В результате воз­действия жидкости золотник 4 упирается в клапан 36, перекрывая свой внутренний канал, поворачивает рычаг I, выбирая свободный ход 4-5 мм.

При дальнейшем перемещении педали 21 золотник 4 перемещает клапан 36, открывая доступ воздуха под пневмопоршень II, при этом гидропнэвмопоршень перемещается я через вилку 5 и рычаг I выключает сцепление.

При отпускании педали сцепления 21 давление жидкости па­дает, золотник 4 возвращается в исходное положение, клапан 36 перекрывает доступ сжатого воздуха, при этом в золотнике 4 от­крывается внутренний канал и сжатый воздух из-под пневмопорш­ня 11 выходит в атмосферу.

В исходное положение поршни и педаль сцепления возвраща­ются под действием сил нажимных пружин оцепления, возвратных пружин поршней и оттяжной пружины педали.

Регулировка привода управления сцеплением 1

Привод управления сцеплением необходимо регулировать, ес­ли при проведении технического обслуживания будет установлено:

свободный ход нижнего (острого) конца рычага не соответ­ствует величине 4-5 мм;

свободный ход педали сцепления (по хорде) выходит за пре­делы 36-68 мм;

полный ход педали сцепления (по хорде) менее 185 мм;

полным ход нижнего (острого) конца рычага 1 менее 26 мм.

Регулировку привода сцепления следует начинать с установле­ния свободного хода нижнего (острого) конца рычага 1.

Регулировку привода проводят два человека в следующей последовательности:

отсоединить воздухопровод подачи сжатого воздуха к ПГУ привод А);

приложить мерительную линейку торцом к кронштейну 2 и зафиксировать положение острого конца рычага 1;

удерживая линейку в таком положении, нажать на педаль сцепления ногой до возрастания усилия перемещения педали и определить перемещение нижнего (острого) конца рычага 1 от первоначального положения.

Если свободный ход острого конца рычага не соответствует величине 4-5 мм, необходимо расконтрить вилку 5 (отвернув гайку 6) к вращать гидропневмопоршень 9 за лыску ключом до выбора зазора (возрастания усилия вращения). Затем отвернуть гидропневмопоршень на 4-5 оборотов и, удерживая его ключом, законтрить вилку 5 гайкой 6.

Регулировка свободного хода педали сцепления проводится без подачи сжатого воздуха к ПГУ в такой последовательности:

ввернуть верхний регулировочный болт 19 для устранения люфта педали в вертикальной плоскости;

вывернуть верхний регулировочный болт на 0,5-1 оборот и зафиксировать его гайкой. Это обеспечит зазор между поршнем и штоком в пределах 0,5-1 мм. При этом свободный ход педали сцепления (по хорде) должен находиться в пределах 33-66 мм.

подключить подачу сжатого воздуха к ПГУ и довести давление воздуха в системе до нормальной величины.

Рис. 4 . Привод управления сцеплением:

1-рычаг вала вилки выключения сцепления; 2-кронштейн пружины; 3-пружина возвратная гидропневмопоршня ПТУ; 4-золотник; 5-вилка; 6-гайка стопорная; 7-грязесъемник; 8-крышка; 9-гидропневмопоршень; 10-картер ПГУ; 11-нневмопоршень; 12-окно выпускное; 13-вилка; 14-клапан перепускной; 15-гидропровод; 16-зазор между поршнем и толкателем равный 1,0 мм; 17-главный (подпедальный) цилиндр; 18-пробка наливного цилиндра; 19-верхний регулировочный болт; 20-нижний регулировочный болт; 21-педаль привода сцепления; 22-крышка; 23-болт; 24-уплотнитель поршня; 25-толкатель поршня; 26-уплотнитель толкателя; 27-контргайка вилки; 28-вилка; 29-шлакг гидропривода; 30-поршень; 31-манжета; 32-пружина; 33-картер; 34-штуцер; 35-пружина клапана; 36-клапан.

А-подвод сжатого воздуха; В-подвод гидрожидкости.

Читайте так же:
Самодельный стенд для проверки и регулировки дизельных форсунок

Регулировка полного хода педали сцепления производится при подаче сжатого воздуха к ПГУ с помощью нижнего болта 20. Полный ход педали сцепления должен быть не менее 185 мм (по хорде).

После выполнения всех регулировок проверить полный ход нижнего (острого) конца рычага I, который должен быть не менее 26 мм. При необходимости отрегулировать с помощью нижнего болта 20 за счет увеличения полного хода педали сцепления.

Смена рабочей жидкости в гидравлической части привода сцепления

Снять с наконечника перепускного клапана 14 колпачок и надеть на клапан шланг для прокачки гидропривода. Второй конец шланга опустить в сосуд для слива жидкости.

Взять из ЗИЛа шланг для накачивания шин и подсоединить один конец к наконечнику наливной пробки 18, а второй — к крану отбора воздуха или к другому источнику сжатого воздуха и создать в резервуаре давление 0,3-0,6 МПа (3-6 кгс/см2).

Отвернуть перепускной клапан 14 на 0, 5-1 оборот, слить отработанную жидкость и продуть гидросистему сжатым воздухом. Во время слива жидкости нажимать на педаль сцепления до полного удаления жидкости.

Промыть систему гидропривода, для чего отвернуть пробку 18 и заполнить картер свежей тормозной жидкостью, после чего пробку завернуть. Создать в полости картера главного цилиндра давление 0,3-0,6 МПа (3-6 кгс/см2) и слить жидкость. Во время слива нажимать на педаль сцепления до полного удаления жидкости.

Отвернуть пробку 18 и заполнить картер свежей тормозной жидкостью, в соответствии с картой смазки, после чего пробку 18 и клапан 14 завернуть. Под шланг слива жидкости поставить прозрачный стеклянный сосуд с небольшим количеством жидкости. Создать давление воздуха в полости картера в пределах 0, 3-0, 6 МПа (3-6 кгс/см2) с выдержкой 30 с.

Отвернуть пробку 18 и долить в картер тормозную жидкость, после чего пробку завернуть.

Произвести прокачку гидропривода с целью удаления воздуха.

Создать в полости картера главного цилиндра давление сжатого воздуха в пределах 0,3-0,6 МПа (3-6 кгс/см2) и отвернуть перепускной клапан на 0, 5-1 оборот.

Слить 100-150 г жидкости в прозрачный сосуд, не допуская полного израсходования жидкости в картере главного цилиндра. Доливая жидкость в картер и, создавая давление, добиться прекращения выделения пузырьков воздуха из шланга, опущенного в стеклянный сосуд с тормозной жидкостью.

После прокачки завернуть перепускной клапан 14, снять шланг и навернуть на наконечник защитный колпачок. Долить жидкость в главный цилиндр (уровень жидкости должен быть на 15-20 мм ниже верхней; кромки сливного отверстия) и плотно завернуть пробку. Проредить и, при необходимости, отрегулировать свободный ход подали сцепления.

Тормозную жидкость, слитую из системы гидропривода при прокачке, можно использовать только после ее фильтрации и отстоя.

Сцепление МАЗ

Сцепление МАЗ двухдискового типа — классический вариант сцепления сухого типа, однако при этом узел отличается периферийным расположением цилиндрических нажимных пружин. Располагается в литом чугунном картере автомобиля. Назначение — качественная передача крутящего момента. Механизм обеспечивает кратковременное разъединение коленвала двигателя с трансмиссией и их плавное соединение при трогании с места и переключении передач. Привод сцепления МАЗ, как и сам механизм необходимо периодически регулировать, поскольку фрикционные накладки его дисков, как другие элементы без регулировки значительно изнашиваются и подлежат замене.

Почему необходима регулировка?

При изнашивании накладок происходит смещение диска нажимного типа к маховику, в результате чего по штоку к кожуху смещаются и кольца разрезного характера. Регулировка позволяет вернуть необходимые показатели зазоров между дисками сцепления МАЗ, чтобы их не заполняли пружины фрикционного цилиндрического типа, наличие которых приводит к преждевременному износу накладок.

Читайте так же:
Как регулировка дисковые тормоза велосипед

Как выполняется регулировка сцепления?

Для выполнения регулировки необходимы комплекты накидных и рожковых ключей, штангенциркуль и линейка.

Для производства работ следует демонтировать картер маховика и крышку его люка, чтобы для начала отрегулировать величину отхода ведущего, т. е. среднего диска. На этом этапе:

  • включается сцепление;
  • рычаг коробки передач ставится в нейтральное положение;
  • поворачивается маховик двигателя;
  • откручиваются контргайки винтов;
  • в ведущий диск вкручиваются до упора 4 винта.

На один поворот винты отворачиваются и фиксируются контргайками без приложения значительных усилий, при этом маховик продолжает вращение. Далее с помощью линейки следует измерить зазор между регулировочной гайкой и торцом задней крышки корпуса клапана. Он должен варьироваться в диапазоне 3,3-3,7 мм. Для регулировки его следует зафиксировать с помощью контргайки, затянув с усилием последнюю.

Прокачка узла сцепления

Прокачка сцепления МАЗ означает удаление из узла воздуха. На то, что прокачка необходима, может указывать плохое включение передач. Это возникает из-за попадания воздуха в гидролинию грузовика, результат чего — неполное включение сцепления. Прокачка выполняется следующим образом.

  • Бачок гидропривода восполняется жидкостью (водой) до уровня 1-1,5 см от края (жидкость должна быть фильтрованной).
  • С выпускного клапана цилиндра снимается резиновый колпак ПГУ, на цилиндр надевается резиновый шланг, второй конец которого помещается в тормозную жидкость (она заполняет до трети половины банку 1 л).
  • Клапан для перепуска отворачивается на 1 оборот, после этого, как правило, 4-5 раз выполняется нажатие на педаль сцепления с интервалом в 1-2 секунды.
  • Прокачка выполняется до того момента, пока из шланга перестанут появляться пузыри, при этом ее выполняет один из двух человек.
  • Второй человек отслеживает уровень жидкости и при его падении доливает до необходимого показателя (не ниже 3,5 см от края).

Прокачка завершена, и узел собирается в обратной последовательности. Собранное двухдисковое или однодисковое сцепление необходимо проверить — для этого педаль выжимается до упора, при этом проверяется и поршневой толкатель. Успешной прокачку можно считать в том случае, если ход толкателя будет равен 27-28 см. В противном случае работы будет необходимо повторить.

Компания «МазГарант» предлагает самый широкий спектр оригинальных фирменных запчастей для ремонта сцепления на МАЗ Зубренок (4370) и другие серии и модели продукции Минского автомобильного завода. По выгодной цене вы можете заказать и купить такие элементы узла, как, например:

Инструкция по установке ПГУ WABCO

В процессе работы сервисные станции достаточно часто сталкиваются с течью жидкости из ПГУ на автомобилях МАЗ при полном выходе штока ПГУ из корпуса. Зачастую это не является неисправностью, а всего лишь следствие неверной регулировки привода. В прилагаемом файле – копия схемы из руководства по эксплуатации МАЗа. Весь смысл регулировки – определение рабочего хода штока ПГУ. Для этого необходимо оттянуть шток ПГУ от рычага, отвести его в сторону и дать возможность полностью выйти из корпуса. Затем повернуть рукой рычаг сцепления в рабочем направлении (т.е. от ПГУ) чтобы выбрать все зазоры в приводе, потом замерить расстояние от конца штока до поверхности рычага сцепления, на которой расположена цековка под шток ПГУ.
Если размер более 50 мм, ПГУ будет работать в нормальном диапазоне, а если менее, то необходимо снять рычаг с поворотного вала и установить на один шлиц ближе к корпусу ПГУ. Если эта операция выполнена, то есть полная гарантия что плунжер ПГУ не будет выходить до упора и открывать проход жидкости между кромкой уплотнения и поверхностью фаски на торце.

Читайте так же:
Регулировать ремень на станке

1.1. Установка
При замене ПГУ сцепления, а также при его первичной установке необходимо предусмотреть соблюдение ряда мероприятий:
— для гидравлической части использовать трубопроводы и шланги с внутренним диаметром не менее 8 мм.
— после установки ПГУ на кронштейн максимальный перекос по вылету штока в исходном состоянии не должен превышать 3” (±1,5).
2. Прокачка
Прокачать гидравлическую часть привода можно только одним из следующих способов:
— давлением воздуха около 5-6 кгс/см2, подаваемым через специальный адаптер в бачок главного цилиндра сцепления. Процесс прокачки считается завершенным, после того как через открытый клапан прокачки усилителя сцепления пойдет тормозная жидкость без пузырьков воздуха.
— давлением жидкости около 3 кгс/см2, подаваемым через клапан прокачки усилителя сцепления. Процесс прокачки считается завершенным, после того как тормозная жидкость в бачке главного цилиндра сцепления пойдет без пузырьков воздуха.
— прокачка вакуумным способом с помощью специальной установки RAPID CHARGE (Франция), заключающаяся в предварительном процессе создании вакуума в гидравлической части привода сцепления с последующим заполнением системы тормозной жидкостью под давлением 3 кгс/см2.

Внимание:

если была замена ПГУ на новый, прокачка с помощью педали привода сцепления, с созданием переменного усилия в гидравлической части привода не допускается, поскольку при данном способе прокачки не происходит заполнение пространства перед клапаном управления усилителя и привод будет работать с запозданием.
Проверка после установки:

1. После завершения прокачки померить максимальный ход штока пневмогидравлического усилителя, который должен быть не менее 14 мм (для сцеплений ГАЗ, ПАЗ) и не менее 18 мм (для сцепления ЯМЗ).
2. Померить давление, создаваемое в гидравлическом цилиндре ПГУ или произвести замер объема вытесненной жидкости при однократном нажатии на педаль сцепления, отвернув клапан прокачки, которое должно составлять 7-8 см3.
При подаче давления воздуха не менее 7 кгс/см2 на вход усилителя, давление жидкости должно быть не менее 4 кгс/см2.
3. После прокачки гидравлической части усилителя максимальный перекос по вылету штока во время нажатия на педаль сцепления не должен превышать ±1.50 от исходного состояния.
4. Для усилителей, оснащенных механическим датчиком износа накладок диска сцепления необходимо убедиться в том, что наконечник датчика не выступает из корпуса пневматического цилиндра усилителя, при необходимости, его нужно утопить до касания в защитный чехол. По мере износа накладок ведомого диска сцепления датчик «выходит» из корпуса пневматического цилиндра и, по нанесенной на датчике разметке, потребитель определяет степень суммарного износа накладок.

Как прокачать сцепление в МАЗе

Регулировка и прокачка сцепления МАЗ — необходимая процедура, которая бывает необходимо для качественной эксплуатации транспортного средства. Объясняется это тем, что узел испытывает серьезные нагрузки, в связи с чем при изменении передачи может появиться посторонний шум или вовсе треск.

В любом случае при обнаружении неисправности рекомендуется как можно быстрее выполнить диагностику состояния узла, а также провести его настройку или полностью прокачать конструкцию сцепления. Как прокачать сцепление на МАЗе? С этим вопросом стоит разобраться подробно.

Осмотр и техническое обслуживание привода сцепления

Диагностика узла сцепления подразумевает выполнение таких действий, как:

  • полный осмотр системы привода;
  • настройку педали узла;
  • настройку полного хода муфты.

Также в процессе диагностики может потребоваться прокачка ПГУ на МАЗе и регулировка хода толкателя. При необходимости выполнить все процедуры можно своими руками, не прибегая к помощи специалистов.

Читайте так же:
Как отрегулировать дисковые тормоза на велике

Осмотр и техобслуживание сцепления

Прежде всего, стоит рассмотреть, из чего состоит привод сцепления. Конструкция данного элемента включает следующие детали:

  • педаль;
  • пружину;
  • основной и рабочий цилиндры.

Последний при этом оборудован пневматическим усилителем. Дополнительно конструкцией предусмотрены различные трубы и шланги. Они используются для транспортировки рабочей жидкости. Жидкость при этом поступает от главного цилиндра. Через специальный шланг осуществляется ее передача в пневматический усилитель и компенсационный бак.

Любые действия по настройке или прокачке ПГУ МАЗ требуют проведения полного осмотра системы привода автомобиля. Чтобы это сделать, потребуется:

  1. Проверить герметичность элемента. Выполняется это посредством нажатия на педаль около двух-трех раз. Обнаружить утечку воздуха можно на слух. Если утечка слабая, и никаких посторонних звуков не слышно, то проверяется она визуально с помощью мыльного или другого раствора. При обнаружении поломки выполняется подтяжка или полная замена вышедших из строя элементов.
  2. Проверить состояние жидкости и ее уровень внутри бачка компенсатора. Оптимальный объем жидкости должен находиться на 15-20 мм ниже кромки горловины емкости. Если уровень снижен, то необходимо долить ее до нужного объема. При этом важно использовать жидкости одной марки, иначе могут возникнуть проблемы при эксплуатации.
  3. Проверить работоспособность оттяжных пружин, которые закреплены за педалью сцепления и рычага вала вилки. Если обнаружена неисправность, ее необходимо устранить путем замены элементов.

Дополнительно во время осмотра следует проверить, насколько затянуты болты крепления, отвечающие за фиксацию пневматического усилителя, а также слить испорченный конденсат, который находится внутри усилителя.

Прокачка сцепления

Многие владельцы МАЗов хорошо знают о проблемах, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации автомобиля. Среди таких проблем довольно распространенной является попадание воздуха внутрь гидравлического элемента узла сцепления.

Среди причин, приводящих к такой неприятности, выделяют:

  • повреждение труб;
  • слабую затяжку определенных частей.

Существует последовательность действий, с помощью которой удается прокачать сцепление МАЗа и восстановить или даже улучшить работоспособность целого узла.

Материалы и инструменты

Перед тем, как приступать к работе, следует подготовить необходимые инструменты и материалы. К основному оборудованию, которое может потребоваться во время ремонта, можно отнести:

  1. Тормозную жидкость. Рекомендуется быть максимально аккуратными с использованием этой жидкости, так как ее состав ядовит.
  2. Набор инструментов, который есть у каждого водителя.
  3. Емкость, в которой потребуется вылить тормозную жидкость.
  4. Шланг. Диаметр шланга должен совпадать с диаметром сливного отверстия.

Также потребуется найти помощника, так как в одиночку справиться с задачей будет практически невозможно. К тому же прокачивать сцепление вдвоем или даже втроем будет намного удобнее. Если найти помощника не удалось, то рекомендуется подыскать подходящее устройство, с помощью которого удастся зафиксировать педаль сцепления. Таким устройством может стать рейка или, например, палка из дерева или металла.

Пошаговая инструкция

Многие задаются вопросом, как прокачать ПГУ в МАЗе? Устранение воздуха и прокачка гидропривода осуществляются в несколько этапов. Каждый из них представляет собой выполнение следующих действий:

  1. В первую очередь, владельцу авто потребуется снять пробку, которая установлена на бачке. Делается это для того, чтобы впоследствии внутрь можно было залить тормозную жидкость до уровня в 1,5 см выше границ крышки емкости.
  2. Далее необходимо выполнить демонтаж колпачка, расположенного в месте, где находится перепускной клапан. Когда действие будет выполнено, нужно соединить с клапанной головкой шланг и затем вставить другой конец этого шланга в емкость, где залита тормозная жидкость.
  3. Третий шаг заключается в откручивании перепускного клапана либо на половину оборота, либо на полный оборот. Далее принцип работы прост. Владельцу авто после потребуется надавить на педаль как можно более резко, чтобы она быстро уперлась в ограничитель. Сделать это нужно так, чтобы был прекращен выход воздушных пузырьков, образовывающихся внутри жидкости.
  4. В процессе прокачки следует доливать жидкость внутрь бачка, при этом наблюдая за тем, чтобы объем не уменьшался и не поднимался выше 4 см до края верхней границы горловины емкости.
  5. Когда прокачка будет завершена, следует закрутить до упора перепускной клапан, не отпуская при этом выжатую до упора педаль, а также удалить шланг и вернуть на место колпак, зафиксировав его положение.
Читайте так же:
Отвертка для регулировки карбюратора бензопил husqvarna своими руками

Завершение прокачки подразумевает очередной влив жидкости внутрь бачка с целью достижения оптимального объема и продолжения эксплуатации транспортного средства.

Оценить успешность выполненной задачи можно по тому, как будет работать толкатель пневматического усилителя. Если полный ход был достигнут, значит, работа была выполнена правильно. То же самое может продемонстрировать жидкость внутри основного цилиндра, которая в процессе движения машины и работы сцепления не содержит воздух и находится в оптимальном объеме.

Регулировки

Если не было обнаружено серьезных поломок и замена элементов конструкции или прокачка сцепления не требуется, можно выполнить регулировки ряда деталей. Это позволит не только продлить срок эксплуатации узла сцепления, но также улучшить эксплуатацию транспортного средства.

Регулировка свободного хода

Размер свободного хода педали, отвечающей за сцепление, не должен превышать 6-15 мм. Измерить величину удастся с помощью стандартной линейки. Для этого ее потребуется упереть в пол кабины.

При обнаружении превышения приведенных показателей рекомендуется отрегулировать зазор, образующийся между толкателем узла и поршнем. Чтобы выполнить процедуру правильно, необходимо вытянуть педаль вверх до упора, а затем:

  1. Расшплинтовать гайку и ослабить ее с помощью ключа.
  2. Повернуть палец, который отвечает за соединение рычага с проушиной, которая находится вверху.
  3. Переместить педаль из верхнего положения до положения касания с поршнем на величину в 6-15 мм.

Далее останется только затянуть коронку и проверить надежность фиксации.

Регулировка свободного хода муфты

Муфта подшипника — один из важных элементов в узле. Величина свободного хода не должна быть более 4 мм с целью комфортного и быстрого включения сцепления. Проверить выполнение этого требования можно через перемещение рычага.

Для регулировки достаточно зафиксировать сферическую гайку толкателя пневмоусилителя и выполнить подсоединение пружины к конструкции рычага.

Регулировка толкателя сцепления

Величина полного хода должна быть более 25 мм. Только благодаря такому параметру удается обеспечить полное выключение конструкции сцепления. Если размер будет меньше, сделать это будет невозможно, что приведет к быстрой поломке узла.

Проверить полный ход можно путем нажатия педали сцепления до упора. Если все в порядке, то никаких проблем в виде посторонних звуков или затруднений при осуществлении действия не возникнет. Если же величины недостаточно, то рекомендуется проверить уровень жидкости внутри бака, а также отрегулировать свободный ход педали.

Прокачка сцепления МАЗ — процедура, несомненно, тяжелая, однако выполнимая самостоятельно при наличии помощника или упора. При этом совсем необязательно обращаться в специализированные центры, если владелец автомобиля знает его устройство и способен решить проблему, следуя инструкции.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector